В.А. Абрамов (Ростов).

Свадебный обряд в Ростове Великом (лето 2000)

Соединение мужчины и женщины -- это величайшее творение природы. Это физиологическое влечение присуще всему живому на земле. Но лишь человек облачил его в романтическую, красивую форму, дав ей имя -- любовь.

В природе бывает пора цветения и пора сбора урожая. Свадьба, это конечно же весна. Это праздник единения двух семей, продолжения рода, продолжения жизни. Говоря языком физики -- это вечный двигатель, говоря языком театра -- это драма. Человеческая драма длиною в жизнь.

Но так же как в природе плоды осени непредсказуемы так и создание семьи полно ожидания и тревог.

Два жизненных события -- свадьба и похороны позволяют судить о культурном и этническом образе нации. Они являются связующими нитями многих поколений из древних времен в необозримое будущее. В этом плане семья выступает как хранительница и воспитательница национальных и культурных традиций.

Задуман этот материал в 1989 г. после путешествия по р. Кокшеньге Вологодской области. Продолжен и дополнен личными впечатлениями в Ростове Великом в 1998-2000 годах.

Все начинается с момента знакомства двух человеческих судеб. Присутствует огромное разнообразие вариантов: на днях рождения, танцах, совместная учеба и т.д.

Этот период можно назвать -- ухаживание. Молодые присматриваются, приглядываются. Длительность ухаживания разная: от нескольких лет до месяцев. Что никак не соотносится с прочностью дальнейшей супружеской жизни.

Наступает день, когда молодые решают пожениться. Чаще всего это происходит прозаично: "наконец-то" или как гром среди ясного неба -- "мама, я женюсь".

Причины, по которой женятся, различны. Чаще всего по любви. Редко по расчету. Довольно распространено "по залету", когда невеста беременна. Последняя причина -- основная особенность нынешних браков. Молодые еще до замужества интимно познают друг друга, оказывают влияние как телевидение так и нынешние психологи.

После знакомства двух семей начинаются бурные приготовления к свадьбе. Разумеется, все связано с материальными возможностями. Определяется круг приглашенных родных и друзей. Обычно 30-50 человек. Соответственно этому подыскивается и помещение. Небольшие компании играют свадьбу в кафе "Неро"; в парке или дома, а большие в "Теремке", в Красной палате Кремля, на 500-ке, в техникуме, в столовой агрегатного завода, в клубе "Аронап".

Для проведения праздничного застолья приглашаются: ведущий или как его чаще называют тамада; баянист; диск-жокей и видеооператор. Профессионального фотографа приглашают очень редко. Чаще снимают "мыльницами" -- так дешевле. Да и гурманов, понимающих хорошую фотографию почти не осталось. В последнее время видео буквально вытеснило фотографию. По сути дела мы с вами присутствуем при рождении нового жанра народного творчества. Это -- домашнее видео. Сбывается мечта многих людей быть в кино главными героями. И не важно, что тираж фильма и зрительская аудитория невелики, зато здесь все настоящее, и смех, и слезы. И, на мой взгляд, лучшие произведения этого вида народно творчества превосходят многие "мыльные" телевизионные сериалы.

К расходам относятся и покупка колец, обуви, костюма и свадебного платья. Свадебное платье иногда берут в прокат, иногда покупают. Трудно выбрать лучшее. Прокатное если рвется приходится чинить и все равно доплачивать; свое -- либо оставляют на память, либо продают. Судя по объявлениям, таковых много.

Огромную долю расходов составляют -- покупка еды и питья. Многие делают так: в ресторане заказывают несколько основных блюд, а остальное готовят сами. Водку заменяют самогоном. Хороший самогон всегда лучше водки. Голова не болит, да и отравиться невозможно.

В соответствии с количеством участников торжества заказывается и свадебный кортеж автомашин. Количество и марки машин очень различны: кто что достал, у кого какие знакомые.

Бывают и такие ситуации. От загса отъезжает кортеж машин одного цвета, штук 6-7 -- это расписалась одна пара, а следующая идет пешком, вдвоем. С этого года отменены свидетели и расписаться можно вдвоем, тихо, скромно и дешево.

Итак, общая сумма расходов получается в среднем 10-13 тысяч. Иногда эта сумма возвращается в виде гостевых подарков. Вещи дарят красиво упакованными, но чаще дают конверты с деньгами.

