Т.В. Колбасова

Ростовский рисовальщик Василий Григорьевич Башков

Материалы к словарю ростовских художников. XVIII-XIX вв.
Иллюстрации

В художественной жизни Ростова первой половины и середины XIX в. акварелисту и рисовальщику Василию Григорьевичу Башкову принадлежит особое место. В то время как работа большинства ростовских художников (эмальеров, или живописцев-монументалистов) была связана с церковными заказами, он писал видовые пейзажи, делал зарисовки этнографического характера. Несмотря на определенную прижизненную известность, имя этого художника в ХХ в. было почти забыто. В рамках работы над словарем ростовских художников1, нам удалось восстановить, в общих чертах, биографию этого незаурядного мастера, а также выявить более ста его произведений, хранящихся в Ростовском музее, Ярославском музее-заповеднике, БАН, РНБ.

Василий Григорьевич Башков родился 3 марта 1815 г. в селе Угодичи Ростовского уезда в семье свободного хлебопашца Григория Ивановича Башкова2. Василий был вторым ребенком в семье, у него была старшая сестра Анна и младший брат Иван3. Его отец отошел от крестьянского труда, уже в 1820-х гг. он жил в Ростове, где служил приказчиком у ростовского купца В.М. Хлебникова, отца известного краеведа и коллекционера П.В. Хлебникова. Григорий Иванович ездил с товарами по всей России от Астрахани до Петербурга. Одно из сохранившихся верющих писем, полученных от Хлебникова, гласит: «Ростовский 2-й гильдии купец Василий Михайлов сын Хлебников, прикащику своему ростовского уезда села Угодич крестьянину Григорью Иванову сыну Башкову, имеющему на сей 1825 г. свидетельство прикащика 1-го класса впредь на весь текущий 1825 год верю будучи в Нижнем, в Казани, в Оренбурге, Уральске и в других российских городах на вверенную ему Башкову от меня … сумму, разные товары по назначению моему покупать …»4. Эти факты свидетельствуют о том что, отец будущего художника был человеком грамотным, предприимчивым, энергичным.

Сын Василий также оставляет крестьянский труд и служит домашним секретарем у купцов Хлебниковых. Безусловно, на формирование будущего художника повлияла атмосфера, царящая в этом доме. П.В. Хлебников – член-сотрудник Русского Археологического общества, знаток местной истории, едва ли не первый обративший внимание на необходимость реставрации Ростовского кремля, коллекционер, обладавший большим собранием рукописей, древних икон, картин, портретов5.

По свидетельству А.Я. Артынова, одного из первых биографов художника, «Василий Григорьев имел способность писать чисто и четко. Рисовал сухими красками с натуры пейзажи и виды селений в селе и городе и сельских костюмов и все это самоучкой – снято им много видов разных селений, лежащих вокруг ростовского озера»6.

Самые ранние известные на сегодняшний день произведения Башкова – «Альбом портретов выдающихся лиц, разных эпох и народов»7, хранящийся в Отделе рукописей Библиотеки академии наук в С.-Петербурге. Любопытна история бытования этого интересного памятника провинциальной культуры. В 1955 г. «Альбом» был приобретен ярославским исследователем и коллекционером В.В. Лукьяновым у Д.И. Шетнева в Ростове. Надпись на «Альбоме» свидетельствует, что подарена она Н.К. Бабуриным в 1881 г. Ивану Ивановичу Шетневу, а Бабурин, в свою очередь, получил ее в дар от сына известного краеведа Я.А. Артынова. Этот альбом рисунков был в числе экспонатов Пушкинской юбилейной выставки, проходившей в Ярославле 26-28 мая 1899 г. На выставку они были представлены Иваном Ивановичем Шетневым. В «Материалах для каталога Пушкинской юбилейной выставки» они значатся как «альбом рисунков (пером и карандашом) мальчика-самоучки с портретами некоторых современников Пушкина»8. В несброшюрованном альбоме размером в тетрадный лист собрано 96 рисунков тушью, пером, карандашом: это портреты Листа, Шатобриана, М.И. Глинки, В.К. Шебуева. А.С. Фигнера, а также некоторые русские и зарубежные памятные места (могила Шатобриана, памятник Карамзину). Это трогательные робкие и аккуратные копии иллюстраций в книгах и журналах.

