Ростов великий. Ростовский кремль

rostmuseum@gmail.com

rostkreml@mail.ru

Рисунок, акварель, пастель конца XVIII – начала XX вв. в собрании Ростовского музея


10 ноября, в 128-ю годовщину Ростовского музея, открылась выставка «Рисунок, акварель, пастель конца XVIII – начала XX вв.» Она завершает череду выставочных проектов, подготовленных к 90-летию Картинной галереи музея. Для выставки отобраны лучшие образцы из небольшого, но представительного собрания русской оригинальной графики. В экспозиции более 30 уникальных произведений 21 автора, позволяющих судить о богатстве и разнообразии коллекции Ростовского музея. Многие листы экспонируются впервые.

Выставка открывается портретом И.М. Ушакова работы неизвестного художника конца XVIII в., исполненного в технике пастели. Пастель – живопись мягкими цветными карандашами – широко бытовала в России в XVIII в. Портрет привлекает тонкостью колорита, бархатистостью и нежностью тона.

Произведения К.К. Гампельна (1794-после 1800) и И.-Е. Вивьена (1793-1852), К.И. Барду (1750-после 1842), Е.Ф. Крендовского (1810-не ранее 1854) характеризуют такое явление в русском искусстве первой половины XIX в. как «маленький» портрет – рисованный, исполненный акварельными красками, способный передавать живое непосредственное впечатление от натуры. Этот тип портрета имел широкое распространение и составлял неотъемлемую часть дворянского обихода. Все представленные на выставке портреты поступили из усадьбы Леонтьевых в селе Воронине Ростовского уезда, где сохранялись более ста лет.

Работа академика П.Ф. Плешанова (1829-1882), вероятно, является эскизом к неосуществленному или утраченному ныне парадному портрету известного купца благотворителя Д.М. Плешанова, дяди художника. Произведение поступило в музей из Плешановской богадельни, после ее закрытия.

Интерес к родной старине и страсть к путешествиям обусловили широкое распространение в России в первой половине и середине XIX в. видового или топографического пейзажа. Подобные работы оценивались по степени интересности мотива, а уже затем по степени его живописных достоинств. В полном согласии с приемами художников-топографистов, стремящихся дать наиболее удачную точку зрения, построена композиция видов сел Поречья и Угодич ростовского художника В.Г. Башкова (1815-1860).

Акварель «Кремль или бывший архиерейский дом» (1844) кисти знаменитого романовского рисовальщика И.М. Белоногова (1800-1871) выполнена по заказу ростовского купца мецената и коллекционера П.В. Хлебникова. На акварели с большой долей документальности воспроизведен главный архитектурный ансамбль города. Художник изобразил парадную и красивейшую часть кремля, открывающуюся с запада, со стороны Московской дороги. Справа от кремля – небольшой участок озера Неро, со скользящими по водной глади лодками. На площади крохотные фигурки спешащих прохожих, разносчиков, повозки играющие роль стаффажа, в то же время подчеркивают грандиозность архитектурного ансамбля. Виртуозность и тонкость исполнения, мягкий колорит, легкость и прозрачность акварелей выдают руку подлинного, незаурядного художника. Видно превращение топографического рисунка, в пейзаж акварельными красками.

Творчество академика исторической и портретной живописи, археолога, реставратора и иконописца Ф.Г. Солнцева (1801-1892) оказало «сильнейшее воздействие на всю эпоху, на творчество целых поколений, утверждая русский стиль» (И. Богатская). Ростовский музей обладает 30 работами художника. Это картоны икон, исполненные Солнцевым в 1884-1889 гг. для Успенской и Александросвирской церквей в селе Ваулове Романов-Борисоглебского уезда Ярославской губернии по заказу владельца имения сенатора В.П. Мордвинова. На его средства в конце XIX в. в Вауловских церквях велись большие восстановительные работы. На выставке представлены картоны икон: "Св. равноапостольный вел. кн. Владимир", исполненный Солнцевым для Успенской церкви с. Ваулова и "Святые Кирилл и Мефодий, просветители славян", заказанные Мордвиновым ко дню празднования тысячелетия кончины святителя Мефодия, архиепископа Моравии и Паннонии (6 апреля 1885 г.)

