И.Д. Шабалина (Ростов).

Голгофский Крест в мелкой пластике из дерева в собрании Государственного музея-заповедника "Ростовский Кремль"

В искусстве Древней Руси особое место занимала мелкая пластика -- миниатюрная резьба по дереву, рогу, кости, камню, перламутру, глине, стеклу, различным смолам (литика), серебряное и медное литье. Из всех видов изобразительного искусства мелкая пластика была наиболее распространенной, так как вещи, изготовленные резьбой, принадлежали не только церквям и монастырям, но и, прежде всего, частным лицам. Находились чаще обычно в семье, передавались из поколения в поколение.

В этом ряду дерево, как наиболее доступный материал, имело самое широкое распространение, хотя в силу его непрочности, ранних памятников из дерева сохранилось немного1.

Способствовали уничтожению деревянной пластики и гонения на скульптуру, так как священный Синод отвергал использование резной скульптуры в убранстве храмов и личном пользовании. Особо это касалось резных икон, которые, наряду с литыми, рекомендовалось "не делать и в церквах не употреблять,... а в домах, кроме малых крестов и панагии, искусною работой деланных, отнюдь никаких резных и отливанных икон не держать". В описании документов и дел, хранящихся в архиве святейшего правительствующего Синода, указывалось, что "поклоняться резной иконе значит поклоняться болвану"2.

Тем не менее, резьба по дереву продолжала бытовать. Постепенно комплектовались коллекции мелкой пластики в собраниях музеев, хотя до сих пор этот материал остается не разобранным даже в крупных музеях. В последнее время резные иконы и кресты все чаще появляются на выставках. В изданных каталогах, пока единичными экземплярами, публикуются подобные памятники3.

Малая изученность этого материала объясняется тем, что "подходы к нему еще не обретены"4, до сих пор остаются неразработанными методологические принципы его научной обработки5.

В настоящей работе мы классифицируем6 24 памятника из собрания мелкой деревянной пластики Государственного музея-заповедника "Ростовский кремль". Это резные иконы и кресты с изображением Голгофского Креста -- одного из основных образов христианства.

Формирование этой коллекции в музее началось в конце ХIХ в. Некоторые памятники поступили в дар в 1883-1887 гг. от Киселева В.Н., от Соколова (инициалы не известны). Другие памятники были закуплены. Самая большая покупка сделана в 1888-1889 гг. в Санкт-Петербурге. Два креста куплены в 1898 г. в Ростове во время ярмарки у В.М. Селезнева. Кроме приведенных данных в архиве сведений не содержится.

По документам музея можно судить о том, что к концу ХIХ в. коллекция уже сформировалась и насчитывала 34 единицы. Частичное пополнение собрания продолжалось и позднее. Так один крест был куплен в 1926 г. в Москве у С.М. Попова (ранее принадлежал собранию Б.Н. Эдинга).

К сожалению, сохранившиеся данные о памятниках не дают полных ответов на многие вопросы: не ясно бытование памятников с характерной иконографией Голгофского Креста, а также -- происхождение и их функциональное назначение. Иконы с данной иконографией в литературе иногда называются "резными досками"7 или "намогильничками"8. Действительно, существовали традиции изображения Голгофского Креста на надгробии, в средокрестии намогильного креста или столбика -- голбца. Такие изображения высекались на новгородских каменных крестах ХII-ХV вв., они известны на могильных плитах ХVI-ХVII вв.9

Подобные памятники использовались и как иконы охранного назначения. Их располагали над дверями домов, часовен, калиток, включали как керамиды в стены церковных построек10.

Голгофский Крест часто изображали и на резных крестах. Нам известно, что подобные кресты служили молельными образами, использовались как наперсные и нательные кресты, наряду с намогильничками, где резались сведения об усопшем, создавались и обережные резные кресты с изображением Голгофы11.

Основные иконографические элементы Голгофского Креста.

В основе исследуемой группы памятников -- Крест Господень на Голгофе (иногда семиконечный наряду с чаще встречающимся восьмиконечным)12 - (рис. 1, 2).

