Музей ростовского купечества

Экспозиция

Будуар





Будуар – дамская рабочая комната или дамский кабинет, который предназначался для чтения книг, письма, работы, отдыха, приемов. Обычно здесь находились письменный стол, женский рабочий стол, низкие диваны и кресла, библиотека, иногда швейная машина. Воспоминания А.Л. Кекина о своей матери позволяют представить образ женщины купеческого сословия: Любовь Ивановна «…не похожа… была на купчих, а на барыньку: невысокого роста, круглолицынькая, не худая, но и не толстая, средняя; беленькая, нежненькая, ... грациозная, с милыми голубыми глазками, прекрасные русые волосы и коса; прекрасного нрава, довольно умна. Нежная, кроткая, добрая… Мамочка хорошо вышивала, могла кроить… писала плохо… На фортепьянах играла с 3 пиесы, в преферанс играла по маленькой с дамами. Она не танцевала, кроме польского экосеза». Среди вещей матери Кекин называл «белый салоп с черным, как смоль, лисьим воротником», шелковые, атласные, бархатные платья. В торжественные дни она обязательно затягивалась в корсет, надевала закрытое платье, на голову накидывала «мантильку, сетку или легкий убор». Наряд дополнялся золотыми и серебряными украшениями, перчатками и ридикюлем.

В XIX в. купчихи отдавали предпочтение европейской моде. Материалом для нарядов служили батист, кисея, шелк, ситец, бархат; в оформлении часто использовали кружева и оборки. В то же время в магазинах, находившихся в центре города, можно было приобрести готовое платье, привезенное из Москвы или из-за границы. Наиболее распространенным видом верхней одежды были летние и зимние салопы и капоты, крытые атласом или шелком. Считалось, что «рассудительной женщине» не следовало одеваться «излишне модно». Рекомендовалось «лучше быть одетой слишком просто, нежели чересчур нарядно», туалет согласовывать с «часом дня», дома «постоянно быть готовой выйти к нечаянному гостю».

Традиционный русский костюм, состоявший из душегреи, сарафана и кокошника, в данный период вышел из повседневного обихода, подобные вещи сберегались в сундуках как реликвии. В семье Кекиных хранились кокошник, украшенный жемчугом и камнями, и душегрея, принадлежавшие Анне Андреевне Кекиной (жене Ивана Григорьевича Кекина). В 1885 г. данные предметы, а также пояс Максимилиана Алексеевича Кекина и шкатулка для швейных принадлежностей, были переданы А.Л. Кекиным в дар Ростовскому музею.

Важным событием в жизни женщины была свадьба. В Ростове за 1-3 дня до нее в доме невесты совершался сговор – старинный обычай, который в середине XIX в. не сохранился в столичных городах. По воспоминаниям А.Л. Кекина, он начинался в 7 часов вечера. В 8 часов торжественно встречали жениха и его родственников. Священник служил литию, во время которой совершалось «полное» обручение, новобрачные менялись кольцами. Затем жених вручал подарки членам семьи невесты и прислуге. Присутствующие пили шампанское «за здоровье новообрученных»; затем подавали чай и кофе. Сговор заканчивался балом.