На первую страницу

Музей финифти

8 мая в 15-00 в Государственном музее-заповеднике "Ростовский кремль" вновь открывается Музей финифти. В одном из залов экспозиции разместиться выставка "Ростовская эмаль начала XXI века".

Интерес к ростовской финифти не оскудевает, промысел продолжает занимать видное место в современной художественной промышленности и истории русского прикладного искусства.

Положение промысла на рубеже XX-XXI вв. и в настоящее время стало аналогичным ситуации рубежа XIX-XX вв., когда он состоял из частных мастерских. Идет процесс не только развития собственный традиций, но и активного усвоения мирового опыта. Наряду с существовавшими прежде цветочной, исторической, портретной и пейзажной миниатюрой вновь появляется икона, ростовские мастера пишут дробницы для церковной утвари и различных богослужебных предметов. Создают сложные многочастные иконы. Используя богатейший национальный опыт, они находят собственные творческие пути, развивая и обогащая традиции искусства ростовской живописи по эмали.

Жанры, бытовавшие в финифти в предшествующее XX столетие продолжают развиваться и в настоящее время. В этом ряду назовем оригинальную миниатюру Л.Д. Самоновой "Ростовская ярмарка" (2007). Продолжают свое развитие жанры пейзажа и натюрморта в творчестве Заслуженного художника А.Г. Алексеева, И.А. Алексеевой, Т.С. Михайленко, Н.В. Серовой, С.А. Тецкой, В.К. Золотайкина и В.Т. Кривоносова.

Один из разделов выставки составили работы, выполненные на семинаре "Ростов Великой - Лимож. Миниатюрная живопись на рубеже XX - XXI вв.", проходившем в Ростове в 2001 г. Этот семинар имел огромное значение для поступательного развития промысла. По итогам работы семинара в ГМЗ "Ростовский кремль" была организована выставка работ ростовских и лиможских эмальеров.

На выставке представлены работы целого ряда фирм, специализирующихся на производстве финифти, каждая из который стремится производить свою, специфическую, внешне вполне узнаваемую, продукцию. Продолжает работать, но несколько в ином качестве, фабрика "Ростовская финифть" (теперь ЗАО "Фабрика "Ростовская финифть"), а также вновь образованные в конце 1990-х гг. фирмы: "Эмалевая миниатюра" (в настоящее время ХПП "Александр Рудник"), ООО "Мастерские "ростовская финифть" и сравнительно недавно открывшиеся ООО "Ростовская эмаль" и "Карат плюс". Кроме того, работают личные мастерские художников, членов Союза художников России, ранее снискавших стойкий интерес к своему творчеству.

Фирмы продолжают выпускать изделия не только в медных, но в серебряных и золотых оправах, используют драгоценные самоцветы. Художники и ювелиры создают сложные совместные произведения - житийные и праздничные иконы в богатых окладах, оклады для священных книг и светских альбомов, брачные венцы, различные складни, пасхальные яйца, кресты мощевики и другие сложные предметы. На фабрике "Ростовская финифть" выпускаются подарочные футляры для книг, различной формы часы, настольные приборы с корпоративными эмблемами, разнообразная сувенирная продукция. Кроме скани, выполненной в ручную, в последние годы здесь стали вводить литье и гальванопластику.

На выставке представлены произведения Заслуженных художников России А.Г. Алексеева, Б.М. Михайленков и Л.Д. Самоновой, а также миниатюры живописцев по эмали В.И. Полякова, И.А. Алексеевой, В.В. Сухова, Т.С. Михайленко, Е.С. Котовой, В.К. Золотайкина, Н.В. Серовой, В.Д. Кочкина, Л.В. Смирновой, С.А. Тецкой, Т.Ф. Пантелеевой и А.В. Федоровой. Таким образом, на выставке можно проследить развитие их творчества в последние годы в сопоставлении с предыдущим периодом. Впервые представлены имена Л.А. Авдониной и В.Т. Кривоносова.

Ростовская финифть в настоящее время переживает период национального подъема. Искусствовед Г.К. Вагнер, сравнивая порубежное (XIX-XX вв.) и современное религиозное искусство, находил много общего. Он называл эти два отрезка времени вторичным ренессансом. Можно провести ряд прямых параллелей с расцветом русского серебряного дела и ситуацией в Ростове сегодня. Ювелирное мастерство в целом резко возросло. Современные художники возрождают именно духовные ценности русского искусства рубежа XIX-XX вв. Оброненная нить подхвачена той частью современного общества, которая связана с возрождением иконописи. Поэтому становятся вновь актуальными духовные и художественные искания, вновь ожила национальная тяга к декоративности.

В.Ф. Пак