Крест трехсоставный: имеет большую перекладину, вверху -- короткую, внизу -- косую. Это канон, который тщательно соблюдается в резных рельефах. Каноничны и изображения орудий страстей: трости и копья, которые располагаются вертикально вдоль креста или отходят под углом основания, или пересекаются за Крестом (рис. 3 - 6). Крест резан плоскорельефно, на уровне других изображений. Трость и копье могут быть представлены в укороченном виде (рис. 7).

Голгофа изображается по-разному: в виде треугольника, полукруга, трапеции, двух -- или трехступенчатого подножия, в виде горок -- (рис. 8 - 15). Нижняя часть Креста иногда занята геометрическими выемками.

В средокрестии Креста могут быть размещены венец или цата (рис. 16,17).

Комплекс надписей на лицевой стороне икон и крестов.

Вокруг Креста располагаются надписи. Выполнены они также плоскорельефно. Надписи располагаются на свободном поле, иногда размещены в клеймах или киотцах. Выполнены в несколько строк: по сторонам верхней и средней перекладины -- ЦРЬ СЛВЫ, IС ХС, под раменами Голгофского Креста -- НИКА, МЛ, РБ, в нижней части -- ГГ, ГА. Такой набор надписей является типичным, в литературе называется "обычным", "обыкновенным", "характерным"13. Буквы выполнены резцом в четкой графической манере. Часто в надписях использовано титло (или титла) - (рис. 18).

Кроме обычных надписей, вокруг Креста размещены тексты молитв, посвященных поклонению Кресту. Иногда вырезаны лишь начальные буквы слов молитвы -- криптограммы. Раскрыть, прочитать криптограммы пытались исследователи еще в пошлом веке. В настоящее время большинство криптограмм расшифровано, благодаря исследованиям ученых и публикациям материалов проводимых выставок14. Отдельным списком (Приложение) мы приводим расшифровку криптограмм согласно современного уровня знаний. Некоторые криптограммы остаются не расшифрованными.

К вопросу о датировке памятников.

На данном уровне этот вопрос остается одним из сложнейших. Приводимую нами датировку нужно считать условной. Некоторые памятники мы датируем ХVII в. Большая часть собрания относится к ХVIII в. Исследование надписей позволяет точнее датировать памятники. Наиболее древними являются надписи "IС ХС", "МЛ РБ", "ЦАРЬ СЛАВЫ". После нововведений Никона появляются изменения в надписании "IИС ХС", "ИС ХС", "ИС ХСЪ". Надписание "IИ? Х? " следует относить к еще более позднему периоду -- концу ХVIII - началу ХIХ в.

Часть коллекции -- памятники старообрядческого толкования. В настоящее время исследование художественного наследия старообрядцев только начато. После публикаций Выга и других старообрядческих центров, а также публикаций каталогов собраний музеев будет значительно уточнена датировка памятников ростовского собрания.

Классификация икон с изображением Голгофского Креста.

