Н.Ю. Плотникова

Певческий сборник Ростовского Зачатьевского Яковлевского монастыря

Специфика местных традиций, их связи с общим направлением развития русского церковного пения - вопрос, который еще предстоит изучить историкам русской музыки. Новгород, Владимир, Ростов имели свои обычаи, свой ''уклад'' пения при богослужении. Представление о них могут дать рукописные нотные книги, хранящиеся как в местных, так и в центральных архивах. Большой интерес представляет в этом отношении Синодальное певческое собрание Государственного Исторического музея, хранящее рукописи из разных мест России. С. В. Смоленский, инициатор этого собрания, писал: ''Большими художниками, должно быть, обладали в прошлом Кострома, Ростов и особенно Ярославль''1.

Подтверждением этим словам является певческий сборник № 977 (а-д) Синодального певческого собрания2. Он принадлежал ростовскому Зачатьевскому Яковлевскому монастырю3. Точное указание на происхождение сборника дает владельческая надпись, расположенная в нижней части листов всех партий по слогам: ''Сии книги ростовскаго Зачатиевскаго Иаковлевскаго монастыря ризничьего иеромонаха Автонома собственныя ево, а он по усердию своему приложил оныя пятиголосныя книжки в помянутую зачатьевскую церковь и сам своею рукою подписал''. Более поздняя запись гласит: ''Сии пять книг ростовского яковлевского монастыря церковныя'' (№ 977а).

Данный певческий сборник можно датировать довольно точно по тексту многолетия в одной из литургий (№ 34). В многолетии упоминаются царь Петр, царевич Алексей, патиарх Адриан (годы патриаршества 1690-1700) и ростовский митрополит Иоасаф (1691-1701)4. Имя царя Ивана, умершего в январе 1696 года, отсутствует. Следовательно, основная часть сборника, включающая Литургию с многолетием, была написана не ранее января 1696 года и не позднее 1700 года (года смерти патриарха Адриана).

Рассмотрим далее состав сборника. Основная часть, написанная одним почерком, включает в себя три Литургии (№ 1, 2, 34) и 33 пятиголосных концерта5. Еще одна Литургия и семь концертов (№ 36-42) написаны другим почерком, и, вероятно, имеют более позднее происхождение. То же можно сказать и о пятиголосных Задостойниках господским праздникам и четырехголосных причастных стихах (написаны двумя другими почерками). Таким образом, основная часть, созданная в 1696-1700 годах, в дальнейшем дополнялась новыми песнопениями и концертами.

Остается невыясненным вопрос об авторстве произведеий, входящих в певческий сборник. Нам удалось установить, что почти все концерты (26 из ЗЗ-х) основной части сборника совпадают по тексту и по музыке с концертами, также безымянными, из сборника № 663 Синодального певческого собрания. Сборник № 663 принадлежал Вяжицкому монастырю под Новгородом. Этот монастырь получил архимандрию в 1651 году благодаря покровительству Никона, в то время митрополита новгородского. Известно расположение Никона к партесному пению. В бытность патриархом он официально поддерживал новый певческий стиль, приглашал малороссийских мастеров пения. Почерк в сборнике Вяжицкого монастыря охарактеризован как украинский, следовательно, концерты принадлежат перу одного из украинских мастеров второй половины XVII века.

Новый стиль пения быстро распространялся по всей России. Ростовские певчие (или ризничий Зачатьевского монастыря Автоном), очевидно, имевшие какие-либо связи с монастырем под Новгородом, могли заимствовать оттуда певческий репертуар и переписать партии концертов. Являются ли шесть остальных концертов основной части и семь концертов второй части сборника, а также песнопения Литургий, Задостойники и причастные стихи списками, или их авторами были ростовские композиторы - пока неизвестно. Окончательные выводы возможны лишь после изучения других многоголосных рукописей Синодального певческого собания.

