В.Б. Ермолова

Иностранный фарфор в собрании ГМЗ «Ростовский кремль»

Иллюстрации

В фонде керамики ГМЗ «Ростовский кремль» хранится более 250-ти фарфоровых предметов иностранного производства XVIII – начала XX вв. из тысячи единиц хранения коллекции фарфора. Самым большим по численности является фарфор Германии – 107 единиц хранения, Франции – 82 предмета, Японии – 15 предметов, Китая – 13 предметов. Единичными предметами представлены заводы Австрии (5 ед. хр.), Англии (2 ед. хр.), Дании -10 ед. хр. и пр.

Большинство экспонатов поступило из Государственного музейного фонда в 20-е годы XX в. Многие из этих изделий являлись частью коллекций и предметами обихода в дворянских усадьбах и царских дворцах, некоторые находились в купеческих домах. Рассмотрим некоторые экспонаты подробнее.

Для европейцев и для России также фарфор всегда был редким и дорогим предметом, который сразу же стал предметом коллекционирования.

В коллекции нашего музея есть чайник из голландской Ост-Индской компании1 в виде уплощенного диска с тонким носиком и с изображением с каждой стороны в центральном медальоне европейца в голландском костюме и странника. Каждый медальон окружен четырьмя символами — символами восьми бессмертных богов и белыми аистами. Подобные сюжеты были широко распространены на металлических эмалевых изделиях. (ил. 1). В в основном китайский фарфор представлен несколькими чайниками, пиалами и чашками с блюдцами XVIII – XIX вв.

В нашей коллекции письменный прибор Майссенской фарфорофой мануфактуры в Германии конца XVIII – начала XIX веков состоит из подноса, чернильницы, песочницы и колокольчика. На темно-синем фоне с позолотой ярко выделяются цветы и голландские пейзажи, исполнявшиеся на Майссенской фарфоровой мануфактуре предположительно по произведениям фламандского живописца Давида Тенирса Младшего (1610-1690). Главной областью творчества Тенирса Младшего было изображение фламандской простонародной жизни, деревенских праздников, крестьянских свадеб, пирушек и сборищ в сельских шинках, солдатских караулен, курильщиков, пьяниц, картежников и т.п. Он зорко изучал эти сюжеты в натуре и потому воспроизводил чрезвычайно правдиво и характеристично, особенно в тех случаях, когда выводил на сцену небольшое число лиц – стаффажа (Ил. 2)2.

Наиболее ценными из майссенских изделий являются превосходные фарфоровые статуэтки середины XVIII в. Иоганн Иоахимм Кендлер руководил модельной мастерской (1731-1774), разработал отделку тарелок плетенкой в плоском рельефе. Именно этот мастер заложил основы майссенского пластического стиля, характеризирующегося грациозностью и жизнерадостностью. В так называемый четвертый период (1756-1774), переходный от стиля рококо к классицизму, создавал свои великолепные работы парижский скульптор Мишель – Виктор Асье. Эпоха XVIII в. получила свое продолжение и в скульптуре XIX в. (ил. 3)3.

Берлинская королевская фарфоровая мануфактура была основана в 1761 г. промышленником Иоганном Эрнстом Гоцковски. В 1763 г. король Фридрих II выкупил фабрику, которая стала называться Королевской фарфоровой мануфактурой. В Пруссии были открыты несколько залежей каолина. Вырабатывавшийся на его основе фарфор, начиная с 1771 г., имеет типичный для этой фабрики красивый голубовато-белый оттенок. По заказу короля был изготовлен ряд первоклассных сервизов. В том числе сервиз для Екатерины II4.

На тулове вазы и на крышке по два изображения черного российского двуглавого орла с двумя итальянскими (овальными) щитами в лапах, на одном – изображение черного двуглавого орла с изображением Георгия Победоносца на щите, расположенном на груди, на другом представлен герб Шлезвиг – Голштинский. Сервиз был изготовлен на Берлинской фарфоровой королевской мануфактуре при Фридрихе II в связи с вторичным бракосочетанием великого князя Павла Петровича 26 сентября 1776 г. на принцессе вюртембергской Софии-Доротее, в православии Марии Феодоровне и соответствующим его визитом в Берлин5 (ил. 4).

Понятие «Севр» является символом французского фарфора. С 1759 г. Севрская королевская мануфактура становится поставщиком фарфора для Версальского двора. Выпускаются большие чайно-кофейные и столовые сервизы для дворцов. Для украшения изделий часто используются сюжеты Ватто и Буше (пасторальные сцены). Удивительный эффект создавало сочетание цветных фонов с миниатюрами, превосходно выполненными в незакрашенных резервах, что можно видеть в сервизе «тет-а-тет» с кобальтовым крытьем и золотым орнаментом, выполненным во 2-й пол. XVIII в. (ил. 5, 6)6.

