Р.Ф. Алитова

К истории и типологии церквей конца XVIII – начала XIX вв. в ярославских вотчинах Шереметевых

В состав многочисленных владений графов Шереметевых входили две ярославские вотчины – Вощажниковская и Юхотская, пожалованные Петром I фельдмаршалу Борису Петровичу Шереметеву в 1706 г.1 На рубеже XVIII-XIX вв. в шереметевских владениях было построено пятнадцать каменных храмов.

В справочно-статистической литературе второй половины XIX – начала XX вв. указаны даты строительства «шереметевских» церквей, храмоздатели, именования и количество престолов2. Храмы села Вощажникова охарактеризованы в историческом очерке А.А. Титова «Село Вощажниково и вощажниковская вотчина в старинном Запурском стану Ростовскаго уезда»3. Все церкви Вощажниковской вотчины описываются в его монографии «Ростовский уезд Ярославской губернии»4. Отдельное исследование посвящено селу Вёске, его автор, В.И. Ивановский, подробно пишет и о строительстве храмов села5.

Архитектурные особенности отдельных церковных зданий рассматриваются в научно-популярных изданиях серии «Дороги к прекрасному» конца XX в.6 Однако, памятники представлены избирательно и основная их часть остаётся вне поля зрения авторов. Т.П. Федотова пишет о храмах сел Вощажникова, Уславцева и Вёски. Н.С. Борисов уделяет внимание церквам сел Юхотской волости – Нового, Покровского, Большого Села и Леонтьевского погоста. В энциклопедии «Монастыри и храмы земли Ярославской», выпущенной в 2000-2001 гг., приведены краткие основные сведения обо всех памятниках церковной архитектуры, расположенных в ярославских владениях Шереметевых7.

К сожалению, перечисленные издания страдают многочисленными неточностями – авторы допускают ошибки при указании времени строительства (начало работ часто остается неизвестным), перестроек и храмоздателей. В настоящем исследовании уточняются некоторые датировки «шереметевских» храмов и предпринимается попытка их типологического обзора.

На рубеже XVIII-XIX вв. в шести сёлах и одном погосте Вощажниковской вотчины (Рис. 1) стояли семь каменных и одна деревянная церковь8.

О позволении строить новую церковь в Вощажникове говорится в указе Петра Борисовича Шереметева от 19 апреля 1782 г.: «…приходские люди имели желание чтоб имеющуюся в том селе церковь перестроить и зделать в два этажа … а ныне же они желают построить вновь особо церковь каменную <…> вновь каменную церковь строит просителям дозволить и под фундамент велеть начать копать рвы, а каким манером оная строится будет план и фасад на рассмотрение прислать в домовую канцелярию немедленно. Для строения ж той церкви на подмостки и жерди дозволить вырубить из лесных его сиятельства рощей до ста дерев…»9. Церковь предполагалось построить двухэтажную, следующим указом П.Б. Шереметева от 16 ноября 1782 г. велено «один храм зделать и освятить во имя Спаса Нерукотворнаго, а другой во имя Живоначальной Троицы или Воскресения Христова как они пожелают. На построение той церкви выдать из доходов его сиятелства денег сто пятьдесят рублев …»10. Строившееся здание упало, возобновили строительство в 1786 г.11 Согласно описи имущества 1796 г. Троицкая церковь «…заложена в 1782 году. Совершенным строением окончина и украшена 1796-го году. Освящена самим его преосвященством, архиепископом Ростовским и Ярославским в том же году месяца июня 9-го дня»12. В 1805 г. в Вощажникове стояли две каменные церкви «первая о двух этажах в верху во имя Св. Живоначальныя Троицы, в исподней Св. Вм. Параскевы, нареченныя Пятницы, вторая Рождества Пресвятой Богородицы с пределом Николая Чудотворца …»13. Впоследствии придел Николая чудотворца устроили в Троицкой церкви. В литературе указан год начала строительства – 178214, различаются данные о времени окончания – 179615 или 1797 гг.16 Документы подтверждают дату заложения церкви и уточняют год ее освящения (1782-1796 гг.).

