Д.Ф. Полознев

“Обличение на патриарха Никона”вятского епископа Александра 1662 г.

Появление статьи об Александре Вятском в “Словаре книжников и книжности Древней Руси” (СПб., 1992. Вып. 3. (ХVII в.) избавляет нас от необходимости предпослать изданию его сочинения сколь-нибудь значительное введение. Важная роль, которую играл вятский епископ в событиях своего времени, и место его обширного рукописного наследия среди исторических источников середины XVII в. не нуждаются в дополнительных комментариях. Однако судьба одного из сочинений, известного в литературе как “Обличение на патриарха Никона”, заставляет вновь обратиться к истории его публикации.

Впервые оно было напечатано Н.С. Тихонравовым в 1868 г.1 Н.И. Субботин указал, что текст “Обличения” был взят из сборника инока Авраамия “Христианоопасный щит веры”, и издал указанный сборник полностью в 1885 г.2

Несколько ранее, в 1884 г., принадлежность “Обличения” Александру Вятскому была отмечена Н. Гиббенетом в труде, представляющем собой подробный пересказ архивного дела патриарха Никона. Автор справедливо считал произведение вятского епископа прямым откликом на вопрос Паисия Лигарида, адресованный русским архиереям, почему они не берегут патриарший престол и не радеют об избрании нового патриарха. Н. Гиббенет привел первое известие о сочинении Александра, относящееся к 30 декабря 1662 года. В этот день поддьяк Василий Яковлев на допросе сказал, что “поданное им письмо послано с ним от вятского епископа Александра за его печатью, писано к великому государю по поводу письма бывшего патриарха Никона к газскому митрополиту Паисию, и писал то письмо он, поддьяк”3. Далее в книге приведены некоторые фрагменты этого сочинения.

По поводу сведений Н. Гиббенета Н.И. Субботин заметил: “Указание весьма интересное, и нельзя не пожалеть, что г. Гиббенет не объяснил, на каком основании делает его и где нашел сочинение с именем Александра Вятского, равно как нельзя не пожалеть, что не напечатал его в приложениях к своей книге”4.

В “Словаре” произошло ошибочное отождествление “Обличения” с письмом епископа Александра царю Алексею Михайловичу, поданным им 8 июля 1662 г. на Лобном месте5, так как автору остался неизвестен подлинник “Обличения”, хранящийся в РГАДА в “Деле Никона”6. Данные обстоятельства, равно как и замечание Н.И. Субботина, говорят в пользу того, что, видимо, назрела необходимость предпринять публикацию “Обличения” по оригиналу.

Рукопись в настоящее время представляет собой расшитый по склейкам и сброшюрованный внутри тома документов столбец из 13 листов. Скрепа по склейкам не читается. Последний лист столбца подшит в деле перед основным текстом на л. 328. Текст разбит на 30 частей, каждая озаглавлена словом “Статия” с буквенным обозначением ее номера. Чернила черные. Первая заглавная буква каждой статьи, строчные буквы в слове “Статия” и буквы, обозначающие номер статьи - киноварные. Почерк соединяет черты полуустава и скорописи. Бумага с водяным знаком - рыба внутри круга7.

Полностью утрачена статья 1, статьи 2, 5, 6, 7 - частично. Однако они почти полностью восстанавливаются по писцовой копии, подшитой рядом на листах 330-3558.

Под №№ 357 и 360 вшиты листы архивного делопроизводства, не относящиеся к письму Александра Вятского.

Для удобства чтения и использования все утраченные фрагменты приводятся по писцовой копии и даны в круглых скобках, равно как и номера листов писцовой копии; в примечании указаны утраты, восстановленные по публикации Н.С. Тихонравова и Н.И. Субботина. Разночтения, за исключением отдельных случаев, вынесенных в примечания, не оговариваются.

Памятник не имеет собственного названия и датировки и приводится под тем названием и датой, которые приняты в литературе. Публикуется в соответствии с “Правилами издания исторических документов в СССР” (М., 1969).

  1. Тихонравов Н.С. Летописи русской литературы. М., 1868. Т. 5. Отд. 2. С. 165-178.
  2. Материалы для истории раскола. М., 1885. Т. 7. С. XIX; 1-258 (“Обличение” - С. 112-150).
  3. Гиббенет Н. Историческое исследование дела патриарха Никона. СПб., 1884. Т. 2. С. 17-18.
  4. Материалы для истории раскола... С. XVIII-XIX.
  5. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3. (ХVII в.). СПб., 1992. Ч. 1. С. 56-57; Бубнов Н.Ю., Власов А.Н. Александр Вятский - писатель и книжник XVII века // ТОДРЛ. Л., 1988. Т. 41. С. 376-377. В своем последнем исследовании Н.Ю. Бубнов более осторожно называет неизвестный ему, но указанный Н. Гиббенетом текст “Обличения” списком отписки от 8 июля 1662 г. (Бубнов Н.Ю. Старообрядческая книга в России во второй половине XVII в. СПб., 1995. С. 70-71, 375).
  6. Текст “Обличения” см.: РГАДА, ф. 27, д. 140, ч. 3, л. 328, (330, 332а, 333а), 356а-368. Об обстоятельствах появления отписки от 8 июля 1662 г. и ее текст см.: Полознев Д.Ф. Письма русских архиереев царю Алексею Михайловичу 1662 г. (к истории внутрицерковной борьбы в связи с “делом Никона”) // Проблемы истории и культуры. Ростов, 1993. С. 61-80.
  7. Филиграни XVII века. По рукописным источникам ГИМ. Каталог. М., 1988. № 1180.
  8. Наблюдения над текстом позволяют предположить, что копия снималась с оригинала, уже имевшего некоторые утраты.

Обличение на патриарха Никона вятского епископа Александра

Статия 1

Лл. 330

Христолюбивый государь царь и великий князь, Алексей Михайлович, всея великия и малыя и белыя Росии самодержец, милостивно послушай своего государева богомолца, не свою честь гоняща, но о святой соборной и апостольской церкви боляща ко утверже-нию царствия твоего. Велий бо страх приведенный1 преосвященный Паисея митрополит газский, сице глаголя, яко велми согрешают архиереи, что не извещают тебе, великому государю, о вдовстве матери твоея святыя соборныя и апостольския церкви. Чрез правила святых апостол и святых отец боле бо триех месяц вдовствовать той правила не повелевают, не ра-дящих же о красоте ея запрещают и отлучают. Отрекшагожеся убо архиерейскаго престола с клятвою правдоглаголивый архиерей Паисея жива погребена нарицает, нас же, архиереев, вправду порицает, сице глаголя: пастыри, для какой причине2 бережете престола патриаршескаго, которой есть общая паства? Оберегатеся, чтоб та ваша непрележность Бога не возбудила до отмщения и ярости. Серп бо вижу, - рече Захария, - летающь, два десят лакот длиною, а шириною десять. //С. 173.//

Статия 2

Л. 356а

А)//ще (бо, рече, вы, архи)ереи, не имеете радения (о отби)ран (ии и постав)лении патриаршеском, кто ин(о) поро(деет? Чин)ите, что можете чинить.

К. Галат. зач. 213 Матфей зач. 15.

Ваше то дело, ваше радение. Для чего вы друг другу тягости не носите по апостолу, ни обще воспомогаете себе, презревше заповедь Божию, возлюбиши ближняго своего, яко самого себе, еже есть всех христиан? И дивяся преосвященный Паисея, рече, како едино ести веры, не милуете свой народ и сродники своя? И есть ли вы сами о своем добре и о своей чести не радеете, кто иной странной будет радеть? Сего ради и мы молим тебя, христолюбиваго государя царя, да по заповеди благочестиваго Иустинияна царя, избрание сотвориши в трех лицах.

