К.А. Аверьянов

Когда родился Сергий Радонежский?

Несмотря на то, что о Сергии Радонежском написано немало книг и статей, вопрос, заданный в заголовке статьи, оказывается непростым. В современной литературе бытуют, по крайней мере, три даты появления на свет будущего святого. По мнению Н.С. Борисова, это событие произошло 3 мая 1314 г., по данным В.А. Кучкина – 3 мая 1322 г., а на взгляд Б.М. Клосса – в конце мая того же 1322 г.1

Подобная разноголосица во многом объясняется выбором исследователя в пользу того или иного варианта «Жития» Сергия. Как известно, биография Сергия дошла до нас в двух вариантах: первый, принадлежащий перу младшего современника преподобного Епифания Премудрого, доведен лишь до середины его жизненного пути. Текст, принадлежащий перу Пахомия Логофета, рассказывает о событиях его жизни вплоть до кончины святого, и на этом фоне выглядит предпочтительнее. Не случайно, что именно он стал основой жизнеописания, признанного церковью.

Мы специально акцентировали внимание на данном обстоятельстве, поскольку различные варианты «Жития» содержат разные указания на количество лет, прожитых Сергием. Если Епифаний (в «Похвальном слове Сергию Радонежскому», предшествовавшем его работе над «Житием») говорит лишь о 70 годах жизни преподобного, то Пахомий сообщает, что Сергий прожил 78 лет. Зная точную дату смерти троицкого игумена (25 сентября 1392 г.), нетрудно подсчитать, взяв датировку Пахомия, что Сергий Радонежский родился в 1314 г. По Епифанию, это событие произошло восемью годами позже и соответственно приходится на 1322 г.

Неудивительно, что перед исследователем встает сложная дилемма выбора исходного источника. Общие правила источниковедения рекомендуют предпочитать более ранние по времени источники. Таковыми оказываются сочинения Епифания: «Похвальное слово Сергию Радонежскому» и его «Житие», написанные, как показал Б.М. Клосс, в 1412 и 1418 гг. соответственно. Пахомий писал позже, начав работать над биографией Сергия, согласно тому же историку, лишь в 1438 г. Сложность, однако, состоит в том, что если тексты Пахомия дошли до нас начиная с начала 1440-х годов, то наиболее ранние из произведений Епифания сохранились лишь от 50-х годов XV в.

Все это послужило причиной того, что Н.С. Борисовым за основу был взят текст Пахомия, в котором имеется прямое указание на прожитые Сергием 78 лет, а следовательно он родился в 1314 г. При этом одним из решающих доводов в пользу «Жития», написанного Пахомием, помимо его полноты, стало то, что его хронология подтверждается и другими источниками. Так, согласно Вкладной книге Троице-Сергиева монастыря, преподобный игуменствовал в продолжении 48 лет2. Зная о смерти Сергия в 1392 г., легко установить, что возглавил он обитель в 1344 г. Между тем, церковные уставы требовали (и это правило должно было строго соблюдаться), чтобы игумен был не моложе 30 лет. Таким образом получается 1314 г., о котором Пахомий говорит как о дате рождения Сергия. Если же взять за основу показания Епифания, что будущий святой родился в 1322 г., оказывается, что в 1344 г. ему исполнилось всего 22 года и тем самым начало его игуменства в этом году исключается совершенно3.

В отличие от Н.С. Борисова, Б.М. Клосс и В.А. Кучкин в качестве основания для воссоздания биографии Сергия выбрали вариант «Жития», написанный Епифанием. Дело заключается в том, что уточняя время появления преподобного на свет, Епифаний определил, что оно произошло «в лета благочестиваго преславнаго дръжавного царя Андроника, самодръжьца гречьскаго, иже въ Цариграде царствовавшаго, при архиепископе Коньстантина града Калисте, патриарсе вселеньскомъ, въ земли же Русстей въ княжение великое тферьское при великом князе Димитрии Михаиловиче, при архиепископе пресвященнем Петре, митрополите всеа Руси», егда (когда была. – Авт.) рать Ахмулова»4.

