Ю.М. Егоров, о. Николай (Чернышев), А.Г. Жолондзь.

Сюжеты росписей галерей церкви Иоанна Богослова Митрополичьего Двора Ростова Великого

Церковь Иоанна Богослова (1683 г.) является существенным элементом комплекса ростовского Архиерейского дома.

Степень изученности храма уступает общему уровню современного искусствознания. В литературе еще неполно представлены сведения о его стенописи и строении. Научному осмыслению, классификации и обобщениям должен еще предшествовать этап сбора фактического материала.

История памятника и его реставрации, проводившейся до конца XIX века, тщательно описана во многих изданиях известного исследователя Ростова А.А. Титова. В числе прочих им выпущена брошюра "Церковь Иоанна Богослова в Ростовском кремле". Она до сих пор остается единственным отдельным изданием, посвященным этому храму.

Кроме того, об архитектуре храма писали А. Павлинов, Ю. Шамурин, В.В. Суслов, Б. фон Эдинг.

Наиболее глубокое исследование храма содержится в неопубликованной рукописи В.С. Баниге "Надвратная церковь Иоанна Богослова", архив РЯАХМЗ, П-1117.

Фресковая роспись церкви изучена гораздо слабее, чем его архитектурное строение.

Среди авторов - А.И. Успенский, Н. Покровский, Ю.Шамурин, Б. фон Эдинг, Б.В. Михайловский и Б.Н. Пуришев, М. Алиатов, В. Баниге и другие. Но их описания не охватывали росписи галерей.

Галереями специально занимались лишь Г. и Л. Донские, однако и им не удавалось выявить систему и дать более или менее цельное описание всех сюжетов.

Авторы настоящего доклада и попытались выполнить эту работу.

Большинство подписей на фресках не сохранилось, и определять сюжеты приходилось, пользуясь каноническими текстами и традициями иконографии. Полностью утрачена (еще в XIX веке) живопись сводов - начиная с 50-60 см от пяты.

Удалось выяснить, что в простенках между окнами на всех галереях, а на западной галерее, кроме того, и в откосах окон, были изображены избранные апостолы из числа 70-ти, бывшие епископами разных областей Сосипатр, Артема, Аристарх, Евпил, Ерма, Иуда, Кифа и другие, а в откосах оконных проемов на северной и южной галереях - неизвестные преподобные. Святые изображены в рост, по одному в каждом откосе, и по два - в простенках между окнами.

На внешней стене южной галереи, правее оконных проемов, помещен чин "Любовию связуеми апостоли" - хорошо читаемый и вполне традиционный по иконографии.

В западной галерее, на выступе башни, изображено "Древо Иесеево" - сюжет, посвященный родословию Иисуса Христа. Основа композиции канонична. Сохранилось всего 8 медальонов, из них некоторые - фрагментарно. Верхняя часть композиции, где, по иконографии этого сюжета, должно располагаться Рождество Христово, утрачена.

У внутренних стен галерей, на основаниях сводов, были оплечно изображены ветхозаветные праотцы и, возможно, пророки, в сохранившихся фрагментарно медальонах. Единственный из них, кто был уверенно иконографически выявлен авторами - праотец Авель.

В проходе, ведущем в северную угловую башню, изображены столпники. Удалось установить имя одного из них - это преподобный Никита Переяславский.

На восточной стене южной галереи изображен ветхозаветный сюжет "Лествица Иаковля" - видение Иакову во сне ангелов, стремящихся в небеса.

С четырех углов паперти изображены апокалиптические ангелы, держащие символы четырех земных ветров в виде человеческих фигурок.

На восточной стене северной галереи, вокруг оконного проема, изображен оплечный Деисус в круглых медальонах. Справа от Христа изображены Богородица, архангел Михаил и ростовские святые - священномученик Леонтий и святитель Игнатий. Слева от Христа - Иоанн Предтеча, архангел Гавриил, ростовские святители Исайя и Иаков. На откосе оконного проема этой стены в арке изображен херувим - видимо, как и в арках остальных оконных проемов. С левой стороны от этого окна изображен апостол Андрей Первозванный, с правой - апостол Иоанн Богослов. Роспись южной стены северной галереи посвящена житию и деяниям апостолов Иоанна Богослова и Петра, то есть святого, в честь которого освящен храм, и апостола, который, по преданию, долго путешествовал вместе с ним.

Роспись внутренних (общих с четвериком) стен западной и южной галереи сюжетно связана с этой росписью, но сюжеты на западной и южной галереях основаны на церковном предании и не включают тексты деяний апостолов.

Эта роспись представляет собой иконописный чин "Призвание апостолов на проповедь" - сцены проповедей 12 апостолов, их предсмертные мучения и казни. Всего сюжетов на внутренней стене паперти - 22:

Северная галерея:

  1. Исцеление ап. Петром расслабленного.
  2. Исцеление ап. Петром хромого.
  3. Воскрешение ап. Петром Тавифы.
  4. Крещение ап. Петром Мирона и его тетей.
  5. Крещение ап. Петром сотника Корнилия с его домочадцами и гостями.
  6. Крещение ап. Петром 30 человек.
  7. Видение ап. Петру освященной пищи.
  8. Западная галерея (слева от портала):

  9. Проповедь ап. Петра и суд над ним.
  10. Казнь ап. Петра.
  11. Проповедь ап. Андрея Первозванного и суд над ним.
  12. Казнь ап. Петра Первозванного.
  13. (справа от портала):

  14. Проповедь ап. Филиппа и суд над ним.
  15. Казнь ап. Филиппа.
  16. Казнь ап. Фомы.
  17. Мучения ап. Варфоломея.
  18. Суд и мучения ап. Иакова Алфеева.
  19. Южная галерея:

  20. Казнь ап. Иакова Алфеева.
  21. Казнь ап. Иуды Алфеева.
  22. Казнь ап. Симона.
  23. Казнь ап. Матфея.
Эти сюжеты были определены не столько по традиционной иконографии, сколько сличением росписи с литературными источниками, указывающими, какой смертью погиб каждый апостол (жития святых). Единственное затруднение вызвал последний (22) сюжет. Есть некоторая вероятность того, что здесь изображено погребение апостола Иоанна Богослова. Однако против этого мнения выступает тот факт, что вся роспись посвящена пыткам и мучениям апостолов, а Иоанн Богослов - единственный из них, кто не был замучен.

В общих чертах стиль росписи всего храма типичен для второй половины XVII века, хотя, по сравнению с соседними церквами Воскресения и Спаса на сенях, исследователями отмечалась большая архаичность росписи рассматриваемого храма. Особенно, в этом смысле выделяется роспись галерей.