К раннему периоду творчества В.Г. Башкова относится и «Вид села Угодич с западной стороны и чудотворной иконы Божией Матери Молченския, находящейся в Богоявленской церкви»9 (рис. 1, 2, 3) из собрания Ярославского музея-заповедника. Авторская подпись на листе гласит: «Рисовалъ с натуры Василiй Гр… Башковъ» и дата – «1835 год». К сожалению, происхождение акварели неизвестно, и до наших дней она дошла со значительной утратой верхней части листа.

«Вид села Угодич» принадлежит к так называемому видовому или топографическому пейзажу, имевшему большое распространение в России в 1-й половине и середине XIX в., порожденному интересом к родной старине и страстью к путешествиям. Композиция «Вида Угодич» построена в полном согласии с традициями художников-топографистов, стремящихся дать наиболее удачную точку зрения для документально точной передачи местности. Панорамное решение композиции, широта и протяженность пространства, придают пейзажу некоторую торжественность.

Интересно, что в то же время, в первой половине 1830-х гг., краевед и коллекционер Александр Яковлевич Артынов (1813-1896), автор трудов по истории и этнографии Ростова и его уезда10, заканчивает работу над «Историей села Угодич». Акварель Башкова перекликается с неторопливым и обстоятельным артыновским описанием села: «В настоящее время, – пишет Артынов, – в Угодичах считается до 300 домов, жителей 790 душ мужеска и 870 душ женскаго пола… Местоположение ровное, на восточном берегу Ростовского озера… При довольстве и значительно развитой промышленности жителей, Угодичи отличаются внутренним и внешним благоустройством. Для обучения детей грамоте и другим полезным в житейском быту знаниям, здесь есть народное училище, а для безопасности домов от огня пожарное депо с четырьмя водоналивными трубами и принадлежащими к ним орудиями… Лучшее украшение и богатство села составляют храмы Божии, с их внешним благолепием, вещественными драгоценностями и предметами историческими. Из двух каменных церквей здешних, древняго византийского стиля, первое место занимает Богоявленская, – здесь олицетворена в вещественных памятниках почти вся история села Угодич… Другая каменная церковь, во имя Николая Чудотворца, достопримечательна более тем, что освящена в 1709 г… св. Димитрием митрополитом Ростовским… Промышленность жителей села Угодич трех родов: рыбная, огородная и частию торговая. Рыбную ловлю производят в озерах и во всех принадлежащих к нему реках и речках…Ловятся здесь ерш, щука, окунь, плотва, карась, налим. Огородничество составляет главнейшую промышленность; разводимые здесь продукты: цикорный кофе, разных видов горох, огурцы, лук, чеснок, шалфей, мята. Сбыт этих предметов производится частию на месте, частию в Ростове, а более в столицах и других городах империи…»11.

Так же неторопливо и обстоятельно передает облик села и рисовальщик Башков. В этом листе удивительным образом сочетаются обобщенность, даже эпичность с большим количеством конкретных наблюдений, каких-то мелких этнографических деталей. Лист привлекает своей искренностью, эмоционально-поэтической окраской изображенного.

Позднее, в 1850 г. художник обратился к непосредственному иллюстрированию «Истории села Угодичи» по заказу автора. Здесь уместно сказать несколько слов об этом главном и наиболее известном труде Артынова. «История села Угодич», написанная в 1832 г., была опубликована в 1850 г. Этой публикации много способствовали П.В. Хлебников, а также известный русский писатель, публицист И.С. Аксаков12. В те годы Аксаков служил в Ярославской губернии. Бывая в Ростове по служебным делам, он останавливался в доме П.В. Хлебникова, с которым был близко знаком. Здесь Аксаков и познакомился с трудами А.Я. Артынова, один из которых – «Историю села Угодичи», опубликовал в своей редакции в Ярославских Губернских Ведомостях. В ответ на эту публикацию Артынов писал И.С. Аксакову: «...я обязанностью поставляю всепокорнейше Вас благодарить за статью о селе Угодичах, которую… я в настоящем ея виде едва мог узнать. Из простога и дикаго камня Вы сделали образцовое в своем роде произведение…»13.

