В.Б. Ермолова.

Мифологические и аллегорические сюжеты в произведениях декоративно-прикладного искусства из собрания Ростовского музея

Работа над темой "Мифологические и аллегорические сюжеты в произведениях декоративно-прикладного искусства из собрания Ростовского музея" проводилась в связи с изучением и описанием коллекции фарфора, т. к, многие мифологические и аллегорические сюжеты не были указаны в описаниях экспонатов в первых инвентарных книгах музея. Наряду с изделиями из фарфора рассмотрены и предметы из металла.

Произведения декоративно-прикладного искусства служили для украшения интерьера и, поэтому, были тесно связаны стилистически с архитектурой и внутренним убранством помещений. Многие мастера иллюстрировали труды античных авторов, в эпоху Просвещения мифологические сюжеты использовали как условные фабулы, в которые вкладывалось совершенно новое философское содержание. В XVIII веке была характерна широкая интерпретация мифов как элементов художественной знаковой системы и как мотивов декоративных. Благодаря разным случайным находкам или археологическим раскопкам становились известными все новые примеры античной архитектуры, скульптуры и произведений декоративно-прикладного искусства. В начале XIX века в искусстве воцярается стиль "Ампир" и художники и скульпторы вновь обращаются к античным сюжетам.

В предисловии книги "Мифология в картинах", вышедшей в Москве в 1838 году, сказано, что "...не нужно глубоко изучать религию древних Греков и мечты их поэтов. Но необходимо знать довольно, чтобы не быть в затруднении, читая историю древних, стихотворения, и любуясь неподражаемыми творениями живописи и ваяния"1.

В коллекции нашего музея всего лишь чуть более чем на пятидесяти экспонатах ХVIII - ХIХ веков можно увидеть аллегорические и мифологические сюжеты. Рассмотрим некоторые из них.

На заводе Джозайи Веджвуда в Англии (г. Стаффорд- шир) в XVIII веке была изготовлена сахарница с крышкой из каменной массы2. Тулово и крышка с кобальтовым покрытием украшены рельефными белыми композициями по мотивам "Одиссеи" и "Илиады" Гомера. На крышке скульптурное изображение скорбящей Пенелопы в центре и четыре сцены, рассказывающие историю Одиссея и Пенелопы, напр. "Женихи в доме Одиссея" и "Плач Пенелопы". Четыре богини, персонажи произведений Гомера, представлены на тулове сахарницы. Это Артемида, Алфея, Геба и Гера.

Артемида - в греческой мифологии - богиня охоты, дочь Зевса и Лето, часто пользуется стрелами как орудием наказания, изображена с луком в поднятой руке, рядом с ней - лань.

Алфея - в греческой мифологии - мать Мелеагра. Ей предсказали, что ее сын умрет, как только догорит полено, пылающее в этот момент в очаге; чтобы этого не случилось, она вытащила полено и потушила его. Но когда Мелеагр убил ее брата, Алфея бросила полено в огонь, полено догорело и сын ее умер. Раскаявшись, она покончила с собой. Изображена в рост перед пылающим очагом.

Геба, богиня юности, дочь Зевса и Геры. На Олимпе на пирах богов во дворце Зевса выполняет обязанности виночерпия. Изображена с чашей, наполненной нектаром.

Гера, сестра и супруга Зевса, верховная олимпийская богиня. Покровительница героев и городов. В Троянской войне ярая защитница ахейцев и противница троянцев. Отождествляется с римской Юноной. Около нее изображен павлин.

В нише деревянного футляра для часов изображение Афины - в греческой мифологии - богини мудрости, представлено в виде барельефной бронзовой скульптуры3. Богиня сидит на постаменте, в правой руке пика, в левой щит с головой змеевласой Медузы, который обладает огромной магической силой, устрашает богов и людей; на груди - эгида. Афину называют также Палладой, под этим именем она покровительствует войне. (Афина - Паллада у Гомера).

Ника - богиня победы в греческой мифологии - на бронзовом подсвечнике нач. XIX века4 играет роль стояла. Крылатая женщина стоит на шаре, в поднятых руках держит корзину, из которой выходит шесть рожков для свеч. Красиво моделированы складки на одежде.

