М.Л. Фесенко

Иллюминированные рукописи, XV-XVI вв. из библиотеки Ярославского Спасского монастыря и Ярославского архиерейского дома

Рукописи Ярославского Спасо-Преображенского монастыря и Архиерейского дома, составляющие основу современного собрания Ярославского музея-заповедника, в отношении их художественного убранства в полной мере еще не изучены. В литературе известны Спасское и Федоровское евангелия (ХIII - ХIV вв.), украшенные миниатюрами, заставками, инициалами, а также пергаменные рукописи до XV в.1

Изучение рукописей ХV - ХVI вв. дает возможность предположить, что они связаны происхождением с несколькими центрами. В этом свете обратимся к краткой характеристике убранства рукописей.

В нынешнем собрании музея только три рукописи интересующего нас периода из библиотеки Спасского монастыря имеют свидетельства о ярославском происхождении. Это "Слова Григория Богослова" (ЯМЗ - 15473), написанные в Спасо-Ярославском монастыре иноком Ефросином в конце ХIV - начале XV вв., сборник патриотический и агиографический (ЯМЗ - 15480), переписанный в Спасской обители в 1461 г. В 1535 г. для монастырской библиотеки была дописана сентябрьская служебная Минея (ЯМЗ - 15204) текстом службы ярославским чудотворцам Федору, Давиду и Константину. Они дают представление о декорации ярославских и ростово-ярославских рукописных книг конца XIV - первой половины XV вв., украшенных в лучшем случае киноварной заставкой или несколькими инициалами, довольно бедными по своему оформлению, как в Псалтири толковой 1 четверти XV в. (ЯМЗ - 15321) или в "Словах Федора Студита" 1 половины XV в. (ЯМЗ - 15493). Подобную картину можно наблюдать и в ярославских рукописях 1 трети XVI в., когда в Ярославле в Спасском монастыре была организована работа по переписке книг2. Отсутствие в них орнаментальных и лицевых украшений, как и сколько-нибудь развитых инициалов определенного стиля, заставляет предполагать и отсутствие в монастыре художников, занимавшихся оформлением рукописных книг. Однако для окончательных выводов необходимы дальнейшие исследования и попеки ярославских рукописей этого периода в других книгохранилищах страны. Поскольку известна лицевая рукопись ярославского происхождения - уваровский список Космографии Козмы Индикоплова, относящийся к 1495г.3

Провинциальный облик имеют две Минеи конца XV в. новгородского происхождения из библиотеки Ярославского архиерейского дома. Они отличаются общей примитивностью оформления, характерной для многих рукописей новгородского круга XV в., по замечанию Т. В. Ильиной4. В Минее за февраль (ЯМЗ -15292) это единственная заставка балканского стиля простой ремесленной работы; Минея за июль лишена вообще каких-либо украшений, кроме киноварных заглавных букв.

Вероятно, с Москвой по происхождению можно связать ряд рукописных книг ХV - ХVI вв. из библиотеки Ярославского архиерейского дома (ЯМЗ - 15591, 15258, 15474, 15495, 7738). Известно, что в конце XVII в. архимандрит Иосиф (1693 - 1700) заботился о Спасской библиотеке: в этот период монастырская книгохранительница пополнялась купленными в Москве рукописями и печатными изданиями, на первых листах библиотечных рукописей делались записи о принадлежности Спасской обители5.

Два евангелия XV в. (ЯМЗ - 15258, 15474) с заставками и инициалами балканского орнамента по характеру украшений (близостью основных мотивов орнамента, деталей наполнения, яркой красочной гаммой) имеют аналогии рукописям конца XV в. из московских монастырей, описанным Э.В. Шульгиной6.

Заставки нововизантийского стиля крупного рисунка украшают Апостол второй половины XVI в. (ЯМЗ - 15495). Четкий, выработанный, красивый почерк, богатства и Разнообразие орнаментальных мотивов красочной гаммы и золотых фонов позволяет считать, что рукопись вышла из крупного книгописного центра. Содержание рукописи обусловило обилие заставок, их двадцать четыре, и ни одна не повторяет другую. Они представляют традиционный тип нововизантийского стиля, где основным мотивом служит византийский цветок в разных вариациях. Среди инициалов растительно-геометрического характера выделяется инициал со старопечатными элементами в орнаменте: акантовая листва дана штриховкой в гравюрной манере на черном фоне инициала.

