Ростов великий. Ростовский кремль

rostmuseum@gmail.com

rostkreml@mail.ru

 

Открытие выставки

«Немецкое фарфоровое чудо достойно подражанию в России»

(в рамках перекрестного года Россия – Германия)

Фарфор изобрели в Китае и технология его изготовления хранилась в секрете более тысячи лет. Однако слава китайской посуды далеко в прошлом. Сейчас элитный высококачественный фарфор производят в Европе. Производить фарфор на европейском континенте начали только в XVI веке, однако в его составе отсутствовал каолин (особый сорт глины белого цвета, который образуется при разрушении гранита), поэтому изделия получались мягкими. Твердый фарфор был изобретен в Европе в 1710 году немецким ученым Иоганном Бёттгером, который нашел белую глину в Майсене.

Майсенской королевской фарфоровой мануфактуре - колыбели европейского фарфора - уже более трехсот лет.  На многие годы она определила пути развития керамического производства как в Европе, так и в России. Высококачественный и высокохудожественный фарфор Майсена поступал в Россию в качестве дипломатических подарков, а также покупался у зарубежных торговцев для царских интерьеров, для изысканного украшения дворцов  С.-Петербурга и загородных резиденций членов царской семьи и дворян. Вазы, парадные и повседневные сервизы, скульптурные композиции и статуэтки, или как их называли «фарфоровые куклы» служили важным элементом декоративного убранства богатых интерьеров. На выставке можно полюбоваться произведениями ведущего в Европе фарфорового предприятия - Майсенской королевской фарфоровой мануфактуры, Берлинской королевской мануфактуры, небольших современных немецких фабрик, а также фарфором русских керамических заводов, которые эталоном для своих изделий выбирали наиболее популярные их модели для копирования или подражания «белому золоту».

Структура выставки включает несколько разделов: дальневосточная тема и европейские мотивы в росписи фарфора XVIII века, мелкая пластика и характерные формы фарфоровых произведений середины XVIII столетия: корзиночки, письменные принадлежности и аксессуары. Майсен прославился сериями мелкой пластики. Кроме дам в кринолинах и кавалеров, особой популярностью пользовались аллегорические композиции и изображения мифологических богов. Также много внимания модельмейстеры уделяли изображению птиц и животных, выполненных по гравюрам зоологических атласов. Со становлением майсенской пластики связаны имена Иоганна Иоахима Кендлера и Петера Рейнике. В их произведениях соединились элементы круглой скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Для скульптур, созданных по их моделям, характерно кропотливое прорабатывание мелких деталей и насыщенность керамических красок. В конце XVIII века появляются жанровые и пейзажные сцены, часто расположенные в картушах или «окнах» на белом или полностью окрашенном колокольчике, и тонкий сложный узор на его юбке и ручке. В начале XIX века к этим видам декора добавились немецкие цветы и цветочные гирлянды.

Деятельность майсенского алхимика Иоганна Фридриха Бётгера принесла огромную славу европейскому керамическому производству. После долгих неудач в поисках способа изготовления золота, он стал говорить всем, что действительно нашел таковой. Это стоило ему свободы. В 1701 году его доставили сначала ко двору курфюрста Августа Сильного в Дрезден, а затем в замок Альбрехтсбург, где курфюрст посадил его под стражу и велел делать золото, столь необходимое королевской казне. Бёттгер начал поиски состава фарфоровой массы, ведь золото, может быть и белым... В результате Бетгер сделал и представил королю несколько фарфоровых чашечек. В 1710 году Август Сильный на четырех языках оповестил мир о великом открытии, а в средневековом Альбрехтсбурге в режиме строгой секретности основали Саксонскую фарфоровую мануфактуру - первый в Европе фарфоровый завод.

Художник Г. Герольд открыл немеркнущие краски, позолоту и подглазурную живопись: он был первым и до сих пор остался непревзойденным мастером «майсенского декора» - художественной росписи по фарфору.

А марка саксонского фарфора - два скрещенных голубых меча - стала известна всей Европе. Краски, сделанные 300 лет назад, не потускнели, а остались такими же яркими. В 1864 году мануфактура была переведена на окраину Майсена. На протяжении трех веков ее работа не прерывалась, и по сей день современные мастера изготавливают копии сервизов и статуэток, которые знаменитые майсенские художники создавали для королевских дворов Европы. На майсенской мануфактуре работали такие выдающиеся скульпторы и живописцы по фарфору, как Иоганн Готлиб Кирхнер, Иоганн Иохим Кендлер, Мишель Виктор Асье, И.Г. Лёниг. Современные мастера продолжают выполнять скульптуры в стиле XVIII века. В России голубые скрещенные мечи можно увидеть на изделиях завода Гарднера, а на заводе Попова копировались формы мелкой пластики Майсенской фарфоровой мануфактуры. На Императорском фарфоровом заводе выполнялись доделки к утраченным предметам из сервизов Майсенской фарфоровой мануфактуры и Берлинской фарфоровой мануфактуры.

Выставка расположена в Музее личных коллекций (Красная палата, II этаж).