На подсвечнике Мейсенской фарфоровой мануфактуры у подножия стояна сидят два мальчика: один с венком на голове и кубком в руке, другой в лиловом плаще и с корзиной винограда на коленях. Это Бахус или Дионис - в греческой мифологии - бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградорства и виноделия, рядам с ним - аллегория осени. Подсвечник изготовлен во второй половине XVIII века5.

Бахус и сатир представлены на двух парных подсвечникам русской работы конца XVIII - нач. XIX веков6 в виде маленьких обнаженных детей, держащих в руках рог изобилия, из которого выходит пять изогнутых веток с рожками для свеч.

Скульптура "Венера с Бахусом"7, изготовленная на заводе Попова в сер. XIX века по модели Мейсенской фарфоровой мануфактуры позволяет увидеть еще один сюжет из жизни античных богов: Венера сидит на постаменте из завитков и гладит, сидящего рядом с ней на козе Амалфее, Бахуса, наполняющего кубок виноградным вином.

Венера - в римской мифологии - богиня садов, красоты и любви, обычно изображалась рядом с Амуром, считаясь, его матерью. Это можно видеть на тулове чашки, выполненной на заводе Батенина в Петербурге в XIX веке8, и на майоликовой итальянской тарелке XVII века9.

Амуры и путти очень часто украшали произведения декоративно-прикладного искусства. На двух предметах мелкой фарфоровой пластики немецкой работы они представлены забавными малышами, занимающимися голубями и играющими с козлом10-11 Фигуры амурчиков украшают верхний край тулова вазы иностранной работы конца XVIII - начала XIX века12. Застывшая поза амура - юноши, опирающегося на лук, поддерживает круглую ажурную чашу вазы из бронзы начала XIX в.13 Фигура амура установлена на массивном круглом постаменте, характерном для стиля ампир.

В XVIII веке на Мейсенской фарфоровой мануфактуре была изготовлена скульптура "Юпитер на орле"14. Юпитер - верховное божество римского пантеона, властелин богов и людей, бог неба и небесных сил, повелевающий громами, молниями, тучами, ливнями. Повелитель молний изображен сидящим на орле - символе солнца и неба, ставшем впоследствии символом Юпитера. В поднятой руке бога - молнии, а у орла - в лапах, т. к, при помощи молний и грома наказывают или подавляют сопротивление. Юпитер на орле парит над серыми облаками в развевающемся лиловом плаще.

Медея - в греческой мифологии - волшебница, дочь царя Колхиды Ээта. Миф о Медее связан с мифом об аргонавтах. Чтобы не отдавать своих сыновей Язону и Главке, она убивает их и уезжает на ужасной колеснице, запряженной парой драконов, мчащих ее в подземное царство. Такой мы видим ее на тулове чашки нач. XIX в. неизвестного подмосковного (?) завода15.

"Собаками Зевса", стерегущими золото, называли грифонов - чудовищных птиц с орлиным клювом и телом льва. Скульптура сидящего грифона на круглом бронзовом постаменте и квадратном из белого мрамора поддерживает полуовальную чашу из черного рога. Эта ваза16, как и чугунный рукомой17, датируется первой половиной XIX века. Тулово, рукомоя украшено рельефными изображениями сидящих грифонов, обращенных друг к другу, с поднятой лапой перед вазой; сливы рукомоя в виде стилизованных грифонов.

Бронзовая скульптура музы Талии, покровительницы комедии и легкой поэзии, выполнена по античным образцам а 1787 году18. На поддоне латинскими буквами гравирована монограмма итальянского (?) мастера - "FRF" Талия сидит на скале, в руках у нее бубен, рядом с ней - комическая маска. На голове венок из плюща.

Для обивки мебельного гарнитура19, выполненного в стиле классицизма, использованы гобелены с античными сценами, иллюстрирующими жизнь муз и амура. Амур играет не двойной свирели (авлосе), сидя на лавочке перед деревом сзади него, на фоне пейзажа, стоят две музы, около них - музыкальные инструменты.