Нов. зав. глав. 28 и 29

Блюдый себе, да не нечто праведно постражеши, по тридесятой главе того же благочестиваго Иустинияна царя. В правду убо, благочестивый царю, преосвященнаго Паисии митрополита праведное запрещение. Да не нечто от Бога постраждем, не радяще о сих.//

Л. 356

Статия 3

Сего ради священный он муж и тебе, великому государю, не стыдяся, праведно рек, яко аще ты, великий государь, матерь твою святую соборную и апостольскую церковь для достойныя притчи, и обычаем строительским, и для причин, которыя нам неведомы, о пастыре царствующеаго града не промышляешь, смертно, рече, не согрешаешь, от меншаго же греха неси свободен. Потому что многия соблажняются и почитают то дело в леность, что ты, великий государь, не радеешь и прилежность о том не имеешь.

Паисия глав.20

И моля тебя, великого государя, сице рек: твое, благочестивый царю, прилежное попечение о церкви, потому яко не укрепляются дела царския, донележе не укрепятся дела матере твоея святыя соборныя и апостольския церкве. Мати бо твоя, рече, благочестивый царю, церкви Божия, и якоже должен еси почитати матерь свою, которая тебя родила, много паче должен еси любити и почитати духовную твою матерь святую соборную и апостольскую церковь, которая тебя породила во //С. 174// святей купели святаго крещения и которая тебя помазала на царство маслом и харизмою радости.

Статия 4

Но от, благочестивый царю, священнаго оного мужа не ухищренная беседа, паче же молба. И мы, твои государевы богомолцы, молим, да действена будет. Во- истину убо, никоторое твое царское дело крепости имети не будет, донележе мати твоя, святая соборная и апостольская церковь, от смущения не свободится, и благ пастырь той даруется, могий праве промышляти о красоте ея и благ мир даровати. Отнележе бо он, Никон, начат вводити смущения догматы, не имамы чисты молитвы к Богу. Но по известном его отвержении, и во истинну странном и нелепотном патриаршескаго престола с клятвою, преосвященному Паисии митрополиту газскому дерзостно пишет сице: Никон, Божиею милостию патриарх, в Духу Святем преосвященному Паисии милостивое благословение. Облак свидетелей имать он, Никон, отрицанию своему. О благочестивый царю, почто озирается воспять?! Али не ползова его Христос, рекий: никто же, возложь руку свою на рало и зря воспять, управлен есть во царствие Божие.

Статия 5

Жена убо Лотова, обратившеся вспять, бысть столп слан. И не диво: не сохранши бо заповедь, пострада вправду.

Л. 357а

Лжет убо Никон, патриарха себе нарицая//и, прост чернец, сущему архиерею благословения дая. Не совершив бо службы, из церкве изшел есть. И без лепоты престол оставль, гневом и яростию томим, презрев Божийи страх. Прощения бо паче должен есть просити.

(Л. 332а)

(Т)аковаго дерзновения и ругательства и многих соблазна, (где бо об)рести имать в Писании таков образ оставле(ния престола?). Дерзость бо оного и безсовестия обычай, (правильно сугу)бо страдати его устроить. Иоанн бо мних (и молчалник) и сущия с ним черноризцы Святыя горы яве (показат имут,) сице рекуще: своею волею оставль(шу кому святительство,) аще подобает глаголати:
“благословен (Бог наш” и “Божие, уще)дри ны и благослови ны” и “Христос (истинный Бог наш”), или кадити кадилницею, не су(щу иному презвит)еру, или входити или причащати(ся внутрь святаго олт)аря? Но (бла)женный патриарх Николае (со всеми свята-го собора от)цы сице рекша: никако не досто(ит на месте, бо от) простых людей поставлен будет.

Статия 6

(Да аще “благочестивый3 Бо)г наш” и “Боже ущед-ри ны и благо(слови ны”, “Хри)4стос истинный Бог наш” глаголати не по(добает, оста)вльше волею святителство, и кадити и кадилницею, не сущу иному презвитеру, како убо Никон (паки архиерейская) действует и рукополагает, (противяся правилу два) надесят осмому святых апостол? (Изверженно бо по праве ве)5

(Л. 333а)

дней//вине о согрешении я(вленней и па-ки дерзнув)шу прикоснутися прежде вру(ят (из града, бегать в другий.

Статия 7

Но гонитель слышишис)я, о христолюбивый царю, от бу(яго сего. Но никто) весть, яко тобою, великимликий государь, у него похитил, и судят священной дания святых апостол и святых отец седми вселенских соборов и иных милостивейших царей. И то де владение приняло твое царское величество. Ево де самово судишь и преосвященныя митрополиты, архиепископы, и епископы, архимариты, и игумены, монастыри, освященныя старцы, и весь церковный чин. Но о сих, христолюбивый царю, от него Никона, при отречении престола с клятвою во церкви несть глаголано и неоткуду явленно, яко того ради он, Никон, оставил престол. И ныне, дерзая, пишет к странному архиерею, гонителя и хищника тя нарицая, презрев апостольское правило осемьдесят четвертое, сице глаголющее: аще кто досадит или князю без правды, аще епископ или причетник, извержется.

Пет. ос. зач. 58 Деян. зач. 47 и к Тим. зач. 282

Царя бо верховый апостол Петр чтити повелевает. Сице и божественный апостол Павел рече: князь людии своих да не речеши зла. И молитися повелевает за царя и за вся сущия в величестве. Досаждати убо церкви или князю в сем возбранено есть.

Статия 8

И паки пишет Никон, яко ты, великий государь, учинил пир болшой для некоторого царя грузинского, на которого пришествие к твоему царскому величеству един некто из велможных твоих, государь, ударил его патриарша стряпчево. А как де сказался патриаршим стряпчим, и что де бить ево не годится, и тот де твои государев человек болше придал ударов, и слова де (безче)стные говорил: для чего велми почитаешь пат-(риарха)? Не велика досада, благочестивый царю.

Л. 358

И немного без(честных) // слов, но болезненно Никону, и нищу сущу, и ни благородием от детьства цветущу, но и зело от худейших быв. Обаче власть и честь приим от тебя, великого государя, и в самовла-стии быв, не терпит и от болярина к стряпчему своему безчестия. И сего, что болярин рек стряпчему его: для чего велми почитаешь патриарха? И сих ради он, Никон, к твоему царскому величеству своею рукою писал, чтоб суд и управу об том деле ты, великий государь, учинил. И ты де, великий государь, рекся с ним повидать и того не зделал. Болшим гневом разсердився, июля в 8 день Богородице Казанской и празновать не пришел, тако же и в 10 день на празник Ризы Господни обычно прийти не изволил. Но в келью де прислал из своих князя одного со многими непрямыми словесы и без чести. И он де ту похвалку слышав, здумал место дать гневу.

Статия 9

Многим мнится, благочестивый царю, яко сего ради кручинен был Никон, что на пир не зван. Не сего ли ради дерзостно послал стряпчево своего безобразно в твою царскую палату чрез волю твою государеву? Вправду твоим государевым болярином отослан со гневом, не имый одеяния брачна и прекословив много. А что волю твою государеву болярин твой государев совершил, не имущаго одежды брачны ис полаты твоея государевы выслал, аще и со скорбию, бояся от тебя, великого государя, гнева, не в лепоту тут суд. И аще к смирению приводя ево, Никона, на оба торжества ты, великий государь, празновать не пришол. В лепоту сих ради смиритися Никону и болярину мир и благословение подати, а не престол оставляти с клятвою, еще же и безлепотно. А что он пишет о князе, которой прислан от тебя, великого государя, к нему в келью бутъто со многими непрямыми словесы и безчестием, и в сих совесть его весть, аще не лжа. Во многих бо бывый неверен, в малых кто веру имать ему? Яве бо показа свою лжу, паче же хулу, рек при отвержении бо, престола с клятвою, бутъто ты, великий государь, в соборную церковь к нему, Никону, прислал некотораго велможнаго с теми же позорными словесы, как и прежде.