Троицкую церковь начали строить при П.Б. Шереметеве, указы из Московской Домовой канцелярии свидетельствуют об активном участии его сиятельства в строительстве храма. Видимо архитектурный замысел принадлежал именно ему. Он не только вносил деньги на строительство и разрешал вырубку леса для нужд строителей, но и утверждал проект будущего храма. Освящена церковь была уже при Николае Петровиче Шереметеве, очевидно и придел во имя св. вм. Параскевы был устроен по его желанию.

В 1799 г. крестьяне села Вёски отправили письмо Н.П. Шереметьеву: «…благодеяния и милости вашего сиятельства, изливаемые нам, обязывают нас изъявить вам чувствительнейшее наше благодарение за щедрое ваше вспомоществование для сооружения церкви в селении нашем во имя Николая и Димитрия ростовскаго чудотворцов, ко общему нашему удоволствию к совершенному окончанию приведена и стенным писанием украшена …»17 10 июня 1799 г. Н.П. Шереметев обратился с прошением к архиепископу Ярославскому и Ростовскому Арсению: «… как же ныне и каменная церковь в том селе старанием крестьян моих и способствием моим пришла уже в отделку и желание их есть освятить оную во имя Николая Чудотворца, старую деревянную пришедшую в ветхость церковь упразднить и антиминс со всею церковною утварью перенести в ту каменную церковь …»18. В 1799 г. разрешение на освящение церкви было получено. В.И. Ивановский приводит несколько дат – время подачи прошения о строительстве (1790 г.), выдачи храмозданной грамоты (21 ноября 1790 г.) и освящения церкви (24 июня 1800 г.)19. Документы сообщают дату подачи прошения об освящении (1799 г.), причем здание могло быть построено на несколько лет раньше.

Храмозданная грамота на строительство каменной церкви в селе Уславцеве дана в 1793 г.20 По описи 1796 г. в Уславцеве значится деревянная церковь: «Означенная Николаевская церковь имеется деревянная небольшая об одной главе, коя имеется обита жестью, на ней крест железной, крыта тесом. Внутри оной церкви стены тесаные, потолок и полы тесовые. Окон во всей оной церкви семь и в них оконницы стеколчатые, решедки железные, двери входные две деревянные …»21. В 1801 г. каменный храм «по приказанию» Н.П. Шереметева и по «приходских людей усердному и Богоугодному желанию»22 был построен23, тогда же освящен придел св. Николая, расположенный в трапезе. В 1806 г. освящена холодная церковь и придел Казанской Богородицы24. Авторы справочников датируют Уславцевскую церковь 1793 г.25 и 1806 г.26, данные документов опровергают эти сведения, определяя 1801 г. как год окончания строительства.

Крестьяне села Никольского на Березниках просили разрешить перестройку обветшавшей церкви ещё у П.Б. Шереметева «…чего ради они просители и собрали на ту перестройку до трех сот рублев»27. В ответ на прошение из Московской Домовой канцелярии поступил указ: «… оную церковь осмотреть со знающими людми и описать какая имянно в неи имеется ветхость и ежели всю ее надлежит вновь перестроить, то что ис того будет годного ко употреблению, а к тому вдобавок к старому, что имянно на перестройку надлежит прибавит и какая тому в тамошних местах цена состоит, и что за работу плотники и другие мастеровые просит будут…»28.

С повторной просьбой прихожане обратились 3 июня 1804 г. к Н.П. Шереметьеву: «Имеем мы в вышеозначенном селе церковь деревянную во имя Святителя Николая Чудотворца, которая уже начинает приходить в ветхость, а как небезизвестно, и вашему сиятельству, что деревянные церкви как строить, так и починивать запрещается, чего ради и мы нижайше вознамерились вместо деревянной построить каменную церковь во имя того ж святителя Николая с приделом Вознесения Господня, суммы ж на построение каменной церкви имеется частию церковной с частию и от доброхотных дателей, которой по мнению нашему почти будет достаточно, о чем уже сначала подана была от нас прозба его преосвященству Павлу архиепископу Ярославскому и последовал уже из Духовной консистории указ для построения вновь каменной, однакож мы нижайшие, имея над собой покровителем и к богоугодным делам рачителем особу Вашего сиятельства, приступить ко оному не осмеливаемся, а потому объясня о сем Вашему сиятельству всенижайше просим позволить нам выстроить вместо деревянной вновь церковь каменную …»29. На письмо наложена резолюция – «позволить».

