На первую страницу

Выставка "Ростов в произведениях П.И. Петровичева" и проблемы изучения творчества художника 1900-1910-х гг.

В картинной галерее ГМЗ "Ростовский кремль" заканчивается подготовка выставки "Ростов в произведениях П.И. Петровичева. Живопись из музеев и частных собраний", запланированной к открытию в мае текущего года. По своему замыслу будущая выставка призвана показать целый пласт наследия выдающегося мастера, глубоко для него характерный, отмеченный многолетней разработкой и высокими творческими достижениями. По определению исследователя - его современника, "среди художников своего поколения Петровичев выделяется прежде всего приверженностью к древнерусскому зодчеству. Любимыми его городами были Ростов Ярославский, Владимир, Кострома, Новгород. Добиваясь глубокого и целостного образа, он обычно показывает обширные и импозантные ансамбли, панорамные виды городов. Особенно его привлекали те мотивы, где по воле древних строителей прекрасная архитектура срослась с окрестной природой, с широкой рекой или озером, с холмами, лесными далями. Эти полотна ... - плод верной, искренней любви и многолетнего наблюдения".

В этом емком и ярком определении существеннейшей стороны творчества Петровичева, в перечне городов, отраженных в работах художника, Ростов не случайно назван на первом месте. Город, в окрестностях которого Петровичев родился, где сделал свои первые шаги в искусстве, где впоследствии создал множество произведений, составляющих количественно пятую часть его художественного наследия, по исключительному своему значению в жизненной и творческой его судьбе, должен быть вообще выделен из этого и любого другого списка. Вряд ли случайно именно Ростов Великий и его музей обладает в настоящее время самым крупным собранием произведений Петровичева и, соответственно, самой большой и представительной постоянной их экспозицией. Ни в каком другом месте нельзя познакомиться с его работами в такой полноте и разнообразии. В музее продолжается, хотя и с большими перерывами, пополнение коллекции произведений Петровичева. В музейном архиве выделен и обработан небольшой его фонд, в котором хранится ряд письменных и печатных документов, а также фотографий. В Ростовском музее ведется постоянная работа по выявлению, каталогизации, изучению и пропаганде творчества художника, вылившаяся только в последние годы в продолжающееся составление иллюстрированного каталога на электронных носителях и в семь научных и популярных публикаций, ориентированных, в основном, на ростовскую тему. Своеобразным отчетом об этой многолетней деятельности музея, являющегося своего рода "центром Петровичева" и должна стать подготавливаемая к открытию выставка. Уже на стадии замысла она вызвала интерес среди столичных и периферийных исследователей, у художественной и культурной общественности Ростова, а работа по ее подготовке - неизменную поддержку и участие администрации нашего музея.

Подготовительная работа к выставке и над каталогом к ней позволила отобрать 44 произведения живописи и графики Петровичева на ростовскую тему, недатированных, или датированных временем между 1907-1920 гг., хранящихся в 8 музейных и 5 частных собраниях Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Ростова Великого, Вологды, Вятки, Сыктывкара, Костромы и Плеса. Около четверти из отобранных к выставке произведений никогда не публиковалось, значительную их часть современный зритель не имел возможности видеть в подлинниках. Некоторые работы, происходящие из частных собраний, не выставлялись с 1910-х годов. Собранные на выставке вместе с широко известными, "хрестоматийными" работами Петровичева эти произведения ростовского цикла, выполненные в течение, по крайней мере, тринадцати лет, дают единственную в своем роде возможность подробно осмыслить становление и развитие живописной манеры художника в характерных для него жанрах городского пейзажа и церковного интерьера. В этом - научное значение подготавливаемой выставки, тем более актуальное, что в настоящее время генезис стиля П.И. Петровичева, своеобразие его места в истории русской живописи первых десятилетий ХХ в. привлекает все большее внимание исследователей, предлагающих новые, нетрадиционные подходы и решения, которые справедливо ставят его творчество в контекст не только реализма, как это было принято в советском искусствоведении, но и "позднего русского импрессионизма", живописных поисков художников "Бубнового валета" и других левых течений. Некоторые из предлагающихся на выставку работ проливают, на наш взгляд, новый свет на близость Петровичева, на определенном этапе, к объединению "Мир искусства", в подтверждение и развитие тех высказываний о его творчестве, которые принадлежат самим теоретикам и создателям этого направления - А.Н. Бенуа и С.П. Дягилеву.

