А.Г. Мельник

План Ростова 1756 г.

Настоящая заметка посвящена пока еще мало известному плану Ростова Великого, датированному 1756 г. (рис.1)1. Рассматриваемый чертеж ценен, в первую очередь, тем, что, очевидно, является первым геодезически снятым планом Ростова. До сей поры первым таким планом считался чертеж 1771 г.2 Плану 1756 г. предшествует рисованный, довольно условный план Ростова конца XVII в. (рис. 2)3. Чтобы понять значение рассматриваемого плана, необходимо сравнить его с упомянутыми планами конца XVII в. и 1771 г.

План Ростова 1756 г.
Рис. 1. План Ростова 1756 г.
План Ростова конца XVII в.
Рис. 2. План Ростова конца XVII в.

Как и на плане конца XVII в., официальная граница города на чертеже 1756 г. охватывает гораздо большую территорию, чем та, которая обозначена на плане 1771 г.4 и более поздних планах Ростова конца XVIII - начала XX вв.5 В 1756 г. в границы города входила не только его основная заселенная часть, прилегающая к озеру Неро, но и значительная территория к северо-западу от нее. Большая часть данной территории была совершенно не заселена. И только на самой северо-западной ее окраине располагалась Варницкая слобода. Таким образом, план 1756 г. фиксирует примерно те же границы города, какими они показаны на чертеже конца XVII в.

Однако, видимо, за время, прошедшее между составлением этих двух планов, небольшие изменения размеров территории города все же произошли. В частности, Спасский, что на песку, монастырь, располагавшийся в конце XVII в. у самой юго-западной оконечности Ростова (рис. 2), ко времени составления плана 1756 г. вошел в черту города. На рассматриваемом плане он показан в виде близкого к квадрату прямоугольника. Рядом располагался Яковлевский монастырь, имевший план неправильной формы.

На рассматриваемом плане не обозначена “большая дорога” из Москвы в Ярославль, которая, согласно плану конца XVII в., проходила вблизи северной окраины заселенной части Ростова6. Вместе с тем топография города на чертеже 1756 г. представлена более детально и строго, чем на плане конца XVII в.

Особенностью плана 1756 г. является то, что на нем оказалась незафиксированной вся центральная часть города в черте крепостных земляных валов. Возможно, эта часть Ростова, обмеренная отдельно, фигурирует на чертеже, опубликованном Л.М. Тверским7.

Ко времени составления плана 1771 г. (а всего вероятнее - именно в 1771 г.) Ростов утратил всю упомянутую выше свою северо-западную часть с Варницкой слободой. Судя по дозорным и переписным книгам XVII в.8, данная территория принадлежала Ростову с начала XVII в., а, возможно, и с более раннего времени.

В целом же план 1771 г. очень близок рассматриваемому плану в той его части, которая зафиксировала упомянутую основную часть города. Но, при всем сходстве, некоторые различия между этими планами имеются.

Сразу бросается в глаза наличие на плане 1756 г. более густой сети улиц, чем на плане 1771 г. Главные радиальные уличные трассы изображены на обоих чертежах если не совсем одинаково, то весьма сходным образом. Но соединявшие эти трассы некоторые поперечные улицы, а также ответвлявшиеся от основных улиц переулки, фигурирующие на плане 1756 г., на чертеже 1771 г. отсутствуют. Например, коротких улочек, выходивших к озеру, на первом плане показано больше, чем на втором.

Известно, что издревле значительная часть Ростова была окружена подковообразным рвом9. На чертеже 1771 г. по западному и северному участкам его трассы проходят улицы. На северо-восточном же участке этой трассы или вблизи нее подобные улицы не показаны. Однако на плане 1756 г. они изображены.

Как объяснить все вышеперечисленные отличия данных чертежей? Конечно, нельзя исключать отдельных ошибок в обмерах, проводившихся как в 1756 г., так и в 1771 г. Наиболее же вероятно, что при составлении плана 1771 г. стремились зафиксировать лишь наиболее важные компоненты планировочной структуры города, пренебрегая ее менее значительными элементами, учтенными в 1756 г. Следовательно, план 1756 г. дает в некоторых отношениях большие возможности для изучения исторической топографии Ростова по сравнению с планами конца XVII в. и 1771 г.

  1. РГАДА. Ф. 383. Оп. 1. Д. 31. Настоящий план был обнаружен мной в 1989 г.
  2. См.: Тверской Л.М. Русское градостроительство до конца XVII века. Л. - М., 1953. Рис. 92.
  3. РГАДА. Ф. 383. Оп. 1. Д. 100; Мельник А.Г. План Ростова конца XVII в. //Научная конференция, посвященная 125-летию со дня рождения Михаила Ивановича Смирнова. Тезисы докладов. Переславль-Залесский, 1993. С. 78-79.
  4. Ср.: Тверской Л.М. Указ. соч. Рис. 92; ГМЗРК. Ар-333, 408.
  5. Ср.: ГМЗРК. Ар-328, 332, 335, 405; РФ ГАЯО. План Ростова 1852 г. б/н.
  6. Мельник А.Г. Указ. соч. С. 78.
  7. См.: Тверской Л.М. Указ. соч. Рис. 139.
  8. См.: Титов А.А. Дозорные и переписные книги древнего города Ростова. М., 1880; Ростов. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. М., 1884.
  9. Собянин В.А. Ростов в прошлом и настоящем. Ростов Ярославский, 1928. С. 13; Тверской Л.М. Указ. соч. С. 120; Леонтьев А.Е. Некоторые данные о топографии Ростова X-XIV вв. (по материалам археологических исследований) // ИКРЗ. 1994. Ростов-Ярославль, 1995. С. 39-40.