На первую страницу

Концерт гитариста Дмитрия Нилова

афиша

В субботу 3 октября в Ростовском музее прозвучал концерт великолепного гитариста Дмитрия Нилова, прошедший в рамках проекта «Выдающиеся ростовцы». В рамках этого проекта состоялось уже два вечера, один из которых был посвящен Л.Н. Наумову, великому педагогу по классу фортепиано, другой – известному музейному деятелю В.Н. Иванову.

Встреча с Д.Ниловым была нам подарена судьбой – и счастливым стечением обстоятельств. Волшебные звуки его гитары пленяли любителей музыки Москвы, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Воронежа, Волгограда – всех не перечислить. Музыкант проехал более 14 тысяч километров по железным дорогам России и выступал с концертами в крупнейших залах 11 регионов России – от Мурманска до Иркутска. Дмитрий Нилов – победитель ряда национальных и международных конкурсов молодых исполнителей.

В программе концерта-встречи Д. Нилова на ростовской земле прозвучали произведения Алонсо Мударры, Исаака Альбениса, Иоганна-Себастьяна Баха, созданные для скрипки в переложении для гитары. Музыка исполнялась столь виртуозно, что зрители слушали, раскрыв сердца и души, со слезами на глазах. Бурю оваций вызвал номер «на бис» - «Тремоло» («Мое обращение к Богу») Балиуса. Исключительное исполнительское искусство Дмитрия Нилова пленило слушателей, которые долго не могли расстаться с маэстро.

Обладающий удивительным талантом, Д. Нилов окончил Государственную музыкальную академию имени Гнесиных, где его педагогом был профессор, Заслуженный артист России Александр Камиллович Фраучи, памяти которого и был посвящен удивительный концерт.

Александр Камиллович Фраучи – это один из лучших российских классических гитаристов-исполнителей. И он – уроженец нашего города, появившийся на свет в семье К.А. Фраучи (1922-1998). Сын известного деятеля советской разведки и контрразведки Артура Христиановича Артузова-Фраучи, Камилл Артурович был репрессирован. В начале 1950-х годов он оказался в Ростове, где работал преподавателем по классу скрипки в музыкальной школе.

Одна из его учениц Нина Федоровна Черезова до сих пор хранит память о своем учителе К.А. Фраучи.

В Ростове в 1954 г. родился его сын Александр. Свои первые шаги в музыке А. Фраучи сделал под руководством отца.

Затем семья Фраучи возвратилась в Москву, и Александр стал учиться у знаменитого гитариста Иванова-Крамского и его дочери в музыкальном училище при Московской консерватории. Но поскольку в самой консерватории не было класса гитары, Александр Камиллович продолжил обучение в Свердловской Государственной консерватории имени Мусоргского, по окончании которой началась его творческая жизнь, насыщенная гастролями по нашей стране, записями на телевидении и радио, преподавательской деятельностью, концертами по всему миру – от соседней Польши до США и Кубы.

Имя Александра Фраучи внесено в Большую советскую энциклопедию. С его именем связано открытие класса гитары в институте имени Гнесиных, академии Маймонида.

А.К. Фраучи подготовил более 100 лауреатов Всероссийских и международных конкурсов. С его помощью были открыты классы гитары в высших и средних музыкальных учебных заведениях Вильнюса, Нижнего Новгорода, Саратова, Ленинграда, Ростова на Дону и многих других городах нашей страны.

Профессор Александр Камиллович Фраучи воспитал целую плеяду блистательных гитаристов, известных концертирующих музыкантов. К сожалению, его творческая и педагогическая деятельность была прервана.

2 июня 2008 г. А.К. Фраучи скоропостижно скончался.

Е. Крестьянинова, Г. Никитина

Воспоминания о Камилле Артуровиче Фраучи

В 1953 году, окончив Песоцкую начальную школу, я вместе с другими ее выпускниками перешла в 5-й класс средней школы № 3 города Ростова, той, что на Ильинке. Все в городе улицу, где была школа, называли именно так, хоть и знали, что она Октябрьская.