Накануне свадебного торжества некоторые устраивают мальчишники и девичники. На природе или даче собираются отдельно друзья и подруги. Наряжаются подъезды домов. У жениха -- елка; у невесты -- береза. Срубленные деревца украшают цветными ленточками, шарами. Вешают плакаты с какими-нибудь стишками или напутствиями.

Суматоха подготовки закончилась и наступает этот волнующий день, самый главный день в жизни молодых.

Свадебное действо -- это игра, это своего рода театр, это народное творчество. Где существуют главные герои, массовка и зрители.

Начинается все с нарядов. Невеста идет к парикмахеру и делает прическу. Облачается в свадебное платье в присутствии подруг и родителей.

В это же время жених надевает черный костюм, галстук или бабочку (как правило этот галстук никто не умеет завязывать), ботинки, белый цветок на лацкан пиджака. Все новое с иголочки.

Припасается чемоданчик для выкупа. В нем бутылки водки, вино и конфеты. По карманам рассовываются деньги -- бумажные и металлические.

Свидетели надевают через плечо красные ленты с надписью "почетный свидетель", но бывают и красивые исключения, когда лента заменяется красной декоративной розеткой слева на груди. Друзья жениха наряжают машины. На капотах по три цветные ленты. Сверху главной машины сияющая латунная конструкция в виде двух колец и колокольчиков. Однажды машина была украшена гирляндой матовых шаров и выглядела просто роскошно. Стал возвращаться забытый обычай привязывать на радиатор куклу в свадебном платье.

В назначенное время кортеж машин с друзьями жениха отправляется к невесте. У подъезда их встречают подруги невесты, и начинают испытывать жениха. Просят кричать: "люблю, хочу жениться".
- На ступенях лестницы написаны цифры. Надо угадать, когда познакомились, подали заявление, дни рождения и т.д., не угадал -- плати деньги.
- На каждый шаг надо говорить ласковые слова. Или делается паутина из ниток. Надо купить ножницы и перестригая говорить эти же слова.
- На листке белой бумаги множество отпечатков губной помады. Надо найти невестины губы.
- На листке бумаги нарисован круг с надписями "путешествие, машина, квартира". Жених бросает дротик в этот круг. Иногда в круге пишут "по любви, по расчету, по залету".
- На нитку вешается яблоко. Жених должен откусить без помощи рук.
- На подносе три стакана. Чтобы в одном звенело -- бросают металлические деньги или кольца, чтобы в другом шуршало -- кладут бумажные деньги, чтобы журчало -- наливают водки.
- С помощью денег или конфет выкладывают имя невесты или тещи; с помощью сигарет имя тестя.
- Три чашки с кофе или перевернутые блюдца. Надо угадать, где ключ от квартиры. Или три чашки, сладкая, горькая, пресная -- какая жизнь будет. Или трехлитровый баллон с водой на дне которого лежит ключ. Некоторые пьют воду, чтобы его достать, некоторые предусмотрительные выливают содержимое в пакет.
- Дают куклу и проверяют, умеет ли жених пеленать ребенка. Заставляют петь колыбельные песни, или танцевать на тазу.

В общем все зависит от фантазии подруг невесты от их красноречия и этажа, где живет суженая.

Испытания продолжаются и в квартире. Если много дверей, на каждую вешают детское фото. Надо узнать невесту. Или кого-то наряжают в образ невесты и предлагают жениху. Или дают несколько коробок с обувью, на крышках написаны цены. Надо угадать, где туфли невесты -- не угадал плати.

Или от порога на полу следы в разные комнаты. Кладут деньги и идут по следам.

Наконец, жених с туфлями в одной руке, с букетом цветов в другой, изрядно потрепанный, но довольный добирается до невесты.

Но испытания продолжаются. Жениху предлагают без помощи рук поцеловать невесту, стоящую на стуле, или поцеловать по барски, по царски, по-гусарски, через ножки.

И вот молодые вместе. Первое застолье стоя. Родители невесты говорят напутствие. Если собираются ехать в церковь, благословляют молодых. Обычай совсем забыт. Помнят, что надо благословлять, а как это делать, почти никто не знает. Приходится выступать консультантом.

Все выходят на улицу. Их встречают соседи, перегораживают дорогу веревкой, просят выкуп за красавицу.

Жених и невеста садятся в разные машины и едут в ЗАГС или церковь. По нашим законам главным считается гражданский брак. Бывает, невесте нет еще восемнадцать лет, и в ЗАГС идти нельзя. Тогда венчаются в церкви и играют свадьбу.