Статия 10

Оле дерзость, благочестивый царю! На твое царское величество лжет Никон. И лжа сия известнейша всему священному собору, и всему причту, и множеству сущим в церкви народу, яко в соборную и апостольскую церковь прислан от тебя, великого государя, твой годарев болярин князь Алексей Никитич Трубецкой, а не без имени некто, и не с позорными словами, но с молением от тебя, великого государя, и с любо-//С. 178.// честными словами, якоже лепо святительскому чину. И аще сих ради он, Никон, поючи святаго Давида песнь, отдален и учинен есть, и бегая, розжился в пустынях, ожидаючи Бога Спасителя. Оле буесть! Нареченный от него новый Иерусалим, во истинну реку Никаполим, рекше смятение градовом. Ныне и сам пишет, что бегая, розжился в пустынях. Пустыня ли и в правду, яко пусты от благих и исполнены злоб? Вправду рек Никон, что отдален нелепотнаго ради отхождения святительскаго престола с клятвою, и правил не учинен чюжь святительския власти и чести, и бегая от благих нравов. Но не в пустынях розжился вещми века сего: властне взят патриаршескаго дому казну, и других епископий, и всего царствующаго града Москвы, и других градов выморных домов животы. Едва и твоей государеве казне не коснулся ли? И в сих тому трудившуся мзду трудов своих восприял есть. И не диво рек, яко розжился в пустынях? Великим бо обозом от царствующаго града изыде в свой Новой Иеросалим и урядством дивным, а ни неволею ни гоним, разоряя бо и грабя пустынныя места, казну тех к себе присовокупил. И вправду рек, яко розжился в пустынях.

Статия 11

О сих воистинну дивимся, благочестивый царю, яко будучи он, Никон, во своем Иеросалиме, год и два месяца недостаток харчев имел и от скудости в другий свой монастырь и в третий отшел, которой на море. Но и в скудости до трехсот подвод з запасы имел. И есть ли бы свидетельствовать истинными свидетельствы путь оного, им же идяше, подобно бы рещи, яко огнь хождение того, убогих домы наживая граблением. И егда тому жившу в пристанищи год, пишет, что ты, великий государь, в то время собрал розныя власти, зде живущия, и ничево свыше напи

Л. 359

санных о его отходе им не сказал, но то учи//нил, чтобы лживыя свидетельства написаны были на него, Никона, от некоторых людей, в твоих царских пала тах живущих. А иных де ты, великий государь, мучительствы стращаючи, приказал говорить, что он, Никон, добровольно оставил престол, а архиереом и прочим властем бутто ты, великий государь, дары дал, чтоб руки свои подписали, чтоб впредь ему патриархом не быть. И бутто мы, твои государевы богомолцы, даров ради учинилися тебе, великому государю, послушны и не изыскав противной притчи и не роспрося ответу, для чего он отехал, суд учинили непрямой по твоему государеву указу и все руки свои против ево подписали не по преданию святых апостол и святых отец, приводя правило одно шестое на десять второперваго собора.

Статия 12

Да аще, благочестивый царю, о тебе равноапостольном по мазаннике Божии и о всем освященном собо-ре таковыя хулы дерзает Никон произносити, явно имый отречение престола с клятвою и безлепотно, не суд убо чинити благоволившу ти, великому государю, о нем и не вин искати, чтоб ему патриархом не быть. Но без зависти и рвения и кроме тщетныя лсти роспрашивали властей, которыя прилучилися с ним, Никоном, в службе в то время и свидетельствовали о нем, Никоне, праведно, бояся праведнаго Божия суда, и ни по страсти и гневу, ни даров ради. Святители убо сказали по архиерейству. Сице и архимариты, и игумены, протопопы, и попы, и диаконы, сказали по священству. И весь причет по Христове евангельской непорочной заповеди сказали, что он, Никон, самоволно отречеся престола и власти с клятвою, и не пастырь, но пасомая овца звашеся, и не совершив божественныя службы, безчинно из церкви изыде. Свидетельствуют бо о сих скаски их за руками, и всего священнаго собора соборное деяние за архиерейскими и иеромонашескими руками. В нем же не одно шестое на десять правило второперваго собора, но и девятоеправило третиаго вселенскаго собора и осмое на десять правило сардийскаго собора и святых апостол правило шестьдесят второе. Облак же свидетелств исправил преподобнаго Никона, инока Черныя горы, и исправил Матфеовых и других божественных писа-ниих. Како лжущи пишет Никон, яко суд о нем чинили непрямой, и по одному правилу второго перваго собора, и даров ради от тебе, великаго государя, учинилися послушны, и руки свои подписали.

Статия 13

Но и шестое на десять правило второперваго собора нерадившаго епископа о своем стаде ни болезни ради, ни царевым повелением, ни патриарховым одержима, вящъше шести месяц от своея церкве отшедша, епископскаго сана и чести чюжа праведно сотворити повелевает. И зри зде правилнаго суда: не отрекшагося своея паствы сице осуди, но не радившаго о своем стаде. Никон же отречеся с клятвою и безчинно, пишет, что его отезд не таков. Видится ему быти по евангельским писмам, так как и сам Христос от ярости Иродовы и жидовския многажды, охраняючися, отходил. Но и подражатель нарекся Христов, суесловный сей! Кого убо Ирода нарек или жидов, буяый?! И от кого с Москвы побежал, подражая Христа?! Како не заградятся она хулная уста и невместная глаголющая! Не великим бо обозом Спаситель наш вла

Матфей зач.4

дыка Христос бегал от Ирода во Египет, да не убиен буде. Но смотрения таинство совершая, Пречистою Девою носим, единому бывшу хранителю Иосифу обручнику, и тому нищу. И нашего ради спасения нищ на земли был, не имея, где главу подклонити. И ни о собрании богатьства пеклъся, ни многими вещьми, но и учя ученики своя, глаголя: блаженни нищии духом, яко тех есть царство небесное. И свидетельствуя о себе, рече: лиси язвины имут, и птицы небесныя - ...6 зач. 26 гнезда.

Сын же человеческий не имат, где главу подъклонити.

Статия 14

Матфей зач. 58

Но и от зависти жидовъския Христос в пустыню отходил един со ученики своими, не много с собою запасов имел: пять бо точию хлебов и две рыбе. Но и сия народом предложити повелел. И ядоша вси, и насытишася, и взяшя избытки укрух два

Л. 360 Марко зач. 32

на десять коша полны. Ядущих же бе мужей яко пять тысящь, разве жен и детей. И паки седмию хлебы и малыми рыбицами четыре тысящи насыти, и избытки укрух седьм кош взяша. Но глаголяи, яко подражая Христа,

Деян. зач. 22 зач. 29 и зач. 14

со многим богатьством из царствующаго града изыде. Апостол же Павел от июдей, убити его хотящих, нощию в кошнице свешан по стене, не много с собою взят запасов и вещей. Сице и Петр ангелом из веден из темницы, а не ушол, и ужа железная на руку имый. Архиереи же и сущая с ними ересь садду-кейская, исполнишася зависти, и возложиша руки своя на апостолы и послаша их в соблюдение общее, рекше в темницу. Но ангел господень нощию отверзе двери темницы, изведе их. И зри, како апостоли ис темницы изводими бяху от святых ангел, а не уходили. Но и в сих солгал Никон, зане в темнице не сидел, и оков железных на руку и на ногах не имел, и в кошнице по стене не свешен. Но ум погубя, оставил престол. И никим гоним, гордости ради и гнева остави власть. Много богатьства взем, отиде. И всуе во истинну рек, подобяся апостолом.

