М.С. Черкасова

К изучению церковного строительства в Ростовской митрополии в ХVI-ХVII вв.

В Государственном архиве Вологодской области (далее – ГАВО), фонде Духовной консистории хранятся два рукописных сборника первой половины ХIХ в., содержащие ценные сведения о составе церковных архивов Важского, Сольвычегодского и Устюжского уездов1. Материалы этих сборников представляют несомненный интерес для изучения межепархиальных границ (имея в виду разграничение территорий Новгородской и Ростовской митрополий, Вологодской епископии) и церковного строительства в разных районах Поморья. В сборниках можно найти указания на благословенные и храмозданные грамоты, выданные в ХVII в. ростовскими митрополитами приходам и монастырям Усольского (Сольвычегодского) и Устюжского уездов. Издавна органично связанные в культурно-хозяйственном отношении, уезды эти образуют одну из примечательных областей Русского Севера2. Возникновение документальных сборников комплексного состава, сочетающих в себе и скромные исследовательские усилия местных краеведов (преимущественно священников), и перечни разнородных источников, и тексты некоторых из них по поздним спискам объясняется проведением в России середины ХIХ в. широкомасштабных церковно-исторических и статистических описаний, в частности, требованиями Вологодской консистории к местным благочинным предоставить сведения об истории храмов в своих округах3.

Сборник № 10258 называется «Дело об отыскании в архивах древних грамот, рукописей и свитков». Он состоит из материалов (перечней грамот и, реже, копий, представленных приходскими священниками в Вологодскую духовную консисторию в 1839-1840 гг. Сборник начинается с реестра царских, патриарших и митрополичьих (новгородских владык) актов в основном ХVII в., хранившихся в Верховажском Успенском соборе и Вознесенской Ростовской церкви (районный центр Верховажье ныне находится на севере Вологодской области, а Вознесенская Ростовская церковь – недалеко от г. Вельска Архангельской области). Перечню предпослана краткая историческая справка. В период Двинской войны (1397-1398 гг.), как говорится в ней, возле церкви была резиденция кн. Федора Ивановича Ростовского. С 1492 по 1692 гг. был при сей церкви суд, в которой государи и великие князья присылали свои грамоты, каковых теперь находится в подлинниках семь. Из указанных далее актов наибольший интерес представляет упоминание о жалованной грамоте царей Ивана и Петра Алексеевичей 1692 г. жителям Устьянских волостей. Ею они утвердили прежде дарованные устьянцам грамоты предками их от великого князя Ивана Васильевича за 200 лет прежде (имеется в виду, вероятно, Иван III – М.Ч.) и более. Вслед за этим документом отмечены три грамоты Ивана IV: 1) 7048 г., по которой освобождены устьянцы от Устюга Великого всякими денежными доходы и о бегоуле4 судом и росправою; 2) 7054 г.; 3) 7091 г. В последующих материалах сборника № 10258 находим не только упоминания о грамотах, но и непосредственно их копии. Они сохранились в Сольвычегодской градской Спасо-Преображенской церкви, церкви Сергия Радонежского на р. Ергусе, приписанной, в свою очередь, к Архангельской церкви Пачеозерской волости близ Сольвычегодска, и, наконец, в Великоустюжском Троице-Гледенской монастыре. Поскольку грамоты эти были выданы ростовскими митрополитами, они приведены нами в приложении (1, 2, 3).

Второй анализируемый нами сборник – № 12596 – имеет заголовок «Церковно-историческое и статистическое описание церквей Сольвычегодского уезда Вологодской епархии». По сути, это собрание краеведческих очерков по истории церковных приходов, находившихся до конца ХVII в. (образования Устюжской и Холмогорской епархии) под юрисдикцией Ростовской митрополии. Датированный 1851-1854 гг., сборник принадлежал члену Сольвычегодского комитета по описанию Вологодской епархии, протоирею Михаилу Шалаурову. Последнего, по-видимому, следует считать редактором присланных в комитет материалов, на которых он кое-где сделал карандашные пометки. Материалы эти состоят из копий грамот, отрывков из житий местночтимых святых, сказаний о явленных иконах, различных преданий и т.п. В очерках по истории отдельных приходов большую ценность представляют данные демографического, топографического характера, точные указания на местоположение погостов и храмовых комплексов по отношению к уездному центру.