Сразу после публикации, получив признание своего труда, Артынов заказал иллюстрации к «Истории Угодич» В.Г. Башкову. Талантливый художник-самоучка, проявивший способности и склонность к пейзажной живописи не случайно был приглашен к участию в этой работе. Ведь он был односельчанином Артынова, мог быть хорошо знаком с ним через П.В. Хлебникова. В настоящее время этот труд хранится в фонде А.А. Титова в отделе рукописей РНБ им. Салтыкова-Щедрина14. Рукопись в переплете красного сафьяна сопровождается портретом А.Я. Артынова 1850 г., видом села Угодич и иллюстрациями, изображающими наиболее значимые моменты истории села, каждая иллюстрация сопровождается надписью: 1. Преподобный Авраамий опочивает на Холме, где ныне стоит Богословская церковь. 2. Преподобный Авраамий пророчески сказует собравшемуся около него народу. 3. Преподобный Авраамий возвращается через озеро в Лады свою обитель. 4. Святит. Исайя Благославляет Угодчан Иконою Богоявления Господня. 5. Встретенье Царя Иоанна Васильевича Грозного идущаго ко озеру с иконою нерукотворенного Образа и колокол Его. 6. Томила Луговской возвращается в свое поместье Село Угодичи, с Иконою Богоматери, нарицемая Молченские и встретенье Его. 7. Петр Великий жертвует в дар Икону Богоматери Владимирския, графу Мусину-Пушкину, будучи в лагере под Полтавою. 8. Образ Пресвятыя владычицы нашей Бцы и приснодевы Марии, нарицаемые Молченские. 9. Крест, высекаемый во льду на чистом пруде 6 января в селе Угодичах. 10. Место, где становится священник выбитая яма сухая. 2. Крест и около его обведенная рама, наполняется водою, для освящения воды. Вероятно, этот труд готовился к печати, так как под каждым рисунком подпись: «Издание А.Я. Артынова, – Рис. Башковъ».

Так и не изданная, эта рукописная книга, тем не менее, была известна не только в Ярославской губернии. В 1864 г. ярославский знаток древностей Николай Николаевич Клириков в одном из писем к Артынову обращается с просьбой прислать ему книгу: «Покорнейше прошу Вас почтеннейший Александр Яковлевич, пришлите в Ярославль на мое имя описание с. Угодич, хорошо бы Вашу подлинную книгу, …если будете в Ярославле, потрудитесь зайти в Гостиницу Ярославль, где в № 3 познакомитесь с Александром Николаевичем Островским, который желает этого…»15.

Здесь интересен не только факт знакомства великого русского драматурга с сочинениями Артынова, но и свидетельство о том, что данная рукописная книга существовала в нескольких экземплярах. Последнее обстоятельство подтверждается обнаруженными нами документами. В 1855 г.16 Артынов посылает Министру Государственных имуществ графу Павлу Дмитриевичу Киселеву (1872 -1872), стоявшему во главе министерства, ведавшего делами государственных крестьян, «Историю Угодич», сопровожденную следующим письмом: «В часы досуга после крестьянских забот любил я заниматься собранием исторических и статистических сведений о родном своем селе Угодичах из этих посланных трудов составил я историческое и статистическое описание означенного села. – Благоговея к имени Вашего сиятельства как нашего высшего и главного начальника я осмеливаюсь поставить Вам Сиятельнейший граф сей ничтожный труд мой… При сем долгом считаю доложить Вашему сиятельству, что предоставленная рукопись и приложенные к ней рисунки собственный труд одно общественника моего водворенного на собственной земле крестьянина села Угодич Василья Григорьевича Башкова который искусству рисования обучался самоучкой без всякого постороннего руководства…»17. За эту работу Артынов был удостоен от Министерства похвального листа18. К сожалению, местонахождение этого варианта книги, пока не удалось установить.

