В.Ф. Пак

Творческие дни «горячих эмалей»1 в Ростове

В 2001 году вновь открылись Творческие дни эмали в Ростове Великом. На этот раз они были юбилейные. Вот уже пятый год подряд художники-эмальеры и искусствоведы собираются под древними стенами Ростовского Кремля на берегу озера Неро в Доме творчества «Хорс»2, чтобы обменяться опытом, поработать и обсудить проблемы современной эмали. И как всегда проходили они под руководством Михаила Селищева3 и участии музея-заповедника «Ростовский кремль», сотрудники которого знакомили участников симпозиума с собранием музея и содействовали их ознакомлению с культурно-историческими памятниками русского искусства Ростово-Суздальской земли.

Михаил – самобытный художник-эмальер, поэтому благоприятная атмосфера творчества сохраняется вокруг него и притягивает других. В его доме, а точнее домашнем музее постоянно открываются персональные выставки не только эмалей, но живописи и прикладного искусства.

Эмали в доме творчества по праву принадлежит особое место. Каждый год в конце июня – начале июля сюда приезжают специалисты из разных городов России, и из-за рубежа. Тесные дружеские связи в последние годы активно развиваются и поддерживаются с Австрией. В 2001 году в марте в Вене и Зальцбурге проходила выставка участников ростовских творческих дней. Многие участники творческих дней в Доме творчества «Хорс» регулярно посещали симпозиумы в международном центре эмали в г. Кечкемете (Венгрия), которые фактически положили начало распространению эмальерной техники в творчестве российских художников.

Первые творческие дни состоялись в 1997 году, это были: выставка, экскурсия по залу финифти ГМЗРК и круглый стол с обсуждением проблем современной эмали, с последующей работой художников в Доме творчества.

Дни эмали следующего 1998 года открылись выставкой Николая4 и Валентины5 Вдовкиных, экспонировавшейся незадолго до того в Центральном Доме художника в Москве. Перед зрителем предстали две сложные и цельные творческие натуры, способные остро и глубоко переживая образ, перенести его на язык эмали. Благодаря деятельности «Хорса», ростовцы смогли познакомиться с достижениями в области современного эмальерного искусства.

Обширная программа творческих Дней 1998 года была насыщенной и интересной. Помимо общей выставки произведений участников, организаторы создали возможность для работы не только мастеров с большим опытом работы – собственно основных участников симпозиума, но и для всех желающих попробовать самим – что же такое искусство эмали. Ценность этого мероприятия превзошла все ожидания: эмалями увлеклись некоторые искусствоведы и молодые художники, а насколько этот опыт полезен и для первых, и для вторых, пояснения излишни.

В 1998 г. было шесть участников творческих дней: Николай6 и Валентина Вдовкины (Минеральные Воды), Людмила Ванева7 (Череповец); Григорий Дервиз8 (Москва), Валерий Сухов9 (Ростов) и Михаил Селищев.

По итогам работы симпозиума была открыта выставка и проведен круглый стол, на котором были высказаны оригинальные идеи, обсуждались различные точки зрения путей развития современных эмалей, взаимоотношения нетрадиционной эмали и финифти. По сравнению с ростовской финифтью «горячие эмали» опытный, экспериментальный материал. В финифти и «горячей эмали» одно начало: эмаль и огонь, но совершенно разные способы выражения и ориентиры. Ростовская финифть, имея корни традиционного народного искусства и элементы (в хорошем смысле) ремесленничества, таит в себе возможности для эксперимента, направленного на развитие своих традиций. Помимо судьбы промысла были подняты проблемы монументального и станкового эмальерного творчества, проблемы пространства, определяющего колорит и фактуру произведения. Искусствовед и эмальер Людмила Ванева отметила, что работа с огнем делает человека непохожим на других художников. Огонь дает дополнительную магическую силу, а московский искусствовед Маргарита Хабарова высказала мысль о том, что такие обсуждения помогают специалистам определить свою точку зрения на эти проблемы. Что ж, с этим нельзя не согласиться, ведь даже только постановка проблемы – это начало пути ее решения.

В 1999 г. симпозиум приобрел уже международные масштабы. Приехали мастера, чей профессиональный опыт очень богат, это художники из Австрии - Ева Мазукко10 и Игидиус Голоб11. Оба очень открытые для общения, несущие в себе свободную светоносную культуру.