Статия 15

Но и Григорий Богослов самоволно оставил престол смирения ради, а никим гоним. В него ж место Нектарий скоро поставлен бысть. Афанасий же великий от ариан шесть лет по Божию извещанию у девицы крыяшеся еретик ради, но не отвержеся престола с клятвою. Остави точию престол, повинувся воли Божию, и скрыся, да не буести ради и еретик убиен будет. Власти же соборныя от тебе, великого государя, свидетельствующия ево, Никоново, отвержение патриаршескаго престола с клятвою, аще и болше шести

100 Каргафень соб. прав. 94

месяц прожили на Москве, не суть достойни правил- наго осуждения, зане рождьшийся во благочестии и в вере воспитани бывше цари, руку помощи даяти церквам должни суть. Благочестивых бо царей по собия и помощи церкви всегда требует. Благочестивии же цари должны суть таковая подаяти им, яко веры сущи поборницы, да не от еретик или от безчинных человек преобидимы бывают. Все бо седмь вселенстии собори благочестивыми цари собрани быша. Святии же и богоноснии отцы христолюбивым царем благопослушны быша и волю тех, Божию волю непщеваша. Всуе бо рек Никон, что не надобно было слушать архиереом тебе, великаго государя, и не приходить без его повеления.

Статия 16

Но всуе рек Никон, возвысився паче меры. В поставлении бо святительства во святой соборной и апостольской церкви якова исповедь чтена пред тобою,великим государем, и пред всем освященным собором и пред всем миром от него самого, Никона, сицева и от нас, архиереев, в поставлении святительства. И аще б ты, великий государь, противно церкви что сотворил, в лепоту бы не слушати и тебе, великого государя царя, аще б и смертию претил. Но твое, великого христолюбиваго государя царя, о святой соборной и апостольской церкви, матери твоей, праведно и правилно попечение, сего ради и всем нам нужно, да не вдовствует мати наша святая церкви. Боле о триех месяц вдовствовати той правила не повелевают. И как убо преслушны явимся, о благочестивый царю, о них же и молитися должны есмы, зане в зазоре есмы правилно от странных архиереов. Не мы бо воистинну от него отступихом, но он нас оставил. И молим со слезами, безчинно отвержеся престола и власти с клятвою, всуе бо поминает правило второ перваго собора третие на десять, четвертое на десять и пятое на десять. Праведно бо того же святаго собора шестое на десять правило, епископскаго сана и чести чюжа его устрояет.

Статия 17

Явленна бо вина Никонова всем: безчинное отвержение его престола с клятвою. И всему российскому государьству, паче же и самой той соборной и апостольской церкви крайнее безчестие, яко не совершив божественныя службы, ни проводив обычно Ризы Господни, безчинно из церкви изшед. Где бо в Писании таково ругателство от православных архиерей обрести возможно? Вправду своя ему сеть, в ней же и аувязе, и ров, его же сам се

Л. 361а

//бе ископа. И туне молвит он, Никон, якобы без его воли мы, архиереи, тебе, великого государя, слушая, в царствующий град собралися. Не послушание бо точию мы, твои государевы богомолцы, к тебе, великому государю, должны о сих творити, но и молим тя, равноапостольнаго государя, и со слезами просим: да упразнится буесть таковая, и безчиния делатель, томимый гневом туне, исполненный воистину неправды и льсти, да предан будет под крепкое начало в пречестную которую любо лавру. Трем же монастырем строитель отнюд да не будет на пагубу самому тому и другим многим. Но в молчании по своему обещанию да спасет свою душу. В твоей же, великого государя, державе пакости да не деет, и обид многим да не творит. Мечь бо обоюдуостр - своя ему воля. И аще обрящем благо дать пред тобою, великим государем, не презри молбы твоих государевых богомолцев. Да возмется нечестивый сей от среды нашея. Да не Божий праведный гнев постигнет нас, и вправду постраждем, непекущеся о благих. Благопослушливу же ти бывшу, государь, и делом сотворшу, о них же тя молим: державу царствия твоего исполниши благих, и Бога милостива ко всем нам сотвориши, и самого себе радостна узриши.

Статия 18

Слезно, христолюбивый царю, изгнан насилством, и чрез ум пишется Никон, и бутто для исповедания соборной церкви и для самой его правды неправду поносити понужден. Делатель воистину неправды и преисполнен всякой лсти и лжи, приводит правило девятое на десять сардийского собору, бутто для обид в московских своих паствах живет. И паки пишет, яко ныне в великое говение слышав от тебе, великого государя, жестокую грозу чрез околничево твоего государева Иродиона Матфеовича Стрешнева, что ты, великий государь, буести его не хочешь болше терпеть. Праведно воистинну то твое государево слово и матери твоей святой соборной и апостольской церкви, зело благопотребно и ко утвержению царствия твоего, аще делом показати имаши. Но зри, христо-//С. 184.// любивый царю, ругателство оного. Пишет, бутто слово твое государево показалося ему великая гроза, обаче и убоявся. Говорит, что пред тобою, великим государем, никакой вины не знает. Опроче того, что пишет и говорит, постерегаючи неправды твоея, и что ты, великий государь, святыя Божии монастыри до болшаго убожества привел, и церкви Божии силною рукою своею разорил, разсердився на него, и без его де благословения от святых церквей и монастырей животы святыя отнимаешь и без суду и повеления архиерейскаго под власть свою понуждаешь. Правда и в сих, христолюбивый царю, глаголемая тем, аще ли ни?! Воистину ругательство!

Статия 19

И паки пишет Никон, что епископы, архимариты, и игумены без архиерейскаго обирания по твоему государеву повелению и по разсмотрению поставляются и посылаются. И ево де самово и весь преосвященный собор ниския люди судят. А называется де тот суд монастырский приказ. И которых де он, Никон, вяжет, ты, великий государь, тех уволняешь, и ни во что свяску и проклятие ево почитаешь, и сам с ними соединен на молитву приходиш, бутто преступаючи апостольскую десятую и первую на десять заповеди. Десятое же правило святых апостол молящегося со отлученными от истинных архиереев в правду отлучает. Но он, Никон, отвергийся безчинно престола с клятвою, несть архиерей. Сице и первое на десять правило святых апостол молящагося со изверженными по правилом соборне, а не страсти ради и гнева сего от церкве и от сана извергает.

Карфаген. соб. прав. 12 и 20

Но зри, христо любивый царю, правилнаго суда: епископа убо всея области собором, по нужде двема да десять епископы, судити повелевает, презвитера же шесть епископда судят и седмый свой, да разсмотрят о нем, диакона же три епископы и четвертый свой. Но и тако поправилом судимым извергнути от сана или прокляти всея области собором подобает. Свидетельствуют бо о сих вся седмь вселенстии собори и девять поместных, по различным временам собравшиеся ере

Л. 326 ик ради. //

Статия 20

Гранограф в царство Констянтина великаго

На первом бо вселенском соборе 318 богоносных отец, Ария ради попа собравшиися, известнаго ради врага Божия и еретика, и хулившаго Сына Божия, тварь глаголюща, а не Бога, и сице необратно того блядуща, соборно клятве предаша. Единомудрствующа же со в царство Феодосия великаго Арием нечестиваго Македония, патриарха Царяграда, хуливша Святый Дух, тварь, а не Бога того нарицающа, сто пятьдесят святии богоноснии отцы втораго вселенскаго собора соборне прокляша. Нестория же В царство Феодосия Юннаго злочестиваго патриарха Царяграда и сущих с ним еретик, о вочеловечении Сына Божия блядущих, два бо сына глаголиша, единаго от Бога отца рожденна, иного же от Марии девы и по любви соединившася Богу слову, сего ради и Богородицу Христородицу нарицающе, - но и сих врагов третияго селенскаго собора В царство Маркианово двести святии и богоноснии отцы соборне клятве предаша, не обращающихся от злобы. Но и четвертаго вселенскаго собора шестьсот тридесять святии и богоноснии отцы вепря дивнаго Диоскора патриарха В царство Иустиниана Великаго александрйскаго и архимарита Евтиха и прочих с ними соборне клятве предаша, блядущих сице, яко по при видению плоть прият Господь наш Исус Христос.

