В.А. Новиков

Реставрация иконы «Св. Леонтий, Исайя, Игнатий Ростовские»

Икона «Св. Леонтий, Исайя, Игнатий Ростовские» была закуплена ГМЗ «Ростовский кремль» в 1997 г. у Колесникова И.И. (Акт №1 от 21.01.97 И-1045).

Предположительная датировка на тот момент была XVIII в.

Живопись находилась под наборным окладом из фольги; контуры фигур, епитрахилей и палицы выполнены бисером и стеклярусом. Поля украшены фольгой из четырех цельных полос. Оклад крепился к живописи столярным клеем и гвоздями различной длины. Длина гвоздей от 5 мм до 4 см. В процессе демонтажа оклада было установлено, что оклад был смонтирован не ранее 1910 г.; об этом говорят остатки бумаги, подклеенной на внутреннюю сторону фольги. Это реклама Ростовской макаронной фабрики Михаила Галашина за 1910 г.

После удаления оклада (фольги) наблюдались значительные утраты позолоты до грунта, утраты красочного слоя на полях и утраты красочного слоя на фигурах святых. Утраты грунта до основы по нижнему полю, нижней части левого поля и на верхних углах полей (рис. 1.).

Вероятно, на момент украшения иконы окладом из фольги в 1910 г., на иконе уже были осыпи грунта на полях, а также свечные ожоги в нижней части живописи. На поземе вертикальный ожог 12х1 см и левее по краю епитрахили Св. Исайи 4,5х1 см. К подобному заключению мы пришли на основании того, что оклад частично был приклеен столярным клеем на авторскую живопись и основу.

Размер иконы111х82,5х3 см. Иконный щит состоит из трех рубленых досок разной ширины: 48 см, 25,5 см, 9 см. Две доски еловые, с сучковыми выколами, имеют остатки первоначального крепления накладных шпонок в виде деревянных шипов, срезанных до уровня основы иконного щита. Таким образом, можно наблюдать над продольными пазами шпонок по шесть горизонтально расположенных шипов. Крайняя левая доска шириной 9 см, предположительно липовая деревянных шипов не имеет. Можно сделать вывод, что две еловые доски с деревянными шипами были скреплены накладными шпонками и использовались ранее, до написания данной иконы.

Общеизвестно, что накладные шпонки активно использовались в XIV в., а в XV в. постепенно были вытеснены врезными1.  Следовательно, иконный щит из двух досок использовался в этот период времени до создания иконы «Св. Леонтий, Исайя, Игнатий Ростовские». Для написания этой иконы к уже имеющемуся щиту из двух досок была добавлена третья, шириной 9 см. Все три доски соединили врезными сквозными шпонками. На данный момент эти шпонки не сохранились (рис. 2.).

Теперь вернемся к подробному рассмотрению живописной стороны. Икона не имеет деревянного ковчега. Видимость ковчега создается благодаря наложению трех слоев паволоки на полях иконы. Паволока крупного полотняного переплетения: восемь нитей на 1 см. Это один из образцов создания подобного ковчега.

На основании данных, полученных при рентгенографировании, однослойная паволока положена на стыках досок и сучковых выколах.

Авторский грунт плотный, желтоватый, толщиной 2 мм. При микроскопическом исследовании просматриваются мелкие включения угля. По данным физико-химических исследований наблюдаются единичные крупные включения черного органического пигмента и кристаллов кальцита2. Связующее левкаса – клей животного происхождения3.

Реставрация иконы проводилась с конца 1999 г. по 2002 г. в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря под руководством реставратора высшей категории, заслуженного работника культуры М.В. Наумовой и в реставрационной мастерской ГМЗ «Ростовский кремль» под руководством реставратора высшей категории, заслуженного работника культуры Ю.М. Баранова.

Первоначально было проведено рентгенографирование на предмет наличия нижележащего красочного слоя и записей.

