На первую страницу

«Ростов Великий - Святая земля.
Миниатюра на эмали»

Открытие выставки. На верхнем изображении хорошо видна сень над Гробом Господним из Иерусалима

Символичная причастность Ростова и Святой земли властно притягивает к себе внимание:
– в XIX веке, когда были исполнены миниатюры для сени в технике ростовской финифти;
- в 1912 г. в Ростовском Спасо-Яковлевском монастыре была устроена копия Иерусалимской часовни над Гробом Господним, поэтому Ростов для паломников и жителей представлял собой благодатную Святую землю;
- и, наконец, в начале XXI в. копии (а известно, что по традиции реставрация живописи по эмали по существу сводится к точному копированию оригинала) образов Евангелистов и Воскресения Христова.

Храм Гроба Господня в Иерусалиме является самой главной святыней христианства, именно в этом месте совершилось центральное событие мировой истории христианства: страдания и крестные муки Иисуса Христа, Единородного Сына Божия. Искупив грех Адама своей крестной кончиной, Христос Воскресением своим дал залог восстановления, спасения рода человеческого, поэтому место крестных страданий и смерти Спасителя является столь значимым для христиан. В связи с этим, каждый народ на протяжении истории старался умножить свой вклад в духовную и материальную сокровищницу Святой Земли.

По преданию, сохраненному летописью, первое посольство на Ближний Восток было отправлено Крестителем Руси кн. Владимиром в 1001 г.: «посла Володимер гостей своих аки в послех в Рим, а другых во Иерусалим, и в Египет, и в Вавилон, съглядати земель их, и обычаев их». Позже представители царствующих династий совершали в Иерусалим частые паломничества и богатые пожертвования. Царь Иван Грозный дважды посылает посольства с дарами в Иерусалим - в 1556 г. и в 1582 г. Так было и в последующие века.

Помимо государственных и геополитических интересов важную роль играли личные религиозные убеждения. Когда Александр II в 1859 г. сказал: «Это для меня вопрос сердца», - он выразил общее отношение российских самодержцев к Святой Земле. Срабатывал фактор многовековой традиции: Россия строила свою политику на Востоке как единственная Православная империя, преемница Византии в поствизантийском пространстве.

Особый интерес к храму Гроба Господня проявлял московский генерал-губернатор, вел. кн. Сергий Александрович брат императора Александра III, основатель и первый председатель Императорского Православного Палестинского Общества, много сделавшего для утверждения и процветания русской культурной миссии в Иерусалиме.

В советские годы отношения со Святой землей не поддерживались, и в только в конце XX в Иерусалиме стали работать российские художники. «Полученный А.Рудником от Иерусалимской Церкви заказ на реставрацию украшающей Кувуклию русской сени с финифтяными иконами - безусловный прорыв первостепенного значения». (Н.Лисовой, институт российской истории РАН).

Начало работы над реконструкцией-реставрацией финифтяных пластин для сени было освящено Высочайшим благословением Святейшего Патриарха Всея Руси Алексием II.

Фирма «Эмалевая миниатюра» возникла пять лет назад, в начале 1999 г. Ее деятельность отличается широким спектром тематической направленности изготавливаемых изделий, которые носят и светский, и культовый характер. В отличие от всех других, существующих в Ростове предприятий, связанных с живописью по эмали, культовая тематика ООО «Эмалевая миниатюра» весьма разнообразна: от иудаики – до Православия. Фирма получила высокую оценку не только любителей изящных искусств, но и специалистов Государственного исторического музея, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства.

Особый интерес для зрителей выставки представляет работа по реконструкции-реставрации финифтяных пластин к сени. Точные копии пластин были изготовлены художниками С.П. Березиной, С.В. Грязновой, Н.П. Захаровой, Н.Н. Лукьяновой, Н.В. Богословской, Е.Д. Овечкиной (ювелиры О.Р. Удальцов и А.В. Мухарев). Работа шла не всегда гладко, но окончание ее увенчалось блестящим результатом, - копии миниатюр были исполнены безукоризненно.

Немаловажным компонентом выставки служат произведения на тему Священного писания и Святой земли, написанные художниками фирмы. Особо хочется отметить сложную житийную икону «Князь Владимир», созданную А.И. Морозовым. Интересна история ее создания, художник самостоятельно разрабатывал иконографию сюжетов клейм, тщательно изучая различные источники. Такая работа была предпринята впервые. произведение достойно специального исследования.

Многие экспонаты представлены в залах музея финифти впервые, например, блюдо настенное «Святые места России»? (автор), связанное с именем великого подвижника земли русской Сергия Радонежского. В центре его изображена Троице-Сергиева Лавра, основанная св. Сергием, а по кругу по широкому борту - Ростовский Варницкий, Кирилло-Белозерский, Спасо-Яковлевский монастыри и другие храмы.

Массивные многофигурные композиции С.Ю. Павловой всякий раз впечатляют работоспособностью художника, хорошим владением рисунком и композиционным мастерством. Панно «Исход» выполнено на Ветхозаветную тему исхода евреев из Египта. Художник, как и ростовские мастера XIX ст., использовавшие в качестве первоисточника для своих миниатюр Библию Пискатора, также пользуется гравюрами, но иными: известного во втор. пол. XIX в. иллюстратора Библии Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда, и некоторыми другими. Если Библия Пискатора по стилю барочна, то гравюры Карольсфельда классицистичны, и это, конечно же, отразилось и на миниатюрах С.Ю. Павловой.

Фирма обладает великолепными мастерами-ювелирами, создающими сложные многодельные не только оправы для миниатюр, но самостоятельные произведения. На выставке представлена дарохранительница, исполненная ювелиром А.Е. Молчановым и живописцем Л.М. Михайлиным, - это многотрудное произведение, потребовавшее от ювелира свободного владения различными техниками.

Одно из главных отличительных свойств эмалей фирмы – технология использования наложения эмалей на прозрачный фондон с серебряными и золотыми подложками с последующей живописной доработкой. Художники используют мировые достижения в области живописи по эмали – от Лиможа – до техники ростовских эмалей. Ювелирное обрамление икон также выполнено на очень высоком профессиональном уровне, далеко отстоящем по качеству от простой сканой оправы, традиционно используемой в ростовской финифти.

В.Ф. Пак