Е.В. Рогушкина

К истории образования в Ростове в начале XX века

(По воспоминаниям о первом директоре ростовской гимназии С.П. Моравском)

В августе 1998 г., в местной газете «Ростовский вестник» был напечатан цикл статей под общим заголовком «Сергей Павлович Моравский: человек, ученый, педагог, общественный деятель». В предисловии указывалось, что публикации подготовлены дочерью С.П. Моравского – Александрой Сергеевной, ежегодно бывающей в Ростове. Упомянутые статьи представляют собой выдержки из ее книги, посвященной памяти отца. У читателей газеты появилась возможность узнать о судьбе человека, очень много сделавшего для Ростова в начале прошлого столетия.

Летом 1999 г. мне довелось познакомиться с удивительной женщиной, благодаря которой возвращено столь незаслуженно забытое имя. Александра Сергеевна Моравская – младшая дочь Сергея Павловича. Родилась она в Ростове в 1924 г., но осенью 1925 г. родители привезли ее в Москву, где Александра Сергеевна и живет по сей день. Первое время семья Моравских, хотя и проездом, но бывала в Ростове, поскольку каждое лето двух дочерей отправляли к дедушке с бабушкой в деревню Борисоглебского района. Последний раз они приезжали сюда во время войны, а затем, так уж случилось, был перерыв более чем в 40 лет. И вновь А.С. Моравская приехала в Ростов только в 1987 г., чтобы фактически «реабилитировать» доброе имя своего отца.

Сергей Павлович Моравский (1866-1942) – известный российский историк, педагог, общественный деятель. Будучи человеком незаурядных способностей, он вел активный и напряженный образ жизни. Все, что было им написано еще со студенческой скамьи, постепенно откладывалось, а впоследствии бережно хранилось в его доме. И только спустя много лет после смерти Моравского его дочери удалось разобраться в личном архиве отца. Александра Сергеевна по специальности биолог, однако, исторический тип мышления, видимо, достался ей по наследству. Она лично сумела обработать и систематизировать оставшиеся после отца документы и в 1986 г. сдала их на хранение в архив Академии наук.

На основе имеющихся материалов А.С. Моравская подготовила к печати книгу: «С.П. Моравский: человек, ученый, педагог, общественный деятель. 1866-1942 /воспоминания, письма, материалы/». Объем книги – около 18 печатных листов, в ней более 50 фотографий из архива семьи Моравских. Работа представляет собой биографию С.П. Моравского и состоит из четырех глав:
1. – Детство в родительском доме. Учеба в коллегии П. Галагана.
2. – Москва (1885-1907 гг.). Московский университет. Научная и преподавательская деятельность. У истоков новой педагогики.
3. – Ростов Великий (1907-1923 гг.). Во главе гимназии имени А.Л. Кекина
4. – Москва, 1923 – 1942 гг. Последние годы жизни. Родные и близкие.

Остановимся более подробно на третьей главе книги, посвященной педагогической деятельности С.П. Моравского в Ростове. Эту главу условно можно разделить на несколько подпунктов: появление в городе мужской гимназии, режим ее работы и становление советской школы.

С именем Сергея Павловича Моравского связано существование одного из старейших учебных заведений Ростова. В дореволюционное время это была мужская гимназия, в советский период – школа, в 1991 г. ей вновь возвращен статус гимназии. Появлению в городе гимназии Ростов обязан коллежскому советнику, потомственному почетному гражданину петербургскому купцу Алексею Леонтьевичу Кекину, который в последнем пункте своего завещания потребовал: «…из доходов от всего завещанного Ростовскому городскому обществу имущества и капитала, за вычетом из оных денежных сумм, потребных для приведения в исполнение вышеизложенных завещательных распоряжений, были учреждены, обязательно в городе Ростове, гимназия и при первой возможности университет»1.

Конечно, постройка здания на деньги завещателя явилась немаловажным моментом. Однако, создание «уникальной гимназии», каким являлось это учебное заведение с первых дней своего существования – целиком заслуга С. П. Моравского.

Итак, ростовская управа, последовательно выполняя пункты завещания А.Л. Кекина, показала большую заинтересованность в осуществлении последнего из них, процитированного выше. В 1905-1906 гг. проводился конкурс на лучший проект здания гимназии. Из 38 вариантов победу одержал проект московского архитектора Трубникова. Затем подобный конкурс был объявлен на должность директора. Члены городской управы со всей ответственностью отнеслись к этому вопросу. А.С. Моравская пишет: «Для негласной проверки восьми представленных кандидатур по российским городам поехал А.А. Титов, он же собирал рекомендации. Все его действия обсуждались на заседаниях специальной комиссии. Рамки отбора были довольно суровы»2. Выбор пал на С.П. Моравского – прогрессивно мыслящего педагога-новатора того времени. Будучи совершенно новым человеком в городе, он смог довольно быстро завоевать авторитет. Ростовской общественности пришлось бороться еще три года, для того чтобы Моравский был окончательно утвержден в должности. Таким образом, горожане проявили определенную настойчивость, показав тем самым свою заинтересованность в вопросах воспитания и образования.

Ростовчане не обманулись в своих надеждах. Моравский сразу же активно и энергично включился в работу. Он не только лично следил за строительством здания гимназии, которое было начато в 1907 г., и принимал в этом живое участие, но и сразу же в приспособленных помещениях открыл первые классы гимназии. Моравский стремился к созданию образцового учебного заведения, основанного на демократических принципах воспитания. А.С. Моравская отмечает: «По его предложению представлены более широкие права городу по управлению гимназией с целью ограничения вмешательства чиновников учебного округа в дела гимназии, разработан особый учебный план и устав гимназии»3.