За ходом строительства следила Домовая канцелярия, о чём свидетельствуют регулярные рапорты, посылавшиеся из вотчинного правления. 26 октября 1804 г.: «… оказалось, что за неисправностию материалов и неприисканием подрятчика до сего октября не начиналось, а октября с первых чисел мастера поряжены и бут уже начат, толко ещё совсем до весны не окончан и будущим летом к кладки церкви приступить …»30 2 июня 1805 г.: «нынешнею весною стройкою зачата»31. 14 августа 1806 г.: церковь «… каменна. Стройкою вся в сем 1806-м году кончана и теперь же начата ощекотуреватся и покрывается крышею …»32. 7 сентября 1807 г.: «… строикою по наружности во всем кончена, внутренность же оной в рассуждении боголепнаго украшения как то зделания коностасу всего иконнаго писания еще не исправлена»33. 28 декабря 1807 г.: «...церковь боголепным украшением за неимением в зборе наличной суммы еще не кончена…»34 13 июня 1808 г.: «… иконостас резбою заготовляется однако ранее полугоду кончится не может…»35 7 января 1809 г.: «приведена уже всею совершенною отделкою и боголепным украшением в исправность»36.

У А.А. Титова и в «Кратких сведениях …»37 церковь в Николо-Березниках датирована 1811 г., в справочнике А. Крылова датировка отсутствует38. Документы позволяют точно определить даты начала и завершения строительства (1805-1807 гг.).

Церковь в Воскресенском погосте на Пуре в настоящее время утрачена. Храмозданная грамота на строительство дана в 1801 г.39 В 1802 г. здание построено40, в том же году освящен придел Успения Богородицы; холодная церковь освящена в 1818 г. Описи имущества дают общее представление об архитектурном облике церкви, представлявшей собой двусветный пятиглавый четверик с центральным световым барабаном41. Данные документов подтверждают сведения литературных источников об окончании строительства (1802 г.)42 и сообщают дату его начала (1801 г.).

Прямые документальные источники о времени строительства церкви в Семеновском не обнаружены. В справочных изданиях храм датируется 1784 г.43, этот же год указан в описи имущества церкви 1837 г.44

Деревянная церковь в Николо-Пенье была построена и освящена в июне 1791 г. по храмозданной грамоте 1782 г.45 После постройки новой каменной церкви в Николо-Березниках приход Николо-Пенья упразднили и приписали к Березниковской церкви. Прихожане «на сие <…>, взирая с прискорбием и соболезнуя о таковом оскудении существуемаго издревле села их, которое начало свое имеет прежде, нежели основана была церковь села Березников…» просили в 1808 г. разрешить им построить каменную церковь. Однако, в строительстве было отказано46. Каменную церковь в Николо-Пенье во имя св. Николая построили только в 1863 г. на средства крестьянина Алексея Адриановича Писцова. А. Крылов датирует деревянную церковь 1688 г.47, в архивных источниках приведена иная дата – 1791 г.

Шесть каменных храмов Вощажниковской вотчины (в Вощажникове, Вёске, Воскресенском погосте на Пуре, Никольском на Березниках, Семеновском и Уславцеве) были возведены в 1780-1800-е гг. Почти одновременно активное церковное строительство разворачивается и в Юхотской волости. К началу XIX в. в четырех селах и семи погостах волости было построено двенадцать каменных церквей48. Девять из них (в селах Новом, Покровском и Никольском; погостах Леонтьевском, Флора и Лавра, Васильевском, Климентовском, Георгиевском и Никольском на Молокше) датируются 1770-1800-ми гг.

Редкие архивные источники о строительстве церквей Юхотской волости дополняют сведения справочных изданий. Церковь Архангела Михаила в Леонтьевском погосте построил «собственным своим коштом» крестьянин деревни Зайкова Михаил Васильевич Орешников, его прошение о строительстве отправлено в 1795 г.49 В литературе церковь датирована 1800 г.50, но, согласно документам, освящение произошло 2 декабря 1801 г.51

В ноябре1780 г. церковный староста Герасим Семенов подал прошение об освящении Казанской церкви в Георгиевском погосте, документальные сведения совпадают с датировкой справочников52 (1780 г.). Церковь была построена по благословению епископа Афанасия (на ростовской кафедре с 1763 по 1776 гг.)53, то есть храмозданная грамота была выдана не позже 1776 г.

