На первую страницу

«Мелодии ростовской эмали»

Л.В. Смирнова "Цвет нездешний"
Е.В. Смирнова "Богородица Достойно есть"
Е.В. Леонов "Улица в Борисоглебе"
Открытие

Под таким названием в выставочном зале Музея финифти открылась выставка финифти, живописи, графики Евгения Леонова, Ларисы и Екатерины Смирновых. Их профессиональные интересы выходят за пределы живописи по эмали в другие сферы творческой деятельности: живопись маслом, графику, художественную фотографию; но при этом приоритет отдается живописи по эмали.

Лариса Владимировна Смирнова мастерству художника училась в Федоскинской школе миниатюрной живописи (1980-1984); с 1984 г. приехала по направлению в Ростов, со временем освоив почти все жанры, характерные для ростовской финифти ХХ в.

Много интересных оригинальных произведений ею создано в тематической и цветочной миниатюре, она много читает и под впечатлением прочитанного пишет эмали (панно «Золотая роза» навеяно одноименным произведением К.Г.Паустовского, «Час воли Божией» - Н.С. Лескова). Тема сказки и детства проходит сквозь все творчество художника, она не просто иллюстрирует произведения, но передает свои переживания, выливающиеся в оригинальные художественные образы. В экспериментальной группе фабрики Л.В. Смирнова работает с 1998 г., а в 2003 г. вступает в Союз художников России, активно участвуя в различных выставках.

В последние годы ее активно увлекает художественная фотография и режиссура, за это время она стала фото-летописцем фабрики «Ростовская финифть», запечатлевая наиболее интересные моменты творческого процесса.

Екатерина Владимировна Смирнова рисовать начала с детства, сказались корни: родная бабушка Екатерины - Лидия Николаевна Арефьева была мастером Учебно-показательной финифтяной школы в Ростове в 1910-1920-е гг. Е.В. Смирнова окончила Федоскинскую школу миниатюрной живописи (1980-1984), в 1984 году по направлению приехала работать на фабрику «Ростовская финифть» художником росписи по эмали, а в 1999 г. была принята в экспериментальную группу живописцев фабрики, в 2004 г. стала членом Союза художников России.

В настоящее время Екатерина Владимировна работает главным образом как иконописец, но и не оставляет вниманием классическую портретную миниатюру. Она принадлежит к числу художников, продолжающих традиции ростовской финифти.

Многие страницы творческой биографии Екатерины и Ларисы Смирновых пересекаются: например – учеба в Федоскино, работа на фабрике «Ростовская финифть», участие в работе иконописной группы, посещение занятий, проводимых В.И. Вахриной и А.Е. Зайцевым. И для той, и для другой девяностые годы ХХ века стали годами постижения основ православного искусства, с этого времени они вливаются в число художников-иконописцев, продолжающих традиции ростовской финифти. В последние десятилетия ростовским эмальерам удалось не только возродить былые иконописные традиции финифти, но и развить их, благодаря высокому профессиональному мастерству. Свою весомую лепту вносят Лариса и Екатерина Смирновы. Созданные ими произведения хранятся в музее фабрики «Ростовская финифть», Липецкой областной картинной галерее, Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль». Написанные ими иконы являются храмовыми моленными образами.

Евгений Викторович Леонов учился на художественно-графическом факультете Костромского педагогического института (1979-1984). Его дипломной работой была серия холстов, посвященных видам Ростова Великого (руководитель Народный художник СССР Алексей Павлович Белых). Евгений Викторович шлифовал мастерство живописца в самостоятельной работе и общении с художниками В.Н. Забелиными, Ю.Н. Куленковым, Ю.М. Барановым. Его пейзажи наполнены свежестью натурных впечатлений, нередко они сочны и темпераментны («Улица в Ростове», 2006; «Улица в Борисоглебе», 2007). Е.В. Леонов - реставратор фресковой и темперной живописи. В 1989-1998 реставрировал церкви Спаса на Сенях, Воскресения в Ростовском кремле и другие храмы Ростова Великого. В 2003 г. стал членом Союза художников России.

С 2003 года стал заниматься живописью по эмали. Миниатюра как форма сначала смущала, трудно было перестроиться на иную живописную манеру, но вскоре с помощью советов Заслуженного художника России А.Г. Алексеева, новый материал стал послушным. Метод работы А.В. Леонова таков: сначала он пишет пейзажи маслом с натуры, а затем переносит их на эмаль.

Авторы выставки, каждый по-своему выражая мысли и чувства, пишут иконы, тематические композиции, пейзажи и портреты. В их произведениях звучат свои мелодии или простые напевы, идущие от сердца, и только такое же чуткое сердце зрителя улавливает эти мелодии, и они уже продолжают звучать в его душе.

В.Ф. Пак