Начнем и мы с церкви, как более древнего и красивого обряда. Венчаются в Ростове: в Успенском соборе, в ц. Николы на Всполье, в ц. Толгская; на Патриаршем подворье Авраамиева монастыря; в сельских окрестных храмах. Обряд, в основном, традиционен и одинаков. Разница лишь в характере священника -- один спешит и проглатывает слова, другой говорит ровно, распевно. От этого и разная продолжительность. Небольшое различие в надевании брачных колец -- священник сам троекратно меняет кольца на руках или это делают свидетели. Большое различие в хоровом пении. В Успенском соборе и на Всполье поют профессионалы, лаская слух, самобытен распев Авраамиевского монастыря. Чаще всего церковь выбирают по месту жительства или по знакомству со священником. Всюду венцы держат над головами, лишь в Авраамии надевают на головы.

После церкви, если есть время, кортеж машин катается по городу, направляясь в ЗАГС. Это неприметное деревянное здание в центре города знакомо всем ростовцам. С 1918 года здесь соединяют брачные узы.

Свадебное торжество также довольно традиционно. Расписались в книге, обменялись кольцами, поцеловались. Этот момент довольно забавен. Священник в церкви или заведующая ЗАГСом обычно говорят "а теперь сделайте свой первый поцелуй", что вызывает улыбку собравшихся. И еще по поводу поцелуев. Получился забавный обычай, после поцелуя вытирать щеку рукой или платком. Если этого не делают, то в конце поздравлений щеки молодых сияют разнообразной губной помадой.

Из церкви или из ЗАГСа молодые едут вместе в одной машине. Все едут к родителям жениха, где молодую пару встречают хлебом-солью. Предлагают откусить или отломить кусок. У кого больше -- тот хозяин в доме. Запивают и бьют стопки, бросая через плечо. Дома -- второе небольшое застолье стоя. После этого одна молодежь едет кататься "на зеленую" в Петровскую рощу или Борисоглеб, некоторые приезжают туда накануне и очищают это место от хлама. Довольно популярно посещение памятника в Парке Победы и возложение цветов. Некоторые пары навещают своих родственников на кладбище.

Когда по пути на "зеленую" встречается мост, все выходят из машин и идут через мост пешком. Жених несет невесту на руках. Бывают редкие случаи, когда это повторяется семь раз (по марковской дороге).

Содержание и смысл "зеленой" зависит от способностей собравшихся. Некоторые просто выпивают и закусывают, другие проводят веселые конкурсы, танцы, игры. Но всегда это очень красиво -- праздничная молодежь среди красивой природы.

Вечером свадебный кортеж с громким воем клаксонов приезжает к застолью. Молодых встречают гости; ведущий, берущий действо в свои руки; баянист и родители с хлебом-солью и битьем посуды. Молодым вручают подарки и все усаживаются за столы.

Гражданский брак

Родители жениха
Свидетель, Он
Невеста
Жених
Свидетель
Она
Родители невесты

Церковный брак

Родители невесты
Свидетель Он
Жених
Невеста
Свидетель Она
Родители жениха

Остальные кому как хочется, но все равно по семейному признаку.

Атмосфера свадебного застолья зависит от нескольких слагаемых. Во-первых от тамады и баяниста, от их умения владеть инициативой. Во-вторых от способностей собравшихся петь, плясать, активно участвовать в конкурсах. У каждого тамады свой сценарий, свой стиль ведения вечера, своя манера. Хорош Сергей Морсунин со своим зычным голосом, баяно и "караоке". Мастер экспромта баянист Анатолий Подкосов. Бурный темперамент у лучшего нашего частушечника Александра Нечаева. Баянисты-виртуозы: Владимир Кочетов, Александр Кузнецов. Много других хороших ведущих Людмила Копейкина, Любовь Гогина, Вероника Хомутова.

Я акцентирую только тех, с кем пришлось лично работать.

Из русских народных песен популярны: "Живет моя отрада", "Из-за острова на стрежень", "Когда б имел златые горы", "При лужке, лужке", "Ой, то не вечер", "Миленький ты мой". Поют и песни советских композиторов 60-70-х годов. Современные песни не поют вовсе.

