Ростов великий. Ростовский кремль

rostmuseum@gmail.com

rostkreml@mail.ru

Музейного посетителя надо вырастить.



8 октября исполнился ровно год, как детский музейный центр музея-заповедника « Ростовский кремль» переехал в отдельное здание. В распоряжении детей был отдан старинный дом купцов Копериных, построенный еще в 19 веке. Коперины занимались в Ростове сапожным ремеслом. Они скупали кожу в уезде и шили сапоги. Но об истории рода, семьи, дома возможно будет узнать в рамках дня открытых дверей, который и приурочен к знаменательной дате. В течение года ныне четвероклассники, ученики гимназии им. Кекина, осуществили исследование о роде Копериных. Этот труд и был представлен в рамках первого дня рождения в доме Копериных.

Около трех тысяч юных ростовцев и гостей города ежемесячно посещают детский музейный центр, становятся активными участниками его образовательных, экскурсионных, праздничных программ. Детский музейный центр сотрудничает со всеми дошкольными и образовательными учреждениями города Ростова и района. Его программы насыщены, разнообразны, познавательны. Сейчас сотрудники Детского музейного центра работают над созданием и апробацией программы дополнительного образования младших школьников « Ростововедение».

Сотрудники музея прекрасно понимают, что растить музейного посетителя, интересующегося всем многообразием мира человека надо с самого раннего детства. Эти вопросы и решаются в стенах Детского музейного центра. К тому же это прекрасная база для изучения истории , культуры своего города.

Вот уже целый год как Детский музейный центр переехал в отдельное здание на ул. Окужной. Дом, построенный еще в 19 веке, принадлежал купцам Копериным, сапожных дел мастерам. Семья была небогатая и след в истории города оставила небольшой. Узнать тайны дома, увидеть как жила семья купцов, чем был наполнен их быт и досуг на первый взгляд казалось невозможным. Когда сотрудники Детского центра въехали в отреставрированный особняк Копериных, о хозяевах дома не было известно практически ничего - короткая справка из архива. За год работы, силами ребят, приходящих в Центр, история дома начала оживать.

На своем первом дне рождении на новом месте, ребята четвероклассники гимназии А.Л. Кекина, под руководством своего учителя Корекиной О. А. рассказали гостям о доме и о семье Копериных. Благодаря этим одаренным детям, все присутствующие окунулись в некогда забытую атмосферу купеческого дома. На празднике были потомки купцов, и они подтвердили правдивость рассказанной гимназистами информации.

Но помимо праздничных поздравлений и выступлений в этот день, в доме Копериных собрались специалисты музейной педагогики и за круглым столом обсуждались весьма серьезные дела. Гости из Переславского и Ярославского музеев-заповедников, Ярославского художественного музея и музея-заповедника Н. А. Некрасова «Карабиха» собрались в этот день, чтобы решить вопрос об интеграции в области детских музейных центров. С инициативой объединиться для обмена опытом и межмузейного общения, выступила Ю. В. Стихарева, первый заместитель ГМЗ «Ростовский Кремль». «Растить музейного посетителя, интересующегося всем многообразием мира человека надо с самого раннего детства», - позиция Детского музейного центра Ростовского Кремля и с ней согласились все присутствующие.

Музей – особая образовательная среда. И в музей идут отнюдь не только для того, чтобы увидеть самую большую статую, самую драгоценную коллекцию бриллиантов или самую редкую икону. В работе с детьми ставка делается на развитие представлений детей о мире, способность наблюдать, классифицировать и генерировать информацию, соотносить себя с данным ареалом проживания. Программы, разработанные сотрудниками Детского музейного центра уникальны в своем роде. В рамках круглого стола хозяева Центра поделились своим опытом работы, рассказали о своих программах: они об истории дома, в котором находится музей, о том, как учились их сверстники в далеком прошлом, о праздниках и традициях родного края, о Родине («Родиноведение»). Одни из них ориентированы на детей-дошкольников, другие – на среднее и старшее звено школы, но для каждой группы детей они интересны и познавательны. Во многие из них включены элементы кукольного театра, формы творческой деятельности, игр. Благодаря этим составляющим, история может заговорить, ожить. Главное – что все программы способствуют развитию интереса детей к истории, родному краю и музею. Радость, игра, смех-часть процесса познания. Благодаря сочетанию информации и приятной эмоции наполняется смыслом процесс обучения в музее.

Детский центр за этот год, показал себя как динамично развивающийся образовательный центр, сотрудники-педагоги нацелены на эксперимент, новые формы музейного проектирования и оригинальные методики работы. Этим можно объяснить успешность их деятельности и огромную популярность среди детей, родителей и педагогов, его посещают около трех тысяч юных ростовцев и гостей города ежемесячно.

Сегодняшняя российская школа, стремящаяся к гуманизации образования, начинающая работать в новых образовательных стандартах, обращаясь к мировой и отечественной истории и культуре, духовным ценностям, должна увидеть в музее своего незаменимого союзника на пути развития личности ребенка.