К замечательным памятникам книжного искусства, подобным Апостолу, следует отнести Евангелие-тетр второй половины XVI в. Высокий уровень мастерства, множество заставок, близость цветовой гаммы и украшений инициалов заставляют предположить, что обе рукописи вышли из одного центра. Малые и большие заставки Апостола выполнены на золоте синей, вишневой, зеленой и киноварной краской. Основной мотив - византийский цветок в различных вариациях. Лишь в одной заставке он заменен цветком, подобным незабудке, а в другой дополнен турецкими перцами. Наряду с элементами нововизантийского стиля в инициалах применен мотив старопечатного орнамента: по черному фону размещена вьющаяся гирлянда листьев, расцвеченная светлыми оттенками зеленого и желтого, а не классически черно-белая.

Это Евангелие - единственное в ярославском собрании рукописей ХV - XVI вв., которое украшено лицевыми миниатюрами. Миниатюры - их четыре - с изображением евангелистов лишены внешнего художественного блеска, откровенной орнаментальности и ювелирного узорочья, характерных для многих миниатюр XV в., ведущих линию от миниатюр Феодосия. Миниатюры выполнены в светлой зелено-охристой гамме со спокойными тональными переходами. Фигуры евангелистов описаны плавными параболическими контурами, сохраняющими целостность линии красочного пятна. Драпировки одежд выявлены легкими белильными и цветными линиями, передающими очертания складок. Складки переданы так, что за ними ощущается форма, очертания тела. Плавный очерк голов с русскими типами лиц, отсутствие красных румян, перетекания теплых коричневых и дымчатых зеленых оттенков, отсутствие экспрессии мазка, согласованная красочная гамма передают атмосферу сосредоточенности и мыслительного процесса. Архитектурные фоны, бесплотные и невесомые, имеют cкорее декоративное значение, их формы не обладают тяжестью и плотностью, а соотношения этих форм - какой-либо реальностью. Они строятся по законам плоскости и ровно закрашиваются. В миниатюру такие архитектурные кулисы перенесены были из иконописи XV в. Связь с иконным письмом подчеркнута и широкой киноварной рамкой, обрамляющей каждую миниатюру. Причем близкую иконографию миниатюре с Иоанном Богословом находим в Евангелии 1480-х годов из мастерской Дионисия7. Она же использована в московской иконе начала XVI в. "Иоанн Богослов на острове Патмосе с житием" - тот же поворот фигуры Иоанна, его благословляющий жест, книга в левой руке, приподнятая правая нога. Аналогичные иконографические детали (только без книги в руке евангелиста) представлены в нашей миниатюре. К ним восходит и клеймо царских врат начала XVII в. из церкви с. Иванково Угличского района Ярославской области, хранящихся в музее имени Андрея Рублева (КП-406).

Оформление Евангелия дополняет серебряный с позолотой оклад ажурной работы, со сложным растительным орнаментом. Оклад расцвечен эмалью, украшен дробницами с черневыми изображениями евангелистов и Христа на престоле. По характеру мотивов сканого орнамента (стилизованные цветы и травы, поднимающиеся из цветка лилии, и вьющиеся стебли с побегами и трилистниками), сдержанной гамме тонов - синего, зеленого - оклад близок к новгородским работам. Он выдерживает сравнение с лучшими скаными изделиями мастеров Оружейной палаты XVI в. Возможно он был выполнен мастером-новгородцем в Москве, куда, как известно, грамотой Ивана IV в 1556 г. вызывались мастера-серебряники из Новгорода. Многие из них в XVI -XVII столетиях привлекались для работы в Золотой и Серебряной палатах Московского Кремля, где они, несомненно, привносили свои вкусы и навыки и, в свою очередь, обогащались опытом работы лучших мастеров страны.

Ряд рукописей ярославского собрания имеет в заставках элементы старопечатного орнамента (ЯМЗ-17037, 15516, 15293, 15510, 15508): гирлянды, воспроизводящие элементы живой природы, с особенно распространенным мотивом аканта. В Уставе церковном (ЯМЗ-17037), кроме заставок с балканским орнаментом, представлены две заставки, выполненные в нововизантийском стиле с элементами рождающегося старопечатного. В них использованы гирлянды, воспроизводящие мотивы живой природы: вьющийся лист аканта с цветами, напоминающими незабудки, или гирлянда, сочетающая орнамент византийских цветов с, незабудками. В "Толкованиях Аммония Александрийского" (ЯМЗ-15516) - это акантовый завиток в арочном проеме, раскрашенный синей, зеленой, киноварной краской. В "Поучениях аввы Дорофея" (ЯМЗ-15293) старопечатный мотив представлен черно-белым клеймом в виде акантовых листьев, образующих подобие цветка в черной штриховкой и подцветкой желтой краской. Гирлянды акантовой листвы вьются вертикально по боковым сторонам заставки, этот же мотив в инициале. Своеобразные элементы нового стиля введены в украшения рукописи второй половины XVI в. "Слова Григория Богослова" (ЯМЗ-15510). Здесь ренессасные мотивы в заставках дополнены украшениями на полях в виде вьющихся вычурных веток и инициалов с характерной для старопечатного стиля решеткой. Пять заставок и инициалов выполнены на золоте яркими красками - малиновой, зеленой, голубой. В контурах использованы киноварь и чернила. Рисунок размельчен, доработан белилами. На трех листах заставки отсутствуют, для них оставлено место. Инициалы на этих листах представляют заготовки для дальнейшего украшения их в стиле уже имеющихся в рукописи. В последней заставке рукописи использован редкий орнаментальный мотив, привнесенный с Запада, - львиная маска в окружении сложных вьющихся гирлянд с желудями.