Застолье сменяется бурными танцами. По принципу двигай телом. Зрелищные танцы, (вальс и рок-н-ролл) очень редки. Украшением вечера являются частушки. К сожалению данный вид жанра молодежь не знает. И хорошие частушечники, в основном, из старшего поколения редки. Популярен танец лабада, когда все встают в круг и держат соседей за плечи, ушки, пяточки...

В продолжении свадебного вечера множество ритуалов и конкурсов: зажигание семейного очага в виде свечей; присвоение званий -- свекор, свекровь, тесть, теща; кормление половиной каравая собравшихся; перекатывание яблок из одной штанины в другую; танец с прищепками и завязанными глазами; бегание с бутылками между ног; заворачивание в туалетную бумагу женщин (хрустальная ваза); сбор денег в ползунки на мальчика и девочку и т.д. Часты на свадьбах ряженые. Кто-то из гостей наряжаются в жениха и невесту или в любые другие персонажи, что под руку попало. Занимают места молодых и веселят гостей своим остроумием. Иногда парни устраивают экзотический танец ряженых. Традиционно в первый день воруют невесту. Затем требуют выкуп. Или воруют туфлю. В туфлю ставится стопка и жених должен из нее выпить.

В конце вечера, в полночь невеста бросает свой букет через плечо подругам. Поймавшая, непременно в этом году выйдет замуж. Были случаи, когда это сбывалось.

Конкурсы второго дня сводятся к тому, чтобы побольше денег выманить у собравшихся. Поутру всех встречает "доктор похмеляйнен". На полу расстилается простыня с дырками после "бурной ночи любви". Гости деньгами латают дыры.

Проводятся шутливые аукционы. Рублей за 100 можно купить "тару для ношения яиц и молока" -- мужские трусы и огромный лифчик. Или купить рулон "французских обоев" -- туалетную бумагу.

Красив обычай битья горшка с деньгами. Свекровь разбивает горшок, а молодые с помощью веника и совка собирают. Гости разумеется мешают этому, вешают высоко "паутину" в виде бумажных денег...

Популярен конкурс узнавания молодых. Парни садятся в ряд, а жена с завязанными глазами должна угадать по ушам своего новоиспеченного мужа. Затем роли меняются и он узнает ее по запястьям рук или коленочкам. За столом звучит традиционная и популярная -- "А кто родился в январе". И разумеется на протяжении всего праздника кричат: "Горько!" Горько для молодых и для всех собравшихся. Финал застолья -- продажа свадебного торта. Выручка бывает в 10-15 раз превышает настоящую цену.

Отбушевала свадьба, наступают будни. Кто-то отправляется в свадебное путешествие, а кому-то с понедельника на работу. И все же нельзя однозначно сказать, что все решают финансы. Атмосфера праздника зависит от людей, от их духовного мира.

В последнее время в Ростове появилось много русских переселенцев из южных республик бывшего Союза. Они привносят новые акценты в свадебное действо.

Например: Переселенцы из Северного Казахстана в конце первого дня устраивают "снятие фаты". Невесту загораживают одеялом и под пение обрядовых песен меняют фату на платок. Во второй день похмеляют "банькой" и устраивают катание гостей на навозных санях.

Существует общее заблуждение, что свадьба -- это пьяная гульба. Иногда мне говорят: что там снимать, одни пьяные рожи? И я, признаться, вначале думал так -- сниму 2-3 свадьбы и надоест. Но оказывается вовсе не так. Парадокс в том, что пьяных на свадьбах не бывает. Случаются редкие гости слабые здоровьем или с "устатку". Но это большая редкость. Хорошая закуска, подвижные танцы и чувство меры делают свое дело. Люди преображаются. Уходят куда-то заботы, проблемы. Человек раскрепощается и отдыхает от души, наблюдать эти красивые лица, это веселое действо истинное наслаждение. Наблюдать и вылавливать видеокамерой моменты самого красивого и счастливого события в жизни.

Как рыбак, отправляясь на озеро, надеется что самая крупная рыба еще не поймана, так и я надеюсь, что самая интересная свадьба еще впереди. К докладу прилагается видеокассета с фрагментами из различных свадеб лета 2000 года.

Литература:

- Белов Василий. Лад. М. 1989
- Словарь русского языка. М. 1988
- Русская свадьба. Д.М. Балашов, Ю.И. Марченко, Н.И. Калмыкова. М. 1985
- Панкеев И.А. Обычаи и традиции русского народа. М. 1998
- Энциклопедия экстремальных ситуаций. Гостюхин А.В. "Зеркало". 1996