Ростовский музей в середине XX века

Иллюстрации

В годы Великой Отечественной войны Ростовский музей был законсервирован - все экспозиции разобраны, экспонаты упакованы на случай эвакуации, штат сокращен. Главное здание музея - Самуилов корпус - было передано воинской части. Немногочисленным посетителям показывали только архитектурные памятники (в 1943 г. проведено 7, в 1944 г. - 3 экскурсии).

2 ноября 1944 г. Ярославский облисполком принял решение об открытии музея, и 20 февраля 1945 г. в Отдаточной, Ионинской палатах и Княжьих теремах Ростовского кремля открылась экспозиция отдела природы. С 7 ноября 1945 г. функционировала Белая палата с исторической экспозицией с IX по XVII в. Особая выставка была посвящена Ростову в годы Отечественной войны.

Как и до войны, Ростовский музей оставался краеведческим. Экспозиции в нем строились согласно типовой тематической структуре, утвержденной в 1945 г., которая предусматривала для краеведческих музеев три основных отдела: "Природа края", "История края", "Социалистическое строительство и Великая Отечественная война". Смысловые акценты в экспозициях делались не столько на подлинные предметы, сколько на муляжи, копии, чучела животных и птиц, фотографии и газетные вырезки, лозунги и цитаты. Подобные экспонаты во множестве заказывались для отделов музея. Наибольшее впечатление на посетителей Ростовского музея производил "каменный мешок" - тесное помещение с фигурой прикованного узника, изображавшее митрополичью тюрьму. Этот аттракцион стал своего рода "визитной карточкой" музея, спустя многие десятилетия посетители с теплотой в голосе говорят о нем, как о самом запомнившемся экспонате. Слава "каменного мешка" распространилась по всем музеям Ярославской области и в 1954 г. в Ростовский музей обратилась директор Угличского музея Л. Колтунова: "Угличский краеведческий музей просит сообщить имеются ли у Вас фото "Каменного мешка" (т.е. тюрьмы) в Ростовском митрополичьем доме? Может быть есть и чертеж "каменного мешка", а так же нет ли у Вас и некоторых сведений о сидевших в этом каменном мешке монастырских крестьянах и других лицах?".

Экспозиции и служебные помещения музея располагались в Самуиловом корпусе, Отдаточной и Белой палатах, Княжьих теремах, Садовой квадратной башне с Ионинской палатой, Иерарших палатах, верхних этажах всех церквей.

Остальные помещения Ростовского кремля, почти так же, как и в конце XIX в., были заняты складами и квартирами. Помимо музея, в кремле размещались склады и конторы различных организаций - Райпотребсоюза и Горторга, консервного завода и Главсырпрома, Главликерводки и Главкинопроката, Заготзерна и автобазы, артель "Ударник" и артель инвалидов.

Верхние этажи гражданских зданий кремля занимали жильцы, доставлявшие немало хлопот музею. На территории кремля паслись их козы, в пруду плескались утки. Жильцы жаловались друг на друга в музей и в более высокие инстанции, требуя "принять меры" к нарушителям порядка, например, "немедленно вывести козу которая находится в чулане, чем разрушает памятник архитектуры".

Смерч, обрушившийся на Ростов 24 августа 1953 г., нанес серьезные повреждения Ростовскому кремлю. Были сорваны все крыши вместе со стропилами, сброшены в озеро Неро церковные главы. Хотя в результате смерча было утрачено всего 37 экспонатов - в одном из залов вдребезги разбилась витрина с фарфором, - разрушения сделали невозможной работу музейных экспозиций, и музей был закрыт "на продолжительное время до особого распоряжения". Лишь через год после урагана музей смог принимать посетителей. В ноябре 1954 г. открылись для обозрения Белая палата и архитектурные памятники: "В связи с принятием экскурсий по просмотру архитектурных памятников научным сотрудникам завести очередность в проведении экскурсий. В случае недоуменных вопросов по архитектурным памятникам за консультацией обращаться к гл. архитектору по реставрации Кремля т. Баниге" - гласит один из приказов директора А.А. Соловьевой.

Стихийное бедствие имело, впрочем, неожиданно благие последствия, заставив обратить внимание на почти забытые и, воспринимавшиеся как неотъемлемая повседневность, подлинные ценности Ростовского музея - архитектуру и фрески XVII века.

Все вопросы, связанные с ликвидацией последствий катастрофы, с самого начала решались не на городском или областном уровне, а на уровне Министерства культуры и центральных органов охраны памятников. Аварийно-восстановительные работы начались немедленно - уже в начале сентября 1953 года.

