На первую страницу

Открытые фонды: фарфор и керамика.

С давних пор Ростов Великий известен как город русской старины. Дух давно прошедших лет хранят в себе его стройные величавые храмы, памятники живописи и прикладного искусства. Среди произведений декоративно-прикладного искусства, хранящихся в Ростово-Ярославском музее-заповеднике, видное место занимает художественный фарфор. Фонд фарфора насчитывает более тысячи изделий отечественного и зарубежного производства. Художественный фарфор начинает поступать в Ростовский музей с первых дней его существования. Но до 1917 года поступления фарфора были довольно редкими. Коллекция значительно пополнилась в 20-е годы. Сейчас в нее входят изделия многих фарфоровых заводов России. Это вещи, изготовленные на Петербургском Императорском заводе, заводах Батентна, Корниловых, Ауэрбаха, Гарднера, Попова, Кузнецова, продукция крестьянских предприятий Подмосковья.

Самые ранние изделия Императорского завода датируются 80-ми годами 18 столетия, самые поздние -- 1913 годом. В основном -- это высокая по своим художественным и техническим качествам посуда и скульптура.

Немалую художественную ценность представляют изделия, входившие в состав известных сервизов -- Кабинетного, Яхтинского, Гурьевского, Константиновского. Они отразили целые этапы в развитии художественного фарфора. По своей форме эти предметы весьма несложны, ведущая роль здесь отводится росписи и, как правило, орнаментальной. В орнаментике преобладают растительные мотивы с различной степенью стилизации.

Менее условна, пожалуй, роспись Кабинетного сервиза (1795 год). В центре ее (зеркале) изображен итальянский пейзаж, а по борту на золотом фоне сплелись в спокойном ритме простые полевые цветы. Замечательна по художественному оформлению тарелка Яхтинского сервиза. Орнамент очень гармонично сочетается с ее формой. Стилизованные формы растительного орнамента образуют характерный для классицизма четкий ритм.

Отличительная черта Гурьевского сервиза -- роспись тарелок картинками из жизни простого люда. Одна из таких тарелок находится в собрании Ростовского музея. В ее зеркале изображены обручник и разносчик с корзинами.

Тремя предметами представлен в музейной коллекции Константиновский: тарелка мелкая, блюдо и ваза для фруктов. Они покрыты росписью, состоящей из элементов древнерусского орнамента. Автор эскизов этой росписи -- художник и археолог Ф. Солнцев. Из произведений скульптуры Императорского завода наибольший интерес представляют маленькая статуэтка "Девушка с цветами". изготовленная по модели А.К. Шписа, композиция "Влюбленные" А. Бозылева (обе -- середина 19 века) и "Дама с маской", выполненная по модели К.А. Сомова в 1913 году. Роспись решена в нежных тонах. Такое живописное решение не нарушает присущие фарфору светлоту и легкость. Другая скульптура изготовлена из бисквита (неглазурованный фарфор). Несмотря на то, что изображенная сцена несколько идеализирована, в облике юноши и девушки без труда узнаются русские национальные черты. Помимо фарфора Императорского завода, в музейной коллекции имеются изделия частных Петербургских предприятий Батенина и братьев Корниловых. Изделия завода Батенина относятся к 20-30 годам 19 столетия. В основном -- это вещи ампирного характера. Главная их особенность -- скрывающая фарфор позолота, а также перегруженность поверхности росписью. Но при всем этом нельзя не отметить мягкий колорит цветочных орнаментов. Среди изделий завода Корниловых встречается не только отдельная посуда, но и сервизы. Один из них -- столовый -- изготовлен в конце 19 века для ростовских дворян Леонтьевых. Все предметы сервиза имеют простые строгие формы, подчеркнутые тонкой золотой обводкой. На каждом из них -- изображение родового герба заказчика. Чайный сервиз, относящийся к третьей четверти 19 века, совершенно противоположен первому: форма предметов очень сложна, мелкие детали выполнены в виде виноградных лоз и кореньев.

Большое место в коллекции музея занимает фарфор крупнейших частных заводов Ф. Гарднера и А. Попова под Москвой. Большинство изделий завода Гарднера датируются 18 веком. Среди посуды этого времени особенно заметны вазы-корзиночки и тарелки с ажурными бортами. Техника изготовления этих изделий достаточна высока. В этом они нисколько не уступают аналогичным предметам императорского завода того же времени. Среди образцов гарднеровской скульптуры 18 века самой ранней в собрании Ростовского музея следует считать двухфигурную композицию "Прогулка влюбленных". Здесь довольно ощутимо подражание мейсенским изделиям, что характерно для ранних статуэток завода Гарднера. Статуэтка "Косец" относится к концу 18 века. В это время скульптура Гарднера начинает обретать русский национальный характер. Отсюда ее популярность, особенно среди простого покупателя. Подлинно народный характер имеют скульптуры из бисквита 80-х годов 19 века "Пропойца", "Играющие дети", "Слепой нищий", "Сбитенщик". Последняя -- из широко известной серии "Торговцы и ремесленники". Посуда завода Попова первой четверти 19 столетия не богата по художественному оформлению. Сложные формы и насыщенные цвета росписи характерны для изделий 30-70 годов. Их красочная палитра весьма своеобразна: нежные оттенки розового цвета, богатая гамма зеленых тонов, очень глубокий по тону небесно-голубой кобальт. На некоторых вещах встречается пейзажная живопись. Скульптура завода Попова в собрании музея представлена небольшим количеством статуэток периода 40-70 годов. Они очень разнообразны по жанрам. Здесь и скульптуры, изображающие бытовые сценки "Охотник", "Мужик с балалайкой", Крестьянка с ягненком", и персонажи античной мифологии ("Венера с фавном"), и образцы анималистической скульптуры.

Другие крупные частные заводы России -- А. Ауэрбаха, И.Е. Кузнецова на Волхове, товарищества М.С. Кузнецова -- представлены в коллекции музея единичными экспонатами. В числе изделий последнего -- фаянсовая посуда Тверской фабрики. По своим техническим данным -- это вещи очень высокого качества, но в художественном оформлении заметно отсутствие вкуса. Поэтому на фоне таких изделий выгодно смотрится декоративное блюдо "Хлеб-соль" из фаянса. Оно изготовлено около 1900 года и в точности повторяет аналогичные изделия 80 годов завода Масленникова Тверской губернии.

Среди подмосковных крестьянских изделий выделяются три чайных сервиза. Два из них -- завода Храпунова середины 19 века, один -- завода Сафонова 1830 года. Вещи из храпуновских сервизов расписаны ярким цветочным орнаментом, на сафоновской посуде изображены пейзажи, весьма похожие на те, что встречаются на изделиях завода Попова того же времени, но более жесткие по тональности.

Радуют глаз краски росписи на изделиях завода Кудинова, братьев Новых, Фомина, братьев Барминых, Тереховых и Киселева, братьев Гулиных. Здесь без труда узнается почерк живописцев из народа.

Особую группу составляют изделия неизвестных заводов -- Гжелигжельский лубок 19 века. Близ села Гжель под Москвой издавна находилось большое количество керамических предприятий. Во второй половине 18 века они вырабатывали майолику, очень самобытную по пластике и художественному оформлению. Когда в 19 веке гжельские заводы стали выпускать фарфор, мастера Гжели продолжали традицию старой майолики, Для гжельского фарфора характерна свободная лепка формы, энергичная, яркая роспись.