В царство Константина братаго и сына его Иустина Пя таго же вселенскаго собора святии и богоноснии отцы сто шестьдесят пять Оригена безбожнаго, Дидими и Евагрия, зле хулящих, соборне клятве предаша. Шестаго же вселенскаго святии и богоноснии отцы сто семьдесят, на единоволников собравшиеся: Сергия, и Пира, и Павла, и Петра, патриархов Констянтина града, и Кирила, патриарха александрийскаго, и сущих с ними еретик, яко бо гоборцев соборне прокляша, Господа же нашего Исуса Христа во едином составе проповедаша, во двою же естеству Божества В царство Константина и матери его Ирины ж и человечества. Седмаго же вселенскаго собора святии и богоноснии отцы триста шестьдесят седмь и иконоборцев и христианохулников: Лва Исавряни и по них бывших патриарх Констянтина града, и суна, и единомыслеников ево настасия и Капронима, Ириныи по них бывших патриарх Констянтина града, и сщих с ними еретик соборне клятве предаша.

Статия 21

Он убо, Никон, безчинно отвергийся престола с клятвою, откуду имать власть связати или решити? Не имый же власть вязати или решити, како имать несудимых правилне и не обличенных собором проклинати? Кого бо от архиерей и святых отец, единомудръствующих с собою, имея Никон? Ей никого! Но зло бы ради самого себе убив, а их же прокля без ума, сих вправду венча

Псалм 36

и от Бога благодати сподоби. Оружие бо извлече Никон по пророку, состреляти убогих от злобы, и нищих от всякия неправды, заклати хотя правыя сердцем. Но оружие его внидет в сердце его, и лук его вправду сокрушится. Хулная же вещая на тебе, великаго государя, неопасива уста имея и ясно показуяи всем свою злобу, разорителя святых Божиих монастырей и церквей тебе, великого государя, нарицая, светло являя кротость и беззлобие твое государево. Вправду он, Никон, святыя Божия монатыри до болшаго убожества привел, строя свой Новой Иеросалим и другия два монастыря, многим скорбь сотвори и безчисленным пакость содея. Нареченный же его Новый Иеросалим противен древнему, о нем же древле пророки проповедаша, и Сын и Слово Божие пречестными своима ногама ходя, освяти, и безчисленными знамении и чюдесы оного прослави, и в нем волею благоволи о нашем спасении пострадати, и пречестную свою кровь излияти, перваго же епископа Иякова брата Господня во Иеросалиме своима рукама освяти, и по Воскресении своем божественным своим учеником и апостолом от Иеросалима отлучатися не повеле, дондеже облекутся силою свыше, и по вознесении своем на небеса к Богу Отцу в день пятьдесятный низпослав Пресвятаго и Животворящаго Духа во огненных языцех во Иеросалиме же, и на вселенскую проповедь от святых апостол от Иеросалима изыде. Свидетельствует бо ясно Глава пророк

Глава 12

Исайя, яко от Сиона изыде закон, и Слово Господне - от Иеросалима.

Статия 22

Аще бо во Иеросалиме возрасте от Духа Святаго вера// С. 187// и тамо первее распространится везде в правоверных. Возрасте, а не прейде. И от Иеросалима еуангельская от святых апостол проповедь. И от Иеросалима изшедше учаху языки, но и паки возвращахуся от востока полудне и от запада во Иеросалим апостоли, и тамо прибежище им бе. Во Иеросалиме бо и гроб Господень, и Пречистыя Богородицы Девы Марии житие и Успение, и гроб Ея чудотворный на мес те, нарицаемем Гефси

Л. 363

//мании, пребывает. И в день Воскресения на всякое лето преславно огнь с небесесходя, на гробе Господни во Иеросалиме свещи вжигая, православному патриарху с причтом поющим: Воскресение твое,

Псалм Глава 8

Христе Спасе! Ангели поют на не глава 8 бесех: во истину благословен Господь от Сиона, живый во Иеросалиме! И святый Захария рече: обращуся и вселюся посреде Иеросалима на Сиона. Сице и Иоанн Дамаскин воспет: радуйся, Сионе, святый мати церквам, Божие жилище! В том Господь тайную вечерю апостолом предаде, разумей же церковь, и наречею в жилище себе до века. Аще бо и чрез триста лет истинныя церкве во Иеросалиме не бе, одержания ради мучителей царей, до великого князя Костянтина, но сих ради святая места не погибоша. Пуста бо бысть церкви иеросалимская за неистовство жидов, но благодати Божия не лишися. От всея бо земли и моря приходят вси и благословение кипящее от Иеросалима взимают. О нем же пишет святый Феодорит на псалм 101: трилюбезен бо есть нам Сион, аще и зело пуст бысть, любимо же и камение разореное и персть, раскопаная ратными. Память бо сих любезна есть нам ради содеянных в нем великих тайн и благодатей. Но скращу за умножение свидетелств, в книге бо о вере в первом слове ясне узрит кто.

Статия 23

Откуду убо, благочестивый царю, таково дерзновение Никону, яко свое жилище Новый Иеросалим нарече? Всяко бо возненавиде и не верова в Сионе бывшим тайнам, постыдяся от Господа, и яко трава от огня будет иссохши. Пророк бо Амос претит сице люте хулящим Сиона. И Давид утверждает: да постыдятся и // 188// возвратятся во ад все ненавидящии Сиона. Смеху же достойно, паче же плачу, и Истру реку зваша Иордан. И сих ради не хотящих звати Иеросалим и Иордан, многим скробь сотвори. Строящии же ево обители несказанны беды подяша от приставник его. И вправду священный Паисия митрополит газский, ево, Никонов, Новый Иеросалим Никаполим нарече, сиречь “градовом смятение”, убо по гречески “никос” толкуется “смятение”, и ради греха и смуты, которая прилучилася в первом основании его.

Помес. соб. в Лаодикии прав. 20 лист. 73

Никто же бо от отец, ни от благочестивых царей, смея которое жилище или град Иеросалим нарещи. Точию окаянный Монтан еретик, иже и Параклита себе именова, и две жене, с нима блуд творяше, Прискиллу и Максимиллу, пророчицы именоваше, градец же некий во Фригийстей области, ему же имя Пепузан, Иеросалимом нарицаше. Сему подобно сотвори Никон, о нем же свидетельствует той же священный Паисия, глаголя сице: о недостоинство, о неизвычена новость, новый иеросалимник, любитель новых речей, муж, не бы ли пророчество о твоем непрямом Иеросалиме?! О Никоне, ново писмо начинаешь, с жиды единомудрствуя. Жидове бо желают и дожидаются себе, что изыдет воплотитися и родитися новый мессия в Новом Иеросалиме. На удачю не в твоем, о Никоне, антихристова будет родительница? Покинь, человече, не шути святыми делы, не играй речми от Бога данными! Един есть Иеросалим на земли, в нем же и судити будет Христос вселенне вправду и воздаст комуждо по делом. О нем же и песнопевец, вопия, глаголет: в дому Давидове страх велик, ту бо престолом поставленом судятся всяка племена земная и языци. А вторый Иеросалим на небеси, иже никогда не рушимый. Третий же Иеросалим никто не здумал, токмо

Слово 41 в его книге

Мантан и Никон, но не по достоинству. Блаженный же Максим Грек глаголет в книзе своей: никоторый град, рече, называй Иеросалим, аще и всею вселенною обладает. Един есть Иеросалим на земли и едина земля июдейская, в ней же родися Христос, и во Иордане крестися, и на горе Фаворстей преобразися,

Л. 364

// и на Голгофе распят бысть, и погребеся ту негде близ, и по Воскресении со ученики своими четыредесять дней поживе, и от горы Елеонския на небеса вознесеся.

