Ростов великий. Ростовский кремль

rostmuseum@gmail.com

rostkreml@mail.ru

 

«Великий град Ростов в творчестве финифтяных дел мастеров»

 

Заключительный вернисаж цикла выставок эмалей, посвященных 1150-летию Ростова Великого открылся 10 августа в Выставочном зале Музея финифти ГМЗ «Ростовский кремль». Ранее здесь прошли: «Весенняя выставка Товарищества ростовских художников: финифть, графика, керамика», «Владимир и Ольга. Ростов Великий – Омск».

Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» обладает богатым собранием ростовской финифти. Одним из приоритетных направлений комплектования коллекции всегда была тема, связанная с Ростовом Великим и его богатейшей историей. В результате многолетних трудов целого коллектива музейщиков скопился интересный материал, который в юбилейную для города дату -  1150-летия со дня первого упоминания в летописи - представляет особый интерес.

Идея выставки в том, чтобы показать творчество не отдельно взятого или группы художников, но выявить процесс взаимодействия гораздо более широкого круга мастеров, составляющих картину типичной  атмосферы эмальерного мастерства в городе, поэтому в спектре выставочных работ оказались произведения как ведущих мастеров промысла, так и рядовых художников.

Особенностью жанра архитектурного пейзажа в ростовской финифти является его неразрывная образно-тематическая и композиционная связь с иконой. На выставке представлено несколько икон второй половины XIX в., рубежа XIX-ХХ вв. с изображением ростовских святых на фоне панорамы города и мест их духовных подвигов. На эмалевых пластинах сакральные места, как правило, изображены на втором плане, но нередко доминирующие  архитектурные ансамбли Ростовского кремля и Спасо-Яковлевского монастыря размещаются на первом плане, а сонм покровительствующих городу святых - в верхнем ярусе, в облаках. Такой композиционный прием идет от древнерусской миниатюры, его использовали также и художники XX века, например, Н.А. Куландин, В.Д. Котков, А.А. Хаунов и В.Д. Кочкин.

Юбилейная тематика так или иначе касается почти всех разделов выставки, она часто становится основой мотивации и стимулом творческой активности художников. Особенно ярко это проявляется в наследии В.Д. Коткова. Он как никто другой с усердием и настойчивой последовательностью разрабатывает тему в миниатюрных панно, памятных медалях, значках и ювелирных украшениях. Мастер  талантливо проецирует архитектурные символы Ростова на женские ювелирные украшения (гарнитур «Ростов Великий»). Умением сочетать монументальную величественность архитектуры с камерной индивидуальностью образа обладал также и А. М. Кокин.

Величественные ансамбли Ростовского кремля и Спасо-Яковлевского монастыря, различные памятники архитектуры города и его окрестностей вдохновляют к творчеству  ростовских мастеров финифтяных дел разных времен и различного уровня мастерства. Иные воспроизводят их со скрупулёзной точностью, а иные - сквозь призму творческого сознания. Меняются времена, меняются стили, но памятники Ростова Великого, воспроизведенные на эмали с любовью и творческим горением, остаются на века.

 

Вера Пак

 

 Вид Ростовского кремля. Работа неизвестного мастера конца XIX в.