К началу 1903 г. В.П. Мордвинов принял решение подарить Ваулово С.-Петербургскому Иоанновскому монастырю, созданному трудами св. праведного Иоанна Кронштадского. 19 августа 1903 г. Вауловское имение было переименовано в Вауловский Успенский женский скит С.-Петербургского Иоанновского женского монастыря. В 1906 г. В.П. Мордвинов передает в Ростовский музей церковных древностей реликвии древнего дворянского рода, грандиозный семейный архив, библиотеку, портреты, в том числе и произведения Ф.Г. Солнцева.

Представленные на выставке произведения выдающихся русских художников С.И. Васильковского (1854-1917), К.А. Коровина (1861-1939) поступили в музей в 1920-е гг. из Государственного музейного фонда и были включены в первую экспозицию Картинной галереи. Здесь же экспонировалась и акварель «В Ростовском Борисоглебском монастыре» (1909) кисти П.И. Петровичева (1874-1947), художника, чья личная и творческая судьба была тесно связана с Ростовом и Ростовским музеем. Эта работа, запечатлевшая великолепный архитектурный ансамбль XVI-XVII веков древней обители в 18 верстах от города, принадлежит к одним из первых поступлений в открывшуюся Картинную галерею и является даром Ростовских педагогических курсов. Вторая экспонируемая акварель П.И. Петровичева «Зимний мотив» (1910-е) подарена в музей дочерью художника Н.И. Петровичевой в 1998 году. Оба произведения относятся к периоду расцвета творчества П.И. Петровичева, и представляют собой архитектурные пейзажи – излюбленный жанр художника.

Н.Н. Сапунов (1880-1912), автор композиции “Шиповник”, как и многие соученики П.И. Петровичева по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества, не раз бывал в Ростове. «Из ростовских церквей, – вспоминает участник этих поездок Б. Липкин, – Сапунов увез свою голубо-желтую излюбленную гамму». Мемуарист имеет в виду основные колористические созвучия церковных стенописей, использованные здесь в полу-декоративной цветочной композиции.

Ростовский музей обладает значительной коллекцией произведений талантливого, рано умершего московского художника 1910-х годов А.И. Дмитриева (1893-1921). За 28 лет своей жизни он успел окончить художественную школу Ф. Рерберга, поучаствовать в оформлении драматических спектаклей в Малом театре, опер и балетов – в Большом, оформить постановки пьес К. Гольдони и М. Горького в Первом передвижном театре Рогожского-Симоновского района Москвы. Принимал участие в выставках, чаще всего, пейзажами. С 1913 г. нередко гостил в Ростове у своей старшей сестры К.И. Шухвостовой, работавшей врачом в земской больнице. Им было создано множество этюдов и картин с видами Ростова. В работах, представленных на выставке, Дмитриев запечатлел сцены из провинциального городского быта. Широта красочного мазка, обобщенность и свобода расположения цветовых пятен сближают эти работы с театральными декорациями тех лет.

