В.И. Вахрина Келейная икона святителя Димитрия Ростовского "Богоматерь Вотопедская"

В.И. Вахрина

Келейная икона святителя Димитрия Ростовского "Богоматерь Вотопедская"

Среди чтимых святынь Ростова значительное место занимает келейная икона святого Димитрия Ростовского ''Богоматерь Ватопедская'', которая находилась в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре.

Впервые об этой иконе упоминается в книге ''Описание Ростовского ставропигиального первоклассного Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря''1, изданной в 1849 г. Исследователи жизни святителя Димитрия2 называют келейную икону святого с ссылкой на указанную книгу. Все последующие работы3, касающиеся Спасо-Яковлевского монастыря упоминают икону как келейный образ св. Димитрия, указывая ее местоположение в храме, подробно описывая ее драгоценную ризу. В 1916г. иеромонахом Димитрием (Воскресенским) была написана статья для журнала ''Приходскай жизнь''4, которая вышла брошюрой5. В архиве Ростовского музея есть рукописное ''Сказание'' об этой святыне6 без даты создания, но по описанию событий, происходящих в Ростове, можно рукопись датировать нач. 50-х гг. XIX века. ''Сказание'' вносит некоторые подробности бытования ростовской святыни.

Согласно вышеназванным источникам, икона ''Богоматерь Ватопедская'' была привезена святителем Димитрием в Ростов при заступлении им на митрополичью кафедру 1 марта 1702 г. В молитве перед иконами, где был и Ватопедский образ, Димитрий умер в ночь на 28 октября 1709 г. Около месяца икона находилась рядом с гробом Димитрия в Успенском соборе, в похоронной процессии сопровождала его тело 25 ноября 1709 г., и в храме ''Зачатия Праведной Анны'' Яковлевского монастыря при могиле Димитрия была оставлена.

Мощи святителя Димитрия были обретены через 42 года. Все эти годы память о святителе жила в народе, и приходящие в храм приносили молитвы его келейному образу. После обретения святых мощей святителя Димитрия, до появления в храме первых икон с изображением его, именно, перед келейным образом ''Ватопедской Богоматери'' совершались молебные ей пения и панихиды по преосвященном митрополите. При описании многочисленных чудес у мощей св. Димитрия, часто упоминался и образ ''Богоматери Ватопедской'', которой как и Димитрию, возносились горячие молитвы паломников.

В первом упоминании 1849 г. келейная икона святителя находилась на западной стороне правого столба Зачатьевского храма, т. е. обращена была в сторону раки с мощами святого. Видимо, там она находилась более 100 лет, со времени захоронения Димитрия. ''Жемчужная риза украшена во многих местах алмазами и разноцветными яхонтами, сребропозлащенный венец и корона убраны драгоценными камнями''7. Оклад был пожертвован Анной Алексеевной Орловой-Чесменской (1785-1848). В 1849 г. потомственный почетный гражданин купец 1 гильдии Никита Харитонович Быков (1800 - не ранее 1873 гг.) по благословению архимандрита Поликарпа ''собственным иждивением устроил особый деревянный киот на постаменте, украсил киот мелкою богатою резьбою, увенчал короною и другими царскими атрибутами''8. Киот на постаменте был поставлен у южного столпа прямо к лицу святителя Димитрия, открыто почивающего в раке. Но в ярмарочные и праздничные дни было очень много богомольцев, желающих приложиться к образу Богоматери, и киот с иконою был перенесен к алтарю, близ южного угла иконостаса. У иконы появляется свое место в храме, уже не рядом с Димитрием. В 1848-1849 гг. икона ''Богоматерь Ватопедская'', как высокочтимая святыня Ростова, участвует в крестных ходах, наравне с другой святыней города - ''Богоматерью Владимирской'' по случаю вспышки холеры в Ростовe. В начале 1 850-х годах создается ''Сказание'' об иконе. Все это говорит о выделении келейной иконы святителя Димитрия в самостоятельную святыню обители и города. Несколько позднее чудотворную икону ''Ватопедской Богоматери'' помещают над царскими вратами соборного храма монастыря. По воскресным дням после вечерни икону на ремнях спускали вниз, перед нею читали акафист, привлекающий множество богомольцев. В начале XX века создается ряд копий с чудотворной иконы, во многих храмах города появляются списки с Яковлевской святыни. Копии с иконы ''Богоматери Ватопедской'' были приподнесены императрице Александре Федоровне в 1913 г. во время приезда августейшей семьи в Ростов, чуть позднее такая же копия со святыни Яковлевской обители была подарена приехавшей на богомолье великой княгине Елизавете Федоровне9. Особое почитание иконы оформляется в создание придела во имя иконы ''Ватопедской Богоматери'' в 1916 г. в Яковлевском храме монастыря.