Серии работ Евы Мазукко (илл. 1) излучают радость, чистоту и открытость автора благодаря ее умению увидеть в краске всю полноту ее радужности и яркости. Притягателен здоровый юмор и задор «петушиных» серий И. Голоба (илл.2). Художественные образы яркого мира птиц он проецирует на людей, при этом остро подмечая характерные детали. На одной из эмалей изображена группа петухов в пивном баре, один из которых в пиджаке и галстуке, сдвинувшемся на бок, очень похожей на человеческую руку, держит кружку пива, при этом гордо подняв свой петушиный профиль и ярко-красный клюв (эмаль «Gesnudheit»). Юмористические, но без тени сарказма, светлые по настроению и яркие по колориту его работы отличаются от эмалей других художников.

Григорий Георгиевич Дервиз экспонировал изящные панно в стиле модерн, которые могут быть одновременно рамками для зеркал или фотографий. Они декорированы томными изгибами цветочных стеблей излюбленных художником ирисов, благородными цветосочетаниями синего, бирюзы, золота, белого, и в целом производят великолепное впечатление. Тему ирисов художник развивает и в других своих работах. Легкая ностальгия, поэтическая увлеченность стилем модерн пронизывает многие его произведения. Художник использует традиционную технику перегородчатой эмали. Григорий Георгиевич – интересный собеседник, он очень охотно говорит о своем творчестве: «Материал для меня очень важен, я предпочитаю вечные материалы, эмаль в полной мере относится к ним, она – неподатливый и непредсказуемый материал, и в этом для меня заключается интрига творчества, люблю эмаль, в ней таятся большие возможности». На вопрос – что его связывает с Ростовом, он ответил: «В юности я любил творчество Врубеля и Рериха. У Рериха есть ранние этюды с изображением Ростова, для меня тогда это был миф, заманчивая, как и все картины Рериха, легенда, и вот когда я, наконец, в зрелом возрасте оказался здесь и увидел этот город наяву, то понял, что настоящий Ростов ничем не хуже Ростова Рериха».

Среди участников Творческих дней 1999 года была Анастасия Вдовкина12, дочь Николая и Валентины Вдовкиных. Настя показала три цикла-ассоциации. В серии с условным названием «Дальний Восток» (илл. 3) есть все – жизнь, быт, любовь, в африканском же цикле преобладают представители фауны, которые изображены парами, что так напоминает Ноев ковчег, где «каждой твари по паре». Художница ищет разнообразные цветосочетания, основанные на ассоциациях с миром реальности. Колористическая гамма и один стилистический мотив являются объединяющей идеей каждого цикла.

Валерий Сухов, тщательно изучив технологию изготовления финифти XVIII в., тактично вводит в традиционную ростовскую финифть новые экспериментальные мотивы. Традиция, по его мнению, не должна быть мертвой, ее нужно обогащать новыми современными моментами. В настоящее время он работает главным образом над созданием иконописной миниатюры, но ранее, стремился к сложным тематическим построениям, что и сейчас нередко сказывается в его композициях.

Михаил Селищев создает большие тематические циклы эмалей, находя и осваивая новые методы в эмальерной технике. В них прочувствована красота взаимоотношений и взаимопроникновений полихромных эмалей и светящегося золотистого фона меди под фондоном. Композиционной и колористической основой серии «Ангел Хранитель» стали фрески церквей ростовского кремля, цикла «Счастье мое» – образ города с его микросредой, в которой обитает художник. В серии под названием «Бесы» художник размышляет о борьбе добра и зла, продолжая тему, над которой работали гениальные наши соотечественники – классики русской литературы и искусства XIX века – Ф. М. Достоевский, М.А. Врубель и др. Контрастны и вместе с тем гармоничны по цвету эти эмали. На одной изображено срезанное краем пластины лицо с печальными глазами, над которым, задевая его, пролетает стая воронья. На другой – мальчик в белых одеждах, устремившийся прочь от тучи демонов, создающих подобие черных крыльев, застилающих глаза. Произведения погружают зрителя в сложный духовный мир художника, заставляют размышлять о вечных проблемах бытия.

По окончании III Творческих дней в Доме творчества «Хорс» работала персональная выставка эмалей Григория Георгиевича Дервиза. Ее открытие было не только событием в художественной жизни города, но и вошло в историю комплектования коллекций музея «Ростовский кремль». Здесь были подарены музею эмали участников последних творческих дней. Г.Г. Дервиз вручил свою работу «Благоухание лугов»13 в технике графики по эмали14. Михаил Селищев подарил свою работу из серии «Бесы»15 и две работы австрийских коллег - Евы Мазукко «Танец»16 и Игидиуса Голоба «Дуэт»17 (илл 1, 2). А чуть раньше на открытии III Творческих дней была также подарена Дервизом эмаль «Стихия»18 московского художника В.А. Орлова19. Таким образом, положено начало – первый камень в основание раздела современных нетрадиционных эмалей в коллекции ростовского музея.

