Ростов великий. Ростовский кремль

rostmuseum@gmail.com

rostkreml@mail.ru

Историческая справка

Запрестольный резной полихромный деревянный крест – выдающееся произведение древнерусского искусства середины XVI века – поступил в Ростовский музей церковных древностей, как показало тщательное изучение источников, между январем и мартом 1886 года из церкви Богоявления села Угодичи, располагавшегося в 15 верстах от Ростова Великого, на противоположном от города берегу озера Неро. В том же 1886 году произведение было записано в музейную инвентарную Книгу и тогда же включено в первый Путеводитель по музею (Бычков Ф.А. Путеводитель по Ростовскому музею церковных древностей. Ярославль, 1886. С. 8). К передаче креста в ростовское «древлехранилище» были причастны люди, чьи имена неотделимы от истории местной культуры XIX века – настоятель угодичского храма о. Федор Карашев, автор изданного в Ярославле в 1878 году «Краткого описания Богоявленского храма в селе Угодичах», и староста этой церкви – известный историк из крестьян А.Я. Артынов.
В Белой палате Ростовского кремля крест, датированный тогда XVI-XVII веками, экспонировался на самом почетном месте – «у столба, против входных дверей», под памятной мраморной доской об основании музея и портретами митрополитов Ионы Сысоевича, Св. Димитрия Ростовского и Арсения Мацеевича. Это обстоятельство зафиксировано не только в музейных Путеводителях 1886 и 1911 годов, но и на одной из сохранившихся старинных фотографий экспозиции. На ней мы видим также, что крест был установлен как бы на престоле со старинной вышитой замечательной красоты индитией – «одеждой», в которую облекаются престолы православных церквей. Центральное место, которое заняло это произведение в музейной экспозиции, безусловно, объяснялось не только его древностью и художественными достоинствами, но принадлежностью к традиционному ростовскому искусству резьбы по дереву и, прежде всего, составом изображенных на нем святых – иконографической программой, тесно связанной с историей Ростова Великого.
Многочисленные изображения, выполненные в технике низкорельефной резьбы, располагаются по обеим сторонам шестиконечного креста. Исполненная страдания и, одновременно, величественного покоя фигура распятого Спасителя с изображенными в небольших медальонах выразительными полуфигурами предстоящих – Богоматери, Иоанна Богослова, Марии Магдалины и Логина Сотника; вместе с представленными в нижней части креста «Вселенскими учителями и святителями» Николаем Мирликийским, Василием Великим, Григорием Богословом и Иоанном Златоустом, занимают лицевую его сторону. Небесно-лазоревый фон Распятия – один из символов пребывания в Вечности – прочитывается в этом произведении как небо над Иерусалимом, чьи здания видны на втором плане, за фигурой Спасителя. На оборотной стороне креста – одиннадцать изображений русских святых, восемь из которых своей жизнью и подвигом веры связаны с Ростовом. Это первый по времени из прославленных Ростовских святых епископ Леонтий (+1073), его преемники святители Исайя (+1090), Игнатий (+1288), Иаков (+1391). Сонм преподобных – святых из монахов – представлен изображениями Авраамия Ростовского (XI-XII в.), уроженца Ростова Великого Сергия Радонежского (+1392), местночтимого тогда святого преподобного Петра, царевича Ордынского (+1290), а также юродивого, блаженного Исидора (+1474). Все эти святые были канонизированы к общецерковному или местному почитанию к 1553 году, чем и определяется нижняя дата возможного создания креста. «Здесь размещен обширный пантеон святости <…> чудотворцы, прославленные и наиболее почитаемые в Ростове, его главные небесные заступники, олицетворявшие славу и святость древней ростовской Церкви» (И.А. Шалина). Сонм ростовских святых дополнен изображением ветхозаветного пророка Ильи, а также русских чудотворцев преподобных Макария Калязинского, Зосимы и Савватия Соловецких (все - XV век).

Сразу же и высоко оцененный ростовскими «археологами» – знатоками местного церковного художества, а со временем и столичными специалистами, крест из села Угодичи был опубликован в выходившем отдельными выпусками фундаментальном издании «Народные русские деревянные изделия: предметы домашнего хозяйственного и отчасти церковного обихода» (Вып. XII. М.,1914. Табл. 196), осуществленном председателем петербургской Императорской Археологической комиссии графом А.А. Бобринским.

Судьба этого произведения «в темные» для истории Ростовского музея 1930-1950-е годы, когда многие из его экспонатов «распределялись» по другим собраниям, а также целенаправленно «списывались», оказалась счастливой, и в 1962 году крест был отправлен на реставрацию в Москву, в Государственную Центральную Художественно-реставрационную мастерскую им. академика И.Э. Грабаря. В процессе этой работы (ее проводил реставратор Н.А. Крошечкин) крупнейший специалист в области русской деревянной скульптуры Н.Н. Померанцев убедительно датировал крест серединой XVI века. В Ростовский музей отреставрированное произведение вернется лишь двадцать лет спустя, в 1982 году – после окончания реставрации оно включалось в состав нескольких выставок, отечественных и зарубежных. В августе 1994 года крест из села Угодичи вновь окажется на первоначальном месте своего музейного пребывания, будучи представленным в новой тематической экспозиции «Ростовский музей церковных древностей. Опыт реконструкции» в Белой палате Ростовского кремля. В том же 1994 году выйдет в свет статья московской исследовательницы И.М. Соколовой «Об одной группе резных ростовских икон XVI века», в которой этот крест рассматривается как одно из наиболее совершенных произведений работавшей в то время в Ростове мастерской художественной резьбы по дереву (Сообщения Ростовского музея. Вып. VI. Ростов, 1994. С. 112-126).

Однако год спустя, ночью 11 августа 1995 года происходит одно из самых трагических событий в более чем столетней истории Ростовского музея – неизвестные злоумышленники, проникают в Белую палату и совершают дерзкое ограбление. Среди 356 похищенных экспонатов ценнейшим оказывается все тот же угодичский крест.

Осенью 2010 года крест был обнаружен в Германии, в частной коллекции, известным искусствоведом, экспертом Росохранкультуры, заместителем директора по научной работе Музея русской иконы Ириной Александровной Шалиной. Крест был выкуплен в целях его возвращения в Россию, и по доброй воле владельца и устроителя Музея русской иконы Михаила Юрьевича Абрамова передан по месту его первоначального хранения – в Ростовский музей. Торжественный акт возвращения реликвии состоялся 25 января 2011 года при открытии нового здания Музея русской иконы в Москве. Сотрудникам музея-заповедника «Ростовский кремль» крест вручил министр культуры РФ А.А. Авдеев.

После кражи произведение было демонтировано на отдельные части, очевидно, для удобства при нелегальном вывозе за границу, а затем собрано, при этом была сделана ошибка, так что лицевая сторона верхнего перекрестья с изображением Спасителя, херувима и серафима оказалась повернутой назад. Таким образом, общие композиции на той и другой стороне были искажены, что настоятельно требует решительного реставрационного вмешательства с целью восстановления подлинного вида произведения.

В статье И.А. Шалиной, публикация которой была специально приурочена к акту торжественного возвращения креста в законное место хранения, сказано: «Сотрудники Музея русской иконы и лично М.Ю. Абрамов искренне надеются, что уникальный памятник отечественного искусства более никогда не покинет пределов нашей Родины, будет достойно храниться в государственном музее «Ростовский кремль», экспонироваться там и восхищать зрителей, останется доступным для изучения специалистов и навсегда будет служить уроком щедрости и любви к нашему прошлому».

Е.В. Ким