На первую страницу

Интермузей–2009

С 25 мая по 1 июня в Москве проходил 11-й Всероссийский музейный фестиваль «Интермузей–2009». Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» участвовал в фестивале в номинации «Наука в музее», представив каталог Р.Ф. Алитовой и Т.Л. Никитиной «Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского уезда XVIII – начала XX века».

Заявки для участия в номинации «Наука в музее» подали 32 музея России. Лауреатами стали три музея – Третьяковская галерея, Государственный музей-заповедник «Павловск» и наш музей, занявший первое место.

Стенные росписи XVIII – начала XX века, в отличие от знаменитых ростовских фресок XVII века, представляли собой неизученный и в значительной степени даже не обследованный материал. Его выявление и изучение началось с памятников Ростовского кремля, затем монастырей и храмов Ростова, и в дальнейшем, участвуя в музейной экспедиции, авторы проекта объездили все сохранившиеся церкви бывшего Ростовского уезда.

В 2001–2006 годах авторами проекта велось планомерное выявление, натурное обследование и фотофиксация стенных росписей в храмах Ростова и Ростовского уезда. В 2004 году экспедиционная работа получила поддержку в виде гранта Министерства культуры в рамках программы «Культура России». Натурные исследования проводились одновременно с изысканиями в архивохранилищах Ростова, Ярославля, Москвы и С.-Петербурга. В 2007 году работы завершились составлением каталога и подготовкой его к печати, и в 2008 году книга была опубликована издательством «Северный паломник».

Каталог обладает самостоятельной ценностью как историко-искусствоведческое исследование и к тому же имеет непосредственное практическое значение. В нем собран, представлен и осмыслен практически неизвестный материал. Фотографии и схемы стенописей позволяют представить как стилистику, так и современное состояние памятников. Особую ценность представляют впервые вводимые в науку имена художников – авторов или поновителей-реставраторов росписей.

Тема фестиваля этого года – «Музеи России – пространство культурных инноваций». Поэтому представленные проекты должны были отличаться новизной подходов, технологий, концепций. И как нельзя лучше соответствовал этим требованиям каталог стенных росписей, не имеющий пока аналогов в научной литературе.