В.К. Кривоносова, В.М. Уткина.

Митрополит Варлаам и его вклады в Успенский собор

Имя ростовского митрополита Варлаама не очень часто встречается в литературе о нашем крае. Между тем это была интересная личность, с именем которой связан целый ряд памятников, хранящихся в Ростовском музее-заповеднике и других музеях.

Варлаам II был хиротонисан в митрополита Ростовского в 1620 г.1. Из архимандритов Угличского Николо-Улейминского монастыря и пастырствовал до 1652 г. Имя его стало известно в истории в связи с возобновлением вышеназванного монастыря после разорения 1610 г. литовским паном Микулинским.

Деятельность митрополита Варлаама разнообразна. Известно его участие в короновании Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Варлаам принимал участие в Соборах 1620, 1634, 1642 и 1651 годов, где решались вопросы о "крещении латын и их ересях", об избрании патриархов Иоасафа и Иосифа, "о церковном пении". Ростовский митрополит Варлаам был одним из трех кандидатов на патриаршество в 1634 г.2. Он переносил из г. Стариц тело патриарха Иова, находился при отпевании патриарха Иосифа. Митрополит Варлаам досматривал и переносил мощи княгини Анны Кашинской из деревянной соборной церкви в каменный Воскресенский храм в Кашине в присутствии царя Алексея Михайловича и его семейства. Скончался Варлаам 9 июля 1652 г. во время встречи мощей св. Филиппа, переносимых Никоном из Соловецкого монастыря. Тело его было перевезено в Ростов и погребено в Успенском соборе3.

Мирское имя Варлаама установить не удалось. Но вкладным надписям стало известно, что отец его - священноиерей Карп, мать - инокиня Евфимия, братья Иван и инок схимник Иоасаф4. Род Варлаама и его брата Ивана довольно большой, насчитывает 33 человека5.

Нелегко пришлось митрополиту Варлааму в первое время пребывания на ростовской кафедре, когда Ростовская митрополия еще не оправилась от польско-шведской интервенции начала XVII века. Город был "вырезан и сожжен"6, Успенский собор разграблен. Митрополит Варлаам приложил немало сил и стараний для приведения в порядок собора, восстановления его роскошного убранства, о чем сообщают Синодики собора XVII века.

Вклады митрополита в собор разнообразны и отличаются большим вкусом и изяществом. Ряд памятников известен нам лишь по источникам икона "Образ пречистая Богородицы Одигитрии,... а по другую сторону... Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа";7 панагия "золотая... в среднике Спаситель образ"8. С именем митрополита Варлаама связана и икона "Нерукотворный Спас с предстоящими" 1632 г., хранящаяся в нашем музее9. Самый ранний предмет митрополита Варлаама - архиерейский посох 1621 г. экспонируется в Ярославском музее-заповеднике10.

Произведения прикладного искусства, хранящиеся в нашем музее и связанные с именем митрополита Варлаама, мы разделили на две группы: изделия из серебра и произведения лицевого шитья. Все они поступили в музей из Ростовского Успенского собора в 1921 г. по решению комиссии по изъятию церковных ценностей11.

Группу изделий из серебра отличают хронологическая компактность (все предметы изготовлены в период между 1629 и 1641 гг.), единство стилевых признаков и высокое качество произведений. Все пять предметов - три кадила и две водосвятные чаши - исполнены прекрасными мастерами, владевшими техническими секретами своей профессии.

Исходя из стилистических и технологических особенностей изготовления кадил 1629, 1632 и 1635 гг.12 и водосвятной чаши 1633 г.13 мы склонны считать, что данные произведения, скорее всего, выполнены в московских мастерских, а использование аналогичных орнаментов при оформлении предметов позволяет сделать предположение, что они выполнены в одной мастерской, где применялись полюбившиеся детали оформления. Чаша 1641 г.14 по оформлению отличается от вышеуказанных предметов. Исследователи приписывают ее работе местного мастера15. Мы считаем, что вопрос о месте изготовления ее требует дальнейшего изучения.