К сожалению, было выявлено только наличие паволоки, красочный слой на рентгенограмме практически не прочитывается, а нижележащие красочные слои не выявлены4. Пробное удаление проводилось в правой верхней части, слева от нимба Исайи (5х5 см)5. В результате открылся нижележащий красочный слой с филенкой красного цвета и полосой плотного синего цвета по краю поля. На среднике открылся желтовато-коричневый слой. Далее было проведено удаление нижележащего красочного слоя на поле (2х5 см.). Открылся красочный слой идентичный красочному слою средника. Таким же образом, было проведено полное удаление поздней позолоты со средника и удаление трех слоев записи на полях.

Далее, также по заданию реставрационного совета ВХНРЦ им. И.Э Грабаря был удален красочный слой со средника, как более поздний, исключая надписи, а также слоя записи на полях.

В результате проведенной работы открылась авторская живопись на полях и в среднике (рис. 3.).

На полях наблюдаются значительные потертости красочного слоя, возникшие в результате пемзования. По фону на среднике – значительно потертая авторская позолота.

Аналогично было проведено удаление четырех слоев записи на нимбах святых; на нимбах Богородицы и Младенца Христа был удален один слой записи. В процессе удаления записей на нимбе Св. Леонтия под тремя слоями записи выявлены мелкие латунные гвоздики, крепившие когда-то венец. Следует отметить, что первоначальный нимб был меньшего диаметра, чем у Исайи и Игнатия.

Аналогично удалению олифы и записей на полях по фону средника было проведено удаление олифы и записей на фигурах святых и поземе.

Авторский слой находился под сильно потемневшим засмолившимся и местами утратившим монолитность покрывном слое.

Изображение Св. Леонтия

Фелонь и внутренняя часть фелони, омофор, клобук Святого находились под плотной записью. В результате проведенной работы открылись белые с оттенками облачения: фелонь, подризник, омофор. На клобуке Святого из-под записи открылся золотой херувим с красноватой разделкой крыльев.

Епископ Леонтий, занимающий центральное место в композиции, один из первых, причисленных к лику святых на Руси, первый в Ростове. Он жил на рубеже Х-ХI вв., проповедуя и распространяя христианство на Ростовской земле. Мощи Св. Леонтия обретены в 1164 г.6 Иконографическая традиция изображения этого святого прослеживается с ХIV в. (Икона «Никола и ростовские святители Исайя и Леонтий с житием Николы». Втор. пол. XIV в. Из собрания А.В. Морозова. ГТГ. № 14547.)

Изображение Св. Исайи

Удалив плотную зелено-коричневую запись на подризнике, удалось выявить авторский слой белого цевта с зеленоватым оттенком, изменились очертания нижней части подризника. Удалена запись с крестов на омофоре и прописи на епитрахили и палице. На клобуке открылся небольших размеров крест.

Епископ Исайя (изображен слева) продолжил просвещение земли Ростовской. Умер в конце XI в. (ок. 1090 г.). Местное празднование установлено в 1474 г.7 (Изображение Св. Исайи также известно со втор. пол. ХIV в., например, вышеназванная икона из Государственной Третьяковской галереи.)

Изображение Св. Игнатия

Фелонь находилась под плотной коричнево-зеленой записью. После удаления записи открылась авторская белая фелонь с авторским омофором бело-голубого цвета.

Удалена запись с крестов на омофоре. Слегка изменилась нижняя часть подризника.

Епископ Игнатий. Святой XIII в. Жил в годы татаро-монгольского ига, предотвращал распри князей и ходатайствовал в Орде за православную церковь. Сразу после смерти, в 1288 г., было установлено местное празднование, а общецерковное – около 1480 г.8 Возможно, обретение мощей было одновременно с обретением мощей епископа Исайи в 1474 г. при ростовском архиепископе Вассиане Рыло (1468-1481). На данный момент это первое известное из ранних изображений Св. Игнатия.

На иконе удалена плотная зеленая запись позема. Открылась авторская живопись со значительными потертостями. В верхней части позем плотный, зеленого цвета, постепенно переходящий книзу в светло-зеленый. Изменился контур облачений святых и их складки, выявленные из-под записи позема.

В последнюю очередь была удалена запись с личного письма и поздних надписей, которые предварительно были фотофиксированы.

