К 60-летию В.Г. Пуцко

Пуцко Василий Григорьевич – историк искусства христианского средневековья

Родился 10 января 1941 г. в г. Глухове на Украине (Сумская область, историческая Черниговщина), в семье служащего. По окончании средней школы работал в Глуховском бюро технической инвентаризации, занимался архитектурными обмерами церквей. Обучался в изостудии художника Н.Г. Кулешова. Высшее образование получил в институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Академии художеств СССР (Ленинград); занимался на филологическом факультете Ленинградского госуниверситета, главным образом у профессоров Н.А. Мещерского (язык древнерусской переводной письменности) и В.Я. Проппа (обрядовая поэзия). На факультете теории и истории искусств Института им. И.Е. Репина занимался преимущественно украинской архитектурой (у С.С. Бронштейна) и искусством эпохи Средневековья (у Ц.Г. Нессельштраус); слушал лекции А.В. Банк по искусству Византии на историческом факультете Ленинградского госуниверситета. Специализировался по истории искусства Византии.

С 1966 по 1968 г. работал в Ростовском филиале Ярославо-Ростовского историко-архитектурного и художественно музея-заповедника научным сотрудником, занимался изучением памятников древнерусского искусства; создал экспозицию в 8-ми залах, впервые представившую многие ранее неизвестные произведения. Эта работа сопровождалась многичесленными атрибуциями, ставшими со временем предметом публикаций. Затем некоторое время работал зам. директора Московского областного краеведческого музея (г. Истра Московской области) и в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии (занимался преимущественно изучением русского медного литья). С 1973 г. работает в Калужском областном художественном музее, сначала – в должности научного сотрудника, а ныне – заместителя директора по научной работе. Принимал участие в многочисленных областных, республиканских, всесоюзных и международных конференциях, конгрессах и симпозиумах. Автор более 670-ти научных и научно-популярных работ. Основные научные интересы в области истории искусства связаны с художественным наследием Византии, Христианского Востока, Древней Руси, Украины, а также Западной Европы эпохи Средневековья, Проторенессанса и XVII-XVIII вв.; некоторые работы посвящены памятникам Калуги.

Основные работы: Русское монашество XV века (Калуга, 1992); Оклад русской литературной книги XIV-XVII веков (Зборник Музея прикладного искусства, Вып. 18 – Белград, 1974); Царские врата из Кривецкого погоста. К истории алтарной преграды на Руси (Зборник изобразительного искусства, Кн.11 – Нови Сад, 1975); Киевские рельефы святых всадников (Старинар, Кн.27. – Белград, 1977); Киевский художник XI века Алимпий Печерский (Венский славистический ежегодник, Т. 25. – Вена, 1979); Иконографические схемы армянских алтарных росписей VII века (Историко-филологический журнал, 1980, № 3); Крестоносцы и западные тенденции в искусстве Руси XII – начала XIV в. (Акты XV Международного конгресса византинистов, Т. 2. – Афины, 1981); Киевская скульптура XI века (Бизантинославика, Т. 43. – Прага, 1982); Византийский художественный импорт в древнем Киеве (Славия Антиква, Т. 29. – Познань, 1983); Этюды об Остромировом евангелии (Преслав, Сб. 3. – Варна, 1983); Киевские мученики-варяги (Аналекта Болландмана, Т. 101. – Брюссель, 1983); Славянская иллюминованная книга X-XI вв. (Бизантинославика, Т. 46. – Прага, 1985); Начала христианского искусства у славян (Юбилейный сборник. К 1100-летию смерти св. Мефодия, архиепископа Великой Моравии. – Прага, 1985); Серебряные кувшины из Жигайловки (Вестник древней истории, 1984, №; 4); Художественное оформление древнейших славянских рукописей (Слово, Кн. 37. – Загреб, 1987); Венецианский прецессионный крест с изображением стигматизации Франциска Ассизского (Памятники культуры. Новые открытия, 1985. – Москва, 1987); Икона в домонгольской Руси (Халле-Виттенберг, 1988); Искусство Киевской Руси в общеевропейском культурном процессе (Литература и искусство в системе культуры. – Москва, 1988); Киевская Русь среди европейских культур (Кирилло-Мефодиевские исследования, Кн. 5. – София, 1988); Мраморный саркофаг Ярослава Мудрого (Бизантинобулгарика, Т. 8. – София, 1986); Эпитафиальный портрет царевича Димитрия и московская парсуна XVI – начала XVII веков (Зограф. Вып. 18. – Белград, 1987); Художественное оформление глаголического Ассеманиева Евангелия (Сов. славяноведение, 1989, № 6); Византия и становление искусства Киевской Руси (Южная Русь и Византия. – Киев, 1991); Прикладное искусство Византии XIII-XV вв. (Культура Византии, XIII – первая половина XV вв. – Москва, 1991); «Темные века» в истории украинской и белорусской иконописи (Наш родавод, Кн. 3, Ч. 2. – Гродно, 1991); Украинское церковное искусство и политическая история (Религия в Украине. – Львов, 1992); Восточнославянские искусства рубежа XVII-XVIII веков в системе культуры Русского государства (Филевские чтения. Вып. VII. – Москва, 1994); Реликты славянского язычества в христианской Руси (Балканославика. Бр. 13-15. – Прилеп. 1996); «Гроб Господень» в каменной пластике средневекового Новгорода (Православный палестинский сборник. Вып. 98(35). – С.-Петербург, 1998); «Четырехчастная» икона Благовещенского собора и «латинские мудрования» в русской живописи XVI века (Благовещенский собор Московского Кремля. – Москва, 1999); Национальный и социальный факторы в истории восточно-славянских культур (Проблемы славяноведения. Вып. 1. – Брянск, 2000); Средневековые мотивы в калужской крестьянской вышивке (Рушник в пространстве и времени. – Минск, 2000); Икона в православном храме: византийское наследие в русской церковной традиции (Христианский храм византийского обряда вчера и сегодня. – Прешов, 2000).