Статия 24

Никон же пишет, что крутицкаго митрополита проклял для того, что он митрополит в неделю цветоно сия по обычаю в великой Росии всел на жребя пред всем миром. И бедно себе вменив, рек: крутицкий митрополит, что Езаф, проклят, отеческое ложе осквернил и отеческий престол опозорил, без всякого усумневания всел на отеческом престоле со обижением отча имо. А в святом де еуангелии, пишет, что один Христос седел и того апостолом делати никогда не приказал. Но всуе рек суемудренный, забыв пречистый Спасов глагол: веруяй в мя, делая же, аз творю, и тои сотворит, и болша сих сотворит. Да аще в преестественных божественным своим учеником и апостолом власть даде, еже болящия исцеляти, прокаженныя очищати, мертвыя воскрешати, бесы изгнати, смиренное вхождение во Иеросалим на жребяти осли Господа нашего Исуса Христа кто возбрани от святых апостол и святых отец? Да не обновится таинство сие на славу пресвятому имени Его! Но аще Христос един на жребяти седел и того апостолом делати никогда не приказывал, не лепо бяше по его мудрованию и ему самому действовати вайя, еще и не отрекшемуся безчинно архиерейскаго престола с клятвою, зане апостольский и он был наместник, аще и первый бысть епископ всего государьства росийскаго.

Карфаген ского соб. прав. 39

Первый бо епископ не началник святителям, ни крайний святитель, но епископ перваго седалища наречеся, рекше царствующаго и многонароднаго града. Святительский бо сан един есть и тойжде на всех. И не наречется сей убо совершен, ин же не совершен святитель, но вси равны святители, и вси епископы, яко же и благодать Святаго Духа равно приемше. В правду своя ему хула, на свою главу ему да обратится. И второе - сам себе прокля, отрицаяся престола и действа ради Вайя гневом томим, не имый во власти ничто же ради известнаго отречения. Прост чернец хапает, яко зверь. Вне ума быв, сущаго истиннаго архиерея, власть архиерейскую имущаго и священства благодать, проклинает, играя, досадити хотя. Но несть се игра по мнению суемудреннаго. Во истинну свой ему мечь его самого гневом напыщенное сердце пройет. И не туне вправду проклят. Первее - самем собою, отрицаяся престола, не хотя пастырь быти, но окрастованную овцу себе нарицаше. Второе - своим ему судом, им же без вины сущих осуди, зане и сам, быв митрополит в Новеграде, Вайя действовал. Аще бо по того мудрованию, их же той прокля, прокляти быша и в других градех действующия Вайя архиереи. Клятвы не отбегоша и вси сообщающиися им.

Статия 25

Но несть тако, благочестивый царю, якоже он, Никон, суемудренно смысли, учим воистинну древним человекоубийцею диаволом и с ним советуя всегда, верных ко отчаянию привести тщася, и всех погубити хотя, забыв пречистый Спасов глагол: мир мой оставляю вам, и мир мой даю вам. Но несть се сын мира, но древняго злодея сын, ищущаго всех поглотити. Гнилая воистинну глава, но не церковнаго телесе, своим ему последующим мудрованию его, прокаженны все уды имеяй и чуждь быв благодати священства нелепотнаго ради отвержения престола с клятвою. Вне ума быв, сущей главе церковнаго телесе досаждает и истинныя архиереи сыны себе нарицает, недостойный воистинну прага церковнаго. Зане чрез правила святых апостол и святых отец еще в мирских священство прият, не к церкви бо и престолу поставлен, но на дворянский двор в крестовыя попы, оболгав архиерея. Мира же отвергаися не любви ради Христовы, ниже смирения ради, но внешнюю честь и славу гоня, некоему рекшу к нему, яко велик имать быти, аще пострижется. Не с волею же подружии своея, но кленущей его, остави ю любоначалия ради и отлучився от нея чрез правила святых апостол и святых отец.

Гангръскаго соб. прав. 9

В правилех бо, христолюбивый царю, пишет сице, аще кто девствует или воздержится, мерзок творя брак, и яко гнусна, отшед, а не доброты ради и святаго

Л. 365

// девственнаго пребывания, да не будет проклят. Да аще убо проклинает благоверя ради отшедших, еже есть иночествовати, то колми паче богатьства ради и чести.

Корм. лист 146 и лист 147

И святых апостол правило пятоесице глаголет: аще презвитер, или диакон помощницу свою изженет, да отлучится, аще же не введет ю паки, да извержется. Богатьства же ради и чести болшия пущающих жены своя не точию отяти сан божественное писание велит от них, но отнюд прокляти и от святаго общения отлучити. Но веждь, христолюбивый царю, яко Никон не в сих точию увязе, но и сугубо обруга себе сам. Еще бо в царствующем граде Москве белцем быв, священноиноческую благословенную грамоту взял, оболгав преосвященнаго Аффония митрополита новгородскаго, и Никона себе нарек преже пострижения своею волею. И едучи во Анзерскую пустынь, на Вологде в паперти церков ней ильинъским игуменом Павлом пострижен, а не в церкви. И приедучи в пустыню, абие священноиноческая действовал, а под началом не бывал. Аще всю жизнь ево кто известно ведал и преже проклятия чести и власти вправду бы рек, яко и на праг церковный несть достоин взыти.

Статия 26

Преосвященный же Питирим митрополит сарский и подонский, аще и трема епископиями владеет, но не похити других престолы, свое ему звание крутицкий митрополит, а не других епископии. По отречении бо его, Никонове, с клятвою и по презрении молбы тебе, христолюбиваго государя царя, и триех архиереев, и всего освященнаго собора, и всего причта последующу тому своей ему воли и узою анафемы себе связавшу, яко не мыслити патриарху ему быти и сице рекшу, да не уподоблюся псу, возвратившуся на своя блевотины, и сице тому обругавшу царствующаго града престол и святительскую власть, яко ни божественныя службы совершив, безчинна из церкви изшед, аки гоним. Обаче ты, христолюбивый государь царь, и в другий день паки молити того послал болярина своего государева князь Алексея Никитича Трубецково,яко же и в соборную церковь, к нему на подворье.

Сице и третицею того же болярина в Воскресенской монастырь посылал. Но ярости и гнева исполненный, трижды от тебе, христолюбиваго государя царя, молбы не прием и третицею отвержеся, ни мыслити хотя прияти престол. Тогда, христолюбивый царю, волею твоею государевою и советом архиереи царствующаго града святыя соборныя и апостольския церкви правление вверено бысть преосвященному Питириму. Не властне же взя и суждальския архиепископии правление, но твоею же волию государевою, оклеветанну бо сущу архиепископу и не приемлему градскими жители. Не противно же правилом содея. Во

Во Анкир Соб. Прав. 18

Антиохии бо Сирстей правило осмое на десять: аще и чести епископъския не отемлет от таковых и служити не запрещает, но ожидати велит всея области епископ, да соборне управят о нем. Стужающаго же другим епископиям, таковаго отлучити повелевает. Хотяща же, да причтен будет, с пресвитеры равну честь прияти ему велит, аще же и противу ту сущим епископом молву творити начнет, и от презвитерския чести да изринется и от церкве отвержен. Сих ради нужно, благочестивый царю, до другаго архиепископа, или донележе о нем собором управитися, епископии той не без правления быти.