Тот же епископ Афанасий дал разрешение на возведение храма в селе Покровском. Двухэтажную церковь освятили в два этапа – нижнюю в 1775 г., верхнюю в 1779 г.54 В литературе Покровская церковь датирована 1779 г.55, однако время освящения нижнего храма позволяет предположить, что строительство здания могло быть завершено в 1775 г.

Документы о строительстве Троицкой церкви в селе Новом подтверждают дату его завершения, указанную в литературе56 (1800 г.). Кроме того, сообщают время выдачи храмозданной грамоты – 1789 г.57

В результате проведенного исследования уточнены датировки одиннадцати памятников, что позволяет выстроить хронологический ряд, точнее определить его границы и проследить последовательность строительства «шереметевских» церквей. Возведение храмов в ярославских владениях начинается при П.Б. Шереметеве (1713-1788) и завершается во время управления вотчинами Н.П. Шереметевым (1751-1809). Нижняя граница периода – 1779 г. (построены церкви в Покровском и Климентовском), верхняя граница – 1802 г. (окончено строительство в Воскресенском погосте на Пуре). За исключением двух храмов (в селах Семеновском (Рис. 2) и Новом58) церковные здания отчетливо делятся на два типа.

В первом случае это двухэтажная церковь с осевой трехчастной схемой, пятиглавый четверик поставлен на высокий подклет. К этому типу можно отнести церкви сел Вощажникова (1796 г., рис. 3)59, Фроловского (1787 г.)60, Покровского в Юхти (1779 г.)61, Климентовского в Юхти (1779 г.)62, Васильевского в Юхти (1785 г.)63, Никольского в Слободищах (1781 г.)64. Среди перечисленных памятников выделяется группа практически одинаковых церквей – в Вощажникове, Покровском и Фроловском. Во всех трех случаях четверик перекрыт сомкнутым сводом, прорезанным люкарнами. Полукруглые тимпаны акцентируют завершения стен, углы отмечены сдвоенными пилястрами. Фасады расчленены карнизами сложного профиля с раскреповками. Граненые барабаны увенчаны главками «с перехватами». В обрамлении окон использованы наличники с ушами и замковыми камнями, а также лучковые фронтоны, бровки и сандрики. В остальном их архитектура различается в деталях, например, в вариантах форм алтаря – полукруглого (в Вощажникове и Фроловском) и граненого (в Покровском).

Церкви сел Никольского в Слободищах, Васильевского и Климентовского, при сохранении той же объемно-пространственной композиции, отличаются существенно упрощенным декором – более сдержанна пластическая разработка фасадов, отсутствуют люкарны и тимпаны в завершении. В результате поздней реконструкции изменено завершение храма в Климентовском – оставлена лишь одна центральная глава.

Н.С. Борисов, описывая церковь села Покровского, выделял группу аналогичных зданий и обозначал ареал ее распространения: «Памятники этого типа строились во второй половине XVIII века главным образом в западной части Ярославской губернии»65. Однако, из приведенных им примеров лишь Троицкая церковь в Вощажникове цитирует композицию и декор Покровского храма. Кроме памятников, упоминаемых Н.С. Борисовым (Казанская церковь в Романово-Борисоглебске, храмы в Архангельском погосте Угличского района66 и селе Поводневе Мышкинского района), ряд двухэтажных пятиглавых церквей, строившихся на территории Ярославской губернии во второй половине XVIII – начале XIX вв., можно дополнить аналогичными сооружениями в селах Новотроицком и Спас-Смердине Ростовского района, Воскресенском Угличского района.

Второй тип – это здание продольно-осевой композиции с двусветным бесстолпным четвериком и пониженным алтарем. Храмовый объем с крышей крутого барочного ската завершен пятью главами на граненых барабанах. Боковые барабаны расставлены на углах четверика. Трехчастное деление фасадов подчеркнуто пилястрами и лопатками. Перечисленным признакам соответствуют церкви Вощажниковской вотчины – сел Уславцева (1801 г., рис. 4), Вёски (1799 г., рис. 5), Никольского на Березниках (1807 г.)67 и, вероятно, Воскресенского погоста на Пуре (1802 г.)68. В Юхотской волости – это церкви в погостах Георгиевском (1780 г.)69, Леонтьевском (1801 г.)70 и Никольском на Молокше (1793 г.)71.