Список публикаций

  1. В Ростовском музее // Декоративное искусство СССР. 1969. № 9 С. 48-49.
  2. Кивот Теофилакта // Зборник Музеjа применьене уметности. Београд, 1969. Св. 13. С. 69-74.
  3. Несколько византийских камей из древнерусских городов // Зборник Византолошког института. Београд, 1970. Кнь. XII. С. 113-137.
  4. Каменные иконки и кресты в Ростове Великом // Byzantinoslavica. Praha, 1971. Т. XXXII. С. 86-101.
  5. Ростовский потир митрополита Ионы // Советская археология. 1971. № 4. С. 250-255.
  6. Мнимый крест Параскевы Полоцкой // Беларускiя старажытнасцi. Мiнск, 1972. С. 210-219.
  7. Заметки о ростовской иконописи второй половины XV века // Byzantinoslavica. Praha, 1973. Т. XXXIV. С. 199-210.
  8. Вислая печать Владимира Мономаха // Нумизматика и сфрагистика. Киев, 1974. Вып. 5. С. 96-99.
  9. Икона Богоматери Одигитрии из церкви села Гуменец // Revue roumaine d’histoire de I’art: Sйrie beaux-arts. Buсarest, 1975. Т. XIII. С. 41-49.
  10. Zwei Denkmдler der rostover Ikonmalerei des 16. Jahrhunderte// Forschungen zur osteuropдschtn Geschichte. Berlin, 1975. Bd. 21. S. 7-16 Соавт. М. Пуцко.
  11. Белокаменный крест 1458 года дьячка Стефана // Byzantinoslavica. Praha, 1976. Т. XXXVII. С. 201-214.
  12. Ростовское серебряное дело XVII века // Зборник Музеjа применьене уметности. Беjград, 1975-1976. Св. 19-20. С 113-128.
  13. Крест-мощевик XIV века // Советская археология. 1978. № 2. С. 288-291.
  14. Ростовское шитье XVII века // Декоративное искусство СССР. 1978. № 6. С. 47-48.
  15. Киевский художник XI века Алимпий Печерский. (По сказанию Поликарпа и данным археологических исследований // Wiener Slavistisches Jahrbuch. Wien. 1979. Bd. 25). C. 63-88.
  16. Ростовские каменные львы // Советская археология. 1979. № 2. С. 276-282.
  17. Славянская надпись на кресте-реликварии из Полоцка // Slovo. Zagreb, 1980. Sv. 30. C. 101-121.
  18. Два фрагмента крестов-энколпионов из Крыма // Византия и ее провинции. Свердловск, 1982. С. 32-37.
  19. Памятники русского прикладного искусства XV-XVII веков в Ростове // Зборник Музеjа применьене уметности. Београд, 1980-1981. Св. 24-25. С. 51-69.
  20. Два произведения пальмирской портретной скульптуры //Вестник древней истории. 1988. № 3. С. 68-74.
  21. Этюды по истории русского искусства XVII в. // Сборник Калужского художественного музея. Калуга, 1993. Вып. 1. С. 58-81 (2. Серебряный оклад иконы Богоматери Владимирской из Успенского собора в Ростове Великом (1695-1697 гг.) С. 65-81).
  22. Бронзовый крест преп. Авраамия Ростовского // ИКРЗ 1994. Ростов, 1995. С. 96-104.
  23. Иконописные изображения св. Леонтия Ростовского: становление традиции // ИКРЗ 1995. Ростов, 1996. С. 53-62.
  24. Ростовский фрагмент новгородской каменной иконы //ИКРЗ 1996. Ростов, 1997. С. 95-102.
  25. Золотий дукач митрополита Йосафа Лазаревича // Людина I свiт (Київ). 1997. № 11-12. С. 33-34.
  26. О ростовской иконописи XIII-XVI вв. // СРМ. Ростов, 1998. Вып. IX. С. 77-83.
  27. Византийская камея из Ростовского Белогостицкого монастыря // ИКРЗ 1997. Ростов, 1998. С. 89-95.
  28. «Гроб Господень» в каменной пластике средневекового Новгорода // Православный палестинский сборник. СПб., 1998. Вып. 98(35). С. 159-184.
  29. Деревянное изделие Распятия из ростовской церкви Леонтия в Заровье // ИКРЗ 1998. Ростов, 1999. С. 85-95.
  30. Византийские художники – иллюминаторы славяно-русских рукописей начала XIII века // СРМ. Ростов, 2000. Вып. X. С. 77-85.
  31. Древнерусская мелкая пластика из камня в Ростове // ИКРЗ 1999. Ростов, 2000. С. 232-241.
  32. Белокаменные резные кресты XV-XVI вв. в Верхнем Поволжье // СРМ. Ростов, 2001. Вып. XI.
  33. Икона Богоматери Одигитрии из ростовского княжеского дома // ИКРЗ 2000. Ростов, 2001.