В состав сборника входят концерты, посвященные Богородице (№ 7, 24), архистратигу Михаилу (№ 4), различным святым: евангелисту Луке (№ 3), Василию Великому (№ 18), страстотерпице и мученице Екатерине (№ 19), мученице Наталии (№ 5), митрополиту Алексею (№ 6). Выделяется Катавасия на Воздвижение Креста Господня - своеобразный цикл из девяти концертов, соответствующих девяти песням канона. Другой пример цикла - три концерта, посвященные Варлааму и Иоасафу: ''От кореня царска'', ''Преосвещенный душою Варлаам'' и ''Услышав доблественный царь Иасаф''6. Этот триптих (№ 25-27) имеет и музыкальную связь: все концерты написаны в одной тональности соль минор. Ряд концертов не связан с каким-либо праздником или святым - это покаянные концерты (''Кто ны разлучит от любве Божия'', ''Оле, окаянная душе'' и т. д.) и, с другой стороны, хвалебные, прославляющие концерты (''Ликуют ангели'', "Радуйтеся с нами вся ангельская чиноначалия", ''Веселитеся праведнии''). В этих произведениях ярче всего проявляется зависимость средств музыкальной выразительности от текста концерта. Покаянные концерты, образующие группу лирико-драматических произведений, написаны в миноре. Большое значение имеют в них интонации плача, мольбы (нисходящее мелодическое движение, особенно нисходящий ход на малую секунду). Ликующе-праздничные концерты, напротив, написаны в мажоре, в них господствует аккордово-гармонический склад или энергичное моторное движение мелкими длительностями, торжественно звучат фанфарные восходящие интонации. Немалую роль играет тембровое решение, особую яркость вносит в музыку использование тембра дискантов. В двух концертах (''Веселитеся праведнии'' и "Елизавет зачат") встречается соотношение крайних голосов хора: двух басов и трех дискантов, дающее эффект широкого звукового пространства, усиливающее радостно-блестящий колорит концертов. В большинстве других концертов используется состав, характерный для монастырского пения: два баса, два тенора, альт.

Концерты ростовского сборника представляют зрелый стиль партесного многоголосия. Развернутость форм, наличие нескольких контрастирующих разделов, использование приемов полифонического развития, оформленность тематизма, опирающегося на определенные комплексы выразительных средств (покаянные или виватно-панегирические) - все это говорит о высоком мастерстве композиторов. Остановимся более подробно на музыке некоторых концертов.

Концерт "Заступнице усердная" по своему образно-эмоциональному содержанию примыкает к группе покаянных концертов. Обращает на себя внимание самое начало концерта - запев первых теноров, своеобразное соло, за которым имитационно вступают вторые тенора. Интонация малой секунды (V-VI, VII - I, II-III в гармоническом ре миноре) определяет скорбную выразительность этой темы. Лирически-напевный первый раздел, завершающийся парящим движением шестнадцатых у первых теноров и альта, сменяется ровными ходами долгих длительностей во втором разделе с контрастным метроритмом (4/4-3/1). Далее этот контраст повторяется при переходе от третьего к четвертому и от пятого к шестому разделам. В нечетных разделах минорно-лирическая образность постепенно уступает место спокойно-уравновешенным настроениям. В заключительном, седьмом разделе минорный оборот с восходящим ходом баса (I-V) дважды сопоставляется с мажорными аккордовыми оборотами, вносящими просветление и успокоение.

В покаянном концерте ''Егда поставятся престоли'' (соль-минор, в рукописном реестре он обозначен как ''бемолярный'') метроритмический контраст отсутствует. Разнообразие звучания достигается за счет смены тематизма и исполнительского состава. Первую тему, звучащую как непреклонное, грозно-повелительное восклицание, исполняют басы с первыми и вторыми тенорами. В следующем эпизоде в сочетании с басом вступают два альта. Возвращение первой темы образует строгую репризную трехчастность в экспозиционном разделе.

В празднично-панегирическом концерте ''Воскликните Господеви'' нет ни смены метроритма, ни тембровых изменений - почти весь концерт звучит как единое торжественное tutti. Тем не менее контрастность эпизодов ощущается, когда на смену аккордовым вертикалям приходит бурное движение во вcех голосах с имитациями кратких мотивов. В этом концерте выделяется начало: два баса энергично вступают с имитацией краткого мотива, а три верхних голоса (тенор, альт, дискант) образуют самостоятельный тематический пласт, иногда резко диссонирующий с парой нижних голосов.

