Т.В. Колбасова.

История комплектования коллекции живописи Ростовского музея

За более чем вековую историю в Ростовском музее были собраны значительные и разнообразные коллекции. Наряду с иконописью, древнерусским декоративно-прикладным искусством, которые являются основой собрания, в музее хранятся коллекции фарфора, стекла, мебели, народного искусства, графики, русской живописи.

Коллекция живописи складывалась на протяжении всей истории музея. В первые годы существования музея комплектование коллекции живописи зависело, во многом, от частной инициативы. Основную массу поступивших произведений составляли пожертвования. Значительно коллекция, в том числе и коллекция живописи, пополнялась благодаря энергичным усилиям членов комитета Ростовского музея, которые не только руководили работой музея, делали значительные денежные пожертвования, но и приносили в дар свои художественные собрания. Так, в 1884 г. член Комитета Ростовского музея ростовский уездный предводитель дворянства Дмитрий Александрович Булатов пожертвовал музею старинные грамоты, монеты и пятнадцать портретов1. Состав дара чрезвычайно характерен для первого десятилетия существования музея. Это портреты церковных и государственных деятелей прошлого, коранационные изображения, исполненные неизвестными художниками (например - Портрет императрицы Марии Федоровны [тип Рослена], Портрет императрицы Екатерины II. XVIII век). Хранитель музея Иван Александрович Шляков пожертвовал книги, старинные монеты, предметы декоративно-прикладного искусства; в период с 1883 по 1900 гг. он подарил музею шесть произведений живописи. Среди них наибольший интерес представляют два интерьера ростовских храмов, кисти местного художника Г.В. Юрова - "Интерьер Зачатьевской церкви Спасо-Яковлевского монастыря", и "Интерьер Ростовского Успенского собора".

Член Комитета музея священник Константин Преображенский собирает для музея работы религиозного содержания, имеющие, по его словам, "...несомненную археологическую ценность"2. Благодаря его усилиям, собрание живописи пополнилось картинами неизвестных художников - "Видение Моисеем Неопалимой Купицы", "Сцены из жизни Иосифа" и др.

Создание музея в древнем городе в условиях общего подъема интереса к русской национальной культуре, русской истории обусловило значительное пополнение коллекции живописи за счет пожертвований людей самого широкого круга - дворян, купцов, ремесленников, крестьян из Ростова, Ярославля и других городов России; жертвовали учреждения духовного ведомства, церкви, монастыри. Среди этих многочисленных даров было немало посредственных произведений и поздних копий, ведь Ростовский музей создавался как музей Церковных Древностей, и организаторы музея не ставили перед собой задачу создания картинкой галереи, где была бы отражена история развития живописи. Живопись оценивали с точки зрения историко-иконографического значения. Тем не менее, среди этих даров было много интересных и ценных произведений. Достаточно назвать портрет ростовского архиепископа Арсения (Верещагина), кисти ростовского художника 2-х.пол.ХVIII в. Н.С. Лужникова - дар И.А. Шляпкипа в 1888 г., портрет ростовского купца, владельца первой полотняной фабрики в Ростове М.В. Серебреникова, исполненный неизвестным художником - дар ростовской купчихи, Почетной гражданки Е.Ф. Мальгиной в 1905 г.

Значительно пополнили коллекцию русской живописи произведения, поступившие в 1906 г. в дар от сенатора В.П. Мордвинова. В 1903 г. Мордвинов пожертвовал свое имение в селе Ваулове Романово-Борисоглебского уезда Ярославской губ. С.-Петербургскому Ивановскому женскому монастырю. Портреты, хранящиеся в усадьбе, он передал Ростовскому музею. Наряду с фотографическими портретами, поздними копиями в собрании музея поступил ряд портретов XVIII - пер. пол. XIX вв. владельцев усадьбы в селе Ваулове. Эти портреты - часть существовавшей когда-то в имении портретной галереи. Исполнены они в основном местными провинциальными живописцами. Например, портрет капитана А. Алябьева и его дочери Ф. Алябьевой, кисти неизвестных художников; портрет сына Ф. Алябьевой - князя В. Урусова, кисти ярославского художника Н. Мыльникова. Эти произведения дают представление о таком интересном явлении, как портретная галерея в русской провинции и о характере творчества работавших в это время в провинции мастеров, в произведениях которых были живы традиции прошлого и не обрывались связи со старой иконописью. Дар В.П. Мордвинова положил начало собрания русского провинциального дворянского портрета.