Особенно выразительны в этой группе церкви Уславцева и Вёски, отличающиеся тонко разработанным, сложным декором. Здания перекрыты сомкнутыми сводами с центральными световыми барабанами. Внешние углы храмовых объемов скруглены, центральные оси фасадов выделены небольшими фронтонами на аттиках, окна обработаны нишами с накладными досками. В Уславцеве завершение церкви украшено четырьмя люкарнами. Намного скромнее декоративное убранство храма в Никольском на Березниках – фасады расчленены лопатками, между окнами первого и второго этажей размещены накладные доски. Церковное здание в Воскресенском погосте на Пуре не сохранилось, известно лишь о наличии пятиглавия.

Необходимо отметить, что на рубеже XVIII-XIX вв. церкви подобной архитектуры получили широкое распространение за пределами владений Шереметевых на территории Ярославской губернии, особенно в селах у границ Вощажниковской вотчины72.

Менее интересны церковные здания, строившиеся в Юхотской волости, они представляют упрощенный вариант церквей Вощажниковской вотчины. Различия выражены как в деталях объемно-пространственного решения, так и в сухости пластической разработки. В композиции зданий использована форма граненого алтаря, а не круглого как в вощажниковских храмах. Сомкнутый свод с центральным световым барабаном применяется только в Никольском на Молокше, в Георгиевском и Леонтьевском – сомкнутые своды с глухими барабанами (хотя завершение Михайловской церкви в Леонтьевском могло быть изменено в результате реставрации). Более всего отличается от остальных церквей данного ряда Казанская церковь в Георгиевском (здание увенчано главами на круглых барабанах, отсутствует расчлененность фасадов, лопатками обозначены лишь углы), что заставляет исключить памятник из рассматриваемой группы.

Все церковные здания выполнены в формах раннего классицизма с сохранением элементов барокко. В их композиционно-пространственных решениях и декоре много общего. Фасады отчетливо разделены на прясла пилястрами, лопатками или оконными нишами, междуэтажные членения обозначены крепованными карнизами. Граненые барабаны и главки «с перехватом» завершают четверики. В обработке фасадов использованы рустованные лопатки, сдвоенные пилястры, скругление и креповка углов, ниши, филенки, накладные «доски», окна разнообразных рисунков и размеров.

Документы подтверждают явную заинтересованность Шереметевых в церковном строительстве. Их деятельное участие отражено в разрешениях строить церкви, вложении средств, надзоре за строительством, пожеланиях о наименовании престолов, хлопотах об освящении. При П.Б. Шереметеве строятся исключительно двухэтажные церкви, здания второго типа возводятся при Н.П. Шереметеве. Этот факт говорит о вероятности целенаправленного заказа владельцев и их определяющей роли в преобладании конкретных архитектурных типов церковных зданий.

Двухэтажные храмы строятся преимущественно в Юхотской волости, в Вощажниковской вотчине возведена только одна церковь этого типа. Церковные здания подобной архитектуры, но более раннего времени, встречаются в Угличе, например, Флоровская церковь (1762 г.) – двухэтажная пятиглавая на высоком подклете73. Юхотская волость территориально располагалась в Угличском уезде и нельзя исключать вероятность ориентации строителей на существовавшие образцы в Угличе.

Вторая группа памятников появляется несколько позже первой. Исключая из хронологического ряда Казанскую церковь в Георгиевском можно предположить, что здания второго типа -– это всего лишь экономичные варианты первого, взятого «за образец», но возможно и равноправное существование нескольких проектных вариантов. Проекты «шереметевских» храмов пока не обнаружены, однако о наличии проекта Троицкой церкви села Вощажникова говорится в указе П.Б. Шереметева 1782 г.: «… присланной той церкви план и фасад его сиятелством опробован и послан при сем обратно…»74.

П.Б. Шереметев присылал в Вощажниково для осмотра Рождественской церкви архитектора Алексея Миронова. В его указе в связи со строительством Троицкой церкви вощажниковскому выборному Афанасию Хвостову 1786 г. упоминается архитектор К.И. Бланк: «… и спрося у архитектора Карла Ивановича Бланка знающаго человека для осмотру и показания в отделке той церкви послать в село Вощажниково, о чем господин Бланк и был прошен, и человека послать с надлежащим наставлением обещал, которой вскоре к вам и отправится и для того тебе до присылки онаго строить церкви не начинать …»75. Известно, что К.И. Бланк в 1760-1780-е гг. работал в подмосковном имении Шереметевых Кусково. Его причастность к проектированию церквей в ярославских вотчинах не выявлена, однако художественные особенности памятников позволяют предположить использование проектов незаурядного архитектора.