Посмотрим, когда жили упомянутые Епифанием люди. Первое из указанных им лиц, император Андроник II Палеолог правил в Византии с 1282 по 1328 г. Затем на троне его сменил Андроник III, царствовавший с 1328 по 1341 г. Правда, агиограф не уточняет о каком из них идет речь и поэтому хронологические рамки оказываются весьма широкими. Некоторое противоречие содержит упоминание патриарха Каллиста, который занимал патриаршую кафедру в 1350 – 1353 и 1355 – 1362 гг., т.е. уже после смерти двух Андроников. В свое время это несоответствие вызвало довольно много споров в ученой среде, пока не было разрешено в 1992 г. М.В. Бибиковым. Он указал, что дата патриаршества Каллиста была искажена в источнике, которым пользовался Епифаний. Поскольку даты, как известно, тогда обозначались буквами, небольшая описка всего в одном месте привела к тому, что вместо правильного: 6858 г. (от сотворения мира) было написано 6828. Эта ошибка дала основание агиографу считать, что Каллист стал патриархом в 1320 г. и, следовательно, Сергий родился в его правление5.

Более точными оказываются даты, связанные с жизнью русских деятелей. Князь Дмитрий Михайлович Тверской стал великим князем владимирским в 1322 г., а митрополит Петр управлял Русской церковью с 1308 по 1325 г. Таким образом оказывается, что согласно времени деятельности названных лиц Сергий Радонежский родился в промежуток между 1322 и 1325 гг. Окончательно же год рождения Сергия позволяет установить упоминание «Ахмуловой рати». Речь, в данном случае, идет о нападении на русские земли татарской рати под предводительством Ахмыла. Судя по летописям, оно имело место в 1322 г6.

Как видим, обе хронологические системы жизнеописания Сергия, предложенные Пахомием и Епифанием, подтверждаются другими источниками. Вместе с тем очевидно, что только одна из них является верной.

Пытаясь выяснить, у кого возникла ошибка, Б.М. Клосс обратил внимание на рассказ Пахомия, где тот сообщает о смерти Сергия и уточняет, что тот «жив лет 78, положиша же честное его тело въ монастыри»7. Поскольку в древней Руси существовало буквенное обозначение цифр, Б.М. Клосс предположил, что в более раннем списке эта фраза звучала несколько иначе: «жив лет 70 и положиша честное его тело въ монастыри». При переписке союз «и» был воспринят писцом как цифра 8 и, таким образом, текст был понят в том смысле, что Сергий прожил 78 лет8.

Н.С. Борисов в принципе согласился с тем, что такое объяснение вполне возможно, а значит достоверной следует признать хронологию «Жития», предложенную Епифанием. Но при этом, по его мнению, нельзя упускать из виду и другую возможность: в первоначальном тексте Епифания возраст Сергия был обозначен как 78 лет, однако за несколько десятилетий при переписке текстов цифра 8, обозначенная буквой «и» была в одном из списков вычеркнута переписчиком, принявшим ее за лишний союз «и». Этот дефектный список положил начало всему семейству списков «Жития» и «Похвального слова» Епифания, наиболее ранние из которых дошли до нас лишь от 1450-х годов. Пахомий же, начав работу над жизнеописанием Сергия за полтора десятилетия до этого, имел в своем распоряжении верный список сочинений Епифания, откуда и почерпнул сведения о 78 годах, прожитых преподобным9.

И все же правильной необходимо признать хронологическую систему Епифания. Дело в том, что поздняя Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря, сообщая, что «преподобный игумен Сергий чюдотворец игуменил 48 лет» и помещая его в списке игуменов первым, ничего не говорит о том, что, согласно «Житию», первым игуменом до Сергия был постригший его в монахи Митрофан. Таким образом встречающаяся в этом источнике цифра 48 лет указывает не на число лет, проведенных Сергием в сане игумена, а на весь срок от основания обители до кончины преподобного.