В первой четверти XX века в монастыре было 9 изображений ''Богоматери Ватопедской''10. Сама святыня находилась над царскими вратами храма Зачатия Праведной Анны. В этом же соборном храме было еще две иконы ''Богоматери Ватопедской'': в местном ряду и позади настоятельского места, т. е. она обращена к раке с мощами Димитрия. В храме святителя Димитрия, куда с 1909 года на лето переносили мощи святого, над ракой находилась копия с чудотворного образа. В этом же храме в приделе святителя Николая на передней мраморной доске престола было изображение ''Богоматери Ватопедской''. Такое же изображение на мраморной доске было и на престоле в приделе, посвященном иконе ''Богоматери Ватопедской'' в церкви святителя Иакова. На восточной стене и местном ряду придела были изображения Богоматери Ватопедской. На паперти Яковлевского храма в киоте находилась большая икона ''Богоматери Ватопедской''.

Eсли в литературе святыня Яковлевского монастыря впервые упоминается в 1849 году, то в иконах святителя Димитрия ее можно видеть во второй пол. XVIII века, т. е. вскоре после причисления Димитрия к лику святых (1757), очевидно, в числе первых изображений святителя11. Наличие образа Богоматери Ватопедской в иконах святителя Димитрия прослеживается почти во всех изображениях святого12. С середины XIX века, ко времени выделения самостоятельной святыни обители, изображения Спасо-Яковлевского монастыря осеняются образом ''Богоматери Ватопедской''13. В период наивысшего расцвета монастыря главными святынями обители были святые мощи Божиих Угодников святителей Иакова и Димитрия и чудотворная икона ''Богоматерь Ватопедская''. Последнее упоминание о келейной иконе Димитрия находим в архивных документах 20-х гг.14 Владыка Иосиф в 1925, 1926 гг. обращается в милицию с просьбой разрешить крестные ходы по Ростовскому уезду с Ватопедской иконой Божией Матери и образом святителя Димитрия.