Статия 27

Всуе молвит Никон, что преосвященный Питирим митрополит сарский и подонский отеческое ложе осквернил и отеческий престол опозорил. Без всякого усумнения всел на отеческом престоле пред всем миром со обижением отча имо. И преосвященный Питирим митрополит не опозорил патриаршескаго престола, но он, Никон, па

Л. 366

//триаршеский престол обруга безлепотным отречением и к блевотине песье того приложи. Не возвращуся, рече, яко пес на своя блевотины. Обаче без всякаго усумневания паки алчет престола. И преобидев правила святых апостол и святых отец, архиерейская действует, отчаявся. Преосвященный же Питирим митрополит не без лепоты что содея, а не своею волею честь приим, ни же чрез правила святых апостол и святых отец.

Прав. Святых апостол 55 в Новеке сарии прав.14

Вси бо епископи по образу суще Господа нашего Исуса Христа и глава церковнаго телеси. Градъстии бо епископи по образу суще двою на десяти апостол вси, на них же дуну Господь: прииме, рече, Дух Святый. И на них низпослав Пресвятый и Животворящий Дух во огненных языцех. И глаголаша странными языки, им же и благодать Святаго Духа инем даяти вверено бысть. Сельстии бо епископи по образу суще седмидесяти апостол, им же несть даровано благодати Духа Святаго раздаяние. Зри же, христолюбивый царю, и равенства градских епископ, по образу суще двою на десяти апостол вси. Зри же и любомудрия апостол.

Деян. зач. 18

Яко егда Филипп, иже от семи диакон сый, шед в Самарию, крести многа. И слышаше во Иеросалиме апостоли, послаша верховнейших Петра и Иоанна. И тии безпрекословно послушавше, шедше полагаху руце на крестившихся и приимаху Дух Святый. По которому образу Никон, будучи на престоле, поработив братию свою архиереев, обругав патриаршеский престол, и сыны себе нарицает, и обычно архиерейская действующих проклинает, отемля царствующаго града красоту и честь? Паки молвит, яко преосвященный Питирим митрополит константинопольскаго патриарха паствы, рекше киевския, волившу ти, государю, и советом всех архиереи всея великия Росии Мефодия во Мстиславль и Оршу постави во епископы. Не един же, но со другими трема архиереи.

Святых Апстол прав. 1 Всел. 1 соб. Святых апостол прав. 34 Всел. 2 соб. прав. 3 Всел. 3 соб. прав. 8 Во Антинохии соб. прав. 9 В Средце

И во время поставления на первом месте седел по чину, сущим с ним архиереом нижайшим. И се не чрез правила святых апостол и святых отец. По правилом бо два или три епископы поставляют епископа. И инде пишет, яко епископ от всех епископ, сущих во области поставляется, аще ли ни, обаче от триех, прочим же писанием сложившимся, власть же митрополит да имать. Аще бо и шестое правило того же святаго собора коемуждо патриарху своими пределы обладати велит и никому же их иныя области не восхищати, не бывшия прежде под рукою их изначала. Се бо есть гордость мирския власти, и кроме воли бо старейшаго сущаго в митрополии епископа, рекше патриарха или митрополита, избрание и поставление не прав бывает. Не епископ бо, аще и поставлен будет вправду, но мняися старейшина быти, с клятвою безчинно отвержеся престола, и на место от простых человек сам себе сведе, и без ответа сый молчати должен есть, и своих грех плакати. Аще бо по сим правилом не убегохом вины, но должен есмы прощения просити у константинопольскаго патриарха, зане области его прежде сего та страна была. Ныне же волею Божию под рукою тебе, христолюбиваго государя нашего царя. И не чрез бо волю твою государеву от нас содеяно что, обще с тобою великим государем константинопольскому патриарху и прощения просити должны есмы.

Статия 28

Во времена бо великаго князя Василия Василиевича всеа Руси по Фотии митрополите в царствующем граде Москве истиннаго пастыря не бысть осемь на десять лет. В та бо времяна прииде Исидор митрополит к Москве родом латынянин, иже поставлен в Царе граде от патриарха Иосифа при царе Иване Калуяне. И быв Исидор на Москве четыре месяцы, и поиде на Флоренский собор, и прелстившеся с патриархом Иосифом и со другими епископы златом. С ними же и царь Калуян сложися. Точию блаженный Марко митрополит ефеский и Григорий митрополит иверский, Исакий митрополит нитрийский, Софроний митрополит газский и сущии с ними, иже латинское злочестие обличаху и собор той проклятым нарицаху. Блаженный же Марко чюдеса показа. Цареградский же патриарх Иосиф на том проклятом соборе умре и погребен бысть в латинском костеле. Царь же Иван Калуян, идый от богомерскаго собора, на пути абие умре. Его же и земля трижды погребена извер же, и тело его от пес

Л. 367

//снедено бысть. Суемудрый же Исидор прииде к Москве и начат поминати в первых папино имя. Великий же князь Василей Василиевич, аще тогда и млад сый, но старых премудрее бяше, разуме Исидора в прелести суща, обличи его безумие и от митрополии изверже, посла в Чюдов монастырь. Он же нощию избеже бездверием и со ученики своими, со Григорием и Афанасием. Евгений же папа постави в Царь град на патриаршество от латын именем Григория, постижену браду и усимуща. Сего ради великий князь Василий Василиевич, советовав с архиереи всеа Росии, поставиша в Росии в митрополиты рязанского епископа Иону чюдотворца своими рускими архиепископы, и епископы, и всем освященным собором в лета 6956 года. В то убо время Исидоров ученик Григорей поставлен митрополитом в Киев от латынника от цареградскаго патриарха Григория, пострижену браду и ус имуща, отступника православныя веры. И егда прииде в Киев, Григорий митрополит, раздиратель церковный, Исидоров ученик, нарицая себе митрополитом киевским и всея Росии. Блаженный же Иона митрополит московский и всея Росии писаше ко кралю не приимати Григория, раздирателя церковнаго, и не послушан бысть в лета 6961. И оттоле раздрася киевская митрополия с московскою всея Росии еретик ради. А до того времени одна паства была. По Ионе же митрополите поставлен бысть в царствующем граде Москве в митрополиты Феодосий архиепископ ростовский рукоположением своих руских архиепископов и епископов. По лете же едином Феодосий митрополит московский и всея Росии постави на Москве в митрополиты Иосифа в Кесарию Филипъпову во Иеросалим, оттуду пришедша. И по сему не нов обычай, каковы любо ради вины поставлять епископы в другая паствы.

Статия 29

Се же пишет Никон, что преосвященный Питирим митрополит сарский и подонский в своей области, как и поставлен, не бывал. Но преосвященный Питирим митрополит во своей области живет, как и прочия митрополиты преже его бывшия. В лепоту Никону сказать, проходит ли он своея паствы грады, быв в митрополитах в Новеграде, такожде и в патриархах своея области градов, уча ко благочестию? Всяко не проходил. Точию благочестивыя священноархимариты, и игумены, протопопы, и попы гонил. А пос-//С. 196// ледующих воли его, мира сего мудрование имущих любил. Но и тем пакости многи творил. Прежде его бывшия патриархи в царствующем граде Москве, и преосвященныя митрополиты, архиепископы, и епископы всея великия Росии, аще и градов своея паствы по правилом не проходили далнаго ли ради разстояния или тягости ради людей, но учители церковныя - благочетивыя архимариты, и игумены, протопопы, и попы - в грады посылали, могущия ползовати верныя люди.

