Ростов великий. Ростовский кремль

rostmuseum@gmail.com

rostkreml@mail.ru

«Великих облик незабвенный…»


    Коллекция медалей начала складываться сразу же после открытия в Белой палате в 1883 г. Музея церковных древностей. Это были пожертвования князя В.А. Шаховского, епископа Амфилохия Угличского, почетного гражданина С.А. Черногорова и др. Около 2000 медалей поступили в 1987 г. в дар от московского коллекционера Н.К Величко. На выставке представлены медали в честь представителей династий Рюриковичей и Романовых в порядке занятия ими престола и деятелей русской культуры XVIII-XIX вв.
    Слово «медаль» произошло от латинского «metallum». Так в Древнем Риме называли металлический знак скульптурной формы в честь знаменательного события или выдающейся личности. Как памятник изобразительного искусства медаль возникла в Италии в эпоху Возрождения на рубеже XIV-XV вв. В течение XVII в. она распространилась во всей Европе, в том числе и России.
    На Руси еще в X в. начали вырезать монетные штемпели. Золотые монеты не участвовали в обращении и использовались в качестве воинских наград. Их симбиоз с европейской медалью в начале XVIII в. породил собственно русское медальерное искусство.
    Изначально медаль являлась сугубо официальным памятником. На лицевой стороне (аверсе) изображался государь. На обороте (реверсе) в виде аллегорий воспроизводились батальные сцены или деяния властителя. Изобразительный язык русских медалей XVIII в. определил стиль барокко, знаменосцем которого выступил И.К. Гедлингер. Наиболее полное и законченное выражение барокко получило в работах И. Вехтера, одного из создателей в конце 1760-х гг. серии портретных медалей русских правителей, начиная с Рюрика.
    На рубеже XVIII-XIX вв. в медальерном искусстве утвердился классицизм. Его предтечей стал Т. Иванов. 1812 год сделал ведущим в искусстве героическое начало, гражданственность и патриотизм. Эта тема проникает в русское медальерное искусство с 1770-х гг. и обнаруживающаяся уже в творчестве К. Леберехта (1749 – 1827). В созданном им образе А.В. Суворова прославлены лучшие черты героя-гражданина. П. Уткин (1808 - 1852) завершил развитие классицизма, но его медали камерны, и в них нет накала, рожденного событиями 1812 г.
Школа Ф. Толстого заложила эстетическую основу реализма, с 1830-х гг. начавшую разрушать образную систему классицизма. В портрете медальеры стремились раскрыть индивидуальные черты и социальную значимость личности. А. Лялин, В. Алексеев и др. создали галерею портретов выдающихся деятелей эпохи. Для В. Алексеева характерна заостренная характеристика образа. Мореплаватель Ф. Литке у него строг, суров и энергичен. Композитор М.И. Глинка, напротив, мечтательно-грустный.
    Особое место принадлежит коронационным медалям. Первые экземпляры были выпущены в 1724 г. по случаю коронации Екатерины I. С появлением коронационной медали ушла в прошлое древняя традиция бросания подданным серебряных монет. Теперь им вручались особые знаки. К изготовлению коронационных медалей допускались только лучшие медальеры. При Петре II таковым на монетном дворе был Антон Шульц. Ему принадлежит коронационная медаль с портретом Петра II, изображенного в латах и длинном парике, с Андреевской лентой через плечо и орденом Андрея Первозванного на груди.
    Медаль сохранялась как официальный памятник, но в портрете медальеры стремились показать живого человека, передавая не только его внешний облик, но и внутренний мир. Созданные ими образы, полные героики, гражданственности, патриотизма подняли медаль до уровня художественного памятника.