Строительство одинаковых церквей часто связано с деятельностью одного подрядчика. Т.П. Федотова отмечала одинаковость памятников в Вёске и Уславцеве , предполагая, что «… на «графщине» работала большая артель крепостных зодчих и живописцев, выполнявшая заказы Н.П. Шереметева в его борисоглебских владениях»76. Здание в Вёске строил Михаил Лобков «со товарищи»77. Та же артель могла заключить подряд и в соседнем Уславцеве, что косвенно подтверждается несомненным сходством этих церковных зданий. Тем более, что разница в датах окончания постройки церквей составляет два года.

Устойчивое бытование выделенных архитектурных типов можно объяснить влиянием заказчиков, работой одной строительной бригады и существованием опробованных проектов. Очевидно, совокупность всех перечисленных факторов определила тенденцию строительства однотипных церквей в шереметевских владениях. Индивидуальность проектов рассматриваемых памятников, в свою очередь, могла способствовать появлению в Ярославской губернии множества аналогичных церковных зданий, строители которых использовали «шереметевские» храмы в качестве образцов.

  1. Содержание жалованной грамоты цитируется в опубликованных документах «Архива села Вощажникова». См.:Архив села Вощажникова. Бумаги фельдмаршала Б.П. Шереметева. М., 1901. Вып. 1. С. 3-7.
  2. Крылов А. Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии. Ярославль, 1861; Краткия сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. Ярославль, 1908.
  3. Титов А.А. С. Вощажниково и вощажниковская вотчина в старинном Запурском стану Ростовскаго уезда. Ярославль, 1903.
  4. Титов А.А. Ростовский уезд Ярославской губернии. М., 1885.
  5. Ивановский В.И. Село Веска Ростовскаго уезда, Ярославской губернии. М., 1901.
  6. Борисов Н.С. Окрестности Ярославля. М., 1984; Федотова Т.П. Вокруг Ростова Великого. М., 1987.
  7. Монастыри и храмы земли Ярославской. Ярославль-Рыбинск, 2000-2001. Т. 1-3.
  8. Две каменные церкви в Вощажникове – во имя Рождества Пресвятой Богородицы и во имя Живоначальной Троицы с престолами св. вм. Параскевы и св. Николая; каменная церковь в Вёске во имя св. Николая с приделами св. Димитрия Ростовского и Тихвинской Пресвятой Богородицы; каменная церковь в Воскресенском погосте на Пуре во имя Обновления храма Воскресения Христова с престолом Успения Пресвятой Богородицы; деревянная, а затем каменная церковь во имя св. Николая в Никольском на Березниках; деревянная церковь во имя св. Николая в Никольском на Пенье; каменная церковь в Семёновском во имя Положения пояса Пресвятой Богородицы; каменная церковь в Уславцеве во имя Богоявления Господня с приделами св. Николая и Казанской Божьей Матери.
  9. РГИА. Ф. 1088. Оп. 7. Д. 560. Л. 3 об.
  10. РГИА. Ф. 1088. Оп. 7. Д. 560. Л. 4.
  11. РГИА. Ф. 1088. Оп. 7. Д. 560. Л. 5-6.
  12. РФ ГАЯО. Ф. 196. Оп. 1. Д. 472. Л. 18 об.
  13. РГИА. Ф. 1088. Оп. 7. Д. 615. Л. 1 об.
  14. Титов А.А. С. Вощажниково и вощажниковская вотчина в старинном Запурском стану Ростовскаго уезда. Ярославль, 1903. С. 3.
  15. Крылов А. Указ. соч. С. 261; Краткия сведения … С. 155.