В XVIII в. было очень сильно увлечение китайским искусством. В стиле «шинуазри» изготовлена тарелка Севрской фарфоровой мануфактуры, где на интенсивном темно-синем кобальте, почти что черном, золотом с серебристыми разделками представлен стилизованный китайский пейзаж (ил. 7)7.

В нашей коллекции имеется две тарелки с монограммой «LP» под короной – монограммой короля Людвика-Филиппа, созданные в 1846-1848 гг. для дворца в городе Фонтенбло(Fontainebleau) в департаменте Сены и Марны в 59 км от старого Парижа, что подтверждается специальной маркой Севрской фарфоровой мануфактуры: в оранжевом круге под короной на французском языке: «CHATEAU de F.BLEAU» (дворец Фонтенбло). Предметы из этого сервиза находятся в нескольких музеях. Некоторые предметы, например, можно было купить в магазине Море в Москве. Так, компотьер из этого сервиза был приобретен там Елизаветой Федоровной и подарен Николаю II в 1905 г., и был помещен в Музей в Зимний дворец, в 1910 г. передан на хранение в Императорский Эрмитаж (ил. 8)8 В ГМЗ «Ростовский кремль» эти тарелки были переданы из Государственного музейного фонда: одна – в 1925 г. из Государственного музейного фонда г. Ленинграда, из дома князей Юсуповых, обладавших богатыми коллекциями произведений искусства, а другая в 1927 г. из центрального хранилища ГМФ, из собрания Анри Атанаса Брокара, известного парфюмера и коллекционера в России.

На другой тарелке с кобальтовым бортом с золотым орнаментом, в центре зеркала два амурчика с розами в руках поддерживают золотую монограмму короля Людвика-Филиппа (Луи-Филиппа) «LP» под короной. Такое начертание монограммы повторяется и в голубом штампе на данной и на предыдущей тарелке. На оборотной стороне стоит круглый штамп оранжевой краской на французском языке: «CHATEAU des Tuilleries» (Дворец Тюильри). Для дворца Тюильри и был изготовлен данный предмет в 1846 г. Людовик – Филипп (1773-1850) был королем Франции с 1830 г. по1848 г., старший сын герцога Людовика-Филиппа-Иосифа Орлеанского; носил сначала титул герцога Валуа, потом герцога Шартрского. Его называли «королем-гражданином» и это было время господства буржуазии (ил. 9)9

На Севрской фарфоровой мануфактуре выпускались серии предметов с портретами представителей императорского дома. На представленной тарелке в круглом медальоне на зеркале выполнено погрудное изображение герцогини де Берри, что подтверждается надписью на французском языке на оборотной стороне: «Duchesse de Berry». Герцогиня изображена в розовом платье, а на левом плече видна небольшая часть накидки на горностаевом меху. Борт тарелки богато орнаментирован. В декоративный рисунок включены короны и цветные эмали, имитирующие драгоценные камни. Герцогиня де Берри (1798-1870 ) была дочерью короля обеих Сицилий Франца I, носила имя Каролина-Фердинанда-Луиза. 16 апреля 1816 г. герцог де Берри вступил с ней в брак. Шарль-Фердинанд де Берри (герцог де Берри) был вторым сыном графа д’Артуа, впоследствии французского короля Карла Х и Марии-Терезии Савойской. Сражался против республиканской Франции, но, потеряв надежду на восстановление прежнего порядка, отправился с семейством в Россию, затем в Англию. Был убит в 1820 г. политическим фанатом Лувелем. Герцогиня де Берри, уже после смерти герцога, родила в 1820 г. сына – Генриха, получившего титул герцога Бордосского (графа Шамбора). Карл Х назначил ее регентшей на время малолетства ее сына Генриха V. В 1832 г. она пыталась вызвать серьезное восстание в Ванде, но была арестована во время бегства. В январе 1833 г. обнаружилось, что герцогиня беременна от своего мужа, итальянского маркиза Луккези Палли, с которым тайно обвенчалась, живя в Италии. Это сразу лишило герцогиню всякого политического значения, и французское правительство сочло возможным немедленно освободить ее после рождения дочери. После этого она жила в Италии, а после смерти мужа поселилась в замке Брунзее, недалеко от Граца в Австрии, где и умерла в 1870 г. (ил. 10)10

Лимож – один из крупнейших керамических центров Франции, представлен фарфором высокого качества: чашечкой с блюдцем 2-й пол. XIX в. завода М. Редона очень тонкой работы, где на темно-синем фоне в восточном стиле выполнен стилизованный пейзаж с аистами и насекомыми (ил. 11,12)11

Заметный вклад в развитие фарфорового искусства внесли датские керамисты. В конце XIX – начале XX вв. на этой фабрике стали применять роспись с расплывчатыми силуэтами в пастельных тонах. Изделия Датской королевской мануфактуры представлены несколькими экспонатами. В нежных серо-голубых полутонах, нанесенных подглазурно на черепок тонким слоем выполнены женские образы на сервизе для завтрака в составе которого у нас имеется: сахарница с крышкой, поднос, сливочник, кофейник с крышкой12 (ил. 13, 14). Эти изделия украшены металлическими ажурными накладками, нанесенными, видимо, в Версале, т.к. эти изделия маркированы ещё и клеймом Версаля. Очень нежно смотрится на вазе чертополох в пастельных тонах13 В этом же стиле выполнена скульптура «Два цыпленка» копенгагенской фабрики Бинг и Грёндаль14.