Особую заботу Моравского составлял подбор кадрового состава преподавателей. Бессменно возглавляя на протяжении 16 лет данное учебное заведение, он попытался сплотить вокруг себя единомышленников, подбирая грамотных специалистов.

В гимназии исключались сословная и религиозная рознь. Учиться здесь могли все, успешно сдавшие вступительные экзамены. Плата за обучение была сравнительно невысокой, причем самые бедные учились бесплатно. Власти города пытались ввести бесплатное образование для всех горожан, но последовал запрет министерства, тем не менее город все же сохранил практику дотаций: из необходимой платы за обучение, которая составляла 50 руб., – 20 руб. уплачивались городской казной. В пользу малообеспеченных семей гимназией проводились различного рода благотворительные мероприятия. За счет вырученных денег неимущие дети освобождались от платы за все, что давала гимназия – от завтраков до экскурсий.

Для гимназии был разработан специальный режим занятий, «чтобы ученики не переутомлялись, не приходили в угнетенное состояние, но работали с интересом, не теряя свойственной их возрасту живости и бодрости»4. Особое внимание уделялось физическому развитию гимназистов. Много времени мальчики проводили на воздухе, строго соблюдалось чередование умственного труда и отдыха, для учащихся организовывались горячие завтраки.

В гимназии были отменены надзиратели и категорически воспрещалась палочная дисциплина. Директор считал, что воспитание, в первую очередь, должно быть основано «на уважении и доверии к воспитателям и на сознательном стремлении поддержать честь и доброе имя своего учебного заведения, на сознании своих обязанностей»5.

Помимо выполнения административных функций и руководства всем учебным процессом в гимназии, С.П. Моравский занимался и преподавательской деятельностью. Будучи учителем истории, он использовал на своих уроках ряд новых методик обучения.

Большое воспитательное значение придавалось нравственному, духовному и эстетическому развитию учащихся. Обязательными для гимназистов являлись уроки пения и рисования, желающие могли заниматься лепкой. Во внеурочное время проходили занятия фотографией, музыкой, гимнастикой. В гимназии был свой хор и оркестр. Устраивались чтения, спектакли, литературные и музыкальные вечера. Проводились многочисленные экскурсии на предприятия, в краеведческий музей, по окрестностям Ростова и в другие города.

Гимназия была открыта даже в выходные дни, что способствовало непринужденному общению учащихся между собой и преподавателями. Это, по мнению С.П. Моравского, должно было усилить воспитательное воздействие школы.

В процессе обучения особый акцент делался на самообразование мальчиков, не случайно особое внимание уделялось тщательному подбору книг для гимназической библиотеки. Учащиеся читали охотно и с удовольствием. Более того, гимназисты сами издавали ряд журналов, как рукописных, так и печатных.

Постепенно гимназия стала настоящим центром просвещения в городе и уезде. Здесь был организован ряд научных обществ и кружков. Например, действовали общество по изучению Ростовского края, общество для распространения народного образования в городе и уезде, кружок любителей природы. Проводились и циклы публичных лекций на самые разнообразные темы, на которые приглашались лекторы из столичных городов.

Заботилась гимназия и о своих выпускниках. Здесь было основано «Общество вспомоществования бывшим воспитанникам ростовской гимназии», ставшее большой моральной и материальной поддержкой молодым людям на первых порах их самостоятельной жизни.

После событий 1917 г. гимназия была преобразована в единую трудовую школу 2-й ступени № 2. Сергей Павлович Моравский, по-прежнему, возглавлял это учебное заведение, но теперь уже в должности заведующего школы. А.С. Моравская пишет: «Его мечта о всеобщем народном образовании осуществилась и он активно включился в строительство новой школы… В гимназии давно существовали демократические принципы, поэтому она органично влилась в новую систему народного образования»6. Между тем, в городе и уезде существовали многочисленные земские, частные, церковно-приходские школы, которые в новых условиях требовали преобразований. Выполнить задачу создания общедоступной трудовой школы на основе положений Наркомпроса было поручено С.П. Моравскому, назначенному инспектором уездного отдела народного образования. В биографии отмечается: «Порученное ему преобразование всех школ города и уезда в единые трудовые школы было проведено им настолько успешно, что школы всего района безболезненно перешли на новые рельсы»7.

При непосредственном участии С.П. Моравского был организован Ростовский сельскохозяйственный техникум. Педкурсы, где Сергей Павлович преподавал историю и Конституцию, преобразовались в Педтехникум. В отделе народного образования функционировали комиссии по делам несовершеннолетних нарушителей и по ликвидации неграмотности, также возглавляемые С.П. Моравским.

В 1922 г. резко ухудшилось состояние здоровья Сергея Павловича, и он сначала вынужден был отказаться от заведования школой и исполнения общественных должностей, оставаясь лишь учителем истории, а в августе 1923 г. уехал на постоянное место жительства в Москву.

Итак, на основе исследования А.С. Моравской мы воссоздаем историю возникновения, становления и развития Ростовской гимназии. Подготовленная к печати книга Александры Сергеевны Моравской представляет большой интерес для изучения истории образования и несомненно обогатит наши представления о прошлом Ростова. Приводимые в ней сведения имеют большую ценность, поскольку, книга создана на основе документальных источников и личных воспоминаний автора. Издание этой книги – дань памяти Сергею Павловичу Моравскому, замечательному человеку, оставившему значимый след в истории Ростова.

  1. Из истории Ростовской мужской гимназии. Ростов, 1991 г. С. 3
  2. Сергей Павлович Моравский // Из истории Ростовской мужской гимназии. Ростов, 1991 г. С. 30
  3. Сергей Павлович Моравский: человек, ученый, педагог, общественный деятель // «Ростовский вестник», 20 августа 1998 г.
  4. Там же.
  5. Там же.
  6. Там же.
  7. Там же.