В.В. Горшкова.

К истолкованию противоречий "Сказания о явлении иконы Толгской Богоматери"

Единственным источником, повествующим о начале Толгского монастыря, является "Сказание о явлении иконы Толгской Богоматери", существующее более чем в ста списках ХVII - ХIХ вв. "Сказание" насчитывает 5 редакций XV - XIX вв. Этот источник содержит ряд противоречий, которые считались досадными ошибками и вызывали к нему недоверие. Мы рассмотрим три таких противоречия, чтобы выяснить, насколько оправдано такое отношение.

  1. Во всех редакциях "Сказания", в том числе и в редак-ции конца - XV - начала XVI в., говорится, что икона Толгской Богоматери явилась владыке Трифону в 6822 г. Однако известно, что Трифон был Ростовским архиепископом в 1462-1467 гг., а год 6822 соответствует 1314 г., когда епископом Ростовским был Прохор. Впервые эти два владыка были отождествлены Димитрием Ростовским в его "Житиях святых", и с той поры общепризнанной стала мысль, что Прохор принял схиму с именем Трифон, потому-то в "Сказании" он и именуется Трифоном. Однако ни в летописях, ни в Синодиках мы не нашли сведений о схиме Прохора. Этот известный церковный деятель начала XIV в. везде упоминается под своим владычным именем. Часто точно указывается сколько лет он духовно окормлял Ростовскую епархию В этой ситуации противоречия имени исторического лица и указанной даты мы склонны отдавать предпочтение имени ибо не знаем случая, чтобы в повествовании о начале какого-либо монастыря имя основателя было перепутано. Интересно, что такое же несоответствие имени и даты встречается еще в одном источнике о Толгском монастыре: записи XV в. в "Диоптре" (ОР ГБЛ, ф. 242, № 103). Открывший эту запись А. А. Турилов пришел к выводу: ошибка содержится в дате, а не в имени ярославского князя, которое указано правильно.
  2. Во всех редакциях "Сказания" упоминается, что Трифон плыл из Кирилло-Белозерского монастыря, когда ему явилась икона Богоматери на р. Толге, где он и основал монастырь. Епископ Прохор (о котором "Сказание" не говорит, но которому на основании указанной даты - 6822г. - приписыва-ют основание Толгского монастыря), конечно, не мог плыть из Кирилловой обители, основанной в 1398 г. А вот Трифон тесно был связан с Кирилловым монастырем - и в бытность его игуменом в 1335 - 1347 гг., и пребывая Ростовским архиепископом. Основанию Толгского монастыря кирилловским игуменом Трифоном не противоречит ни практика оснований монастырей в 1 половине XV в., ни самые ранние упоминания о Толгском монастыре, которые относятся к 30-40 гг. XV в. Связывая Толгский монастырь с Трифоном, который был духовником Василия Темного, можно объяснить, почему Великий московский князь взял Толгский монастырь под свое покровительство наряду с Троице-Сергиевым и Спасо-Каменным монастырями. Исследуя запись о чуде миротечения от иконы "Толгской Богоматери" в "Диоптре" XV в., А. А. Турилов убедительно доказал, что это чудо, которое во всех распространенных редакциях датируется 1392г., на самом деле произошло в 1428 или 1443 гг., а причина ошибки в том, что дата в записи XV в. была недописана1. Год 1443 также не противоречит предположению, что Толгский монастырь мог быть основан на рубеже 30-40-х гг. XV в. Трифон - сторонник Василия Темного в феодальной войне - мог основать монастырь на территории Ярославского княжества, так как ярославский князь Александр Федорович был союзником московского князя.
  3. В "Сказании" повествуется о том, что икона "Толгской Богоматери" явилась Трифону 8 августа, а храм, построенный за один день, был освящен во имя Введения Богоматери во храм (отмечается 21 ноября). Анализ распространенной редакции "Сказания", а также сведения "Полного месяцеслова Востока"2 позволяют с достаточной долей уверенности говорить, что праздник 8 августа как день явления иконы "Толгской Богоматери" появился в Толгском монастыре не ранее 40-х гг. XVII в., то есть эта дата, как и указанный год - 6822 - были результатом позднейшего редактирования "Сказания". Само посвящение храма Введению не традиционно для времени Прохора (мы насчитываем в этот период только один Введенский храм - престол Спасо-Преображенского собора в Твери), в то же время в ХV - 1 полови-не XVI в. таких храмов было не менее 17. Один из них - трапезная Введенская церковь Кирилло-Белозерского монастыря - был построен игуменом Трифоном.

Таким образом, можно предположить, что "Сказание о явлении иконы Толгской Богоматери" верно называет имя основателя монастыря (Трифон) и ошибается в дате - 8 августа 6822 г. Основанию Толгского монастыря Трифоном в бытность его игуменом Кирилло-Белозерского монастыря не противоречит ни историческая обстановка, ни церковная традиция того времени. Само же "Сказание" в его ранней редакции могло возникнуть в кругу Трифона, возможно, под пером кирилловского монаха-книжника.

  1. Турилов А. А. Малоизвестные письменные источники о Ярославских князьях конца XV - первой половины XVI в. //Ярославский историко- архитектурный музей-заповедник. Краеведческие записки. Вып. VII. - Ярославль. - С. 131-136.
  2. Сергий, Архиеп. Полный месяцеслов Востока. Т. 2. - М. - 1876. - С. 208.