Коллекция живописи в первые десятилетия существования музея пополнялась и за счет покупок. Однако, на средства, отпускаемые казной (с 1887 г. 600 руб. в год)3, покупались вещи не всегда ценные в художественном отношении, ничего не покупалось из современной живописи.

Итак, вплоть до 1917 г. коллекция живописи пополнялась за счет даров частных лиц, путем покупок произведений у населения и торговцев старинными вещами. Основу собрания составлял портрет. Коллекция также включала религиозную живопись, иконы на холсте (например, "Образ Святого Царевича Димитрия", купленный в Ярославле у торговца старинными вещами Куликова, "Воздвиженье креста").

После Октябрьской революции во второй половине 1917г. музейный комитет теряет свои полномочия и управление музеем временно передается Московскому Археологическому обществу. 1 сентября 1918 г. музей передается в ведение отдела народного образования. С 1 января музей подчиняется отделу музеев Наркомпроса. В первое послереволюционное десятилетие коллекции музея быстро растут. В период с 1918 по 1927 г. собрание живописи выросло в несколько раз. Укажем наиболее значительные поступления. Одну группу составляют произведения, принадлежащие упраздненным государственным учреждениям.

В 1918 г. из Ростовской Городской Управы при ее ликвидации поступило 20 портретов ростовских купцов-благотворителей. Эта своеобразная портретная галерея начала складываться в 60-х гг. XIX в. Именно этим временем датируются наиболее ранние из поступивших произведений. Первым в Городскую Управу поступил портрет Е.Ф. Латышева4. В 1869 г. галерея пополнилась еще пятью портретами5. Три из них - портреты А.А. Титова, М.М. Плешанова и М.А. Хлебникова выполнены приблизительно в одно время ростовским художником А.Ф. Крыловым. В 80-х годах галерея расширилась за счет восьми портретов кисти местного художника А. Звонилкина - портреты Ф.Ф. Стрижникова, А.Ф. Мальгина, А. А. Титова, А.Л. Кекина. Эти портреты не представляют большой художественной ценности, но имеют краеведческий и исторический интерес.

В первое послереволюционное десятилетие в собрании музея влились произведения из закрывающихся церквей, монастырей. В основном это были иконы, декоративно-прикладное искусство; немало светской и церковной живописи. Наиболее значительные поступления были из Спасо-Яковлевского монастыря в период с 1920 по 1924 гг. Чтобы оценить их значительность достаточно назвать некоторые из поступивших произведений: портрет Димитрия Ростовского, исполненный В.Л. Боровиковским (портрет был подарен монастырю А.А. Орловой-Чесменской); портрет графа Н.Л. Шереметева, кисти Н.И. Аргунова. Кроме того, собрание пополнилось целой галереей выдающихся деятелей русской православной церкви.

В 1920-е гг. в Ростове национализируется имущество зажиточных горожан. Вещи, имеющие художественное значение, поступают в музей. Среди них были и живописные произведения, в основном портреты членов купеческих семей. Это и единичные портреты, и своеобразные купеческие портретные галереи, как, например, четыре портрета ростовских купцов Кайдаловых, датируемые первой третью XIX века. Именно в это время складывается коллекция бытового купеческо-мещанского портрета.

В 1920 г. в музей поступает живописное собрание, принадлежавшее семье А.А. Титова6, известного краеведа, собирателя рукописей, одного из основателей Ростовского музея. Собрание включало копии с произведений известных западноевропейских художников - Б.Э. Мурильо, П.П. Рубенса, Гвидо Рени; портреты ростовских священнослужителей - митрополита Ионы Сысоевича, настоятеля Спасо-Яковлевского монастыря, архимандрита Иннокентия, гробового монаха Амфилохия. Значительную часть собрания включали портреты людей, близких Титову, его родственников - дяди Н.И. Титова (худ. Г.В. Юров); рано умершего отца Титова - А.И. Титова. Кроме того, в собрании было немало портретов и самого Титова, из которых наиболее интересен портрет работы А. Глушкова, изображающий его в молодости. Не все эти портреты интересны в художественном отношении, однако, как и многие портреты в коллекции имеют краеведческий и исторический интерес.

В эти годы коллекция пополнялась и за счет самостоятельно приобретаемых музеем произведений. В 1920 г. у местной жительницы Елизаветы Ивановны Быковой были куплены живописные произведения, находившиеся когда-то в богатом купеческом доме. Это жанровая картина, интерьер и купеческие портреты середины XIX века: главы семьи Н.X. Быкова, его жены и их единственного сына.