  16. Титов А.А. Ростовский уезд Ярославской губернии. М., 1885. С. 515-516.
  17. РГИА. Ф. 1088. Оп. 7. Д. 608. Л. 10
  18. РГИА. Ф. 1088. Оп. 7. Д. 608. Л. 15-15 об.
  19. Ивановский В. И. Указ. соч. С. 34-51.
  20. РФ ГАЯО. Ф. 197. Оп. 2. Д. 2025. Л. 1.
  21. ГАЯО. Ф. 196. Оп. 1. Д. 472. Л. 45.
  22. РФ ГАЯО Ф. 197. Оп. 2. Д. 2025. Л. 1.
  23. ГАЯО. Ф. 230. Оп. 1. Д. 621. Л. 1.
  24. РФ ГАЯО. Оп. 2. Д. 2025. Л. 28.
  25. Крылов А. Указ. соч. С. 272; Титов А.А. Ростовский уезд Ярославской губернии. М., 1885. С. 520.
  26. Титов А.А. Ростовский уезд Ярославской губернии. М., 1885. С. 524; Краткия сведения … С. 163.
  27. РГИА. Ф. 1088. Оп. 7. Д. 560. Л. 1.
  28. РГИА. Ф. 1088. Оп. 7. Д. 560. Л. 1.
  29. РГИА. Ф. 1088. Оп. 7. Д. 614. Л. 1 об.
  30. РГИА. Ф. 1088. Оп. 7. Д. 614. Л. 4.
  31. РГИА. Ф. 1088. Оп. 7. Д. 614. Л. 6.
  32. РГИА. Ф. 1088. Оп. 7. Д. 614. Л. 8.
  33. РГИА. Ф. 1088. Оп. 7. Д. 614. Л. 10.
  34. РГИА. Ф. 1088. Оп. 7. Д. 614. Л. 12.
  35. РГИА. Ф. 1088. Оп. 7. Д. 614. Л. 14.
  36. РГИА. Ф. 1088. Оп. 7. Д. 614. Л. 15.
  37. Титов А.А. Ростовский уезд Ярославской губернии. М., 1885. С. 530; Краткия сведения … С. 160.
  38. Крылов А. Указ. соч. С. 273.
  39. ГАЯО. Ф. 230. Оп. 1. Д. 985. Л. 9.
  40. ГАЯО. Ф. 230. Оп. 1. Д. 985. ЛЛ. 1, 12.
  41. РФ ГАЯО. Ф. 196. Оп. 1. Д. 10262. Л. 2; Ф. 372. Оп. 1. Д. 310. ЛЛ.2-3.
  42. Крылов А. Указ. соч. С. 270; Титов А.А. Ростовский уезд Ярославской губернии. М., 1885. С. 523; Краткия сведения … С. 162.
  43. Крылов А. Указ. соч. С. 263; Титов А.А. Ростовский уезд Ярославской губернии. М., 1885. С. 532; Краткия сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. Ярославль, 1908. С. 155.
  44. РФ ГАЯО. Ф. 196. Оп. 1. Д. 12117. Л. 2.
  45. РФ ГАЯО. Ф. 197. Оп. 2. Д. 1465. Л. 1.
  46. РГИА. Ф. 1088. Оп. 7. Д. 619. Л. 28-28 об.
  47. Крылов А. Указ. соч. С. 274.
  48. РГИА. Ф. 1088. Оп. 7. Д. 899; названия населенных пунктов и наименования церковных престолов соответствуют данным описания Юхотской волости 1803 г.; датировки храмов приведены из справочника «Краткия сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии» (Ярославль, 1908). Церковь во имя св. Живоначальной Троицы с приделами Богоявления Господня, Тихвинской Богородицы, Всех Святых и св. Николая в селе Новом (1800 г. ); церковь во имя Рождества Богородицы с приделом апостолов Петра и Павла в селе Большом (1760 г.); церковь во имя Покрова Богородицы с приделом св. Параскевы Пятницы в селе Покровском (1779 г.); церковь во имя св. Николая Чудотворца с приделами Рождества Богородицы и св. пророка Илии в селе Никольском (1781 г.); церковь во имя св. Леонтия Ростовского с приделом препод. Иоанна Кущника (1730 г.) и церковь во имя Архангела Михаила (1800 г.) в Леонтьевском погосте; церковь во имя Обновления храма Воскресения Христова с приделами св. Флора и Лавра, Казанской Богородицы, св. Николая, св. Димитрия Селунского в погосте Флора и Лавра (1787 г.); церковь во имя св. Василия Великого с приделами св. пророка Илии и св. Николая в Васильевском погосте (1785 г.); церковь во имя св. Климента папы Римского с приделом св. Николая в Климентовском погосте (1779 г.); церковь во имя Казанской Богородицы с приделами св вм. Георгия и св. вм. Параскевы Пятницы в Георгиевском погосте (1780 г.); церковь во имя Усекновения главы св. Иоанна Предтечи с приделами св. Николая Чудотворца и св. Тихона Амафунтского в Никольском погосте на Молокше (1793 г.); церковь во имя св. вм. Параскевы Пятницы с приделом св. Николая в Пятницком погосте (1747 г.)
