На первую страницу

Рисовал И. Шляков

Иван Александрович Шляков
Иван Александрович Шляков

6 ноября в Белой палате Ростовского кремля откроется выставка графических произведений "Рисовал И. Шляков". Иван Александрович Шляков (1843-1919), потомственный почетный гражданин Ростова, действительный член Императорского Московского Археологического Общества, сыграл ключевую роль в восстановлении Ростовского кремля и в создании Ростовского музея церковных древностей. Открывающаяся выставка посвящена 160-летию со дня его рождения. На ней будет представлено более тридцати работ самого Шлякова, а также книги с опубликованными рисунками, и документы, связанные с этой стороной его деятельности по изучению и сохранению русской старины.

Все известные сейчас произведения И.А. Шлякова можно разделить на две группы. Это графика, сюжеты которой связаны с церковной архитектурой Ростова и его уезда, а также рисунки, фиксирующие разнообразные предметы музейной коллекции. Художественное творчество И.А. Шлякова не имело самодовлеющего значения, но было неотъемлемой частью его работы по изучению и публикации древностей. Это обстоятельство определило стилистические особенности рисунков и акварелей, в которых автор стремился, прежде всего, к документальной точности воспроизведения изображаемого, будь то церковь, архитектурная деталь, старинная монета или античная амфора. Недаром сам он даже свои акварели с изображением храмов называл "чертежами". Это определение не совсем точно, его можно отнести скорее к характеру строгого и суховатого рисунка, действительно "вычерчивающего" все малейшие подробности архитектуры. Но живописное начало здесь также, несомненно, присутствует, проявляясь не только в изображении храмов в реальном цвете, но в выраженной, хотя и минимальными средствами, воздушной и природной среде.

Ряд его рисунков не просто "виды" церквей, а их научная реконструкция. Здесь памятники архитектуры предстают в первозданном виде, "освобожденными" от позднейших пристроек, переделок и других искажений. По существу это проекты архитектурной реставрации. В своих научных статьях И.А. Шляков выступал, иногда в заостренно полемической форме, против бездумного и варварского по отношению к старине прорубания окон, закладки первоначальных арок и входов, добавления новых церковных глав и т.т. При этом он не стеснялся открыто называть по имени виновных, невзирая подчас и на их высокий духовный сан.

Сохранился рисунок (тушь, акварель) - проект художественного оформления интерьера ярославской церкви Спаса Преображения. Эта работа с изображением предполагаемого иконостаса в древнем храме выполнена в 1888 г. Иваном Александровичем совместно с В.В. Верещагиным. Собственно рисунок принадлежит Шлякову, а его друг, прославленный художник "расцветил" рисунок акварельными красками. Шляков - рисовальщик работал и в области гражданской архитектуры, создавая проектные рисунки фасадов школьных зданий, в частности, Ростовского Городского Приходского училища (1889 г.).

Как исследователь он проявлял интерес к старинной деревянной церковной архитектуре, уже в те годы редкой в средней полосе России, поскольку в XVIII-XIX вв. эти церкви почти повсеместно заменялись большими и более прочными каменными зданиями. Этой теме были посвящены две его статьи, опубликованные в "Ярославских губернских ведомостях" в 1887 г. Одна из них была результатом поездки Ивана Александровича в дальний глухой угол Ростовского уезда, в Карашскую волость. Там, в полутора верстах от деревни Колягино, на сельском кладбище, расположенном на левом берегу реки Нерли еще сохранялся старинный деревянный храм св. Димитрия Солунского постройки 1726 г., до тех пор никем не исследованный. И.А. Шляков сделал описание его архитектуры и находившихся здесь многочисленных предметов старины - древних икон, церковной утвари, архивных документов. Тогда же им был сделан рисунок церкви. Эта акварель, оставшаяся не опубликованной, хранится в настоящее время в Ростовском музее. Она представляет собой уникальное, единственное известное сейчас изображение редкого и своеобразного памятника деревянной архитектуры, который не дошел до наших дней - церковь сгорела от удара молнии в 1920-х гг. На акварели мы видим небольшой сельский храм своеобразной архитектуры. При всей строгости, почти "чертежности" документального рисунка, скрупулезно воспроизводящего старинную постройку, здесь явно чувствуется настроение тишины и покоя на безлюдном деревенском погосте в летний безоблачный день. По-своему поэтична эта скромная деревянная церковка, с красной кровлей и выкрашенными желтой охрой стенами, стоящая на поросшей зеленой травой приречном холме. Две узенькие, но не зарастающие тропинки, ведущие к храму, и могила в простой деревянной оградке с древним белокаменным надгробием словно бы навевают мысли о земном и вечном, давно ушедшем и настоящем…

Свои рисунки он подписывал по-разному. Иногда официально: "Действительный член Императорского Московского археологического общества". Чаще - просто и весомо: "Рисовал И. Шляков".