"Комитет по делам архитектуры объявил своего рода "междугородное реставрационное ополчение", - вспоминал о начале работ архитектор-реставратор Б.В. Гнедовский, - В распоряжение Ярославской Специализированной Научно-реставрационной производственной мастерской (ЯСНРПМ) было направлено около ста кровельщиков и плотников. И я был назначен руководителем работ. Но уже в ближайшие дни выяснилось, что ЯСНРПМ, плохо руководимая и оснащенная, не в силах решать возникшие перед ней "ростовские задачи".

При решении "ростовских задач" можно было ограничиться лишь необходимым ремонтом покрытий. Однако произведенные стихией разрушения открывали небывалые возможности для натурного исследования памятников, и, следовательно, для научной реставрации всего ансамбля. Было решено воссоздать первоначальный облик Ростовского кремля, и в начале 1954 г. архитекторы ЯСНРПМ создали несколько вариантов проекта реставрации.

Эскизные проекты рассматривались на Методическом совете по охране памятников Академии Наук СССР под председательством академика И.Э. Грабаря. Наиболее обоснованным был признан проект, разработанный В.С. Баниге.

Владимир Сергеевич Баниге (1905-1973) - ленинградский архитектор и реставратор. Еще до войны он начал изучать памятники древнерусского зодчества, участвуя в экспедициях по обследованию архитектуры русского Севера. В 1941-1943 гг. в осажденном Ленинграде В.С. Баниге работал главным инженером Аварийно-восстановительных мастерских. В 1943 г. был арестован и осужден по 57 статье на 10 лет. Заключение отбывал в спецтюрьмах Ленинграда и Москвы, выполняя архитектурно-инженерные работы. После освобождения из заключения В.С. Баниге приехал в Ростов Великий и поступил на работу архитектором Ростовского реставрационного участка ЯСНРПМ.

В ходе реставрации под руководством и по проектам В.С. Баниге восстановлены в первоначальных формах позакомарные и многоскатные покрытия на Успенском соборе, звоннице, кремлевских церквах Воскресения, Иоанна Богослова и Григория Богослова, сооружены высокие кубоватые и шатровые покрытия башен. Хрестоматийным примером строго научной реконструкции до сих пор остается воссоздание наполовину разобранной Красной палаты. Сотни зондажей и шурфов, детальные обмеры важнейших памятников Ростовского кремля, тысячи чертежей были сделаны в короткий срок силами нескольких сотрудников его мастерской. При восстановлении памятников Ростова В.С. Баниге показал себя как отличный организатор производственных работ. Его натурные исследования и архивные изыскания легли в основу диссертации на звание кандидата искусствоведения, защищенной им в Ленинградской Академии Художеств в 1964 г.

В. С. Баниге не только занимался реставрацией, но и обдумывал будущее использование зданий, наиболее благоприятное для их сохранности. Архитектор обосновал необходимость вывода из кремля овощехранилищ в помещения Мытного и Гостиного дворов, предложил устроить гостиницу в Судном приказе и Доме на погребах. Воссозданную Красную палату В.С. Баниге предназначал Горисполкому, считая, что "размещение в кремле резиденции Советской власти возвратит кремлю роль административного и культурного центра города и района".

Реставрация большей части объектов Ростовского кремля была в основном закончена в 1957 году. 10 мая 1957 г. датирован документ, требовавший завершения отделки памятников Ростовского кремля к юбилею Октябрьской революции - установки подзоров и крестов, разборки лесов.

В том же 1957 году прекратилось дальнейшее финансирование работ, и почти все ведущие участники реставрации уехали из Ростова. В.С. Баниге продолжал работу над проектом воссоздания Красной палаты, воплощение которого оказалось связано со следующим этапом в жизни Ростовского кремля.

Ростовский музей в 1959 году стал филиалом Ярославо-Ростовского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Подобная политика укрупнения для обычного краеведческого музея стала бы тихой смертью, поскольку, как правило, наиболее ценные экспонаты перетекали из филиалов в головной музей. Однако в Ростовском музее такая судьба постигла только отдел природы. Реставрация архитектурного ансамбля позволила сделать Ростовский кремль популярным туристическим объектом, который не стыдно было показать даже иностранцам. В стенах древних зданий по соседству с музеем разместился международный туристический центр "Спутник". Изменилась тематика музейных экспозиций, центральное место заняла вновь построенная выставка древнерусского искусства.

Широкой известности Ростовского кремля способствовала мощная рекламная кампания. Издавались научные и популярные книги и альбомы о Ростове, его архитектуре и фресках. Виды кремля, звоны ростовских колоколов включались в художественные фильмы "Война и мир", "Братья Карамазовы", "Руслан и Людмила", "Семь стариков и одна девушка". Архитектура кремля стала одной из ведущих тем возрожденной в те же годы ростовской финифти.

Созданный в 1950-е годы потенциал музея в Ростовском кремле не исчерпан до сих пор. Но это уже другая история.

Научные сотрудники ГМЗ "Ростовский кремль" Т.Л. Никитина, Р.Ф. Алитова