Наиболее ранние сведения о церковном строительстве в Усольском уезде, приводимые в сборнике Шалаурова, относятся к Спасскому Сойгинскому монастырю. Пустынь находилась в 75 верстах от Сольвычегодска у впадении речки Сойги в р. Вычегду. Основатель ее Симон Сойгинский, как и Логгин Коряжемский, происходил из Павло-Обнорского монастыря и являлся учеником преп. Корнилия Комельского. Поставленная Симоном Сойгинским в 1540 г. Спасо-Преображенская церковь была освящена 17 мая 1541 г. при ростовском архиепископе Досифее5.

В 1545/46 г. Симон Сойгинский получил от вел. кн. Ивана Васильевича жалованную тарханно-несудимую односрочную и проезжую грамоту. Этот содержательный, многоплановый документ, имеющий несколько подтверждений до конца ХVII в., был подробно исследован и опубликован по двум спискам 1680-х годов из Ф.125 и Ф.154 РГАДА Н.П. Воскобойниковой6. В сборнике Мих. Шалаурова приведена выдержка из текста грамоты 1546 г., следовательно, какая-то копия или даже оригинал жалованной грамоты в середине ХIХ в. еще имелись в Сольвычегодске. В жалованной грамоте 1546 г. интересны указания на существование административно-судебных и податных прерогатив агентов ростовского архиепископа в районе Вычегды и Сойги. Заключить об этом можно на основании следующей иммунитетной статьи: «Такоже есми того игумена Симеона з братьею пожаловал, владыки ростовского десятилники и заещики, всякие пошлинники пошлин своих на них не емлют, не въезжают, ни всылают к ним ни по что и не судят их ни в чем»7. Этому постановлению грамоты соответствовало положение, приведенное в ней выше по тексту, о суде игумена над церковными причетниками в пределах монастырской вотчины. Следовательно, за ее пределами, на землях, не имевших иммунитетного статуса, действовали представители ростовского архиерея. В заключение очерка о Симоне Сойгинском отмечено, что преставился он 24 ноября 1561 г. на память святой великомученицы Екатерины и при ростовском архиепископе Никандре8.

Для изучения поздней монастырской колонизации Усольского края (ХVI-ХVII вв.) и роли в ней Ростовской и Вологодской епархий представляет несомненный интерес включенное в сборник Шалаурова Сказание о зачатии Пустынской (Христофоровской) обители. Христофор Пустынский был сподвижником Симона Сойгинского и Логгина Коряжемского. Им была основана Пречистенская пустынь на месте явления иконы Богородицы Одигитрии, приписанная к Николо-Коряжемскому монастырю. Пустынь располагалась на стыке границ Ростовской и Вологодской епархий, монастырская Введенская деревянная церковь пустыни была освящена в 1585 г. епископом Вологодским и Великопермским Варламом9.

Остальные свидетельства сборника № 12596 касаются грамот ростовских митрополитов ХVII в. В нем упоминается храмозданная грамота ростовского митрополита Варлаама прихожанам теплой церкви Николая Чудотворца, что на р. Нюде в 1622 г. Грамотой разрешалось заготовление всяких припасов на устройство холодной церкви и освящение ее во имя преп. Сергия Радонежского с приделом св. мучеников Флора и Лавра. Церковь находилась в 10 верстах от Сольвычегодска в сторону г. Яренска10. Митрополичья грамота 1622 г. к середине ХIХ в. уже была утрачена, но содержание ее было передано в церковной описи за 1740 г., которая, в свою очередь, хранилась в архиве Никольского храма, что на Нюде.