«Житие» дает возможность выяснить не только год рождения Сергия, но и точную дату его появления на свет. По весьма обоснованному предположению, он получил свое мирское имя Варфоломей в честь одного из двенадцати апостолов, память которого отмечалась 11 июня (Варфоломей и Варнава), 30 июня (в числе 12 апостолов) и 25 августа (перенесение мощей). Исследователи более склоняются к 11 июня, когда имя апостола Варфоломея особенно почиталось. Епифаний сообщает, что имя младенцу дали «по днехъ шестих седмицъ, еже есть четверодесятныи день по рожестве его»10. Отсюда становится ясным, что крещение ребенка произошло через сорок дней после его рождения. На основании этого В.А. Кучкин определил день «рожества» Сергия как 3 мая 1322 г.11

Но насколько это соответствует действительности? В поисках ответа, Б.М. Клосс поставил перед собой вопрос – действительно ли на Руси в XIV – XV вв. существовало правило, что младенцев следовало крестить именно на сороковой день после их рождения? Обратившись к летописям, исследователь выявил несколько десятков случаев, доказывающих, что такого правила просто не существовало: в княжеских семьях детей крестили совершенно по-разному. Иногда это событие происходило в день рождения, но чаще всего через несколько дней, обычно в пределах одной-двух недель.

Другим доводом, заставившим усомниться исследователя, стал тот общеизвестный факт, что всякое житие должно было составляться по определенным канонам. Неудивительно, что при написании биографий святых их авторы нередко использовали уже готовые трафареты. Сопоставляя написанное Епифанием «Житие» Сергия с другими литературными памятниками, бытовавшими в то время на Руси, Б.М. Клосс обратил внимание на то, что эпизод «Жития» о крещении Сергия во многом перекликается с аналогичным эпизодом из «Жития Федора Эдесского», где также говорится о крещении младенца на сороковой день. То, что Епифаний знал данный агиографический памятник и, более того, пользовался им, доказывает прямая ссылка на него в тексте «Жития» Сергия12. Отсюда становится ясным, что данное сообщение имеет более литературное происхождение, нежели реальные основания.

Если весь эпизод с крещением Варфоломея представляет по сути трафаретный шаблон, становится понятным, что преподобный мог родиться не строго за 40 дней до своего крещения 11 июня, а гораздо ближе к этой дате. Но когда именно?

Определяя возможное время появления Сергия на свет, Б.М. Клосс указал, что Епифаний в «Житии» приводит легенду, что появление Варфоломея на свет сопровождалось знамениями, которые были истолкованы в том смысле, что тот «явится ученик Святыа Троица» и «сосуд избран Святому Духу». Последнюю фразу можно истолковать как указание на церковный праздник Сошествия Святого Духа на апостолов, отмечаемый на 50-й день после Пасхи. В 1322 г. он приходился на 30 мая. Поскольку эта дата отстоит от дня крещения Варфоломея (11 июня) на чуть менее двух недель (обычный срок для крещения младенцев), Б.М. Клосс предположил, что предопределение младенца Святой Троице было связано, скорее всего, с его рождением в дни празднования Сошествия Святого Духа, а следовательно он появился на свет 29 – 31 мая 1322 г.13

Однако, вряд ли возможно согласиться с тем, что эпизод с крещением преподобного имеет литературное происхождение. Это предположение противоречит заявлению самого Епифания, указывавшего на скрупулезность и тщательность сбора им любых, даже мельчайших деталей из жизни будущего святого. Епифанию Премудрому, лично знавшему Сергия и хорошо знакомому со многими его современниками, которые также близко общались с ним, без сомнения, была известна точная дата появления будущего святого на свет. Поэтому показания агиографа о том, что младенец был окрещен на сороковой день после рождения, следует признать реальными.

Как следствие этого, к истине гораздо ближе точка зрения В.А. Кучкина, полагающего, что Сергий родился 3 мая 1322 г. С его выводом можно было бы полностью согласиться, если бы не одно «но». Выясняя дату появления Сергия на свет, исследователь совершенно не обратил внимания на показание Епифания, что между рождением и крещением будущего святого прошло шесть недель («по днехъ шестих седмиц») или, иными словами, 42 дня. Вместе с тем, агиограф тут же говорит о 40 днях. Это противоречие объясняется тем, что Епифаний при подсчете использовал не привычный нам «включающий» счет, при котором срок отсчитывается с самого момента события, а более древний «исключающий», когда тот или иной период времени исчисляют со следующего дня. Таким образом оказывается, что будущий святой родился 1 мая 1322 г., а не двумя днями позже, как полагает В.А. Кучкин. Приведенная ниже табличка со всей очевидностью показывает, что между днем рождения и крещения Сергия прошло ровно 40 дней. При этом, если включить в счет сами дни рождения и крещения, в итоге как раз получатся те шесть недель, о которых и говорит Епифаний.

