"С восторгом преклоняюсь перед древностями Ростова…"

(к 125-летию музея-заповедника "Ростовский кремль")

"Пробуждается сознание, что прекрасные памятники нужны не только как музейная редкость, но как самые прочные ступени будущей культуры страны. Не знающий прошлого, не может думать о будущем. Народ должен знать свою историю, запечатленную в памятниках старины", - так в начале ХХ столетия писал Н.К. Рерих, приветствуя зарождение в России подлинного интереса к национальной старине в широких общественных кругах и понимание необходимости сохранения памятников древности.

Эти слова актуальны и сейчас, так как современный музей, на наш взгляд, является важным социальным институтом, выполняющим множество разных функций, главная из которых - сохранение и развитие культурных ценностей и традиций, созидающих общество. В полной мере это можно отнести к музею-заповеднику "Ростовский кремль", который в нынешнем 2008 году отмечает свой 125-летний юбилей. И сегодня, в преддверии этого знаменательного события, мы хотели бы вновь вернуться к истокам его создания и перелистать начальные страницы его легендарной истории.

Ростов - один из старейших городов Руси, "когда-то равный славой и богатством Новгороду и Киеву, цветущий центр мысли и культуры в те века, когда ещё не существовала Москва". Его более чем тысячелетняя история запечатлена в памятниках, благодаря которым этот город приобрёл поистине всероссийскую известность. Ростов знаменит величественными и уникальными памятниками церковной и гражданской архитектуры, старинными колокольными звонами, живописными эмалями - ростовской финифтью, и музеем с его богатейшими коллекциями.

Главной культурно-исторической достопримечательностью города, ежегодно привлекающей сюда десятки тысяч туристов со всей страны и из-за рубежа, является Ростовский кремль, служивший архиерейской резиденцией, - выдающийся и широко известный памятник древнерусского зодчества. В России нет других владычных дворов XVII века, которые бы, как Ростовский, почти полностью сохранили первоначальную структуру, планировку, и изначальный облик своих архитектурных сооружений. Именно эти обстоятельства придают данному ансамблю значение не только редкого явления архитектуры, но и уникального памятника истории и культуры нашего Отечества. Не случайно музей-заповедник "Ростовский кремль" сегодня включен в список особо ценных объектов культурного наследия России и Европы.

Сложилось так, что возведённый в последней четверти XVII века Ростовский митрополичий дом лишь одно столетие использовался по своему прямому назначению. В конце XVIII века в связи с екатерининской губернской реформой центр епархии из Ростова был переведён в Ярославль. Великолепная архиерейская резиденция в Ростове, в сущности, была оставлена на произвол судьбы. Попытки приспособить кремлёвские сооружения под торговые и городские нужды не привели к успеху - кремль ветшал и разрушался. В начале XIX века всерьёз обсуждалось предложение о сносе почти всех зданий и храмов бывшей архиерейской резиденции; примечательно, что инициативы исходили как от духовных, так и от светских властей, но к счастью, эти чудовищные планы не осуществились.

Удивительное стечение обстоятельств или закономерные явления того времени способствовали этому? На наш взгляд, пожалуй, имели место все факторы. Не чудо ли, что подписанный императором Александром I указ о "разобрании на кирпичи бывшего Ростовского архиерейского дома", не был реализован?! Но вполне закономерно, что в 60-е годы XIX столетия в Ростове появились представители местной общественности, осознавшие несомненную историческую ценность этого памятника, которые смогли предотвратить его гибель.

В эти годы наблюдается всплеск интереса российской общественности к своей старине. Поражение в Крымской войне заставило государство обратиться к проблеме "самоутверждения империи" и укрепления национального самосознания. Логично, что в области охраны древностей в России начинается новый этап, связанный с более взвешенной и продуманной государственной политикой. Так, в 1859 году создано первое правительственное научное учреждение - Императорская Археологическая комиссия, а с 1879 года появился указ Синода, согласно которому реставрация или уничтожение памятника старины стали возможными только с разрешения археологических обществ. Налицо соединение усилий государства, церкви, науки и общественности в деле сохранения исторических и культурных памятников России.

Трудно переоценить значение основанного в 1864 году Московского Археологического общества в охране российских, в том числе ростовских, древностей. Именно граф А.С. Уваров, один из его основателей и первый его руководитель, призвал ростовскую общественность к спасению архиерейской резиденции и курировал её реставрацию. Но, естественно, без усилий ростовских граждан архиерейских дом - "чудо русского севера" - вряд ли мог уцелеть.

