Ростов великий. Ростовский кремль

rostmuseum@gmail.com

rostkreml@mail.ru

 

­­­«Иллюстрированные открытые письма», «открытые письма с видами», «почтовая карточка» - так когда-то называли обыкновенную открытку, привычную для нас, но, тем не менее, не совсем известную. Например, исследователи и филокартисты – коллекционеры открыток - до сих пор спорят, когда и где появилась первая открытка. Европейцы приписывают её создание герцогу Орлеанскому, который, по их мнению, впервые в истории отправил поздравление ко Дню святого Валентина. Сегодня это послание, датированное XV веком, хранится в Британском музее. Китайцы же утверждают, что прародительницей современной открытки была визитная карточка с различными пожеланиями, которую отправляли тем, кого не сумели увидеть в праздник.

Так или иначе, но точную дату рождения открытого письма сейчас назвать трудно. Однако знакомая нам открытка появилась не так давно - около 150 лет назад. 1 октября 1869 года в почтовое обращение Австро-Венгрии вошла «корреспондентская карточка» с отпечатанной маркой достоинством в два крейцера. Чуть позднее, во время франко-прусской войны 1870-1871 годов, французские солдаты придумали новый способ передавать весточки своим любимым и родным с полей сражений. Когда у них закончилась писчая бумага и конверты, они начали вырезать прямоугольники из картона, в которых они рассказывали о своей нелёгкой доле. А особо творческие натуры дополняли написанное рисунком. Так появились первые иллюстрированные почтовые открытки.

Официальной «точкой отсчёта» истории открытки стал 1874 год, когда на Всемирном почтовом конгрессе в Берне она получила признание. Начался настоящий открыточный бум. Художественно оформленный почтовый бланк размером 90 х 140 мм (данный международный стандарт открытки был принят на Всемирном почтовом форуме в Париже в 1878 году и действовал до в 1925 года) быстро распространился по странам Европы. В 80-е годы XIX в. открытки начали издавать почтовые ведомства Цейлона и Чили, в 90-е – США.

В России первые открытки без изображения на лицевой стороне появились в начале 70-х годов XIX века. Но уже к концу столетия с развитием фотографии, а также печатной техники все большей популярностью начинает пользоваться иллюстрированная открытка. «Золотой век» отечественного открытого письма продлился ровно два десятилетия, до Октябрьской революции, после чего традицию обмениваться приветствиями посчитали буржуазным пережитком, а открытка была названа «буржуазным предрассудком».

Среди российских открытых писем конца XIX - начала XX вв. весьма значительное место заняла видовая открытка. Она является одной из разновидностей иллюстрированных открыток, в основе их изображений лежат фотографии – виды достопримечательностей городов и населенных пунктов.

Мода на подобные почтовые карточки, возникшая в конце XIX - начале XX веков, не миновала и провинциальный Ростов. Стоит заметить, что издание первых российских открыток осуществлялось на правах государственной монополии, она была отменена в середине 90-х годов XIX в., и предприимчивые издатели не заставили себя долго ждать. В начале ХХ столетия появился ряд частных издателей, которые проявили интерес к древней и удивительной Ростовской земле. Среди них стоит назвать В.П. Носкова (г. Ростов), Н.И. Финогеева (г. Ярославль) и, безусловно, Д.А. Иванова (г. Москва), работавшего с крупными столичными типографиями и издавшего «160 открытой с видами Ростова и его окрестностей со средним тиражом 500 экземпляров». Открытки тиражировались разными способами, от самого простого - фотопечать с негативов, до фототипии, обеспечивавшей высокое качество изображения и четкость в передаче мелких деталей.

Часто видовую открытку вполне закономерно называют документальной, поскольку именно она донесла до нас облик русских городов ушедшей эпохи: соборы и памятники, роскошные особняки и неказистые рабочие окраины, мощенные булыжником улицы и конки, южные курорты и незатейливые сельские пейзажи… Неслучайно, филокартия - коллекционирование открыток (греч. – люблю, и фр. carte - карточка) - началась с собирания именно видовых открыток, которые были одним из наиболее доступных и интересных средств знакомства с природой, бытом и культурой того или иного региона.

Сегодня русская видовая открытка приобрела особую культурную ценность, она перестала быть просто объектом коллекционирования и фондовой работы, она используется как информативный исторический источник. Иллюстрированные открытые письма, наряду с живописью, графикой, фотоматериалами, хранятся в фондах многих музеев, библиотек и архивов; они стали неизменной составляющей частью выставок и постоянных экспозиций.