В сборнике Шалаурова отмечена имевшая сургучную печать грамота ростовского митрополита Варлама церкви Ильи Пророка в Вилегодской волости 2 июня 1625 г. Грамота была выдана в ответ на челобитную прихожан о поправлении храма, поврежденного пожаром. Церковь находилась в 82 верстах к юго-востоку от Сольвычегодска на р. Виляди11. Сбор церковной дани и пошлин с Ильинской церкви был отмечен в книге митрополита Варлама того же 1625 г. В Вилегодской волости имелась еще шатровая церковь во имя Леонтия Ростовского. Она располагалась на погосте Николаевской Селянской церкви, в 50 верстах от Сольвычегодска на правом берегу р. Виляди12. Посвящение церкви Леонтию Ростовскому указывает, скорее всего, на давние духовные и церковно-административные связи этого отдаленного северного прихода с Ростовской епархией. Не исключено, что по Виледи храмы с таким посвящением были воздвигнуты еще Стефаном Пермским.

Во имя Леонтия Ростовского был также придел к Спасо-Преображенской церкви в самом Сольвычегодске. Он упоминается в благословенной грамоте ростовского митрополита Варлаама попу этой церкви Федору 1643 г.13 (см. Приложение 1). В синодике Николо-Коряжемского монастыря ХVII в. из собрания ГАВО поминальная статья архиепископов ростовских начиналась именно с Леонтия, далее назывались Игнатий, Исайя, Феодор, а последним фигурировал митрополит Варлаам. Не случайным является включение первых трех владык в посвятительное имя Ростовской архиерейской кафедры в документах середины ХVI в.: дом Пречистые Богородицы и святых великих чудотворец Леонтия, Исайи и Игнатия. Еще торжественнее выглядит посвятительное имя кафедры в окружном послании Ионы Сысоевича при вступлении в паству 1652 г.: Пречистые Богородицы и великих чудотворцов ростовских Леонтия и Исайя, Игнатия и Якова и Аврамия14.

8 апреля 1641 г. ростовский митрополит Варлаам выдал грамоту церкви Николая Чудотворца, что на Погосте, в 45 верстах от Сольвычегодска15. В 1642 г. по благословению Варлама была построена церковь во имя Владимирской Богоматери в старинном двинском селе Белая Слуда (недалеко от г. Красноборска). Сведения о ней в анализируемом сборнике были представлены Красноборским благочинным Николаем Аксеновым в 1854 г.16

Усольский и Устюжский уезды являлись регионом с преобладанием черносошных крестьянских земель. Помимо государственного землевладения, здесь имелись вотчины монастырей и всесильных солепромышленников, именитых людей Строгановых. Высокохудожественный облик Строгановской архитектуры (деревянной и каменной) признавали даже иностранцы. Так, голландец Николай Витзен отмечал, что строили они церкви в некоторых своих деревнях. Построили они в Сольвычегодске один прекрасный храм из ясного белого камня17. В 1640-е годы ростовский митрополит Варлам поддержал церковное строительство в вотчине Андрея Семеновича Строганова и его сына Дмитрия деревне Брагинской (в сборнике ХIХ в. название искажено Врачинской) на р. Ергусев Пачеозерской волости. Эта деревня досталась Андрею Семеновичу по разделу со своим братом Петром в 1610 г. Всего храм имел девять приделов, из которых три во имя Казанской Богоматери, Сергия Чудотворца и царевича Дмитрия уже были освящены по митрополичьей грамоте 1644 г., которая до нас, по-видимому, не дошла. А 18 января 1645 г. Варлам выдал еще одну благословенную грамоту на освящение остальных шести приделов: во имя Кирилла Белозерского, Зосимы и Савватия Соловецких, Андрея Стратилата, Петра, Алексея и Ионы, московских митрополитов. Она помещена нами в приложении под № 2.

В приведенных храмоименованиях приделов, как видим, преобладали общерусские святые. Андрея же Стратилата можно считать соименным небесным покровителем самого Андрея Семеновича Строганова, а также его умершего во младенчестве сына Андрея. А другой его сын Дмитрий мог быть назван во имя благоверного царевича Дмитрия. Нам неизвестно изображение 9-типрестольного храма Строгановых в дер. Брачинской, но в монографии А.А. Введенского «Дом Строгановых ХVI-ХVII вв.» (М., 1962) приведены прекрасные образцы других Строгановских деревянных церквей из рукописного альбома 1720-х годов, принадлежавшего Евгению Болховитинову (в 1806-1812 гг. был вологодским преосвященным), хранящегося ныне в Отделе рукописей Академии наук Украины в Киеве.