27 июня 2000 года открылись IV Творческие дни. Во второй раз приехали художники из Австрии Ева Мазукко и Игидиус Голоб, а также российские художники Анастасия Вдовкина, Людмила Ванева и впервые – эмальер из Москвы Лариса Новикова20. Культурная программа, всегда отличающаяся насыщенностью и разнообразием, и на этот раз была интересной. Но кроме прочего эти дни особенно запомнились участникам симпозиума тем, что они стали первыми зрителями официально еще не открывшегося музея финифти. Анастасия Вдовкина и Людмила Ванева преподнесли музею в дар свои работы21.

Пятые творческие дни в 2001 году открылись персональной выставкой Людмилы Анненковой22, которая стала приятным событием для тех, кому дороги идеалы классического русского искусства (илл. 4).

Дом творчества «Хорс» гостеприимно принимает и молодых талантливых художников, и опытных мастеров, ведущих активную выставочную деятельность и в России, и за рубежом. Без преувеличения, в основном это художники, обладающие индивидуальным въдением мира и собственным почерком, со своими колористическими пристрастиями и, безусловно, своими способами выражения в технике эмали. Многие художники передают в дар свои произведения музею «Ростовский кремль»23. Появление в нем специального музея финифти (эмали), кстати, единственного во всей России, вселяет уверенность, что дары будут по достоинству оценены. Музей выступает не только в роли хранителя культуры прошлых веков, но и чуткого ценителя, остро чувствующего современное развитие искусства.

В день открытия творческих дней, по-традиции, проводятся обсуждения за круглым столом, где художники и искусствоведы обмениваются своими мнениями, идеями. Это общение бывает не только интересным, но и полезным как для дальнейшей деятельности художника, так и для развития музейной практики. Здесь обсуждаются проблемы развития индивидуального творчества и промысла финифти в целом, а также проблемы художественного рынка, перспектив развития музея финифти и многие другие вопросы.

Ежегодные творческие дни в Ростове не просто расцвечивают разнообразием нашу художественную жизнь, но становятся по-настоящему серьезным делом, результаты которого все настойчивее и глубже влияют на формирование современной культурной среды нашего города.