В 1869 г. по приглашению председателя Императорского московского Археологического общества графа Алексея Сергеевича Уварова, Артынов посетил Археологический съезд в Москве. Вспоминая об этом событии в своей жизни, он пишет, что привез с собой «несколько тетрадей, хоть неискусной рукой написано легендарное сказание о семейных предках и о самом великом князе Рюрике и о других князьях Ростовских, сообщенных… старожилами Ростовскими купцами Федором Семеновичем Шестаковым и Николаем Николаевичем Дьячковым. Эти мои тетрадки, – продолжает далее Артынов, – на балу у графа Уварова 28 марта заинтересовали гостей его разных ученых в особенности Михаила Петровича Погодина, с которым граф меня сблизил и он в продолжение всего бала в разговоре о Ростове и его князьях…»19.

«Тетрадки», привезенные Артыновым на съезд, были замечены и известным ярославским ученым В.И Лествицыным, также бывшем на Археологическом съезде. В 1869 г. он в очерке «Два дня в Ростове»20 писал: «Я предпринял настоящую поездку (в Угодичи), чтобы видеть сочинения г. Артынова с картинками, на которые мимолетом взглянул у графа Уварова… Обязательный хозяин вскоре вынес мне это сокровище, где я нашел несколько десятков рисунков, служащих иллюстрациями к тексту и касающихся главным образом села Угодич, например виды села, церквей в разные эпохи их бытия, иконы, одежды, жителей, их занятия, увеселения, исторические предания и пр. Рисунки эти труд здешняго же крестьянина Василья Григорьевича Башкова, который родился в 20-х годах текущего столетия учился у мастерицы Устиньи Спиридоновны21, следующие годы провел при отце, служившем прикащиком у Василья Михайловича Хлебникова, а по смерти отца сам был домашним секретарем этого капиталиста. Рисованью не учился не у кого, а научился тому без постороннего руководства, самоучкой. Рисовал карандашом, тушью и акварелью. Рисовал для многих, так что не только собрать, но даже привесть в известность все его рисунки невозможно».

Позднее рукописная книга «История села Угодич» была представлена на VII археологическом съезде, проходившим 1887 г. в Ярославле22 и тогда же подарена автором А.А. Титову.

К последним годам жизни художника относятся виды сел Угодич и Поречья из собрания Ростовского музея. «Вид села Угодич»23 (рис. 4, 5), датированный 1856 г., по свидетельству авторской надписи под изображением, была выполнена Башковым по заказу А.Я. Артынова. Это копия или авторское повторение уже упомянутого пейзажа из собрания Ярославского музея заповедника, сохранившегося со значительной утратой. Акварель 1856 г., дает представление о ее первоначальном виде. В центре верхней части листа изображена икона Богоматери Молченской, чтимого образа, хранящегося в Богоявленской церкви села.

В акварели «Вид села Поречья»24 (рис. 6), поступившей в музей из собрания Д.А. Иванова, исполненной художником по заказу поречанина А.В. Шестакова в апреле 1857 г. все подчинено задаче наиболее полного визуального документирования. Художник стремится наиболее полно и четко зафиксировать местность и определенные объекты. Для этой работы характерна панорамность изображения, широкая перспектива и подробная детализация вида. Художник тщательно запечатлел длинные улицы каменных домов, общественные здания на площади. Наибольшее внимание он уделяет изображению церквей, которые, по словам Ф.Н. Никольского, являются «первейшей особенностью и лучшим украшением Поречья»25. Летняя пятиглавая церковь Петра и Павла с шатровой колокольней (1767), другая зимняя одноглавая Никиты мученика и знаменитая поречская колокольня, которая, по словам того же Никольского, «по красоте богатству и огромности господствует не только над селом но и над окрестностями…»26.