Наряду с мифологическими сюжетами, как в живописи так и в декоративно-прикладном искусстве, с 40-х годов широко использовали аллегории.

Две скульптуры в нашем собрании представляют символ (аллегорию) Америки в виде женщины20, сидящей на крокодиле; в правой руке у нее попугай, в левой - рог изобилия. Ее одеяние напоминает одежду индейцев, коренных жителей Америки. Америка представлялась всегда экзотической и богатой страной. Статуэтки были изготовлены в XVIII веке на Мейсенской фарфоровой мануфактуре, где очень часто обращались к мифологическим и аллегорическим сюжетам.

В России, на заводе Попова А.Г., во второй половине XIX века была выполнена фарфоровая скульптура "Азия"21. Эту часть света представляла женщина в азиатском костюме, сидящая на верблюде. Верблюд символизировал Азию.

Не только части света, но и природные стихии, и времена года изображались в виде символов. Так, на фарфоровом заводе в Клостер-Фейльсдорфе в Германии в 1763 - 1765 гг. по модели Венцеля Нёя выпускались скульптуры из серии "ЧЕТЫРЕ СТИХИИ" - "Воздух", "Вода", "Огонь" и "Земля".

В Ростовском музее находится одна из этих скульптур - Вода"22. Аллегория воды представлена в виде полуобнаженного ребенка, держащего на правом боку сосуд с льющейся водой, левой рукой он прижимает к груди, рыбу, с правого бока нежно спадает пурпурный плащ на желтой подкладке.

Аллегории в искусстве были представлены не только в виде детей, но и как взрослые. Мужчина с черной бородой, завернутый в пурпурный плащ на желтой подкладке, стоит перед очагом с горящим огнем - это символ огня. Скульптура датируется 1-й половиной XIX века, но из-за отсутствия марки трудно определить место производства23.

На прямоугольном постаменте бронзового канделябра 1-й половины XIX века, служащим основанием для круглой колонны, на барельефных накладных пластинках с завитками изображены аллегории лета и земли. Двое обнаженных детей со снопами и серпом символизируют лето, а землю - дама с кавалером перед факелом, колчаном со стрелами и рогами изобилия24.

Экспонаты Ростовского музея, отражающие мифологические и аллегорические сюжеты, поступили в основном из государственного музейного фонда в 1920-е годы, а также и от частных лиц.

Для определения сюжетов использовались статьи энциклопедии "Мифы народов мира"25, мифологического словаря26 и обширный иллюстративный ряд из книг по античному искусству.

  1. Мифология в картинах. М., 1838. С. 5 - 7.
  2. РЯМЗ К-1233 (1-2).
  3. РЯМЗ Д-525.
  4. РЯМЗ Б 925/38; РЯАХМЗ, А-130. Л. 37.
  5. РЯМЗ К-1996.
  6. РЯМЗ Б 927/167, 168.
  7. РЯМЗ К-1686.
  8. РЯМЗ К-678.
  9. РЯМЗ Б 925/31: РЯАХМЗ, А-130. Л. 37.
  10. РЯМЗ Б 921/157.
  11. РЯМЗ К-2004.
  12. РЯМЗ Б 921/21.
  13. РЯМЗ М-1486; РЯАХМЗ А-130. Л. 37.
  14. РЯМЗ К-1999.
  15. РЯМЗ К-81 (1 - 2).
  16. РЯМЗ М-1109.
  17. РЯМЗ М-184.
  18. РЯМЗ М-2201; РЯАХМЗ,А-130. Л. 37.
  19. РЯМЗ Д-З69, 459, 460, 461, 462, 463, 465.
  20. РЯМЗ К-1994, 1995.
  21. РЯМЗ К-1949.
  22. РЯМЗ К-954.
  23. РЯМЗ К-978.
  24. РЯМЗ Б 919/238
  25. Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2-х томах). Гл. ред. С.А Токарев. - М.: "Советская Энциклопедия", 1988.
  26. Мифологический словарь. Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М., "Советская Энциклопедия", 1991.