Значительно пополнялась коллекция живописи и за счет имущества национализированных дворянских усадеб. В конце 1918 г. сотрудники музея получили разрешение Уездного Земельного отдела "...На право осмотра и описи всех коллекций и отдельных предметов, представляющих историческое значение или художественную ценность, находящихся во всех бывших частновладельческих имениях уезда, представителям Ростовского Музея Древностей... предметы, признанные вышеупомянутыми представителями необходимыми к вывозу и хранению в музее д. б. представляемы им в их распоряжение..."7. В результате проделанной работы в собрание музея влились произведения искусства из бывшего имения Щереметевых в с. Вощажниково, из имения Рудаковых в с. Ивановском. Однако, наиболее крупным было поступление из имения Леонтьевых в с. Воронино. Здесь почти полностью сохранилась дворянская портретная галерея ХVIII - ХIХ вв., куда вошли портреты представителей дворянских семей Леонтьевых, Бутурлиных, Волконских.

Все эти довольно многочисленные поступления лишь дополняли существующие разделы собрания живописи. Однако, в коллекции были значительные лакуны. Живопись ХVIII - первой половины XIX в.. характеризовалась в основном портретом, кисти провинциальных мастеров. Совсем не была представлена реалистическая живопись второй половины XIX века, современное искусство. С начала 1920-х гг. музей предпринимает попытки целенаправленного заполнения существующих пробелов, прибегнув к помощи Государственного Музейного Фонда. Первые поступления из ГМФ (Москва) были в 1921 г. Собрание живописи пополнилось произведениями русских художников второй половины XIX в. - Шишкина, Айвазовского, Маковского и др. (всего 14 произведений).

В 1922 г. в распоряжение музея было передано здание бывшего Духовного училища (Самуилов корпус), находившееся до этого в ведении военкомата8. Введение новой экспозиционной площади позволяло создать новые, ранее не существовавшие отделы. Получив новое помещение, музей "...вновь пытается организовать музей живописной культуры"9. Сотрудники обратились к заведующему фондом ИЗО Наркомпроса Родченко с просьбой об отборе картин, рисунков и скульптуры10 художников левых направлений. В ответ на этот запрос в 1922 г. из Государственного фонда бывшего музейного бюро Н.К.П. в Ростовский музей поступили произведения Кончаловского, Осмеркина, Рождественского, Малевича, Экстер и др.

В 1924 г. раздел коллекции живописи второй половины XIX в. пополнился еще 12 произведениями -Неврева, Степанова, Дубовского, Переплетчикова и др. Это было последнее поступление из ГМФ.

В последующие ближайшие годы музей не оставляет попыток пополнения живописного собрания, с тем, чтобы оно могло дать более или менее последовательную картину развития русской живописи. Однако, это направление в комплектовании было остановлено постановлением Яр. Губ. РКИ от 29 декабря 1927г. Музею было предложено изменить планы дальнейшего развития. "Музей, - говорится в постановлении, - должен обратить свое внимание на развитие краеведческих частей музея, ограничивая до минимума планы развертывания отделов, как например, развертывания художественной галереи..."11. Благодаря этому постановлению, поступления в период с 1928 по 1969 гг. были единичны и случайны. Так, в 1928 г. из закрывающихся ростовских церквей поступила поздняя к. XIX в. религиозная живопись. В 1933г. в обмен на иконы поступили произведения художников второй половины XIX в. - П. Брюллова, Н. Шумова, Верещагина, Поленова, Петровичева.

