Ростов великий. Ростовский кремль

rostmuseum@gmail.com

rostkreml@mail.ru

Выставка ранней ростовской финифти, посвященная 130-летию Ростовского музея.

В рамках III международного фестиваля «Ростовское действо» 25 августа в выставочном зале на первом этаже Музея финифти открылась выставка Ранней ростовской финифти из фондов ГМЗ "Ростовский кремль".

По информации куратора выставки, заведующей сектором финифти Веры Пак, эта выставка открывает цикл вернисажей финифти редко экспонируемых произведений из запасников музея, значительная часть которых экспонируется впервые.

Здесь демонстрируются не только работы местных художников, но и некоторые  живописные эмали, выполненные московскими и украинскими эмальерами. Эти произведения непосредственно связаны с историей Ростова как местом их бытования, так и сюжетно-стилистическими качествами.

На выставке представлены копии старинных фотографий церквей и монастырей, с которыми непосредственно связана история финифти. В церквях Николы на Подозерье и  блгв. кн. Бориса и Глеба исповедовались штатные служители Ростовского Архиерейского дома, среди которых были первые эмальеры, и в том числе Гавриил Елшин. Далее представлен Архиерейский двор, Авраамиев и Спасо-Яковлевский Димитриев монастыри, по заказам  которых работали ростовские финифтяники. На некоторых фотографиях изображены несохранившиеся храмы, например, церковь Всех Святых, в ней  служил самый известный мастер рубежа XVIII-XIX вв. священник Алексей Всесвятский.

В собрании музея есть всего лишь несколько произведений этого уникального художника, все они демонстрируются в постоянных экспозициях, а миниатюра «Успение свт. Димитрия» - на открывшейся выставке.

До сих пор общепринято было считать, что музей располагает очень небольшим количеством ранней финифти, но вернисаж свидетельствует, что это не совсем так. На выставке представлены как отдельные эмалевые дробницы (миниатюры) к богослужебным предметам, так и сохранившиеся их комплексы. Известно, что коллекция финифти музея пополнялась экспроприированными произведениями эмальерного искусства, снятыми с предметов из драгоценных металлов (дарохранительниц, потиров, Евангелий, богослужебных крестов), поступавших в 1920-е годы на переплавку.

Экспозиция выставки ярко демонстрирует стилистическое разнообразие ранней ростовской финифти. В 1760-1780-е годы финифть была весьма неоднородной, и только к рубежу XVIII-XIX вв. начал складываться тот канон, который по праву можно считать ростовской школой эмальерного искусства. Именно тогда формируются все те приемы (точка, пунктир, штрих), которые были характерны для последующего периода развития промысла.

На представленном выставочном материале можно видеть все разнообразие ранней ростовской финифти: от работ первых мастеров круга Гавриила Гвоздарева и его учеников до произведений художников, ориентировавшихся на меняющие стили барокко и рококо классицистические тенденции. Последнее ярко отразилось в подражаниях гризайльным московским эмалям. Видимо, именно через них сложился  приоритет последующей ростовской финифти, предпочитавшей в XIX вв. ярко-синие и голубые фоны.

Большую роль в становлении и развитии промысла сыграл факт обретения  Арсением Мацеевичем мощей святителя Димитрия, изображения которого красной нитью проходят через всю историю промысла. На раннем этапе это были образки святителя на белом фоне эмали, впоследствии ростовские финифтяники часто воспроизводили прижизненные портреты святителя на темно-коричневых фонах.

Яркость и разнообразие колорита ранней ростовской эмали, ее характерные художественно-стилистические особенности, представленные  редкими экспонатами выставки, свидетельствуют о том, что ростовская финифть является чем-то «в высшей степени своеобразным и национальным».

Для справки: Финифть в Ростове появилась по благословению Митрополита Ростовского и Ярославского Арсения III (Мацеевича, 1742-1763) в последние годы его правления кафедрой. Отношение к живописи по эмали его преемников епископов Афанасия (1763-1776) и Самуила (1776-1783) не известно, а вот следующий митрополит Арсений IV (Верещагин, 1783-1799), был поклонником финифти. Эмали местного производства он использовал в качестве подношений благотворителям и духовным чадам, о чем свидетельствуют его сохранившиеся письма.

В 1788 г. архиерейская кафедра из Ростова была переведена в Ярославль, мастерская архиерейского дома как таковая уже не существовала и финифтяники остались в городе, каждый в своем приходе и мастерской.