  1. Термин «горячие эмали» употребляется для обозначения техники, принцип которой сотоит в нанесении порошкообразных стекловидных красителей с последующим обжигом при температуре 800-900°. Используя этот термин, мы исключаем широко распространенные современные «холодные эмали», многие из которых обрабатываются нагреванием при низких температурах. Ростовская финифть по способу обжига аналогична «горячим эмалям», но по технике и краскам ближе надглазурной росписи по фарфору.
  2. Дом творчества «Хорс» – домашний музей, выставочный зал, эмальерная мастерская, небольшая гостиница, которые размещаются в скромном двухэтажном деревянном доме типичной для Ростова конца XIX в. застройки. Он был открыт в 1995 году приехавшими из Киева в 1992 г. Натальей Федоровной и ее сыном Михаилом Александровичем Селищевыми. В 1999 году ДТ «Хорс» стал победителем в конкурсе малых предприятий Ярославской области по номинации «За достижения в инновационном бизнесе».
  3. Михаил Александрович Селищев (р.1962), окончил в 1982 г. Московское художественное училище памяти 1905 г. и в 1988 – московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова. Основное его занятие – творчество. М.А. Селищев ведет активную выставочную деятельность. М. Селищев – участник международных и российских выставок, а также симпозиумов в Венгрии и России. Его персональные выставки проводились: в ЦДХ – 1991, 1995, 1996, 1999-2001, Москва – 1998 г., ВЗ СХ, частной галерее «Форум», Ярославль – 1999 г.
  4. Николай Михайлович Вдовкин (р. 1948) – выпускник монументального отделения Московского высшего художественно-промышленного училища (бывш. Строгановское), прекрасно владеет техниками витража, росписью, флорентийской мозаикой, металлопластикой. Он оформлял театры в Бурятии, Якутске, интерьеры общественных зданий. В 1990-х гг. с В.Г. Вдовкиной они оформили горячими эмалями и витражами весь интерьер церкви Св. Ольги в г. Железноводске. Церковь, полностью декорирована эмалями и цветным стеклом. Иконостас смонтирован из медных и стальных пластин, покрытых и расписанных эмалями. Это первый (во всяком случае, в России) пример использования «горячей эмали» в создании цельного иконостаса. Из истории искусств известен опыт использования фарфора и фаянса в церковном декоре, обогащенные эмалью литые образки, но иконы значительных размеров впервые были исполнены Н.М. Вдовкиным. Стиль – современные станковые горячие эмали, имеющие в своей основе древнерусские иконописные каноны.
  5. Валентина Гелиевна Вдовкина (р.1950), в 1984 г. окончила художественно-графическое отделение Хабаровского педагогического института. С 1984 г. член СХ СССР. С 1985 г. работает в технике горячей эмали.
  6. Принимал участие как экспонер некоторых своих работ.
  7. Михайловна Ванева (Череповец), искусствовед, выпускница Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Участник региональных, республиканских и всесоюзных выставок с 1995 г. «Горячими эмалями» стала заниматься с 1980 г.
  8. Григорий Георгиевич Дервиз (Москва), р. 1930 – заслуженный художник России, художник-монументалист, скульптор, живописец, эмальер. Учился в высшем художественно-промышленном училище (бывш. Строгановском, 1951-1957), автор интерьера станции метро Кузьминки, советского посольства в Непале, Дома советской науки и культуры в Болгарии, участник художественных симпозиумов в Польше, Венгрии, Германии, Швеции и России.
  9. Валерий Васильевич Сухов (р. 1962), мастер миниатюрной живописи на эмали (финифти), учился в Федоскинской школе миниатюрной живописи (1978-1984, отделение ростовской финифти), член СХ с 1989 г., участник международных и республиканских выставок.
  10. Ева Мазукко (Австрия, р. 1925), профессор Венской Академии. Окончила Академию прикладных искусств в Вене (в качестве графика) и Зальцбурге (в качестве скульптора). Ева участник 67 выставок, награждена 22 медалями и дипломами. В 1967 г. в конкурсе Юнеско заняла I место по графике. Горячими эмалями стала заниматься вдохновленная работами коллег на симпозиуме в Кечкемете (1997г. Венгрия).
  11. Игидиус Голоб (Австрия, р. 1931). График, эмальер, учился в Венской школе искусств, стажировался в школе прикладного искусства и в частных студиях. Игидиус участник выставок в Москве, Токио, Берлине.
  12. Анастасия Николаевна Вдовкина (Румыния, Минеральные Воды, р. 1972), в 1997 г. окончила художественное училище в Пятигорске, в технике горячих эмалей работает с 1991 г., участник выставок в городах России и симпозиумов в Венгрии.
  13. «Благоухание лугов». 1994 часть триптиха. Железо, эмаль, графит, дерево, 43х34 см. ГМЗРК. Инв. № Ф-2449.
  14. На медную пластину, покрытую слоем белой эмали и обработанную абразивом, карандашом наносится рисунок, затем пластина обжигается. Графит таким образом вплавляется в основу, по принципу надглазурной росписи.
  15. Эмаль из серии «Бесы». 1999. Металл, медь, эмаль, дерево, 85,5х48 см. ГМЗРК. Инв. № Ф-2448.
  16. «Танец». 1999. Медь, эмаль, 31х21,4. ГМЗРК. Инв. № Ф-2450.
  17. «Дуэт». 1999. Медь, эмаль, дерево, 58х22 см. ГМЗРК. Инв. № 2447.
  18. «Стихия». 1992. Медь, эмаль, текстиль, дерево. 47х53 см. ГМЗРК. Инв. № Ф-2451.
  19. Валентин Алексеевич Орлов (1932-1993). Жил и работал в Киеве, Москве. В 1964 г. окончил Киевский художественный институт (факультет теории и истории искусства. С 1964-1971 художник монументального цеха творческо-производственного комбината. Член СХ с 1989 г., ассоциации монументалистов с 1991г. и международной гильдии эмальеров Германии с 1992 г.
  20. Лариса Новикова, окончила Высшее художественно-промышленное училище (бывш. Строгановское) в 1990 г. Член МОСХа с 1999 г. «Горячими эмалями» стала заниматься с 1999 г.
  21. Анастасия Вдовкина. «Рыбаки».2000. Медь, эмаль. ГМЗРК. Инв. № Ф-2587. Людмила Ванева. «Паломник». 2000. Медь, эмаль. ГМЗРК. Инв. № Ф-2586.
  22. Людмила Анненкова, окончила Высшее художественно-промышленное училище (бывш. Строгановское) в 1983 г., отделение металла. Член МОСХа.
  23. Первым активным дарителем своих и произведений эмальерного искусства других художников, был Заслуженный художник России Григорий Георгиевич Дервиз.