Храмовый комплекс Строгановых находился в 15 верстах от Сольвычегодска и возможно, как считает автор исторической справки об этом месте в сборнике Шалаурова, более древние его церкви были основаны еще преп. Стефаном Пермским. Древнейшие письменные известия о прошлом этого места погибли во время пожара на погосте в 1647 г.

Грамоты ростовского митрополита Варлаама Строгановским церквам в 1644-1645 гг. были не единственными документами, свидетельствующими о внимании этого владыки к Строгановым. Еще в апреле 1627 г. по его повелению сын боярский Богдан Чихачев и игумен Устюжского Троице-Гледенского монастыря Иона составили опись имущества Максима Максимовича Строганова, умершего 28 апреля 1627 г. молодым, в возрасте 25 лет, любознательного книгочея и талантливого художника18.

Для времени архиерейского служения Варлаама имеются сведения о церковном строительстве и в Важском уезде, часть которого находилась в подчинении у ростовских владык (другая под юрисдикцией Новгородской митрополии). М.И. Мильчик опубликовал благословенную грамоту ростовского митрополита Варлаама священнику Никольской церкви Ямскогорского прихода Ледского стана Важского уезда Федору о построении у них в Заборской волости на Нижней Шеговаре теплого Спасо-Преображенского храма от 3 марта 1646 г.19

Несмотря на скромный статус малых северных обителей, некоторые их основатели какое-то время могли находиться на высоких должностях архимандритов старинных ростовских монастырей. По-видимому, в период правления ростовского митрополита Ионы в Важском уезде возникла Вознесенская новая пустынь, самой малой и убогой завод на порозжей, а не на тяглой и не на крестьянской земле. Ее основал около 1649/50 г.выходец из Антоньева Сийского монастыря старец Иов, который уже в 1651 г. был переведен в архимандриты Ростовского Авраамьева монастыря, а карьеру свою закончил в Вятском Трифоновом монастыре20.

С конца 1660-х годов известны небольшие земельные угодья Троицкой Соезерской пустыни на р. Нижней Сойге в Черевковской волости Устюжского уезда. В 1677 г. по указу митрополита Ионы Сысоевича ее строитель, черный поп Нифонт, был переведен в архимандриты ростовского Богоявленского монастыря21. О монастырской колонизации в бассейне р. Сойги в Устюжском уезде в 1660-1670-е годы свидетельствует появление здесь еще одной обители – новой пустыни св. великомученицы Екатерины22.

В одной своей статье М.И. Мильчик указал на то, что в Шеговарской волости Шенкурской четверти Важского уезда в ХVII в. был Спасо-Преображенский храм, священнику которого Гавриле ростовский митрополит Иона выдал в 1665 г. благословенную грамоту на построение новой церкви во имя Живоначальной Троицы23.

В 1653 г. преосвященный Иона направил благословенную грамоту о строительстве двух храмов у Троицкой Верхотоемской церкви Петропавловской и Николая чудотворца. Погост располагался у впадения р. Тоймы в Северную Двину24. Возможно, это было обновление прежде существовавших храмов, а не совершенно новое их возведение, поскольку в окладной книге митрополита Варлама еще 1625 г. с Никольской церкви на Тойме отмечен сбор дани и различных пошлин 1 руб. 6 алт.25

Расширение церковного строительства в этой книге отмечено и для других волостей Устюжского и Усольского уездов. Например: на Верхней Уфтюге ново храм Николы чудотворца, отставка от Преображения Христова, что наехал поповской староста преображенской поп Максим 131 году, и тот храм обложен ново26. Далее отмечено взимание церковной дани 4 белки, объезда 3 деньги, за корм десятильнику 8 денег, людям 3 деньги, пошлин десятильнику 2 деньги, доводчику пошлин и объезду 2 деньги, писчая белка, за корм 3 деньги и всего 6 алтын. Естественно, возникновение новых приходов означало увеличение денежных поступлений в митрополичью казну.