В начале 1880-х годов на средства томских купцов, уроженцев села Поречье Ростовского уезда, братьев Всеволода и Евграфа Ивановичей Королёвых, пожертвовавших свыше 6 тысяч рублей, были восстановлены Белая и Отдаточная палаты. Именно здесь 28 октября (или 10 ноября по новому стилю) 1883 года открылась первая экспозиция Ростовского музея церковных древностей. В последующие годы на средства местных благотворителей довольно быстро были восстановлены практически все памятники кремлёвского ансамбля.

Главными инициаторами создания Ростовского музея стали известные купцы, краеведы-энтузиасты А.А. Титов и И.А. Шляков. Андрей Александрович Титов - крупный предприниматель и видный общественный деятель, историк и коллекционер - вдохновил ростовцев на подвиг спасения кремля и вынес на своих плечах значительный объём организаторской работы по реставрации памятников и созданию музея. Иван Александрович Шляков - хранитель музея, фактически его первый директор на протяжении более чем 30 лет, именно он во многом определил направления деятельности музея и комплектование его коллекций. Кроме того, большой вклад в организацию музея внесли ярославские губернаторы В.Д. Левшин и А.Я. Фриде, ярославский архиепископ Ионафан, угличский епископ Амфилохий, предводитель дворянства Ростовского уезда Д.А. Булатов, ростовские купцы И.А. Вахрамеев и А.Л. Кекин, директор императорской публичной библиотеки Ф.А. Бычков.

"Новому учреждению, возникшему по общественному почину и на частные средства следует посему, прежде всего, иметь в виду интересы общества, привлекать высотою и широтою объявленных задач к соучастию в своей деятельности как можно большее число способных лиц края", - писал А.И. Кельсиев, автор "Записки об основаниях деятельности и проекта устава историко-этнографического музея в г. Ростове Ярославской области". Действительно, первый проект устава Ростовского музея, составленный в 1883 году, определял его именно как историко-этнографический музей, хотя официально новое учреждение имело статус Музея церковных древностей. Не случайно уже в следующем, 1884 году, наряду с церковно-археологическим отделом, в музее открылся отдел историко-этнографический.

Процесс формирования и пополнения коллекции Ростовского музея церковных древностей протекал очень интенсивно: уже к третьему году его существования в собрании насчитывалось более пяти тысяч экспонатов, а к октябрю 1918 года музейная коллекция составляла без малого тринадцать тысяч единиц хранения.

Музейные коллекции, будучи весьма разнообразными, в большинстве своём, отличались высоким качеством. И вновь это стало возможным благодаря заботе государства и усилиям общественности. Обратите внимание на источники поступлений: с одной стороны - многочисленные пожертвования частных лиц, коллекционеров и любителей старины, с другой - целенаправленные поступления из храмов и монастырей епархии. Примечательно, что по предложению ярославского губернатора Владимира Дмитриевича Левшина, одного из музейных попечителей, ярославский архиепископ Ионафан отдал распоряжение о передаче в ростовский музей из церквей всей епархии икон и богослужебных предметов, вышедших из употребления или пришедших в ветхость. Среди пожертвований, лёгших в основу коллекции Музея Церковных древностей, безусловно, выделяются дарения Д.А. Булатова, предводителя дворянства Ростовского уезда, и В.П. Мордвинова, члена многих научных и общественных организаций, учредителя русского дворянского генеалогического общества. Их коллекции по сей день не утратили своего значения и занимают достойное место в экспозициях музея. Помимо получения вкладов и даров, музей осуществлял целенаправленные закупки произведений искусства и предметов старины.

Соответственно росту числа экспонатов, увеличивались выставочные площади. Первый путеводитель по Ростовскому музею, изданный Ф.А. Бычковым в 1886 году, выделяет два основных отдела музейной экспозиции: церковно-археологический и историко-этнографический. Первый располагался в Белой и Отдаточной палатах и включал в себя иконы и другие богослужебные предметы, портреты духовных деятелей, рукописи, старопечатные книги, автографы, древние акты, а также нумизматическую коллекцию. Второй отдел - историко-этнографический, помещался в Княжьих теремах. Здесь были представлены портреты русских царей и видных исторических деятелей, а также предметы, "относящиеся до местной и вообще русской истории, этнографии и археологии".