Ростовский музей – не исключение. В его фондах насчитывается около 3500 фотооткрыток, из них почти 400 с видами Ростова и его округи (в основе музейной коллекции - частные коллекции открыток В.А. Кима и В.Д. Коткова). В последние годы состоялись две музейные выставки дореволюционных открытых писем, посвященных г. Ростову. Проект «Ростовский уезд в старинных открытках и фотографиях» является логическим продолжением этой экспозиционной работы и приурочен к 1150-летию Ростова.

И для специалистов, и для посетителей музея, особенно для ростовцев, он интересен и ценен тем, что большая часть открыток и фотографий с видами Ростовского уезда экспонируется впервые. На старых почтовых карточках и фотографиях можно увидеть исчезнувшие храмы сел Ильинско-Хованского, Макарово, Воржи, Юрьевской слободы; практически утраченные исторические ансамбли Белогостицкого и Варницкого монастырей, Никольского погоста у Животворящего креста, крупнейших торговых сел уезда и губернии – Поречья, Великого и Угодич. Фотографии из фондов музея дадут представление о том, как, выглядел заштатный город Петровск или знаменитое своими садами село Шугорь.

Возможно, для многих будет откровением, что знаменитая деревянная церковь, стоящая на горе Левитана, – украшение г. Плеса, это храм Воскресения Христова из с. Билюково бывшего Ростовского уезда (ныне село Билюково находится в составе Ильинского района Ивановской области). Он был перевезен в г. Плёс в 1970-е и поставлен на месте деревянной Петропавловской церкви, сгоревшей в 1903 году.

Безусловную ценность представляют собой фотографии и открытки с изображениями прежних, дореволюционных интерьеров и убранства собора Борисоглебского монастыря, церкви Иоанна Богослова на Ишне, храмов святых апостолов Петра и Павла и Никиты Мученика в с. Поречье, а также Великой Святыни Русской Православной Церкви – Животворящего Креста (до революции Животворящий Крест находился в Крестовоздвиженской церкви Никольского погоста, ныне - в храме села Годеново).

Пожалуй, самыми популярными видами Ростовского уезда на открытых письмах начала XX в. был знаменитый, великокняжеский (царский) Борисоглебский монастырь и удивительный деревянный храм Иоанна Богослова на Ишне, что вполне закономерно – по древности, по исторической значимости, по редкости архитектуры и убранства этим памятникам трудно найти равные в округе.

Вполне понятно, что объектом внимания фотохудожников и издателей старинных открыток преимущественно были монастыри и храмы: наша Ростовская земля – центр древнейшей епархии в Центральной России, духовная столица Руси - издревле привлекала сюда тысячи паломников. Но авторы, безусловно, расценивали эти культовые сооружения ещё и как памятники истории и архитектуры. Кроме того, они не обошли своим вниманием интереснейшее экономическое явление Ростовского уезда – Петровскую экономию А.А. Титова (управляющий, директор В.А. Горяченков), передовое сельскохозяйственное производство, созданное на основе современных технологий и на базе обанкротившегося дворянского имения Хомутовых.

Замечательно, что открытка имеет и оборотную сторону, которая первоначально предназначалась только для адреса, с 1904 года её левая половина была отведена для сообщения. Эти короткие письма порой имеют непреходящую ценность. Вот на одной из открыток мы видим автограф игумена Макария, настоятеля Белогостицкого монастыря, он поздравляет А.А. Титова с Пасхой. На другой, с видом Угодичского храма, - письмо самого А.А. Титова, он пишет супруге в Париж: «Получаешь ли ты мои письма. Я был в Санкт-Петербурге шесть дней, видел там всю печальную картину наводнения…Дома у нас всё хорошо…Как твое лечение? Садовник приник. Пишет ли тебе Саша? 1903, мая 17». Автор сообщения на фотооткрытке, запечатлевшей храмовый комплекс села Поречье и площадь перед ним, иеромонах Савва спрашивает у московского адресата, отца Варсонофия, «Знаком ли Вам вид сей?». А в почтовой карточке, отправившейся в июле 1910 года в Вильно из села Вощажниково, с изображением этого села, есть удивительные слова: «Эти открыточки не рвите. На память о Вощажникове пусть хранятся».

Как эта мысль созвучна с мнением российских филокартистов. Ещё в 70-е – 80-е годы ХХ столетия у них возникла интереснейшая идея - на основе переиздания лучших старинных открыток создать «изобразительную летопись России». Это начинание поддержал академик Д. Лихачев: «Надо подготовить и издать полное собрание старых открыток. Ведь они постепенно уходят. Полное собрание старых открыток поможет не только специалистам, оно поможет каждому из нас…». Москва, Санкт-Петербург, Иркутск, Таганрог уже порадовали любителей старины такими изданиями. Дело за Ростовом…