  49. РФ ГАЯО. Ф. 197. Оп. 2. Д. 2567. Л. 1.
  50. Крылов А. Указ. соч. С. 317; Краткия сведения … С. 230.
  51. ГАЯО. Ф. 230. Оп. 1. Д. 2344. Л. 9 об.
  52. Крылов А. Указ. соч. С. 325; Краткия сведения … С. 224.
  53. РФ ГАЯО. Ф. 197. Оп. 1. Д. 7448. Л. 1.
  54. РФ ГАЯО. Ф. 197. Оп. 1. Д. 7098. Л.1.
  55. Крылов А. Указ. соч. С. 307; Краткия сведения … С. 232.
  56. Крылов А. Указ. соч. С. 319; Краткия сведения … С. 229.
  57. ГАЯО. Ф. 230. Оп. 1. Д. 296. Л. 1.
  58. Большесельский район Ярославской области. См. воспроизведение: Монастыри и храмы земли Ярославской. Ярославль-Рыбинск, 2000. Т. 1. С. 186.
  59. Борисоглебский район Ярославской области.
  60. Большесельский район Ярославской области. См. воспроизведение: Монастыри и храмы земли Ярославской. Ярославль-Рыбинск, 2000. Т. 1. С. 189.
  61. Угличский район Ярославской области. См. воспроизведение: Н. С. Борисов. Указ. соч. С. 147.
  62. Деревня Костюрино Мышкинского района Ярославской области. См. воспроизведение: Монастыри и храмы земли Ярославской. Ярославль-Рыбинск, 2000. Т. 2. С. 198.
  63. Церковь расположена около бывшей деревни Отестово Большесельского района Ярославской области. См. воспроизведение: Монастыри и храмы земли Ярославской. Ярославль-Рыбинск, 2000. Т. 1. С. 186.
  64. Село Радищево Угличского района Ярославской области. См. воспроизведение: Монастыри и храмы земли Ярославской. Ярославль-Рыбинск, 2001. Т. 3. С. 416.
  65. Борисов Н. С. Указ. соч. С. 144.
  66. См. воспроизведение: Н.С. Борисов. Указ. соч. С. 150.
  67. См. воспроизведение: Монастыри и храмы земли Ярославской. Ярославль-Рыбинск, 2000. Т. 1. С. 218.
  68. Борисоглебский район Ярославской области.
  69. Деревня Герцино Большесельского района Ярославской области. См. воспроизведение: Монастыри и храмы земли Ярославской. Ярославль-Рыбинск, 2000. Т. 1. С. 181.
  70. Деревня Леонтьевское Большесельского района Ярославской области. См. воспроизведение: Монастыри и храмы земли Ярославской. Ярославль-Рыбинск, 2000. Т. 1. С. 184.
  71. Село Николо-Молокша Большесельского района Ярославской области. См. воспроизведение: Монастыри и храмы земли Ярославской. Ярославль-Рыбинск, 2000. Т. 1. С. 185.
  72. Церкви в селах Рождество (Большесельский район), Берлюково (Гаврилов-Ямский район), Здоровцево (Романово-Борисоглебский район), Яковцево, Никола-Бой, Малахово, Ильинское, Зубарево, Зачатье, Борисовское, Андреевское, Покровское на Могзе и Рождествено (Борисоглебский район), Вознесенская церковь в Рыбинске.
  73. Лавров Н.Ф. Путеводитель по церквам г. Углича. Углич, 1994. С. 44.
  74. РГИА. Ф. 1088. Оп. 7. Д. 560. Л. 4.
  75. РГИА. Ф. 1088. Оп. 7. Д. 560. Л. 5 об.
  76. Федотова Т.П. Указ. соч. С. 62-63.
  77. РФ ГАЯО. Ф. 196. Оп. 1. Д. 641. Л. 1.