Ростов великий. Ростовский кремль

rostmuseum@gmail.com

rostkreml@mail.ru

«ROMAnce. Ростов. Итальянские мотивы»


«Расставаясь с Ростовом,
перебираешь в памяти впечатления старых итальянских городов,
сравнивая их с древним русским городом...»
Юрий Шамурин. Ростов Великий. М., 1913.


В XIX веке притяжение Италии с ее благодатным климатом, живописными руинами, наполненностью произведениями искусства для жителей Ростова было весьма значительным. Они украшали свои жилища итальянскими пейзажами, гравюрами с изображениями знаменитых памятников итальянского искусства. Из собрания местного купца и коллекционера Н.Х. Быкова (1800-1880), члена-соревнователя Императорского Московского общества Истории и Древностей Российских происходит «Вид в окрестностях Сорренто». Это копия картины Клода Жозефа Верне (1714-1789), одного из самых известных пейзажистов своего времени, учившегося в Италии. Вид, изображенный на картине, пользовался большой популярностью и известен в нескольких вариантах и повторениях (оригинал хранится в Государственном Эрмитаже).
Неизвестный художник.
Вид в окрестностях Сорренто. 1-я пол. XIX в. холст, масло. 61,5*106,5. копия картины Клода Жозефа Верне (1714-1789), хранящейся в Государственном Эрмитаже. Пост.: 1920. Приобр. у Е.И. Быковой (Ростов)
Впервые на выставке показано небольшое собрание итальянской гравюры XVIII в., сложившееся в Ростовском музее в конце XIX в. путем закупок у местных антикваров. Листы исполнены видными итальянскими граверами Якобом Фреем (1681-1772); Йозефом Вагнером (1706-1781); Георгом Готфридом Винклером (1710-1786); Теодором Виеро (1740-1819); Колле Пеллегрино (1737-1812). Одна из лучших гравюр собрания - «Мучение Святой Урсулы» выполнена итальянским гравером барокко Фабио Берарди (1728-1788) с живописного оригинала Д.-Б. Питтони (1687-1767). Берарди учился и работал в Венеции, под руководством Йозефа Вагнера (1706-1781) в его граверной мастерской. На гравюре изображен наиболее драматичный момент из жизни католической святой Урсулы – добровольное согласие принять смерть. Отказавшись от замужества, Урсула посвятила себя Христу, во время путешествия по святым местам была убита. Внизу под изображением надпись на итальянском языке: «Против Урсулы святой весь «ад»; но удар мгновенен, а награда за него верна». («Contro d’Orsola santa e tutto Averno. Ma il colpo e breve, ed il suo premio eterno»). Св. Урсула почитается католической церковью как мученица за веру.
Фабио Берарди (1728-1788).
С оригинала Д.-Б. Питтони (1687-1767). Мучение святой Урсулы. XVIII в. Б., гравюра резцом. Л.605х530; И.367х336. Пост. 1909. Приобр. у А.Ф.Шишкова (Ярославль)
Произведения великих итальянских мастеров оказали влияние на русскую иконопись Синодального периода. Из Ростовской церкви Бориса и Глеба происходит икона «Христос в терновом венце» первой половины XIX в. Впервые подобный сюжет появился в работе «Се человек» (Париж. Лувр) знаменитого художника Гвидо Рeни (1575-1642), одного из лучших представителей болонской школы. Созданный им образ получил широкую известность и повсеместное распространение.
Спаситель в терновом венце. 1-ая пол XIX в.
холст, масло. 45,5*37. Восходит к оригиналу Гвидо Рении (1575-1642) Ecce Homo («Се человек»), созданному между 1639 и 1640 гг. Лувр. Париж. Пост. 1928г. из церкви Бориса и Глеба в Ростове
Итальянское искусство вдохновляло и ростовских финифтянщиков. Гравюры итальянских художников стали популярными образцами для росписи по эмали. Если в миниатюрах первой половины и середины XIX в. композиции гравюр воспроизводились не целиком, а выбирались отдельные фрагменты или фигуры, то позднее, в конце XIX-начале XX в. в ростовской финифти появляются почти дословные копии оригиналов великих итальянских художников – Боттичелли, Корреджо, Карло Дольчи.
«Святое семейство». Сер. XIX в.
Медь, эмаль, роспись. 4,5х3,5. Пост.: 1921 из собрания А.А. Титова
На выставке экспонируется итальянская майолика – самый распространенный вид прикладного искусства Италии. Представленные произведения созданы в крупных центрах производства майолики XVIII в. – городах Кастелли и Савоне. Это небольшое собрание было сформировано в музее в начале XX в.
Ваза «Суд Мидаса». Италия XVIII в.
Майолика, глазурь, роспись. В – 7,5, Д – 25. Пост.: 1925 из Государственного музейного фонда (Ленинград). Передача из дворца бывшего Юсуповых
В Ростове и в окрестных дворянских усадьбах звучала столь любимая многими итальянская музыка. Свидетельство этому – сохранившиеся рукописные нотные альбомы с произведениями итальянских композиторов, которые происходят из усадьбы Леонтьевых в селе Воронино Ростовского уезда.
В конце XIX в. многие ростовцы начинают совершать длительные заграничные поездки, в том числе и в Италию. Представленные на выставке открытые письма историка-краеведа, одного из основателей Ростовского музея А.А. Титова (1844-1911) из Италии – свидетельство путешествий представителей ростовского купечества в Европу. Эти короткие послания, адресованные супруге Н.А. Титовой, датированные 1900, 1904, 1907, 1908 г., приходили в Ростов из Рима, Неаполя, Милана, Флоренции.
Открытое письмо А.А. Титова к Н.А. Титовой из Италии в Ростов. 1900
Отдельный раздел выставки – произведения художников русской школы, написанные в Италии, куда посылали учиться у старых мастеров своих лучших учеников Академии всех стран. В 1910-1912 гг. М.А. Демьянов (1873-1913) был пенсионером Императорской Академии Художеств в Италии, где им написан «Дворик в Венеции» - редкое произведение рано умершего художника. В этом же городе написан пейзаж «Венеция» академика живописи Р.А. Берггольца (1865-1920) и жанровое полотно «Лавка старьевщика в Венеции» И.Ф. Порфирова (1866-?), который четыре года работал в Риме, Венеции и других городах Италии.
Почти все представленные на выставке произведения редко экспонируются и незаслуженно малоизвестны публике.

Порфиров Иван Федорович (1866 – ?)
Лавка старьевщика в Венеции. Кон. XIX в. холст, масло. 55х70. Пост.: 1928. Ярославской художественной галереи