Л.А. Шлычков.

Архитектура Шартомского монастыря

Ивановская область образовалась в 1918 году на стыке Владимирской, Костромской и Ярославской губерний. На ее территории имеется ряд памятников архитектуры, принадлежащих культурам этих древних земель. Один из них - Николо-Шартомский монастырь, расположенный в селе Введенье что в 12 километрах к северу от города Шуи.

Первое упоминание о Шартомском монастыре относится к 1425 году. Существующий ансамбль его сформировался, в основном, в XVII веке и состоит из соборного храма, трапезной, надвратной церкви, настоятельских покоев, гостиного корпуса и колокольни.

Никольский собор - самая ранняя постройка ансамбля. Он появился на месте древнего деревянного предшественника в 1651 году. Это четырехстолпный куб с восточной парой столбов, приближенных к восточной стене. Межапсидные простенки его продлены до этих столбов, прорезаны арками проходов, но своды, образующие "тайники", отсутствуют. Постройка не имеет подклета и галерей. Фасады ее ничем не украшены. Первоначальное покрытие храма было близким к позакомарному, о чем свидетельствует закрытый четырехскатной кровлей низ аркатуры барабана центральной главы. Пологие арки закомар на южном и северном фасадах - разной протяженности, что соответствует шагу внутренних опор Архитектура храма тяготеет к ярославской школе, к ее памятникам первой половины XVII века. Отсутствие галерей. обязательных у аналогов, идет от упрощения. Но строители имели навык возводить подобный четверик с галереями. Это видно из постановки ими колокольни на северо-западном углу четверика с таким отступом от четверика, какой предполагал возможность размещения между ними (храмом и колокольней) галереи.

Трапезная монастыря закончена строительством в 1678 году. Она завершает ансамбль монастыря, объемная композиция которого отличается предельной компактностью, и в которой поздняя невысокая декоративная ограда не играет никакой существенной роли.

Планировочная композиция Шартомского монастыря восходит к тому типу, который, как считается, изобрел зодчий XVI века Борисов и воплотил в застройке Борисоглебского монастыря (Борисоглебск под Ростовом Ярославским), но в планировке Николо-Шартомского монастыря можно отметить более последовательное, чем в Борисоглебске, воплощение замысла периметрального размещения построек вокруг небольшого двора.

В заключение можно утверждать, что ансамбль Николо-Шартомского монастыря - ценный памятник русской архитектуры XVII века. Исходя из аналогов, - это произведение ярославской школы архитектуры, обладающее оригинальными особенностями. Без тщательного изучения истории его создания, конструктивных, объемно-планировочных и художественных решений отдельных построек и ансамбля невозможно воссоздать целостную картину эволюции ярославского культового зодчества в эпоху его наивысшего расцвета.