Монастырь был закрыт в 1929 г. И хотя все храмы монастыря были переданы Ростовскому музею, иконы в музей из Яковлевского монастыря в 1930-е годы не поступали. В музейном иконном собрании есть только одна икона этой иконографии15, поступившая в музей в 1909 г. от Молодцыгина. Икона интересна не только редким изображением святыни, но надписью на обороте: ''Благословение Всечестнейшего и Всепочтеннейшего Отца Амфилохия в 18 день февраля 1822 г.''. При работе над данной темой была найдена икона ''Богоматерь Ватопедская'', которая находилась на паперти Яковлевского храма в киоте. Сейчас эта икона находится в приделе ц. Толгcкой Богоматери в Ростовe. Судьба же самой святыни долгое время была неизвестна. В 1963 году она была взята16 из закрытой церкви Успения Дивной Горы архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом (Ротовым)17 Сейчас находится у митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия18. Икона реставрирована. Имеются вставки левкаса, тонировки, прописи. На данном этапе изучения икона ''Ватопедской Божией Матери'', как мы полагаем, близка к московским иконам первой пол. - середины XVI века, так называемым зеленофонным, которые выделяются типологически в особую группу. И хотя этот тип существует и выходит в рамки второй пол. XVI в., наша икона ближе именно к произведениям пер. пол.- сер. XVI в. Сравним нашу икону с иконами ''Богоматерь Тихвинская'' и ''Никола'' из музея им. А. Рублева, происходящими из Дмитровского Успенского собора. Г. В. Попов их датирует втoр. четв. ХVI в., Салтыков А. А. - сер. XVI в., Смирнова Э. С. - втoр. четв. - сер. XVI в.19 По сравнению с вышеназванными иконами в иконе ''Ватопедской Богоматери'' есть ощущение некого драматизма, что, возможно, связано с литературной программой. Иконография иконы идет из Афона, из Bатопедского монастыря, основание которого восходит еще ко временам царя Константина. Предание20 гласит, что в 807 году в Ватопедском монастыре Богоматерь на иконе предупредила настоятеля монастыря о готовящемся нападении на обитель разбойников. Настоятель услышал голос от иконы и увидел ожившее лицо Богоматери и младенца Христа, который рукой прикрывал ее уста, требуя наказание монахам. Но Богоматерь, стараясь держать своею рукою руку сына, уклоняясь от него, снова произнесла настоятелю предупреждение, чем спасла обитель и иноков. В отличие от иконы Ватопедской обители21 на иконе Яковлевского монастыря младенец сидит на правой руке Богоматери, т. е. здесь зеркальное изображение. В иконах ''Ватопедской Богоматери'' и ''Богоматери Тихвинской'' близки рисунки спокойно выстроенного контура. Близко и личное, выполненное без резких движков. Абрис лица Богоматери в той и другой иконах классически московский. Близка графичность деталей: организация ритма каймы мафория вокруг лика Марии, контуры век и подглазных теней, придающие взгляду особую остроту. Внутренняя энергия ликов, характерная для этих икон, внешне более выявлена в иконе ''Богоматерь Ватопедская''. В той и другой иконе глаза разного размера и разноцентричны, в Ватопедской эта особенность чуть преувеличена. Тонко сгармонированы отношения зеленого прозрачного фона с коричневым и охристым. Зеленый фон требует деликатности в колорите, здесь не может быть ярких вспышек открытого цвета. Самые интенсивные цветовые пятна в общем спокойном колорите той и другой иконы - узкие синие полоски чепца Марии и рукава платья. Аналогично решен и колорит иконы с изображением Николы. Фигура святого написана так же плотно, рисунок упругий. Тонко проработаны детали. Особенно тщательно выполнен лик, в котором ''ощутимы нотки драматизма и аскетического осмысления образа''22. Здесь есть некоторые признаки, отличающие работы мастеров грозненской эпохи. Отсвет грозненского искусства есть и в иконе ''ВатопедскойБогоматери''. Но именно отсвет, здесь еще нет той предельной обнаженности, трагичности, характерной для искусства эпохи Ивана Грозного.

Иконография ''Ватопедской Богоматери'' относится к редким. В самых крупных иконных собраниях России иконы данной иконографии нам неизвестны. На сегодняшний день это самая ранняя иконография ''Богоматери Ватопедской''. Появление изображения Афонской святыни в пер. пол. - сер. XVI века в московском искусстве неслучайно. Сношения Древней Руси с православным Востоком были всегда. В Русских летописях неоднократно указывается на приезд греков в Москву за милостыней, которой великие князья щедро наделяли во все времена23. В 1515 г., с такими возвращающимися с милостынею из Москвы старцами, на Афон прибыли послы великого князя Василия III. Кроме грамот с уведомлением посылки милостыни на Афон и прошения молитв, была отправлена особая грамота к Афонскому Протату, где великий князь просил прислать ''переводчика книжнаво на время''. Через три года послы вернулись вместе с переводчиком Максимом Греком24. Максим Грек пришел на Русь во второй половине жизненного пути, ему было более 40 лет. В конце XV в., будучи монахом доминиканского монастыря во Флоренции, он был в центре богословской жизни Италии. В 1505 г. он навсегда покидает Запад и католичество и направляется на Афон, духовный центр восточного православия. В 1505 году он стал православным монахом в Ватопедском Благовещенском монастыре. Позднее, в одном из посланий к Ивану Грозному. Максим вспоминает о своем десятилетнем пребывании в Ватопеде, принесшем ему душевное и телесное успокоение. В Москве ватопедский монах с необычной судьбой и широкими знаниями сразу же привлекает внимание современников. Его келья становится притягательным духовным центром, где собирались любители знания ''спираться меж себя о книжном''. Максим Грек постепенно втягивается в самую гущу событий в связи со спором об устройстве монастырей и их владений. Он пишет несколько произведений об устройстве Афонских монастырей. А. И. Иванов25, исследователь творчества Максима Грека, приписывает ему 9 произведений, посвященных Афону. Позднейшие исследователи считают, что атрибуции Иванова далеко не все убедительны, что часть произведений, приписываемых Ивановым Максиму Греку, есть сочинения других авторов, анонимных. Как установлено Буланиным26 ''Повесть о Ватопедском монастыре'' была известна на Руси еще во втoр. пол. XV века, но широкое распространение она получила в XVI столетии. В 60-е гг. XVI века интерес к Афону и афонским монастырям связан с пребыванием в Москве в течение двух лет трех игуменов со старцами из Афонских монастырей27. По просьбе митрополита Макария они создали ''Сказание о святой горе Афонской''.