И в том же году я стала учиться еще и в музыкальной школе. Мама очень хотела дать мне и музыкальное образование. В те времена в нашем городе люди с музыкальным образованием пользовались большим уважением. Видимо, сказывались культурные традиции, складывавшиеся в Ростове веками.

Совершенно особое отношение было к учителям музыкальной школы и даже к детям, которые в ней учились.

Музыкальная школа в те времена находилась в самом центре города, там, где сейчас находится редакция газеты «Ростовский вестник».

В школе было много маленьких классов и небольшой зал.

Но самое главное, что там было, это, конечно, учителя.

Помню, что мне хотелось учиться играть на пианино, но так как на этот инструмент денег у мамы не было, то меня приняли учиться играть на скрипке.

Класс скрипки преподавал тогда Камилл Артурович Фраучи. Он и стал моим первым учителем музыки. Был он тогда молодым, казался моложе других учителей.

Всегда собранный, подтянутый, ходил быстро, почти стремительно. Был очень серьезен, сосредоточен. Не могу сказать, улыбался ли он когда. Кажется, что никогда.

На уроках был очень строгим, требовательным. Болезненно реагировал на фальшивые ноты, очень нервничал, когда у меня что-то не получалось. Сердился, если я приходила на занятия, плохо выучив то, что было задано.

Как-то, увидев, что его строгость совсем уж подавила меня, сказал, что в детстве, когда его учили, ему еще не так доставалось. Кажется, говорил об особой строгости и требовательности отца.

Этот его рассказ помог мне понять, что строгость учителя объясняется его неравнодушием к ученику. Вспоминаю сейчас, как он волновался перед нашими экзаменами, как переживал на экзаменах за нас.

Конечно, я для него была трудной ученицей. Это, наверное, был как раз тот случай, про который говорят, что и медведей учат. Выше четверки мне на экзаменах не ставили, но помню, что в программы больших концертов, которые учащиеся музыкальной школы давали в городе, меня включали.

Особенно запомнился мне концерт в клубе имени Горького, в котором я играла «Хор охотников» Вебера. А ведь в этом концерте участвовали и старшие ученики Камилла Артуровича, на которых мы, начинающие, смотрели снизу вверх.

Помню, что особенно ярко выступил тогда Станислав Янчевский, который потом, окончив музыкально-педагогическое училище, преподавал в нем, а две его ученицы, окончив Собиновское училище, успешно получили высшее музыкальное образование в Петрозаводской консерватории.

У Камилла Артуровича я занималась два года. А потом он уехал. Говорили, что в Москву.

Было грустно.

Когда мы учились у него, то почти ничего о нем не знали. Знали только, что он итальянец. Знали его, как учителя и музыканта. Сам он играл на скрипке великолепно, но, к сожалению, его игру мы слышали очень редко.

И только через много лет в газете я прочитала о том, что ему и его близким пришлось пережить. Узнала и о том, что его сын стал музыкантом.

После отъезда Камилла Артуровича я занималась музыкой еще два года, но дальше учиться не стала. И дело было не в том, что сменился учитель, а во мне. Скрипка – очень сложный инструмент. Чтобы играть на ней, нужен особый слух, а у меня его не было. Наверное, сказывалось осложнение на уши, которое было после оспы.

И все-таки занятия музыкой не прошли бесследно.

Когда меня пригласили работать в музыкально-педагогическое училище преподавателем литературы и русского языка, мне было легче понимать студентов-музыкантов. Я уже знала, какой великий дар музыкальная одаренность, как его надо ценить.

Я уже знала, как непросто стать настоящим музыкантом, понимала, что этих людей надо беречь, уважать, ценить, любить и все им прощать.

Вспоминая свое детство, музыкальную школу, а особенно моих учителей, думая о них, всегда испытываю к ним чувство благодарности и другие самые добрые чувства.

Н.Ф. Черезова

Может быть, среди гостей нашего сайта найдутся ростовские ученики, знакомые Камилла Артуровича и Александра Камилловича Фраучи и пожелают поделиться о них своими воспоминаниями. Будем благодарны.

Елена Крестьянинова, Галина Никитина