Все экспозиции были доступны для широкого круга посетителей. Музей работал ежедневно с 9 до 14 часов, его посещение было бесплатным. Всего с 1883 года по 1918 год здесь побывало более 50000 человек. Среди посетителей музея - члены императорской семьи, цвет российского дворянства и купечества, выдающиеся деятели науки и культуры, представители духовенства, а также тысячи простых людей: крестьяне, горожане, студенты и школьники. Книги отзывов полны восторженных записей и благодарностей. Приведём лишь две из них, оставленные известным историком и путешественником М.В. Толстым и французским архитектором Э. Марбо.

"Описатель святынь и древностей Ростова Великого с живейшим удовольствием участвовал 28 октября 1883 года в торжественном обновлении Белой Палаты. А 23 мая 1884 с благодарным удивлением обозревал вновь народившийся и так скоро вырастающий Музей. Почетный член Киевской Духовной Академии граф Михаил Толстой".

"Благодаря крайней любезности господина Титова и его друга господина Шлякова я мог осмотреть во всех деталях чудный кремль Ростова - одну из самых древних страниц российской истории. Охваченный глубоким впечатлением, произведённым на меня этим памятником, я возвращаюсь в добрый старый Париж, унося неизгладимые впечатления, о которых может лишь мечтать путешественник. Во имя искусства и науки приношу благодарность господину Титову и его другу, взявших на себя великую инициативу в реставрации этих благородных памятников, которые уже одни заслуживают, чтобы совершить путешествие из Франции в Россию. Ростов. Эдуард Марбо, член Центрального Общества Архитекторов".

Многочисленные и разнообразные памятники, хранящиеся в музее, не просто экспонировались, но и активно изучались: подготавливались путеводители, описания коллекций, издавались документы и исторические исследования.

Музей состоял под наблюдением Императорского Московского Археологического Общества и под покровительством архиепископа Ярославского и Ростовского, а непосредственное управление его деятельностью осуществлял комитет, почетным председателем которого является ярославский губернатор. Во главе музея стояли товарищ председателя и главный хранитель, избирающиеся на общих основаниях из членов комитета. Общее количество сотрудников в первые годы существования музея, практически, не изменялось. К примеру, в 1887 году было официально зарегистрировано 100 почетных членов музея и 85 членов-сотрудников. Работал музей фактически на общественных началах - заработную плату получали лишь секретарь и привратник.

Изначально Ростовский музей существовал на добровольные пожертвования, проценты с капиталов, арендную плату с помещений, а также получал по решению городской Думы из бюджета города отчисления в размере от 600 до 900 рублей в год. Известность и ценность постоянно растущих, изучаемых и публикуемых коллекций были таковы, что в 1910 году Государственная Дума признала всероссийское значение Ростовского музея и постановила отпускать на его существование ежегодные субсидии из государственной казны - 2300 рублей.

Создание и деятельность музея в одном из древнейших русских городов, богатом историко-культурными традициями, было воспринято российской общественностью как событие общенационального значения. Неслучайно, Ростовский музей взяли под своё покровительство представители царской фамилии, которые во главе с императором Николаем Александровичем, стали его почетными членами.

Таким образом, Ростовский музей, основанный в последней четверти XIX века, является одним из старейших в России. С первых лет своей деятельности он доказал свою состоятельность, став крупным центром хранения, изучения и популяризации памятников материальной и духовной культуры.

Итак, своё 125-летие Ростовский музей встречает сообразно своему историческому статусу. Стабильные условия существования, работоспособный коллектив, растущий поток посетителей открывают перед ним широкие перспективы и позволяют надеяться, что, продолжая развиваться и совершенствоваться в XXI веке, музей сохранит свои лучшие традиции, заложенные при его основании в XIX столетии. "Так сложилось, что музей имеет как бы две ипостаси, - заявляет его директор, доктор исторических наук Андрей Евгеньевич Леонтьев: формально, юридически - это государственное учреждение, исполняющее определенные функции, хранящее национальное наследие, дающее работу немалому количеству местных жителей. А на ином уровне, на неформальном, на человеческом, музей - это кремль, это центр Ростова, географический и духовный. Музей и Ростовский кремль - это синонимы".

А.Е. Виденеева, Н.В. Грудцына, научные сотрудники исторического отдела музея "Ростовский кремль"