Таким образом, внимание к Афонским монастырям, к общехристианским святыням и, в частности, к Ватопеду, на Руси прослеживается в литературе, письменности от зрелого XV до 60-х гг. XVI вв., но вспыхивает этот интерес, подъем его связан с появлением на Руси монаха от Ватопеда Максима Грека, с его широкой деятельностью с 1517 до сер. XVI в. При всей своей активной переводческой и публицистической деятельности на Руси, Максим Грек всегда жил с мыслью о возвращении в родную обитель. Во времена наивысшей славы, периодов гонений и послаблений. Максим Грек постоянно просит отпустить его в Ватопедскую обитель. В послании к Петру Шуйскому 1542 г. Максим Грек, прося снять с него отлучение и вернуть в Ватопед, как заслугу подчеркивает ''яже с мною оттуда пришедшие книги греческыя''. Видимо, речь идет не только о том, что благодаря переводам Максима многие греческие книги стали известны русскому читателю, но и о греческих книгах, привезенных с собою книжником с Ватопеда. Максим Грек, воспитанный и долгие годы пребывавший в католичестве с особым культом Мадонны, на всю жизнь сохранил особое благоговейное отношение к образу Богородицы.

В пер. трети XVI века создана икона ''Богоматерь Одигитрия''. Еще Г. В. Попов28 в 1973 г. обратил внимание на ее необычную иконографию, а в 1988 г. на научной конференции в Новгороде научный сотрудник музея им. А. Рублева Л.П. Тарасенко убедительно рассмотрела эту иконографию как Богоматерь Ктиторскую (Алтарницу), список со второй святыни Ватопеда29.

Таким образом, в пер. пол. XVI века на Руси в московском искусстве создаются иконы с изображением двух главных святынь Ватопедского монастыря. ''Богоматери Ктиторской'' и ''Богоматери Ватопедской'' и, вполне возможно, что создание их, появление на Руси связано с деятельностью и жизнью, пусть косвенно, монаха от Ватопеда Максима Грека30. Зеркальность композиции Иконы Яковлевского монастыря по отношению к Ватопедской святыне, вернее всего связана с тем, что иконография была еще неизвестной и иконописец не разобрался с калькой.

Откуда у святителя Димитрия могла появиться эта икона? В первой книге о Спасо-Яковлевском монастыре 1849 г. нет сообщений о происхождении иконы. Наиболее широко распространено предание, что келейная икона ''Богоматерь Ватопедская'' - родительское благословение святителя. В литературе об этом впервые пишет А. А. Титов31 в 1900 г. Затем во всех упоминаниях о Спасо-Яковлевском монастыре32 икона связана с родительским благословением. Так же ее рассматривает и о. Димитрий33. Здесь же в сноске34 он приводит еще одно предание: ''13 сентября 1689 г. во время пребывания святителя Димитрия в Троице-Сергиевой Лавре в свите гетмана Ивана Мазепы, находившийся здесь же патриарх Иоаким благословил его образом Божией Матери в окладе за труд составления житий святых, в котором и думают видеть Ватопедский образ''. О патриаршьем благословении Димитрия образом Божией Матери в окладе упоминается и в Дневных записках святителя35. Не исключено, что благословением патриарха могла быть икона ''Богоматерь Ватопедская''. Не удивительно, что Димитрий ее не называет: икона потемнела под олифой, находилась под окладом, иконография ее была редкой.