Частично оставлена поздняя запись на вертикальных разделках облачений Святых, на кисти палицы и нижней части омофора Святителя Леонтия. На внутренней части фелони Св. Леонтия наблюдается контур от поздней записи с растительным орнаментом. Авторские надписи и контуры нимбов утрачены, вероятно, при пемзовании иконы. Можно предположить, что контуры нимбов были киноварные.

Для продолжения реставрационных работ, в основном для тонирования утрат живописи и вставок реставрационного грунта, был проведен физико-химический анализ грунта и красочного слоя. Определены наполнители левкаса, а также состав красочного слоя и последовательность наложения пигментов, их состав и перетир.

Выяснилось, что при составлении зеленого колера на поземе и полях иконы в качестве основного пигмента была взята зеленая земля мелкого перетира, свинцовые белила. Наблюдаются редкие включения черного органического пигмента. Незначительное количество белил в колере придало легкость красочному слою. На поземе небольшое присутствие в колере аурипигмента.

Подобное сочетание пигментов с большим количеством свинцовых белил использовано при написании фелони Св. Исайи, подризника Св. Игнатия. Свинцовые белила с добавлением охры светлой, аурипигмента использовались для написания фелони Св. Игнатия, подризника и омофоре Св. Леонтия, и омофоре Св. Исайи.

Сине-зеленый колер внешней сферы и части звезды Богородицы состоит из крупно-тертого азурита, свинцовых белил и примесью черного органического пигмента. Внутреннее кольцо и часть звезды красно-малинового цвета состоит из охры красной, ртутной киновари с примесью свинцовых белил и черного органического пигмента.

Охрение на ликах нанесено при помощи плави. Объем выстраивался посредством постепенного высветления: основные цветовые акценты на надбровных дугах, скулах и под глазами.

От нижнего серовато-коричневого слоя до желтовато-коричневого слоя. В колерах присутствуют охра коричневая, охра светлая, свинцовые белила.

Верхний красочный слой – красноватый, содержит свинцовые белила и очень мелко тертую киноварь ртутную. Такой же состав красочного слоя на корешках Евангелий, плата Святого Леонтия и кистях епитрахилей Святителей.

Тонирование проводилось так, чтобы после полного просыхания тонировки становились несколько светлее, чем соответствующие участки авторской живописи, так как после нанесения покрывного слоя они приобретают повышенную интенсивность цвета и более темный тон.

Легкость композиции создает золотой фон и светлые облачения святых. Святые изображены фронтально, с непропорционально вытянутыми торсами. Приземистость нижней части фигур скрадывается благодаря плотности позема, строгой вертикали епитрахилей и вертикальным разделкам одежды, зрительно вытягивающим фигуры святых. Параллельность складок фелоней создает объем и движение, жемчужная обнизь украшения из камней различного цвета на епитрахилях, палицах, Евангелиях и вскрыльях клобуков святых создают торжественность и богатство. Зеркальное расположение фелоней и палиц Святых Исайи и Игнатия создают симметричность и целостность композиции. Все цвета, кроме золота, выстраиваются по принципу дихотомии. Присутствие зеленого и оттенков зеленого цвета в живописи данной иконы традиционно для Ростово-Суздальской живописи9 (рис. 4.).

В заключение можно сказать, что данный памятник является одним из первых известных изображений Св. Леонтия, Исайи, Игнатия Ростовских и первым известным изображением Св. Игнатия.

Можно предположить, что икона была написана после обретения мощей ко времени канонизации Св. Игнатия в посл. четв. XV в.

  1. Реставрация станковой и темперной живописи, под ред. В.В. Филатова. М., 1986. С. 21.
  2. ВХНРЦ 28.04.02 г. Физико-химические исследования грунта и красочного слоя. Кандидат химических наук Е.А. Хайбулина.
  3. То же.
  4. То же.
  5. ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря. Задание реставрационного Совета № 26 от 26.10.2000 г.
  6. Словарь исторический о святых, о прославленных в русской церкви и о некоторых подвижниках благочестия, местночтимых. СПб, 1862. С. 146, 147.
  7. Там же. С. 108.
  8. Там же С. 101.
  9. В.И. Антонова, Н.Е. Мнева, Каталог ДРЖ ГТГ. М., 1963. Том 1.