В сборнике Шалаурова есть краткая справка о церкви Живоначальной Троицы в той же волости Верхней Уфтюге (в 60 верстах от Сольвычегодска и в 30 верстах от Белой Слуды вверх по течению р. Уфтюги). В нем приведена надпись на антиминсе: «Освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в церкве священномученика Власия лета 7164 го при царе и великом князе Алексее Михайловиче и при митрополите Ионе Ростовском и Ярославском»27. Судя по антиминсу, он был выдан в 1656 г. для освящения придела к холодной Троицкой церкви во имя Власия Севастийского.

В 1658 г. была построена, а в1660 г. освящена церковь во имя Флора и Лавра на Цывозере. Строительство благословил ростовский митрополит Иона, а колокольня Цывозерского погоста сохранилась до сих пор недалеко от Красноборска28.

Последней в Приложении опубликована грамота митрополита Ионы Воскресенской церкви в Ямской слободе 1672 г. Она была расположена в 15 верстах к юго-западу от Сольвычегодска, на левом берегу р.Ямской, впадающей в р. Нименду29.

Позднейшие известия сборника Шалаурова о включении отдаленных северных приходов в сферу культурно-религиозного влияния Ростово-Ярославской епархии относятся к Лальску. В очерке о Верхнелальской Архангельской церкви (в 106 верстах от Сольвычегодска, у впадении р. Лалы в р. Лузу) приводится описание древней иконы Толгской Богоматери. Надпись на ней гласила: «Списан святый образ с подлинного чудотворного образа Пресвятыя Богородицы, еже в Тольской обители. О явлении и праздновании того целебоносного образа августа в 8 день. Явися той многоцелебный образ Трифону, архиепископу Ростовскому в лето 6822 года. Писал в Ярославле церкви святого великомученика Димитрея Солунского поп Иоанн Андреев 1755 го года»30.


Ниже приведены четыре благословенные грамоты ростовских митроподитов (Варлама и Ионы) на церкви в Устюжском и Усольском уездах. Их издание в Сообщениях Ростовского музея представляется более чем уместным, во-первых, потому, что данные документы связаны с архипастырской деятельностью ростовских преосвященных, а, во-вторых, как продолжение публикации Д.Ф. Полознева31. Грамоты публикуются по спискам ХIХ в. Явные описки в них оговорены в примечаниях, а слова и буквы, вставленные по смыслу, заключены в квадратные скобки.

Из четырех грамот три (1, 2, 4) были приведены в сборниках № 10258 и 12596 по подлинникам, имеющим печати, подписи митрополичьих дьяков, а в одном случае и самого митрополита Ионы. Нам неизвестно нынешнее местонахождение оригиналов, равно как и более ранние публикации этих документов. Допускаем, что копии их могут оказаться в недоступных нам сборниках грамот Устюжской, Ростово-Ярославской или иных епархий в фонде 834 (Рукописи Синода) РГИА. В отношении грамоты 3 не указано, сделан ли ее список с оригинала или это позднейшая копия, и текст местами передан шероховато. Более поздние грамоты на некоторые церкви относятся к периоду выделения Устюга и Сольвычегодска в самостоятельную епархию: это выбор церковных старост Архангельской Пачеозерской и Воскресенской церкви в Ямской слободке 1686 г.32

В публикуемых грамотах интересны сведения о строгой регламентации ростовскими владыками порядков церковного строительства (где и как располагать новую церковь по отношению к прежней) и освящения новых престолов. В документах нашла отражение организация городского духовенства на Севере и авторитет протопопов, попов и дьяконов Сольвычегодского Благовещенского собора, архимандрита Сольвычегодского Введенского монастыря, а также особенно высокая роль ростовских соборных протопопов, выдававших святые антиминсы на вновь построенные церкви.

Несомненный историко-культурный интерес представляют и сведения публикуемых грамот о роли верхушки купечества (Строгановых, Грудцыных) в церковном строительстве на местах.