Особая яркость, запоминаемость, необычность начальных разделов, возможно, свидетельствует о том, что они принадлежат перу одного автора (напомним, что эти концерты не входят в состав сборника из Вяжицкого монастыря и могут быть произведениями ростовского композитора).

Литургические произведения на пять голосов (в целом сборник содержит четыре Литургии) также выдержаны в стиле концертного, переменного многоголосия, когда чередуются фрагменты общего хорового звучания tutti и ансамблевые, в основном трехголосные, эпизоды, используется метроритмический контраст.

Образцом постоянного многоголосия в данном певческом сборнике являются Задостойники господским праздникам. По всей видимости, это свободные сочинения, а не гармонизация какого-либо древнего напева. Партии всех голосов явно подчинены гармоническим закономерностям, аккордовым последованиям. Тем не менее встречаются широкие распевы, эпизоды, основанные на свободном плавном течении голосов. Укажем для примера на два фрагмента из Задостойника Воздвижению: на слове ''живоносный'', где мелодические линии двух басов перекрещиваются, и на слове ''возносим'', где введена имитация небольшого мотива.

Сборник ростовского монастыря представляет собой замечательный образец многоголосной рукописи конца XVII века. Он дает возможность познакомиться с певческим репертуаром петровской эпохи, разными типами партесного многоголосия, многообразной трактовкой жанра партесного концерта. Он вводит нас в ''глубокий мир русских звуков, этот мир озарения самых чистых и простых чувств русской души''7.

  1. Смоленский С. О собрании древнепевческих рукописей в Московском Синодальном училище церковного пения. // Русская музыкальная газета. 1899, № 13, ст. 398.
  2. Указание на этот певческий сборник, первые сведения о нем, а так же информацию о других рукописях Синодального певческого собрания мы получили от В. В. Протопопова, за что выражаем ему огромную благодарность.
  3. Двойное название монастыря связано с названием церкви во имя Зачатия св. Анны и с именем основателя, св. Иакова, епископа ростовского. С 1836 года он стал именоваться СпасО-Яковлевским Димитриевым. см. // Титов А. А. СпасО-Яковлевский димитриевский монастырь в г. Ростове, Ярославской. М., 1900.
  4. ''Иоасаф II Лазаревич, бывый архимандрит чудовский, поставлен митрополит Ростову от Адриана патриарха в лето 7199-е, а от рождества 1691-е июлия в 5 день, и пребысть на престоле десять лет, четыре месяца и пять дней''. // Летописец о ростовских архиереях с примечаниями А. А. Титова. СПб., 1890. С. 14.
  5. Перечислим названия концертов основной части сборника: 1. Кто ны разлучит; 2. Оле, окаянная душе; 3. Что тя ныне наречем; 4. Чиноначальник вышним силам; 5. Девства твоего красоте; 6. Кто доволен есть; 7. Радуйся, пресвятая Марие; 8. Егда поставятся престоли; Катавасия на Воздвижение Креста Господня; 9. Крест начертав; 10. Жезл во образ; 11. Услыши Господи; 12. О преблаженное древо; 13. Воднаго зверя; 14. Безумное веление; 15. Благословите отроцы; 16. Таин сей Богородице рай; 17. Радуйтеся с нами вся ангельская чиноначалия; 18. Радуйся, богомудре; 19. Страстотерпице и мученице Екатерино; 20. Преподобие отче Авраамие; 21. Иже на камени веры; 22. Яко вышняя тверди; 23. Ликуют ангели вси; 24. Заступнице усердная; 25. От кореня царска; 26. Просвещенный душею; 27. Услышав доблественный царь Иоасаф; 28. На кресте тя возвышена; 29. Богоносе Игнатие; 30. Днесь приидите празднолюбнии собори; 31. Воскликните Господеви; 32. Веселитеся праведнии; 33. Елизавет зачат.
  6. Варлаам и Иоасаф царевич и отец его Авенир - индийские преподобные. Оба были язычниками: после принятия христианства Иоасафом отец, некогда преследовавший христиан, тоже крестился.
  7. Смоленский С. Указ. соч., Русская музыкальная газета. 1899, № 5, ст. 147.