Такова основа нашей коллекции зарубежного фарфора, которая представляет несомненный интерес в изучении этого вида декоративно-прикладного искусства, представляющего как уникальные произведения, так и изделия, которые в большом количестве тиражировались на керамических предприятиях художественной промышленности, находившихся под покровительством монархов, и представляющих большую ценность для государственной казны определенных стран. Именно майссенский фарфор стал «белым золотом» для Саксонии и предметом зависти, подражания, копирования, конкуренции и коллекционирования правителей и дворян многих стран.

  1. Инв. № РЯМЗ КП- 38735, К-2270.
  2. В. Борок, Т. Дулькина. Марки европейского фарфора 1770-1950». М. 1998. С.70-72; Р. Хегард. Энциклопедия европейской керамики и фарфора. 2002. С. 339; Брокгауз и Евфрон. Энциклопедический словарь. Т. XXXII. Спб. 1901. С. 870. Инв. № РЯМЗ КП-16788, К-993.
  3. В.Борок, Т.Дулькина. Ук. соч. С. 72-74. Инв. № РЯМЗ КП-25742, К-2000.
  4. В.Борок, Т.Дулькина. Ук. соч. С. 86.
  5. Аннотацией «На визит в Берлин в 1775 году» Великого князя Павла Петровича сопровождена иллюстрация блюда с идентичным изображением совмещенного герба, изготовленного на Императорском фарфоровом заводе в 1856-1880 гг. «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования.» // Русские наградные медали XVIII века (1700-1800). М.Селиванов. С.120. (Визит Павла Петровича в Берлин был в 1776 г. Брокгауз и Евфрон. Энциклопедический словарь.) В коллекции ГМЗ «Ростовский кремль» находится тарелка (доделка к берлинскому сервизу) Императорского фарфорового завода 1825-1855 гг.с аналогичным гербом на зеркале. Пост, в 1923 г. из Фонда отдела музеев Главнауки Инв. №: РЯМЗ КП-16877, К-1094. Описание: С волнистым краем, со кругленным ажурным, в верхней части в виде готических арок, бортом. Белая, с многоцветной росписью. Борт и марли расписаны золотом. По краю золотая отводка. На зеркале черный двуглавый орел под короной, держащий в лапах гербы. Марка синяя надглазурная Н I под короной. Инв. № РЯМЗ КП-16784(1-2), К-997(1-2).
  6. В.Борок, Т.Дулькина. Ук. соч. С. 213-216. Инв. № РЯМЗ КП-16251/1-2, К-895/1-2; КП-16250/1-2, К-896/1-2; КП-16249/1-2, К-897/1-2; КП-16248, К-898; КП-19901, К-1551; КП-19902, К-1552; КП-19903, К-1553; КП-19904, К-1554.
  7. Инв. № РЯМЗ КП-16778, К-1047.
  8. Наше наследие // Н. Казакевич. Достопамятные вещи российских монархов // 54/2000. С. 142. Павловск. Обретенные сокровища. Новые поступления в коллекции музея. Каталог. СПб. 2003. Автор-составитель Коваль Л.В. Автор текста вступления к разделу «Фарфор. Стекло.» Э.Д. Нестерова. № 42. С. 29. Инв. № РЯМЗ КП-16780, К-1045; КП-16779, К-1046.
  9. Инв. № РЯМЗ КП-16253, К-893.
  10. Брокгауз и Евфрон. Энциклопедический словарь. Т. III-А. СПб, 1891. С. 584. Инв. № РЯМЗ КП-16766, К-1060.
  11. В. Борок, Т. Дулькина. Ук. соч. С. 239-240. Инв. № РЯМЗ КП-19445, К-1430; КП-19356, К-1429.
  12. В. Борок, Т. Дулькина. Ук. соч. С. 171-172. Инв. № РЯМЗ КП-16796/1-2, К-985/1-2; КП-16795, К-986; КП-16794, К-987; КП-16793/1-2, К-988/1-2.
  13. Инв. № РЯМЗ КП-16450, К-984.
  14. Инв. № РЯМЗ КП-16792, К-989.