Е.В. Буцких.

К истории интерьера Димитриевского храма ростовского Спасо-Яковлевского монастыря

Полностью текст данного доклада был опубликован во втором выпуске "Сообщений Ростовского музея"1, поэтому здесь мы приводим только сведения, не вошедшие в статью.

Лепнина. Документы монастыря сообщают, что в 1862 г. обветшавшие фрагменты лепного убранства были восстановлены крестьянином с. Дьякова Ярославской губернии и уезда Зиновием Лукиным Конопаткиным2.

Стенопись. После крупных работ по отделке интерьера храма, проведенных в конце 1860 - начале 1870 гг., стенные росписи поддерживал в хорошем состоянии ростовский художник Алексей Николаев Бубнов. На протяжении 1870-80 гг. монастырь несколько раз заключал с ним договоры на поновление отдельных фрагментов стенописи храма3. Известно, что в это же время А. Бубнов поновлял и фрески монастырского Зачатиевского собора4.

Киоты. 8 киотов, размещенные по сторонам двух столпов трапезной, в 1871 г. реставрировались "с значительным прибавлением резной работы" столяром из д. Смертино Ростовского уезда Владимиром Лаврентьевым5 и в том же году были заново позолочены ростовским мещанином Аполлоном Алексеевым6.

Печи. Несмотря на то, что Димитриевский храм считается холодным, в нем существовало печное отопление. Оно было необходимым, так как в приделах св. Николая и св. Димитрия Солунского зимой совершались ранние литургии7.

Мы не располагаем данными о том, когда именно были устроены большие изразцовые печи в трапезной части храма. Известно, что в 1860 г. они уже подвергались переделке, которую осуществил печник из д. Домуново Ярославской губернии и уезда (вотчины князя Волконского) Маркелл Васильев Комаров8. Материалы для работы были взяты у ростовского купца Никанора Яковлева Рыкунина9.

В 1868 г. печи перекладывались заново; на этот раз "полуторный белый изразец" привезли из Ярославля10.

В начале 1880 гг. опять происходит перекладка печей: в 1881 г. заключают договор с крестьянином д. Самороково Ярославского уезда Павлом Козминым Коровиным11, в 1882 г. - с романово-борисоглебским мещанином Иваном Григорьевичем Паутовым12.

Печи не сохранились до нашего времени; размещались они в юго-западном и северо-западном углах трапезной. Видимо, разобраны они были в конце прошлого века, так как при выкладке пола в 1901 г. уже не учитывались.

  1. Буцких Е. В. Об интерьере Димитриевского храма ростовского Спасо-Яковлевского монастыря //Сообщения Ростовского музея. Ростов, 1991. Выл. 2. С. 16-47.
  2. Книга приходо-расходная ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря на 1862 г. /РЯ АХМЗ. А-587. Л. 22.
  3. Книга приходо-расходная... на 1871 г. /РЯ АХМЗ. А-907, Л. 76.1 Книга приходно-расходная... на 1883 г. /РЯ АХМЗ. А-616. Л. 74.
  4. РЯ АХМЗ. А-907. Л. 76.
  5. Там же. Л. 89.
  6. Там же. Л. 93-94.
  7. Книга приходно-расходная... на 1860 г. /РЯ АХМЗ. А-586. Л. 25.
  8. Там же. Л. 17.
  9. Там же. Л. 17.
  10. Книга приходно-расходная... на 1868 г. /РЯ АХМЗ. А-598. Л. 65, 69.
  11. Книга приходно-расходная... на 1881 г. /РЯ АХМЗ. А-825. Л. 69.
  12. Книга приходно-расходная... на 1882 г. /РЯ АХМЗ. А-615. Л. 73.