На первую страницу

Сияет злато и лазурь

26 июня 2009 г. в 15.00 в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль» состоится открытие новой экспозиции «Сияет злато и лазурь», которая разместится в церкви Одигитрия. Храм был возведен в 1692-1693 гг. при митрополите Иоасафе Лазаревиче. Он представляет собой комбинацию объемов одноглавого четверика, далеко выдающегося трехапсидного алтаря и трапезной, покоящихся на подклете. Такой тип храма получил широкое распространение в московском зодчестве последнего десятилетия XVII в. В духе того же времени выполнено и декоративное убранство стен, где использованы формы, свойственные стилю «московское барокко». В интерьере храма выражен характерный для зодчества барокко контраст центрического (четверик) и продольного (трапезная) пространств. Бесстолпный интерьер церкви и трапезной украшен лепниной, сделанной в середине XVIII столетия в стиле рококо. Среди этого лепного убранства выделяются картуши с живописными композициями.

Музеефикация архитектурного памятника в большинстве случаев предполагает создание в его интерьере экспозиции. В теории и практике музейного дела уже сравнительно давно определился подход к приспособлению под экспозицию интерьера, имеющего самостоятельную архитектурно-художественную ценность. Суть его сводится к тому, чтобы при размещении экспозиции не нарушались особенности интерьера, а экспозиционная тема соответствовала характеру памятника. Однако всякие основополагающие принципы требуют конкретизации, как только дело касается конкретного объекта музеефикации.

В нашу задачу входит создание экспозиции в памятнике, внешний и внутренний облик которого сформировался в эпоху барокко и рококо. Поэтому представляется вполне естественным, что будущая экспозиция должна включать памятники искусства XVII- XVIII вв. из собрания ГМЗ «Ростовский кремль», обладающие признаками названных стилей. Немаловажным фактором в данном случае является и то, что экспозиция внедряется в храмовый интерьер. А значит, при ее формировании необходимо отдать предпочтение культовым предметам.

Название экспозиции заимствовано из поэтического произведения выдающегося деятеля эпохи русского барокко М.В. Ломоносова. Именно сочетание «злата и лазури» с белым, по меткому замечанию известного исследователя русского искусства XVIII в. Т.В. Алексеевой, определяет колористику барочной архитектуры.

Владимир Зякин