Все иконы исследуемой группы имеют прямоугольную форму, для них характерна плоскорельефность изображений, широкое или узкое поле по краю. В основу их классификации положены иконографические особенности и стилистический анализ, что позволяет выделить в коллекции икон несколько типов:
Тип I: "Голгофский Крест с обычным набором надписей". Надписи размещены на свободном поле иконы: "ЦРЬ СЛВЫ" -- на уровне верхней короткой перекладины, "IC ХС" -- на уровне основной перекладины, ниже -- "КТ / НИКА / МЛ РБ", которые могут меняться местами. (Три памятника, датируемые ХVII, кон. ХVIII в, фото 1.) В одном случае Крест изображается на фоне Иерусалимской стены (фото 2).
Тип II: "Голгофский Крест в круге".
Варианты:
1. В центре Голгофский Крест с типовым набором надписей. Вверху и внизу в четыре строки надписи рельефными буквами: "КРЕСТЪ ХРАНИТЕЛЬ ВСЕЙ ВСЕЛЕННОЙ К / РЕСТЪ КРАСОТА ЦЕРЬКОВНАЯ КРЕСТЪ / КРЕСТУ ТВОЕМУ ПОКЛАНЯЕМСЯ ВЛА / КО I СВЯТОЕ ВОСКРЕСЕНIЕ ТВОЕ СЛА..." (Один памятник, кон. ХVIII в., фото 3).
2. В центре Голгофский Крест с типовым набором надписей. По кругу размещен текст молитвы: КРЕСТУ ТВОЕМУ ПОКЛОНЯЕМСЯ ВЛАДЫКО И СВЯТОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ ТВОЕ СЛАВИМ". Вверху и внизу по полю иконы молитва: "ДА ВОСКРЕСНЕТ БОГЪ И РА / СТОЧАТСЯ ВРАЗИ ЕГО И..." (Один памятник, нач. ХIХ в., фото 4).
3. В центре Голгофский Крест с типовым набором надписей. По свободному полю иконы размещена молитва вверху и внизу в десять строк: "ДА ВОСКРЕСНЕТ БОГЪ И РАЗЫД / УТСЯ ВРАЗИ ЕГО И ДА БЕЖАТ ОТ ЛИ / ЦА ЕГО НЕНАВИДЯЩИИ ЕГО ЯК / О ИСЧЕЗАЕТ ДЫМ ДА ИСЧЕЗН / УТ ЯКО ТАЕТ ВОСК ОТ ЛИ / ЦА ОГНЯ ТАКО ДА ПОГИБНУТ / Ъ БЕСИ ОТ ЛИЦА ЛЮБЯЩИХ БОГА / И ЗНАМЕНУЮЩИХСЯ КРЕСТНЫМ / ЗДРРКГПБСНПГНИХВСИСДИК / СЪНВС?ИКГПМСГБИСНСВНИНВВА". По полю иконы слева и справа в семь строк криптограммы. (Один памятник, кон. ХVIII-нач. ХIХ вв., фото 5).
Тип III: "Голгофский Крест на фоне молитвы". Около Креста -- орудия страстей с обычным набором надписей. По полю иконы в шестнадцать строк резан текст молитвы "Да воскреснет Бог" (в старообрядческом варианте) -- (Один памятник, ХVIII в., правая часть иконы утрачена, фото 6).
Тип IV: "Голгофский Крест под сенью храма". Храм пятикупольный или семикупольный. Вверху в две строки, а в свободном пространстве храма -- в четыре или пять строк криптограммы. (Четыре памятника, датируемые ХVII - ХVIII вв., фото 7).
Помимо плоскорельефности изображений, следует отметить стилистические особенности этой группы памятников -- характерную раскраску в виде широких и узких цветных полос на прямоугольном обрамлении, цветные точки по кругу на куполах и закомарах, а также цветную раскраску букв.

Классификация крестов с изображением Голгофского Креста.

Другая группа памятников -- кресты. Все кресты исследуемой коллекции относятся к виду крестов с удлиненной нижней ветвью, четвероконечные или восьмиконечные (рис. 19, 20).

Различаются по форме углов средокрестия (рис. 21), по форме ветвей креста (рис. 22) и по основным эпиграфическим элементам (характеру надписей на лицевой стороне креста, на обороте, форме их написания) - (рис. 23). Надписи помещаются на свободном поле (в виде текстов в плоском рельефе или криптограмм) или в киотцах (в виде криптограмм). Надписи чаще выполнены обронными буквами, оборотная сторона крестов гладкая, без каких-либо изображений. Лишь в двух случаях кресты являются двухсторонними. На обороте одного креста резцом вырезан текст молитвы: "Да воскреснет Бог" (в старообрядческом варианте). На обороте другого креста изображены сердце с монограммой Марии, потир, столп, лестница, гроб и орудия страстей (молоток и клещи) - (фото 8).

