Ростов великий. Ростовский кремль

rostmuseum@gmail.com

rostkreml@mail.ru

Ростов в «натуральных цветах»


С.М. Прокудин-Горский

В начале ХХ века имя Сергея Михайловича Прокудина-Горского (1863-1944) было широко известно. Изобретатель цветной фотографии, он работал по всей России, выступал на многочисленных съездах, получал награды на международных выставках, редактировал журнал «Фотограф-любитель», а почтовые открытки с надписью «Съ натуры. С. Прокудинъ-Горский. С. Петербургъ» продавались в любой лавке. После десятилетий забвенья о Прокудине-Горском, эмигрировавшем в 1918 г. во Францию вместе со своими работами, вновь заговорили в России в начале 2000-х гг.

Творческое наследие Прокудина-Горского на его родине стало доступным благодаря современным компьютерным технологиям. Тройные авторские негативы на стекле, хранящиеся ныне в Библиотеке Конгресса США, в 2000 г. были отсканированы и размещены на сервере Библиотеки. Это и стало исходным материалом для работы по воссозданию цветных фотографий в Ярославском Государственном университете им. Демидова. Восстановленные здесь фотографии в 2003 году были показаны в Ярославском музее-заповеднике, а в 2004, в рамках фестиваля «Музейная весна», экспонировались в Ростовском музее. Тогда на выставке было представлено пять фотографий, сделанных в Ростове.

Между тем, о работе Прокудина-Горского в Ростове Ярославской губернии сообщают некоторые материалы музейного архива, которые, несмотря на обилие посвященных мастеру исследований, еще не были опубликованы.

Один из таких документов – «Книга посетителей Ростовского музея церковных древностей» – содержит автограф Сергея Михайловича: «Профессор Санкт-Петербургского Технологического Института состоящий в командировке по Высочайшему соизволению для воспроизведения древних памятников в России С. Прокудин-Горский с помощниками: Д. Прокудиным-Горским, Н. Селивановым, С. Карасовичем. 18/ по 27 июля 1911 г.» Таким образом, эта запись с точностью до дня позволяет датировать сроки его работы в Ростове. Копия его удостоверения сообщает о том, что «предъявителю сего профессору Санкт-Петербургского технологического института им. Императора Николая I поручено Комитетом для устройства празднования 300-летия Царствования Дома Романовых произвести повсеместно в Империи фотографические снимки в красках для надобностей Комитета» и содержит просьбу «оказать С.М. Прокудину-Горскому возможное содействие в выполнении возложенного на него поручения».

К этому времени Сергей Михайлович, по его собственным словам, уже «четыре года ездил с соизволения Государя Императора по всей России». Свою задачу он видел в том, чтобы «оставить точный документ для будущего», а «фотографирование в натуральных цветах применить к сохранению древних памятников». В этой работе он руководствовался, по его собственному сообщению, «указаниями и этнографов, и художников, и, главным образом, местных людей, которые знают свое место больше, чем кто-либо». Проводником Прокудина-Горского по Ростову выступил Иван Александрович Шляков (1843-1919), ученый, художник, хранитель музея и знаток ростовских древностей, который, по словам фотографа, «сейчас дрожит над всем этим и спасает все».

На ростовских снимках Прокудина-Горского представлены панорамы города, кремль, монастыри, приходские церкви, различные помещения музея и его отдельные экспонаты. Можно со значительной долей уверенности предположить, что выбор памятников, наиболее выигрышных точек зрения, запечатленных Прокудиным-Горским, определялся Шляковым. Фотограф работал в Ростове много и вдохновенно: «Что касается Ростова, то снято все, что можно». Сейчас известно 93 снимка на ростовскую тему, и это гораздо больше, чем в других местах региона, обозначенного им как «Волга и ее притоки». Для сравнения – во Владимире, где Прокудин-Горский побывал в то же лето, им было сделано только 11 кадров.

В декабре этого же года, во время обработки отснятых материалов, С.М. Прокудин-Горский присылает И.А. Шлякову письмо: «Глубокоуважаемый Иван Александрович. Обращаюсь к Вам со следующей покорнейшей просьбою. Мне необходимо получить более или менее подробные сведения о предметах снятых в Ростовском музее. Для этой цели я сегодня отправлю Вам посылочку, в которой находятся фотографии в маленьком виде. К каждой приклеена чистая бумажка, на которой я покорно прошу написать все сведения о данном предмете. Особой спешности в этом деле нет, но во всяком случае к середине января мне необходимо получить, так как в феврале я буду делать по этому вопросу (т.е. о Ростове) сообщение в Царском Селе Государю Императору. Очень буду рад получить от Вас известия о Вашем здоровье. Покорно прошу Вас всем добрым знакомым передать мой привет, а Вас прошу принять мои наилучшие пожелания. С истинным уважением С. Прокудин-Горский. 8 декабря 1911 г. Санкт-Петербург». Просьба была незамедлительно выполнена, о чем свидетельствует соответствующая квитанция в Делах музея и, конечно, те точные и подробные аннотации, которые сопровождают ростовские фотографии.

К сожалению, мы не располагаем данными о том, как прошла демонстрация снимков из Ростова в Царском Селе. Известно, что в своих дневниковых записях Николай II отмечал доклады Прокудина-Горского. Сам же фотограф вспоминал: «Специальные сооружения Министерства путей сообщения, как то плотины, выемки для железнодорожного пути, разные мосты – Государя не могли интересовать так, как интересовали Его как русская старина, древние памятники и красоты природы». Все это есть в фотографиях ростовского цикла.