Дни неделиМай-июнь 1322 г.
Понедельник 3101724317
Вторник 411182518
Среда 512192629
Четверг 6132027310
Пятница 7142128411
Суббота181522295 
Воскресенье291623306 

Вместе с тем, у нас все же остается вопрос – почему Варфоломея окрестили, вопреки устоявшейся практике, так поздно? Ответ на него дает тот же Епифаний. Младенец, очевидно, появился на свет достаточно ослабленным – нередко он не мог просто есть и отказывался от пищи, даже, когда ему привели кормилицу14. Свою роль здесь, несомненно, сыграли прокатывавшиеся по Ростовской земле частые «глады хлебные», о которых упоминает агиограф15. Понятно, что по физическому состоянию ребенка родители все время откладывали его крещение и решились на этот шаг, когда тянуть дальше уже было просто невозможно.

То, что подобные случаи встречались в это время, доказывает приведенный В.А. Кучкиным пример. 15 сентября 1298 г. у тверского князя Михаила Ярославича родился первенец Дмитрий. Небесным патроном княжича стал Дмитрий Солунский, память которого отмечалась 26 октября. Между этими двумя событиями, как и в случае с Сергием Радонежским, прошло ровно сорок дней (по исключающему счету), или 42 дня (по включающему)16.

Таким образом, из всего вышесказанного устанавливается, что Сергий Радонежский появился на свет в субботу 1 мая 1322 г.

  1. Борисов Н.С. Сергий Радонежский. М., 2002. С. 13; Клосс Б.М. Избранные труды. Т. 1. Житие Сергия Радонежского. М., 1998. С. 27; Кучкин В.А. Сергий Радонежский // Вопросы истории. 1992. № 10. С. 75. В литературе датой рождения Сергия также называлось или 11 июня, либо 25 августа 1322 г. (Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси XIV – XVI в. Подвижники русской церкви. Новосибирск, 1991. С. 45). Но здесь спутаны день рождения и крещения.
  2. Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. М., 1987. С. 15.
  3. Борисов Н.С. Указ. соч. С. 281 – 282.
  4. Клосс Б.М. Указ. соч. С. 297.
  5. Кучкин В.А. Антиклоссицизм // Древняя Русь. 2002. № 2. С. 122.
  6. Полное собрание русских летописей. Т. XVIII. СПб., 1913. С. 89 (Далее: ПСРЛ). Н.С. Борисов, отвергая 1322 г. в качестве даты рождения Сергия, указал, что в русских летописях Ахмыл упоминается не только в 1322 г., но и за пять лет до этого – в 1318 г. В свое время это обстоятельство дало основание некоторым исследователям полагать, что Сергий появился на свет около 1318 г. (Борисов Н.С. Указ. соч. С. 281). Однако, непосредственное обращение к тексту летописного известия показывает, что в конце лета 1318 г. Ахмыл появился на Руси лишь в качестве посланца хана Узбека к тверскому князю Михаилу Ярославичу (ПСРЛ. Т. XXV. М.; Л., 1949. С. 162). Епифаний же говорит об «Ахмуловой рати». Тем самым становится понятным, что речь идет о 1322 г.
  7. Клосс Б.М. Указ. соч. С. 374.
  8. Там же. С. 23.
  9. Борисов Н.С. Указ. соч. С. 281 – 282.
  10. Клосс Б.М. Указ. соч. С. 292.
  11. Кучкин В.А. Сергий Радонежский. С. 75.
  12. Клосс Б.М. Указ. соч. С. 296.
  13. Там же. С. 23 – 27.
  14. Там же. С. 293 – 294.
  15. Там же. С. 303.
  16. Кучкин В.А. Антиклоссицизм. С. 121.