Основные типы крестов

Исследуемую группу крестов с изображением Голгофского Креста можно разделить на несколько типов:
Тип I. "Ветви прямые, углы средокрестия прямые".
Варианты этого типа:
1. На плоскости четырехконечного креста изображен восьмиконечный Голгофский Крест с тростью и копьем. Комплекс надписей на лицевой стороне -- обычный. Крест двухсторонний. На обороте текст молитвы в старообрядческом варианте: "Да воскреснет Бог...". (Один памятник , ХIХ в., фото 9, 10).
2. На плоскости четырехконечного креста изображен семиконечный Голгофский Крест. Один памятник, ХIХ в., (фото 11).
Тип II: "Ветви расширяющиеся, углы средокрестия острые". Комплекс надписей -- обычный. Трость и копье отходят от основания под углом или пересекаются за Крестом. (Три памятника, ХIХ, ХVII, ХIХ вв., фото 12, 13, 14)
Особенностью третьего креста является иное написание имени Христа в виде "IИ? Х? ", а также выполненная вверху в треугольнике надпись "БГЪ" (в сокращении, с титлом). По краям ветвей креста вырезан орнамент в виде зубцов. Подобная символика не характерна для древнерусских памятников. С учетом оборотной стороны (фото 8.) данный памятник следует отнести к западным образцам довольно позднего времени.
Тип III: "Ветви прямые, в средокрестии на нижней ветви -- подрезки". Крест четырехконечной формы. Внизу на нижней ветви в клейме надпись: "АFА КРЕСТЪ / ЦАРЕМЪ ДЕР/УЖАВА КР / СТЪ ВЕРНЫ / МЪ УТВЕРЖ"...(Один памятник, ХVIII в., часть правой ветви утрачена, фото 15).
Тип IV. "Крест восьмиконечный. В средокрестии и на концах верхней и нижней ветвей подрезки".
Варианты:
1. На поле восьмиконечного креста изображен семиконечный Крест с обычным набором надписей. (Один памятник, ХIХ в., фото 16).
2. На поле восьмиконечного креста изображен семиконечный Голгофский Крест с обычным набором надписей. В нижней части -- надпись "КПОЕТР / ОТЫ МЛ / РБ АГ"). Надпись "ИС ХСЪ" позволяет датировать памятник более поздним периодом. (Один памятник, ХVIII в., фото 17).
Тип V. "Крест с цатой или венцом".
Варианты:
1. На поле четырехконечного креста -- семиконечный Голгофский Крест с венцом в средокрестии (Один памятник, ХIХ в., фото 18).
2. На поле четырехконечного креста изображен семиконечный Крест с цатой в средокрестии. Вверху надпись: "ЦРЬ СЛАВЫ / КРЕСТЪ БЕСО / МЪ ЯЗВА". (Один памятник, кон. ХVIII - нач. ХIХ вв, фото 19).
3. На поле восьмиконечного креста восьмиконечный Голгофский Крест с венцом в средокрестии. Набор надписей обычный. (Два памятника, ХIХ в., фото 20,21).
Тип VI. "Крест четырехконечный с прямоугольным оглавием. Боковые и нижняя ветви оканчиваются фигурными скобками". В глубоких трехярусных киотцах размещен текст молитвы "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...". Резьба тщательная, аккуратная, буквы выполнены в равных по размеру строках. Загадкой являются надписи: "Трость, Копие", выполненные в зеркальном отражении (Один памятник, ХVIIIв., фото 22).

Данное собрание достаточно полное и разнообразное, позволяющее проследить за иконографическим решением Голгофского Креста, выделить стилистические особенности памятников, систематизировать их в данной коллекции. Среди представленных памятников нет двух подобных, все они имеют хоть незначительные, но отличия. Аналоги же некоторых памятников можно обнаружить в собраниях Каргополя, Вельска, Архангельска, Москвы и Санкт-Петербурга.