Если автор книги 1849 года ничего не сообщил о происхождении иконы, то в ''Сказании...'', созданном в 1850-е гг., т. е. через несколько лет, автор приводит событие появления у Димитрия иконы, которое подробно описано в его дневнике: 1700 год ''Декабря 16, из великой церкви Печерской, из великого алтаря, прислан ко мне на благословение образ пресвятая Богородицы Московской, прислал преподобный господин отец ИОАСАФ Кроковский, архимандрит с братиею. О сем образе таковая повесть: благочестивый царь и Великий князь Алексей Михайлович прислал оную святую икону преосвященному митрополиту Киевскому Петру Могиле...''36. Митрополит Петр Могила (1596-1647) возглавлял Киевскую церковь 1633-1647 гг. Именно им была задумана колоссальная работа по составлению житий святых, которые он не успел составить из-за смерти, и что исполнил Димитрий Ростовский. Петр Могила избран Киевским митрополитом (1633) с сохранением лаврского архимандритства, поэтому икона, подаренная царем Алексеем Михайловичем, после смерти Петра Могилы осталась в Киево-Печерской Лавре и находилась в алтаре соборного храма. В дневнике святитель Димитрий называет икону ''московской''. Видимо, это связано не с иконографией (такой иконографии нет), а с происхождением (от царского двора). К тому же, буквально, за пять лет до этого события Киевская митрополия была присоединена к Московской церкви, до того она относилась к Константинопольскому патриархату. Присоединение к Москве было воспринято киевским духовенством без большой радости, и в литературе еще долго прослеживается противопоставление киевского и московского. Этим, видимо, объясняется название иконы ''московской''. И здесь тоже есть основания предполагать, что подарок царя, а затем благословение Димитрию могла быть икона ''Ватопедская Богоматерь''. И у предания как родительское благословение есть тоже своя правда, пусть и не подкрепленная каким-то конкретным событием. Таким образом, нельзя исключить ни одно из преданий.

Келейная икона святителя Димитрия Ростовского ''Богоматерь Ватопедская'', привезенная в Ростов митрополитом, бывшая при жизни в его келье, оставленная при гробе святителя, с прославлением святых мощей Димитрия выделяется в отдельную святыню обители и Ростова. Изображение чудотворного образа ''Богоматери Ватопедской'' можно видеть в иконах святителя Димитрия и при изображении Спасо-Яковлевского монастыря. Икона ''Богоматерь Ватопедская'' относится к редким иконографиям, но здесь в Ростовe списки со святыни были широко распространены37. Как художественное произведение икона относится к произведениям московской живописи пер. пол. - сер. ХVI в. и создание ее могло быть связано с жизнью и деятельностью монаха от Ватопеда Максима Грека.