Поступившая в музей в 1922 году в музей значительная коллекция произведений художников 1900-1920-х годов отражает основные «левые» направления в искусстве того времени. Сохранившиеся до наших дней 11 рисунков позволяют проследить эволюцию от сезаннизма «Бубнового валета» до беспредметных композиций Л.С. Поповой, И.В. Клюна и др. Среди тех, кто открывал для себя новейшие художественные движения Запада и тем самым решительно обновлял язык собственного искусства, была А.А. Экстер (1882-1949), которая первой из русских художников приобщилась к практике кубизма. С 1907 года и вплоть до 1914, она регулярно и подолгу жила и работала в Париже, общаясь с П. Пикассо, Ж. Браком, Ф. Леже, с итальянским футуристом Арденго Соффичи. Со второй половины 1910-х годов художница приходит в театр. Работая над декорациями и эскизами костюмов, она использует свои кубофутуристические открытия в станковой живописи. Не случайно оформление Экстер знаменитых постановок А.Я. Таирова в московском Камерном театре считается первым в мировом искусстве выходом кубизма на сцену. Художница много лет продолжала работу для театра и эстрады, оформляя драмы, балет, ревю, современные танцы. В Ростовском музее хранятся два ее эскиза танцевальных костюмов. Они, вероятно, предназначены для модной эстрадной танцовщицы Эльзы Крюгер, которая выступала в 1920 году в Одессе. Ее программа, по свидетельству прессы, имела большой успех, обусловленный костюмами «с футуристическим уклоном». Эскизы костюма предполагают возможность танца в экспрессивной и свободной манере. Они производят впечатление законченного, отличающегося монументальностью и художественной цельностью произведения.

Произведения оригинальной графики в силу специфики материала, редко покидают запасники музея. На выставке знатоки и ценители искусства получат уникальную возможность познакомиться с редко экспонируемыми произведениями из собрания Ростовского музея.

Неизвестный художник. XVIII век
Портрет Ивана Михайловича Ушакова (? – 1792). 2-я половина XVIII в.
Бумага, пастель. 49,5х41,5.
Пост.: 1909, по духовному завещанию В.П. Мордвинова. (С.-Петербург)



Гампельн, Карл Карлович. 1794 - ум. после 1800 года
Портрет Ольги Николаевны Талызиной (1802 - 1882), рожденной графини Зубовой. Конец 1820-х - начало 1830-х годов.
Бумага, итальянский карандаш, белила, акварель, гуашь. 28,4 х 23,5
Пост.: 1923, из имения Леонтьевых в с. Воронине Ростовского уезда


Плешанов Павел Федорович. 1829 – 1882
Портрет ростовского купца Дмитрия Максимович Плешанова. Середина XIX века
Картон, акварель, лак, белила. 37,5х23.
Пост.: 1923, из Плешановской богадельни


Башков Василий Григорьевич 1815 - 1860
Вид села Угодич. 1854.
Бумага, карандаш, акварель, гуашь. 45х56
Пост.:1924, происхождение неизвестно









Белоногов Иван Михайлович. 1800 – 1871
Кремль или бывший Архиерейский дом. 1844
Бумага, акварель. 32,3х53
Пост.: 1883, дар А.А. Титова.










Солнцев, Федор Григорьевич. 1801-1892
Картон иконы "Св. равноапостольный вел. кн. Владимир". Октябрь 1885
Бумага, картон, акварель. 46,2х33,5
Пост.: 1906, дар В.П. Мордвинова. (С.-Петербург)

Васильковский Сергей Иванович. 1854 - 1917
В Малороссии. Конец XIX века
Картон, акварель. 48х68,5
Пост.: 1923 из ГМФ













Петровичев Петр Иванович. 1874 - 1947
Зимний мотив. 1910-е
Бумага, гуашь. 338х230
Пост.: 1999, дар Н.П. Петровичевой, дочери художника (Москва)

САПУНОВ Николай Николаевич. 1880 - 1912
Шиповник. 1909
Картон, гуашь, темпера. 35х35
Пост.: 1921 из Государственного музейного фонда





Дмитриев Андрей Иванович. 1893 - 1921
Городской пейзаж. 1917
Бумага, гуашь. 45х62
Пост.: 1959, дар К.И. Шухвостовой, сестры художника









Экстер Александра Александровна. 1882 - 1949 Эскиз костюма. Из серии «Танцы Эльзы Крюгер». 1920 Картон, гуашь, белила, бронза. 48,5 х 34 Пост.: 1922, из Музейного бюро ИЗО Наркомпроса РСФСР