К Тим. зач. 296 Иустин. царя 70 Свит нов. зач. глав. 2 и 28 29 и 30

От них же мнози обретшеся от невеглас и страдалцы по писаному: хотящии бо благочестно жити о Христе Исусе, гоними будут. Сих ради, христолюбивый царю, и ныне тебе молим, и припадая на колени, милости просим: даждь мир матери твоей святей соборной и апостольской церкви! Мир же устроити никако имаши, аще истинных архиереев искати не будеш, проходящих добродетель и в чернечестве свидетелствованных. Его же избрати волиши во архиереи, чтоб отнюд не менее пятидесяти лет в чернечестве был, и в послушании у старца искусна быв, и в чернечестве в добром житии свидетелствован.

Всел. седмаго соб. прав. 2

Царствующаго же града перваго седалища епископа, рекше патриарха, избрати благоволи священное писание протолковати могуща, и разумеюща все божественное писание со испытанием, и священныя правила святых апостол и святых отец известно ведуща, в летех же совершенна суща, и добродетелми и крайним смиренномудрием цветуща, своея же воли исправити благочестия догматы не имуща, но советом и недерзостно исправляюща, ревнива же о благочестии, и не стыдящася лиц, многолетна в чернечестве суща, и в послушании, во еже отрезати своя ему воля, крепко обучившася. Красота бо старец - со смиренномудрием высокожитие, и не своя ему воля. Архиерею бо советливу быти подобает и ничтоже дерзостию творити, да не многим соблазн и претыкание будет. Во мнозе бо совете спасение бывает.

Псалм 110

Л. 368

Яко же и богоотец царь Давид вопия глаголет: в совете правых и сонме великия дела Господня изыскана во всех волях// его! Инде пишет, колико велик еси, толико смиряй себе. И сице бо христолюбец не менши шестидесяти лет да будет, яко да присно смерть пред очима имети будет, единомудръствуя, да благолепие церкве сохранит, и ни о здании каменных, ни о строении градов и сел, но о спасении душ человеческих да промышляет. Но и о сих, христолюбивый царю, без гнева послушати благоволи. В мор постригшихся и под началом не бывших, ни своея воли до конца отринувших, во епископа поставляти блюди себе. Сих бо ради ни мала беда церкви бывает мирская. И еще - мудръствующих и своехотение и волю творящих. Но и о сих, христолюбивый царю, да не сомнишися, яко скудость архиереи имаши в державе царствия твоего. Всея бо области собором без сумнения судити епископ, но не отвергайся престола с клятвою, яко же и Никон,

Прав. Святых Апостол 25 Степен. 14 Степен. 15 и в книге Иосифа Волоцкого

власть архиерейскую имущаго и обличенна бывша огресе или в ереси суща. Сей же без ответа самого себя связав, безсоветием держим, и дерзостныя ради и не соборныя клятвы и действа, сам себе убив. Какой о том собор? Великий бо князь Василий Василиевич митрополита Исидора властне от митрополии изверже и в Чюдов монастырь посла. Но и Зосиму митрополита, новогородъския ереси суща, шесть архиереев руских со архимандриты и игумены от сана извергоша и в него место поставиша Симона игумена Троецкого монастыря в митрополита. Сие же сотворше не правилом противящеся, но да не вдовъствует святая соборная и апостольская церковь. Аще бо и пространно царство благочестивыя ти державы, но не во многих градех епископи. Аще б воля твоя, мощно б быти, якоже и в прочих паствах епископам при благочестивых греческих царех. Точию уравнение было в церквах и в вотчинах. Триста церквей и пятьсот крестьян - без нужи епископия. А где малыя сборы от церквей, мощно дати и четыреста церквей епископу. И по сему в ростовской и в рязанской епископиях мощно быти от них многим епископиям. Такожде и в других паствах, где тысящи церквей и крестьян.

Статия 30

Пишет Никон, о благочестивый царю, что оных трех //С. 198//

иноков проклял, бутто они наругаются святаго исповедания православныя веры, присланнаго ему от святейшаго Паисия цареградскаго патриарха, и во святей де литоргии в божественных таинствах недоверуют и недружбы чинят против того, что де он исправил думою и благословением святейших вселенских патриарх, а во власти де он своей никогда не хотел ни прибавить, ни убавить от церкве, опроче правил святых апостол и святых вселенских соборов. Во истинну, благочестивый царю, лжу пишет Никон, яко и самыя правила святых апостол и святых отец, еже есть Кормъчую книгу в тиснении печатном перебил и со старыми писменными книгами отнюд не сходну устроил. Един выход был, а сами в себе не согласны, и с которыя бутто печатаны, и с тою не сходны. Тако же и прочия книги, при патриаршестве его тиснением печатным изданныя, мятежа и смущения полны. Шесть бо выходов служебников мудрования его сами в себе согласия не имут. Но и Скрыжаль духовная сама в себе не согласна: существа перебиты, а толкование с нашими древними печатными служебниками во многих сходно7. Да аще он, Никон, от цареградскаго патриарха Паисия вере научился и исправити потщася? Царствущаго града Москвы благочестивыи и христолюбивыи цари, и великия князи, и их князи, и боляре, и прежебывшия пять патриархов, и преосвященныя митрополиты, архиепископы, и епископы, священноархимандриты, и игумены, протопопы, и иереи, и диаконы, и святых великих обителей и прочих монастырей мнихи, паче же и старцы, и христолюбивый православный росийский народ уш то до него, Никона, не право веровали и безкровную жертву Господеви всегда приносили туне? Оле дерзости и безстудия! Не насытився, убивая верных души, глаголет, яко исправляя, и нехотящих последовати прелестному его мудрованию проклинает. Не ново убо начинающе. Святии они старцы, но древнее святых отец предание утверждающе, верных души от смущения свободити тщащеся. Глаголяи же, яко не хотел прибавить, ни убавить, опроче правил святых апостол и святых вселенских соборов, приказывал, как ни есть, толко не по старому. О книгах убо, благочествый царю, что извещал преосвященный Паисия тебе, великому государю, кото

Л. 238

//рыя от многих стран собраныя, заперты лежат беспожиточно. Пишет Никон, что в его далния монастыри отвезены, а не в царствующем граде. Почто, христолюбивый царю, попусти сице, не реку человеку, но зверю, и ни мало добра смыслившу святей церкви и державе царствия твоего? Сих ради молим тя, христолюбивый царю, даждь пастыря церкви, и благочестивую державу царствия твоего от крайняго безчестия свободи и верныя люди от смущеня избави. Даждь мир церкви, да не предварит нас от Бога праведный гнев, но и да чисту молитву возславше Вседержителю Богу предварим лице Его исповеданием и получим милость, славяще Святую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь. Смиренный Александр епископ Вятцкий.

  1. Так в тексте. Тих.: “В велий бо страх приведе ны”. Субб.: “В великий бо страх приведены”.
  2. Так в тексте. Тих., Субб.: “притчи не”.
  3. Над строкой вписано “благословен”.
  4. Восстановлено по Тих. и Субб.
  5. Восстановлено по Тих. и Субб.
  6. Утрата на полях, текст не восстанавливается.
  7. Так в тексте. Тих., Субб.: “несходно”.

РГАДА. Ф. 27. Д.140. Ч. 3. Лл. 328, (330, 332а, 333а), 356а-368.