    Самые ранние находки датируются ХII-ХVII вв. Кренке Н. А. Нательные крестики из раскопок во дворе старого здания Московского университета. // Российская археология, М.,2000 г., № 1.С. 207 - 214.
  1. Запрет на скульптуру накладывали указы 1723, 1767, 1832 годов. Последний из подобных указов требовал нигде в церквах не иметь никаких изображений, кроме образов. Причину обычая применения резной скульптуры Синод видел "в иноверных, наипаче от римлян и последующих им порубежных нам поляков, которым, яко благочестивой нашей вере последовать не подобает". Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедования Российской империи, т. 2, 1722. СПб., 1872. С. 575 - 576; там же, т.8, 1728. СПб., 1891. С. 102.
  2. Николаева Т.В. Произведения мелкой пластики ХIII-ХVII вв. в собрании Загорского музея. Каталог. Загорск, 1960; Древнерусское искусство Х - нач. Х V века. Государственная Третьяковская Галерея. Каталог собрания. М., 1995; Стругова О.Б., Гончарова Н.М. Святое искусство Руси. ГИМ, М.,1998; Крючкова Т. А. Деревянная скульптура в Иркутском областном художественном музее.// Музей, 5, М.,1984; Власова О.М. Пермская деревянная скульптура. Искусство Прикамья, Пермь, 1985; Цодикович В.К. Народная деревянная скульптура Ульяновской области. ХVII -ХIХ вв. Каталог. Ульяновск, 1988; Резные иконостасы и деревянная скульптура русского Севера. Каталог выставки. М.,1995. С. 161 - 186.
  3. Рындина А.В. Иконный образ и русская пластика ХIV-ХV вв. // Древнерусская скульптура. М., 1991. С. 7.
  4. Хотя ряд материалов проливает свет на эти проблемы: Уханова И.Н. Некоторые замечания о резном дереве северного края. // Доклады географического общества СССР. Вып. 5. Л., 1968. С. 25 - 26; Уханова И. Н. Резные деревянные иконы русского Севера. Народное искусство. СПб., 1995; Левина Т. В. Деревянные поклонные кресты на русском Севере. // Древнерусская скульптура. Проблемы и атрибуции. М., 1991; Томсинский С.В. Об одном направлении в мелкой пластике Заонежья. Сообщения государственного Эрмитажа, II. Л., 1986. С.28 - 30.
  5. Выражаем признательность за консультационную помощь Ухановой И.Н., Гнутовой С.В., Струговой О.Б., Вахриной В.И., Субботиной Т.Ю., Брюхановой Е.В., Федоровой М.М., Сагнаку И.В., Дементьевой Н.А. При классификации памятников изучаемой группы нужно учесть также имеющиеся наработки: Беленькая Д.А. Медная пластика городов Московской Руси (ХIII - ХV вв.) // КСИА. М., 1993. Вып. 208; Жизневский А.К. Описание Тверского музея. М., 1888; Собрание Б.И. и В.Н. Ханенко. Древности русские. Кресты и образки. Киев, 1899. Вып. II; Винокурова Э.П. Металлические литые кресты - тельники Х VII в. // Культура средневековой Москвы ХVII в. М., 1999. С. 326 - 360.
  6. См. Резные иконостасы и деревянная скульптура русского Севера... С. 174 - 184; Томсинский С.В. Старообрядческие намогильные доски из Тихвина Бора. // Сообщения государственного Эрмитажа. 48.Л., 1983. С. 18; Уханова И.Н. Резная доска - редкий памятник русской ксилографии. Сообщения Государственного Эрмитажа.39. Л.,1974.
  7. Винокурова Э.П. О художественном наследии Выго-Лексинской старообрядческой пустыни (состояние вопроса). // Старообрядчество в России ( ХVII-ХVIII вв.). М., 1994. С. 142 - 144.
  8. Об установлении в Новгородской земле поклонных крестов из камня и дерева имеются многочисленные сообщения в русских летописях вплоть до конца ХVII столетия.
  9. Жижина С.Г., Попова З.Г. Резьба и роспись по дереву. // Неизвестная Россия. К 300 - летию Выговской старообрядческой пустыни. М., 1994. С.76.
  10. Старообрядчество в России (ХVII-ХVIII вв.). М., 1994. С.144.
  11. В сочинениях Покровского Н.Н. "Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и русских "утверждается, что древняя форма Креста Господня на Руси была восьмиконечная с титлой ЦАРЬ СЛАВЫ IС ХС НИКА. Труды VIII Археологического съезда в Москве, 1890. СПб., т. I.C.357.
  12. Типовая формула надписей приводится по выводам Винокуровой Э.П. Металлические литые кресты - тельники ХVII в. // Культура средневековой Москвы ХVII в. М., 1999. С. 332.
  13. Там же. С. 356 - 357; Ровинский Д. Русскiе народныя картинки. СПб., 1881. Кн. III. С. 332 -334; Резные иконостасы и деревянная скульптура Русского Севера... С. 204 - 207; Покровский Н.Н. Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и русских... СПб., 1892, т. I. С.357; Бобринский А.А. Русские народные деревянные изделия. М. - Л., 1934; Плужников В.В. Термины российского архитектурного наследия. М.,1995. С.152.