Произведения лицевого шитья, связанные с именем вкладчика митрополита Варлаама, выполнены в 30 годы XVII века. Это литургический набор тканей, комплект церковного облачения - фелонь и две епитрахили - и плащаница.

В Описи архиерейского дома 1691 г.16 мы находим сведения о двух покровцах и воздухе, вложенных в Успенских собор в начале 30-х годов XVII в. Все три произведения: "Положение во гроб"17, "Богоматерь Знамение"18 и "ее агнец"19 выполнены в едином художественном стиле; фоном для них послужила итальянская камка малинового цвета с крупным растительным орнаментом. Личное шито светлым крученым шелком. Доличное исполнено золотными и серебряными нитями "в прикреп", создавая разнообразные геометрические узоры: черенок, ягодки, городок, перышки. Подкладка изделий - зеленая камка.

Следующий вклад митрополита Варлаама в Успенский собор - фелонь20 и две епитрахили21, выполнены из турецкого бархата. Оплечье фелони вишневого атласа, по нему в два ряда поясные изображения святых в круглых медальонах: верхний ряд - Деисус, во втором ряду св. Николай, евангелисты и апостолы, всего одиннадцать фигур.

Выдающееся произведение лицевого шитья, связанное с именем митрополита Варлаама - плащаница 1633 г.22. В центре - "Положение во гроб". Вокруг средника идет кайма с изображениями евангелистов в углах и с шестью евангельскими сценами по сторонам: "Распятие", "Снятие с креста", "Испрошение тела Христа у Пилата", "Святые жены у пустого гроба", "Преображение", "Воскресение с сошествием во ад". Между клеймами - тексты, выполненные вязью в три ряда. Выполнена плащаница на малиновой итальянской камке с растительным орнаментом, подкладка - голубая камка. Дается подробный анализ художественного шитья.

Заканчивая разговор о шитых вкладах Ростовского митрополита Варлаама можно предположить, что выполнены они в одной мастерской. Их объединяет высокий уровень мастерства вышивальщиц, использованный материал, технические приемы, большие художественные достоинства каждого произведения.

Выяснение, где и кем они были выполнены, - следующий этап нашей работы.

  1. Амвросий. История российской иерархии. Ч. 4. - М.: тип. Синода, 1812, с. 481-489.
  2. Макарий. История русской церкви. Т. 11. Кн. 2. - СПб., 1882, с. 25, 95. 118, 173.
  3. Титов А. А. Летопись о ростовских архиереях. - СПб., 1890, с. 21.
  4. Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. - М.: Наука, 1987, с. 38.
  5. Титов А. А. Синодики XVII и XVIII веков Ростовского Успенского собора. - Ростов: тип. Л. X. Оппель, 1903, с. 11-13.
  6. Ростов. Материалы для истории города. - М., 1884.
  7. РЯМЗ, Р-225. Синодики Ростовского Успенского собора (рукопись), с. 18, 18 об.
  8. РЯМЗ, Р-1099. Опись архиерейского дома, 1776 г. л. 12 об.
  9. РЯМЗ, И-861.
  10. ЯРМЗ, КП-7773.
  11. РФ ГАЯО, Ф. Р-140, оп. 1, д. 68, л. 13.
  12. РЯМЗ, ДМ-512, 513, 510.
  13. РЯМЗ, ДМ-635.
  14. РЯМЗ. ДМ-111.
  15. Пучка В. Г. Ростовское серебряное дело XVII в. - Белград, 1975/70, с.114.
  16. РЯМЗ, Р-1083. Опись архиерейского дома, 1691, г., л. 13.
  17. РЯМЗ, Т-3463.
  18. РЯМЗ. Т-3705.
  19. РЯМЗ, Т-3637.
  20. РЯМЗ, Т-2630.
  21. РЯМЗ, Т-1823/1,2.
  22. РЯМЗ, Т-3706.