В 2001 г. нами подготовлена и проведена выставка «Ростовский рисовальщик В.Г. Башков». Работа над этой экспозицией позволила выявить в фондах музея еще одну работу художника. «Вид города Ростова с озера Неро»27 (1856) (рис. 7) в собрании Ростовского музея не связывался с именем Башкова, поскольку на рисунке под изображением справа сохранилась надпись: рисовалъ с натуры Иванъ Белоноговъ. Однако, стилистические особенности акварели заставляют усомниться в авторстве виртуозного романовского рисовальщика28. Сравнение данного пейзажа с «Видом города Ярославля»29 (1856) (рис. 8) кисти Башкова из собрания Ярославского историко-архитектурного музея заповедника выявляет ряд сходных стилистических и технических особенностей. Вероятно, Башков копировал работы Белоногова. С большой долей уверенности можно предположить их личное знакомство, поскольку Белоногов в 1844 г. работал в Ростове, исполнив 5 работ с видами города по заказу ярославского купца С. Серебреникова для «Сборника Ярославского или Материалов для истории городов и замечательных мест в Ярославской губернии с рисунками» (1844-1853) (ГИМ)30. Тогда же Белоногов по заказу П.В. Хлебникова исполнил акварель «Кремль или бывший Архиерейский дом в Ростове», хранящуюся ныне в Ростовском музее.

Работы 1856 г. – последние известные нам в творчестве В.Г. Башкова. В своих поздних записках Артынов свидетельствовал, что художник умер в 1860 г.31

Творчество Башкова представляет собой интересный феномен провинциальной культуры первой половины-середины XIX в. Работы интересны с иконографической точки зрения. Исполненные непрофессиональным художником, каждую можно рассматривать как вполне законченное самостоятельное произведение.