В 1934 г., на основании постановления президиума ВЦИК 1 от 1/1-1934 "О состоянии и задачах музейного строительства в РСФСР", Ростовский музей получил статус краеведческого. Изменение профиля музея привело к полному забвению художественных коллекций. Собрание живописи не изучалось и не экспонировалось, лишь некоторые произведения были введены в историческую экспозицию. Кроме того, имела место передача экспонатов в другие музеи. В 1930-е гг., когда Ростов входил в Ивановскую промышленную область, Ростовский музей был филиалом Ивановского областного музея. В 1934 г. Ростовским краеведческим музеем, согласно акта от 26/IV-34 г., было передано Ивановскому музею 112 экспонатов12-13, из них 7 произведений живописи - портрет ростовского купца Д.М. Плешанова (пост, из Плешановской богадельни), "Портрет В. Метлиной" (дар В.Л. Мордвинова), "Интерьер Троице-Сергиевой лавры", Г.В. Юрова (дар А.А. Титова", "Портрет Димитрия Ростовского", написанный, по преданию, при жизни святого. В 1954 г., в соответствии с распоряжением Управления музеев Министерства культуры РСФСР № 380/м от 10.03.1954г., Ярославскому Художественному музею были переданы четыре картины. Кроме того, значительное число произведений было исключено из состава коллекции. Так, в1930 г. было исключено 4 произведения художников левых направлений: О. Розановой, Л. Поповой, Ле Данти; "Портрет царицы Софьи Алексеевны в одеянии инокини" (дар Д.А. Булатова). В 1933 г. - 5 произведений: Портреты Николая I, Александра III, Два портрета Александра I (пост, в 1918 г. из Рост. Городской Управы). В 1949 г. исключено 11 картин - в основном религиозная живопись, поступившая в большинстве своем в дар от частных лиц в первые годы существования музея; в 1952 г. - 13 произведений - портреты священнослужителей, религиозная живопись, поступившая из Спасо-Яковленского монастыря и в дар от частных лиц. В 1957 г. три картины; в 1962 - девятнадцать. В 1966 - самое большое число исключенных произведений - 200.

Эти исключения значительно обеднили живописное собрание. Музей лишился портрета ростовского купца М.В. Серебреникова, кисти живописца XVIII в. И. Гриммеля, большого числа портретов митрополита Димитрия; портретов гробового монаха Амфилохия, находившегося долгое время при мощах св. Димитрия Ростовского (в настоящее время в коллекции есть лишь один его портрет, небольшого размера, написанный на жести) и многих портретов церковных и государственных деятелей. Очень много было исключено религиозной живописи, которая также имела большой интерес, так как многие произведения были принесены в дар местными жителями и могли быть написаны местными художниками.

В 1969 г. Ростовский музей получает самостоятельность, меняется профиль музея, он становится архитектурно-художественным музеем-заповедником. Новая ориентация музея активизирует изучение коллекции и экспозиционно-выставочную работу. Начинается работа по созданию выставки русской живописи второй половины XIX - начала XX вв., которая открылась в 1972 г. Начинается активная реставрация живописного собрания. Появляются вновь условия для комплектования. Коллекция живописи пополнилась произведениями. С. Жуковского, И. Левитана, Горюшкина-Сорокопудова, П.Петровичева. В середине 1970-х гг. в музей через Ярославский художественный фонд поступают произведения ярославских художников - Антонян, Ульянова, Огаревой-Дарьиной. Приобретаются произведения современных художников - Н. Нестеровой, Н. Андронова, В. Вейсберга. Особое направление в комплектовании современного искусства - собирание произведений, посвященных Ростову. В музее хранятся пейзажи с видами Ростова, написанные московскими художниками - В. Забелиным, Ю. Леманом, Фроловы местными художниками - Ю.М. Барановым, В.К. Золотайкиным.

Итак, в настоящее время коллекция живописи насчитывает более 300 экспонатов. Она включает провинциальный дворянский и бытовой купеческо-мещанский портрет, религиозную живопись, произведения русских художников второй половины ХIХ - начала XX веков, русский авангард, современное искусство. Среди разнообразных коллекций Ростовского музея собрание живописи, несмотря на свои скромные размеры, занимает достойное место.

  1. РЯАХМЗ. А-1, л. 23; д. 5, л. 10; А-4, л. 24 - 25
  2. РЯАХМЗ. А-50, л. 272.
  3. РЯАХМЗ. А-155, л. 186.
  4. ГАЯО, филиал в г. Ростове. Ф. 1, оп. 1, ед. хр. 3544, л. 12.
  5. Там же. Ф. 1, оп. 1, ед. хр. 3739, л. 14.
  6. РЯАХМЗ. А-178 (без пагинации).
  7. ГАЯО, филиал в г. Ростове. Ф. Р-161, оп. 1, ед. хр. 1, л. 162.
  8. РЯАХМЗ. А-76 (без пагинации).
  9. РЯАХМЗ. А-86, л. 71.
  10. Там же.
  11. РЯАХМЗ. А-158, л. 129 (об.).
  12. РЯАХМЗ. А-177(без пагинации).
  13. РЯАХМЗ. А-644, л. 68.