Ростов великий. Ростовский кремль

rostmuseum@gmail.com

rostkreml@mail.ru

 

выставка

«Головные уборы в собрании Ростовского музея»



Головные уборы - один из наиболее колоритных элементов истории, культуры, яркая, значимая, говорящая деталь костюма. В четырех разделах выставки представлены лучшие образцы музейной коллекции, относящиеся к XVIII - началу XX вв.

Традиционный женский головной убор

Коллекция женских и девичьих головных уборов в собрании музея является наиболее обширной. Женский головной убор говорил о многом, о социальном статусе его хозяйки, о её возрасте и семейном положении.
Наиболее распространенный вид русского праздничного головного женского убора – кокошник – обычно носили с сарафаном и искусно украшали золото-серебряным шитьем, речным жемчугом, гранеными стразами. Формы кокошников необычайно своеобразны и самобытны: двурогие в виде полумесяца, островерхие с «шишками», маленькие плоские шапочки с ушками…
Самая дорогая сердцу русской женщины деталь одежды - головной убор - веками хранился в семьях, передавался по наследству из поколения в поколение и был непременной частью приданого невесты.

Гражданский головной убор

«Гражданским» обычно называют светский головной убор представителей тех социальных слоев города, которые одевались по западноевропейской моде. На выставке представлены женские и мужские головные уборы.
Капор — женский головной убор, соединяющий в себе черты чепца и шляпы. Изначально появился в Европе на рубеже XIX в. в одежде служанок, однако со временем завоевал популярность и у их хозяек. Популярность этого дамского головного убора пришлась на период с 1815 по 1840-е гг. Капор вышел из моды к 1860-м гг., но вновь вошёл в начале 1890-х.
Модочка – женская головная повязка из черного шелкового платочка.
Картуз - разновидность фуражки, пришёл на смену не очень практичным широкополым шляпам. Появился в Швеции и представлял из себя мягкий колпак с козырьком, позволяющий прикрывать уши от холода. Изначально картузы широко использовались в европейских армиях XVI-XVII вв. Позднее приобрел популярность у гражданского населения.
Берет – мягкий плоский головной убор без козырька. Первые упоминания о берете относят к XV в. В те времена их носили священники. Берет как модный аксессуар вышел на мировую арену в XVI в. В эпоху позднего средневековья были изданы указы о введении военной униформы, где в качестве основного головного убора выступал берет. В эпоху романтизма (XVIII в.) береты обрели объем и мягкость, они стали популярными среди людей искусства. В России берет приобрел популярность в начале XIX в.а, здесь его изначально носили исключительно замужние женщины. Чуть позже берет в России стал неотъемлемой частью парадного туалета.

Военный головной убор

Кивер - военный головной убор, существовавший в русской армии с 1803 по 1846-й гг., а в конно-гренадерских подразделениях до Первой мировой войны. Эти высокие, тяжёлые и весьма неудобные головные уборы надежно защищали голову всадника от непрямого сабельного удара. При Николае I кивера доходили до 5,5 вершков высоты и были похожи на перевёрнутые вверх дном вёдра; во время парадов они украшались султанами в 11 вершков длиной, так что весь головной убор был высотой 16,5 вершков (ок. 73,5 см).
Каска (от лат. «cassis» - металлический шлем) - защитный шлем военнослужащих, который используется для защиты от осколков снарядов, бомб, пуль. В русской армии каски появилась в XVI веке. В начале XIX века они были головным убором русской кавалерии - драгун и кирасир, сражавшихся преимущественно холодным оружием, где каска защищала голову от рубящего удара. Триумфальное возвращение металлических шлемов состоялось в годы Первой мировой войны. Окопная война привела к тому, что голова солдата стала основной мишенью.

Головные уборы духовенства

Камилавка (греч. - верблюд) - головной убор в виде расширяющегося кверху цилиндра, обтянутого материей. Название происходит от византийских головных уборов, делавшихся из верблюжьей шерсти, которые носили в странах Ближнего Востока для защиты от солнца. Символически камилавка означает терновый венок Спасителя и умерщвление плоти.
В России появилась в середине XVII в., в годы реформ патриарха Никона. По указу Павла I 1797 г. бархатная фиолетовая камилавка стала почетной наградой для белого духовенства - священников, архидьяконов и протодьяконов, она надевается ими только в определенные моменты богослужений. Черная камилавка - принадлежность облачения рясофорного монаха, а также богослужебного облачения иеродьякона. Монахи носят камилавку постоянно. Черная камилавка вместе с надетым на нее покровом из ткани составляет клобук - головной убор монаха.
Митра (др.-греч., «пояс, повязка») - головной убор формы, близкой к сферической, часть богослужебного облачения высшего духовенства Русской Православной церкви - архиереев и архимандритов, а также священников (митрофорные), награждённых за особые заслуги правом ношения митры.
До реформ патриарха Никона в Русской церкви использовались митры в форме полусферической шапки с меховой опушкой, которые сохранились по настоящее время у старообрядческих епископов. Традиционно на митре (кроме протоиерейских и архимандричьих митр) по бокам помещаются иконы - Иисуса Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и какого-либо святого или праздника; и одна икона наверху - Троицы или серафима. обычно иконами не украшаются. В современной практике Русской Православной церкви архиерейская митра вместо верхней иконы увенчивается маленьким крестом (до 1987 г. митры, увенчанные крестом, носили только патриарх и митрополиты).



Выставка расположена в музее ростовского купечества. г.Ростов, ул.Ленинская, 32, усадьба купцов Кекиных.