  1. Этой теме посвящены следующие публикации автора: Колбасова Т.В. Ростовский художник Григорий Васильевич Юров // СРМ, 1993-5. С. 131-140. Того же автора. Ростовский художник А.Ф. Крылов // ИКРЗ, 1995. С. 177-185. Того же автора. Измаил Юров. //Купеческий портрет из собрания Ростовского музея // СРМ XI. Ростов, 2000. С. 171-208. С. 190. Того же автора. Ростовский художник Н.С. Лужников (к 225-летию со дня рождения) // Ярославский календарь на 2000 год. Ярославль, 2000. С. 22-23. Того же автора. Иконография архиепископа Ярославского и Ростовского Арсения (Верещагина) // ИКРЗ. 2003. С. 252-269. Того же автора. Ростовский художник Василий Григорьевич Юров // СРМ XV. Ростов, 2005. С. 358-375.
  2. РФ ГАЯО. Ф. 196. Оп. 1. Д. 3571. Л. 37 об. Метрические книги Богоявленский церкви села Угодич.
  3. РФ ГАЯО. Ф. 372. Оп. 1. Д. 1404. Исповедные росписи Богоявленской церкви села Угодич. 1821 – 1830 г. Л. 8 об.
  4. РФ ГАЯО. Ф. 233. Оп. 1. Д. 6. Копия верющего письма данного прикащику Григорью Иванову Башкову. 1825 г.
  5. О П.В. Хлебникове см.: Ярославские краеведы. Библиографический указатель аннотированный. Часть I. Яр., 1988. С. 50; Хохолина Н.М. Переписка ростовского купца Петра Васильевича Хлебникова: 1848-64 гг. // ИКРЗ. 2001. Ростов, 2002. С. 154-160.
  6. ГМЗ РК. Р-378. Сборник Ярославской губернии Ростовской округи села Угодич крестьянина Александра Артынова. 1869. Л. 408.
  7. ОР БАН. Ф. 72. Д. 9. Приобретены Лукьяновым у Д.И. Шетнева в Ростове в Июне 1955. Подарены Ивану Ивановичу Шетневу Н.К. Бабуриным в 1881 г. Бабурину была подарена Я.А. Артыновым. Благодарю И.В. Сагнака, указавшего на этот документ.
  8. Материалы для каталога Пушкинской юбилейной выставки в г. Ярославле 26-28 мая 1899 года. Яр., 1899. С. 42. «От Ив. Ив. Семеновского-Шетнева (из Ростова). Названы под № 5. Альбом рисунков (пером и карандашом) мальчика-самоучки с портретами некоторых современников Пушкина».
  9. ЯРМЗ. Башков В. Г. Вид села Угодич с западной стороны и чудотворной иконы Божией Матери Молченския, находящейся в Богоявленской церкви. 1835. Бумага, акварель. 22,8 х 89. Внизу под изобр.: Справа – Рисовалъ с натуры Василiй Гр… Башковъ 1835 Года; Ниже в центре – Видъ …ичъ съ западной стороны и чудотвор… ик… Бож. М. Молченскiя находящаяся въ оном селе Богоявленской Церкви. Выражаю благодарность хранителю Ярославского музея-заповедника Валентине Федоровне Красновид за оказанную помощь в работе.
  10. О А.Я. Артынове см.: Головщиков К.Д. Деятели Ярославского края. Яр., 1898. С. 219. Ярославские краеведы. Библиографический указатель аннотированный. Часть I, Яр., 1988. С. 6.
  11. Артынов, Александр. Село Угодичи // ЯГВ. 1850. Ч. Неоф. С. 211-212.
  12. И.С. Аксаков был направлен в Ярославскую губернию для ревизии городского хозяйства. Живя здесь в 1849-1851 гг., он много помогал местным любителям и исследователям старины. В частности в одном из писем к родным он сообщал: «В Мологе отыскал я одного мещанина, Финютина, который любит занятия письменные, собирает старинные грамоты и намеревается писать историю своего города. Я сейчас поставил его в сношения с Ярославскими любителями старины и дал ему некоторые способы, например, открыл для него местные архивы и т. п. Таким образом, отыскивая по всем городам и уездам людей любознательных и пишущих, я завожу между ними взаимную связь с целью, чтобы они могли друг другу помогать, сообщать открытия и дружнее работать. Если б я дольше оставался в Ярославской губернии, то непременно учредил бы в Ярославле Статистический Комитет, членами которого были бы все эти разбросанные в разных углах господа. Таким способом можно было бы много сделать для разработки местной истории и статистики. Признаюсь, весело мне видеть, что и теперь моими стараниями эта часть довольно таки оживилась. Губернские Ведомости стали лучше и беспрерывно наполняются статьями крестьян, купцов и мещан, большею частью мною вызванных и поощренных. Угличские Серебренниковы усердно трудятся над архивом, в котором находят любопытнейшие документы, и который открыт для них по моим официальным (безо всякого, впрочем, с моей стороны права) требованиям. В последнем номере Губернских Ведомостей напечатана с моих слов покорнейшая просьба редакции ко всем грамотным крестьянам, трудиться над местными исследованиями и присылать свои труды в редакцию. И особенно приятно было мне видеть, что обстоятельство это, делаясь известным, приобретает читателей между крестьянами и возбуждает во многих охоту к этим занятиям, даже род соревнования». Цитируется по книге: Жизнь и труды М.П. Погодина. Николая Барсукова. Книга одиннадцатая. С.-Петербург, 1897. С. 129-130.