Таким образом, в украшении рассмотренных рукописей ХV - ХVI вв. использованы в основном два орнаментальных стиля: балканский и нововизантийский, а также элементы старопечатного в нововизантийских заставках. Анализируя украшенные рукописи, можно видеть изменения балканского орнамента на протяжении ХV - ХVI вв. Стиль претерпевает изменения от простого рисунка к сложному, ювелирному. От несложных переплетений с небольшим количеством деталей наполнения в виде жемчужин - к сложному размельченному рисунку с богатой красочной гаммой и применением циркуля или лекал при их создании. Конец XV - начало XVI в. - время наивысшего расцвета этого стиля в русских рукописях. Это демонстрируют рукописи нашего собрания, относящиеся к разряду роскошных. По нашему мнению, они связаны происхождением с Москвой, в частности, возможно, с мастерской Чудова монастыря. На основании стилистического анализа и некоторых художественных особенностей можно уточнить датировку одной из этих книг - Евангелия-тетр (ЯМЗ-15258). Рукопись относится к концу XV в.

Рукописи с нововизантийским орнаментом представляют традиционный его вариант - геометрическая рамка с "византийским" растительно-цветочным наполнением в красках, на золотом фоне, а также своеобразный самостоятельный вариант - с ренессансными мотивами - в виде гирлянд живой растительности. Лучшие рукописи, оформленные в нововизантийском стиле, в нашем собрании относятся ко второй половине XVI в., как описанное выше Евангелие в серебряном окладе. Его миниатюры можно связать с московской традицией, а оклад - с работой новгородского мастера, трудившегося, возможно, в Серебряной палате Московского Кремля.

  1. Уварова Л.Ф. Каталог ризницы Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле. М., 1887; Некрасов А.И. Федоровское евангелие. М., 1928; Грищенко Ф.Ф. Заметка о рукописях Ярославского обл. музея. // Ученые записки Яросл. Гос. пед. ин-та. Выл. 1. Ярославль, 1944; Воронин Н.Н. Смоленские миниатюры XIII в. // Византия. Южные славяне и древняя Русь. Западная Европа. М., 1973. С. 235 - 243; Воронин Н.Н., Лазарев В.Н. Искусство среднерусских княжеств ХIII - ХV вв. // История русского искусства. Т. III. М., 1955 С. 12 - 15; Вздорнов Г.И. Живопись. // Очерки русской культуры XIII - XV вв. Ч. 2. Духовная культура. М., 1970. С. 267 - 269; он же. Искусство книги в Древней Руси. Рукописная книга Северо-Восточной Руси XII - нач. XV веков. М., 1980; Попова О.С. Русская книжная миниатюра ХI - ХV вв. // Древнерусское искусство. Рукописная книга. Сб. 3. М., 1983; Попов Г.В. Русская традиция украшения библейских книг // Наше наследие. №1. 1990. C.130 - 136; Князевская О.А., Турилов А.А. Федоровское евангелие. (О времени создания и происхождении рукописи) // Древнерусское искусство ХIV - ХV вв. М., 1984. С. 128 - 140.
  2. Синицына Е.В. Источники по истории книжной культуры: Ярославские рукописные собрания ХV - ХVIII веков. Автореферат лисе. М., 1991. C. 18.
  3. ГИМ. Увар., 566/173, 1/210.
  4. Ильина Т.В. Декоративное оформление древнерусских книг, Новгород и Псков. ХII - ХV вв. Л., 1978.
  5. Синицына Е.В. Ук. соч. С. 18.
  6. Шульгина Э.В. Византийский орнамент. // Древнерусское искусство. Рукописная книга. Сб. 2. М., 1974. (Псалтырь - Син., № 350, л. 13; Апостол - Чуд., № 46, л. 125, 291)