И, наконец, собранное на выставке значительное число произведений, изобразительным лейтмотивом которых является древняя русская архитектура, интерьеры и настенные росписи старинных церквей, способно стать базой для осмысления неизученного и весьма перспективного аспекта в исследовании творчества Петровичева - непосредственного влияния на него древнерусского искусства. Причем, влияния не только тематического, но и в области технологии живописи и в использовании ряда художественных приемов. Прошедший в юношеские годы двухлетнюю практику иконописца и реставратора-"подстаринщика", а потом едва ли не всю жизнь писавший "землями" - минеральными красками собственного изготовления, охотно работавший темперой и в смешанных техниках, близких к поздней иконе и древней стенописи, в дальнейшем своем творчестве он остался близок этому искусству, что сказалось и в некоторых художественных решениях, (локальный цвет, свободно варьируемый в разных изображениях одного и того же предмета, "неглубокое пространство", тяготеющее к плоскости, разноцентричность, элементы деформации архитектурных форм как средства художественной выразительности). В искусствоведческой литературе эта особенность творчества Петровичева была убедительно, хотя и частично, сформулирована и поставлена как проблема еще в 1946 г. в блестящем очерке о Петровичеве, принадлежащем перу Александра Георгиевича Ромма, но с тех пор по ряду причин не получила дальнейшей разработки. Историки культуры, проявлявшие интерес к теме "древнерусская иконопись и светское искусство 20 века", рассматривают реминисценции из иконы чаще всего применительно к художественной практике "русского модерна" и авангардизма (от Рериха, Петрова-Водкина и Стеллецкого до Лентулова, Гончаровой, Кандинского и даже Малевича) и в контексте идей ранних теоретиков "левых" течений, вроде того же Кандинского или Грищенко и их оппонентов. В живописи Петровичева влияние иконы проявилось не как стилизация под древность, но в органическом строе его художественного видения, в основе своей реалистического.

На выставке перед зрителем предстанет Ростов, каким он был почти столетие тому назад, с тех пор в значительной степени изменившийся даже в своих прославленных памятниках архитектуры, не говоря уже об окружавших их рядовой застройке. Посетитель выставки увидит Кремль до реставрации Баниге, давно не существующие здания, откроет для себя исчезнувшие теперь виды городских площадей и улиц. Для историка культуры собранные здесь произведения в ряде случаев могут стать важным, иногда уникальным, источником по истории градостроительства в Ростове. Все это определяет и художественное, и, одновременно, культурно-историческое значение выставки.

По большинству из отобранных к выставке произведений проведены успешные переговоры с владельцами и получено предварительное согласие на участие. К сожалению, в список предлагаемых к выставке работ, в виду целого ряда затруднений юридического и финансового характера, не вошли 10 произведений Петровичева ростовского цикла из 7 собраний ближнего и дальнего Зарубежья. Однако уже предприняты шаги с целью получения репродукций хотя бы некоторых из них для включение в каталог в его электронной и, возможно, издательской версии. По одному из этих произведений подготовлено и в прошлом году издано в "Сообщениях Ростовского музея" специальное исследование.

Буквально в последние два-три года наметилось оживление интереса к творчеству художника. Это выразилось в расширении экспозиции его работ в Третьяковской галерее, в целом ряде тематических выставок (к 100-летию Союза русских художников в ГМИИ и галерее "Элизиум", "Пути импрессионизма в России" в Государственной Третьяковской галерее и там же - в нескольких экспозициях проекта "Золотая карта России", а также в публикациях каталожного и альбомного характера. Подготовленная в ГМЗ "Ростовский кремль" выставка по объему и качеству материала обещает стать заметным событием художественной жизни.

Е.В. Ким