  13. ГМЗ РК. Р-378. Сборник крестьянина А. Артынова. Л. 236, 237.
  14. РНБ им. Салтыкова-Щедрина. Ф. 775. Собрание А.А. Титова. Тит. 3344. Село Угодичи Ростов: уезда А. Артынова. Писано рукой Артынова и было на Ярославском Археологическом съезде 1887 года в Ярославле подарено Автором (приписка рукой А.А. Титова).
  15. ГМЗ РК. Р-298. Л. 11.
  16. ГМЗ РК. Р-236. Л. 55 об. – 56.
  17. ГМЗ РК. Р-378. Л. 238.
  18. ГМЗ РК. Р-378. Л. 249. «Государственный крестьянин Ярославской губернии ростовского округа, села Угодич Александр Артынов награжден от Министерства Государственных имуществ Похвальным листом, за составление исторического и статистического описания села Угодич, а равно за любознательность и усердное исполнение должности церковного старосты и хорошее поведение, засвидетельствованное местным начальством. С,Петербург. Августа 23 дня. 1855 года. Министр Государственных имуществ Генерал Адъютант граф Киселев. № 6956».
  19. ГМЗ РК. Р-298. Л. 17.
  20. Лествицын В.И. Два дня в Ростове // ЯГВ. 1869. С. № 46. С. 2-4.
  21. Об Устинье Спиридоновне Артынов сообщает следующее: «Василий Спиридонов был знаменитый садовник в Петербурге. С летом стал жить в Угодичах и здесь не оставлял своего искусства. Разводил паровые огурцы как об этом видно из вотчинных актов, что «в 1783 году Апреля в 3 день у Василья Спиридонова Шурупова куплено огурцов скороспелых для Господина на 70 коп.». У него была сестра сенная девушка княгини Голицыной Устинья Спиридоновна которая в последствии весьма много обучала здесь детей грамоте обоих полов. Она умерла в первой четверти XIX столетия». ГМЗ РК. Р-378. Сборник Ярославской губернии Ростовской округи села Угодич крестьянина Александра Артынова. 1869. Л. 344-344 об.
  22. ГМЗ РК. Р-298. Л. 22. «На VII археологическом съезде 1887 года в г. Ярославле читан был мой реферат о селе Угодичах Ростовского уезда для которого Г. А.А. Титовым написано интересное предисловие. Это мое сочинение было напечатано тогда же с разрешения г. Ярославского губернатора в 1889 году».
  23. ГМЗ РК. Г-133. Башков В.Г. Вид села Угодич. 1854. Б., карандаш, акварель, гуашь. 45х56. Пост.:1924. Под изобр.: Слева – Тщаниемъ и усердiемъ церковнаго Старосты и Строителя Богоявленской церкви Александра Яковлева Артынова Изображается вид сей; В центре – Видъ села Угодичъ с западной строны; Справа – Рисовалъ с натуры крестьянин онаго села Василiй Г. Башковъ Октября дня 1854 года.
  24. ГМЗ РК. Г-135. Башков В.Г. Вид села Поречья. 1857. Б, акварель, гуашь. 40,5х63. Пост.: 1929. Дар Д.А. Иванова. Под изобр.: В центре – Видъ села Поречья; Справа – Рисов. с натуры В.Г. Башковъ 1857 г. Апреля 17 дня.
  25. Никольский Ф.Н. Описание села Поречья-Рыбного //ЯГВ. 1848. № 37, 38, 39, 41, 43.
  26. Там же.
  27. ГМЗ РК. Г-1765. Башков В.Г. Вид города Ростова с озера Неро. 1856. Б., акварель. 32,5 х 50. 21,3х 43. Под изобр.: Справа – рисовалъ с натуры Иванъ Белоноговъ; В центре – Видъ города Ростова съ озера Неро.
  28. Б. Денике в статье «Старинный Вид Ростова Великаго 1846» (Старые годы. 1915. Октябрь. С. 37-40) впервые усомнился в авторстве Белоногова: «у хранителя музея Белой Палаты Д.А. Иванова есть акварель, подписанная: «рис. Ив. Белоноговъ въ 1856 году»; такая же в собрании Белой Палаты. Эта акварель, представляющая так же вид Ростова с озера, имеет мало общего с нашей; она более грубой работы, не производит впечатления работы с натуры, достоверно воспроизводящей архитектурные формы…».
  29. ЯРМЗ. Башков В.Г. Вид города Ярославля. 1856. Б., акварель. 48х61. Пост.: 1971 из Вологодского областного музея. Под изобр.: Справа: рисовалъ съ натуры Василiй Башковъ 1856 года.
  30. Акварели И.М. Белоногова. К 200-летию со дня рождения. Каталог выставки. Яр., 2000. Автор-составитель И.Н. Федорова.
  31. ГМЗ РК. Р-378. Сборник Ярославской губернии Ростовской округи села Угодич крестьянина Александра Артынова. 1869. Л. 408. Народная перепись села Угодич. 1850 г. «Во дворе Григорий Иванов сын Башков. У него жена Вера Иванова дочь. У них дети Василей, Иван, дочь Анна, у Василья жена Катерина Иванова, у них дети Николай Анна Августа. Василий Григорьев... несколько лет был земским села Угодич. Л. 238 об. Он помер в 1860 году в конце апреля мца».