  1. Описание Ростовского ставропигиального первоклассного Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря и приписанного к нему Спасского, что на песках. СПб., 1849. С. 20.
  2. Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651-1709). СПб., 1891. С. 291.
  3. Нечаев В. Святой Димитрий, митрополит Ростовский. Изд. 2-е.М., 1910.
  4. Успенский Н. А. Путеводитель по святыням древнего Ростова Великого. Сергиев Посад. 1913. С. 23. Титов А. А. Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь в городе Ростове Ярославской губернии. М., 1911. С. 76-77.
  5. ''Приходская жизнь'', 1916.
  6. И. Димитрий (Воскресенский). Благодатная святыня Спасо-Иаковле-Димитриева Ростовского монастыря - Ватопедская икона Богоматери, принадлежавшая Святителю Димитрию. Ярославль. 1916.
  7. Сказание об иконе Божией Матери Ватопедской Димитрия митрополита ростовского келейной, находящейся в соборном храме Яковлевского монастыря. РЯМЗ, Р-813.
  8. Описание... С. 20.
  9. Сказание..., лл. 7, 7 об.
  10. Вахрина В. И. Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в Ростове Великом. М., 1994. С. 80.
  11. РЯ АХМЗ, А-1035.
  12. Икона ''Димитрий Ростовский'', З-я четв. XVIII в., дерево темпера. И-199, РЯ АХМЗ.
  13. Неизвестный художник. Портрет митрополита Димитрия. Втор.пол. XVIII в., дер. масло, Ж-440, РЯ АХМЗ. Крест напрестольный. 60-е гг. XVIII в., серебро, чернь. КП-11902, РЯ АХМЗ
  14. ''Вид Яковлевского монастыря'', втор. пол. XIX в., финифть, Ф-934, РЯ АХМЗ. ''Св. Иаков и Димитрий'', втор. пол. XIX в., финифть, Ф-1700, РЯ АХМЗ
  15. РФ ГАЯО, Р-6. оп. 1, д. 55.
  16. Икона ''Богоматерь Ватопедская'', нач. XIX в., дер., темпера, И-192, РЯ АХМЗ.
  17. Сведения о том, что икона была взята владыкой Никодимом в 1963 г., сообщил мне В. Н. Сергеев в 1978 г., тогда научный сотрудник музея им. А. Рублева.
  18. Митрополит Никодим (Ротов) 1929-1978; епископ Ярославский и Ростовский в 1960-1963 гг.
  19. Автор статьи выражает чувство признательности вдадыке Ювеналию за предоставленную возможность сфотографировать икону. Публикацию иконы см.: Вахрина В. И. Указ. соч. С. 39.
  20. Попов Г. В. Художественная жизнь Димитрова в ХV-ХVI вв. М., 1973, С. 130. Салтыков А. А. Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева. 1989. С. 38. Смирнова Э. С. Московская икона ХV-ХVII веков. Л., 1988. С. 39.
  21. Письмо Святогорца к друзьям своим о Святой горе Афонской. СПб., 1873. изд. 5-е. С. 203-206.
  22. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1911. С. 165-168. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Связи греческой и русской иконописи с итальянской живописью раннего Возрождения. СПб. 1910. С. 165-167. В сноске на стр. 174 упоминается икона Яковлевскогo монастыря.
  23. Попов Г. В. Указ. соч. С. 130.
  24. ПCРЛ, СПб., 1858, т. 8. С. 233, 247. 259.
  25. О Максиме Греке: Белокуров С. А. О библиотеке московских государей в XVI столетии. М., 1898. Дунаев Б. И. Максим Грек и греческая идея на Руси в XVI веке. М., 1916. Иконников В. С. Максим Грек и его время Изд. 2-е. Киев, 1915. Иванов А. И. Литературное наследие Максима Грека. Л., 1969. Синицына Н. В. Максим Грек в России. М., 1977.
  26. Иванов. Указ. соч.
  27. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Ч. 2. Л., 1986. С. 89-98.
  28. Словарь... С. 389-390.
  29. Попов Г. В. Указ. соч. С. 122.
  30. Тарасенко Л. Л. Иконография Богоматери Ктиторской в древнерусской живописи и литературе. Тезисы доклада. - Резюме сообщений XVIII Международного конгресса византинистов. М. 1991. С. 1142-1143.
  31. День памяти преподобного Максима Грека и ватопедских святынь - икон ''Богоматерь Ватопедская'' и ''Богоматерь Криторская'' - чтится церковью в один день, 21 января (ст. ст.).
  32. Титов А. А. Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в городе Ростовe, Ярославской губ., М., 1900. С. 8-9.
  33. Титов А. А. Указ. соч. 1911. С. 76-77; Успенский Б. А. Указ. соч. С. 23 и др.
  34. И. Димитрий (Воскресенский). Указ. соч.
  35. Там же. С. 7.
  36. Сочинения святого Димитрия, митрополита Ростовского. Ч. 1. Изд. 7-е. М., 1848. С. 489-490.
  37. Там же. С. 499-500.
  38. В алтаре собора Рождественского монастыря Ростова находилась икона, список со святыни Яковлевского монастыря иконы ''Богоматерь Ватопедская''. См.: Израилев А. Ростовский Ярославской губернии Рождественский третьеклассный женский монастырь. СПб., 1899. С. 10.