  1. ГАВО. Ф. 496 (Вологодская духовная консистория). Оп. 1. Д. 10258; Д. 12596.
  2. Швейковская Е.Н. Государство и крестьяне России. Поморье в ХVII в. М., 1997; Биланчук Р.П. Древности северного прихода: взгляд изнутри (По материалам церковно-исторических и статистических описаний Сольвычегодского уезда середины ХIХ в.) // Двинская земля. Материалы Вторых межрегиональных общественно-научных историко-краеведческих Стефановских чтений. Котлас, 2003. С. 132-140.
  3. Биланчук Р.П. Церковно-историческое и статистическое описание Вологодской епархии 1850-1880-х годов и развитие историко-церковного краеведения // Русская культура на пороге третьего тысячелетия: Христианство и культура. Вологда, 2001. С. 82-89.
  4. О термине «бегоуль», известном по одной ярославской и трем устюжским грамотам ХIV-ХVI вв., подробнее см.: Черкасова М.С. Древнейшая ярославская грамота ХIV в. // Вспомогательные исторические дисциплины. Л., 1987. Вып. ХIХ. С. 44-45 (татарское по этимологии слово «бегоуль» означало агента местной администрации, ведавшего раскладкой и сбором старинных повинностей).
  5. РГАДА. Ф. 496. Оп. 1. Д. 12596. Л. 48 об.
  6. Воскобойникова Н.П. Жалованная грамота Спасскому Сойгинскому монастырю 1546 года // Крестьянство Коми края (досоветский период). Труды института языка, литературы и истории. Сыктывкар, 1986. Вып. 38. С. 111-118. См. также: Назаров В.Д., Каштанов С.М., Флоря Б.Н. Хронологический перечень иммунитетных грамот ХVI в. Ч. III. Дополнение // Археографический ежегодник за 1966 г. М., 1968. С. 224-225.
  7. Воскобойникова Н.П. Указ. соч. С. 116.
  8. ГАВО. Ф. 496 (Консистория). Оп. 1. Д. 12596. Л. 48 об. О роли владыки Никандра в строительстве первого каменного собора в Великом Устюге см.: Мельник А.Г. К истории первого каменного собора Великого Устюга // Русская религиозность: Проблемы изучения / Сост. А.И. Алексеев, А.С. Лавров. СПб., 2000. С. 78-83.
  9. ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Кн. 12596. Л. 12-18.
  10. Там же. Л. 19.
  11. Там же. Л. 35.
  12. Там же. Л. 41; Акты Холмогорской и Устюжской епархии. СПб., 1894. Т. II. Стб. 900 (РИБ. Т. ХIV).
  13. ГАВО. Научно-справочная библиотека. 8598. Л. 20.
  14. РИБ. Т. ХII. Стб. 125 (1554 г.); Акты исторические. СПб., 1842. Т. IV. 162.
  15. ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Кн. 12596. Л. 31об.
  16. Там же. Л. 95 об. Величественная 45-метровая Владимирская церковь в Белой Слуде сгорела от удара молнии в 1962 г., простояв таким образом 320 лет (Бартенев И., Федоров Б. Архитектурные памятники Русского Севера. Л., 1968. С. 190).
  17. Введенский А.А. Торговый дом в ХVI-ХVII вв. Л., 1924. С. 153.
  18. Там же. С. 30-51, 69.
  19. Мильчик М.И. Приходская церковь и крестьянская община на Архангельском Севере в ХVII в. // Русская культура на рубеже веков: Русское поселение как социокультурный феномен. Сб. ст. Вологда, 2002. С. 48-49. Приложение 3.
  20. ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 10258. Л. 17 об.
  21. Там же. Д. 12596. Л. 128 об.
  22. Там же. Л. 127 об.-128.
  23. Мильчик М.И. Приходская церковь и крестьянская община на Архангельском Севере в ХVII в. С. 44. Примеч. 8.
  24. ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 12596. Л. 77.
  25. Акты Холмогорской и Устюжской епархии. Т. II. Стб. 897.
  26. Там же. Стб. 911.
  27. ГАВО. Ф. 486. Оп. 1. Д. 12596. Л. 32 об., 95 об.; Бартенев И., Федоров Б. Указ. соч. С. 191.
  28. ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 12596. Л. 108; Бартенев И., Федоров Б. Указ. соч. С. 189-190.
  29. ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 12596. Л. 6 об.-7.
  30. Там же. Л. 37.
  31. Полознев Д.Ф. Благословенные и ставленные грамоты Ростовской и Вологодской епархий ХVI-ХVII вв. из фондов Отдела письменных источников Государственного Исторического музея // Сообщения Ростовского музея. Ярославль, 1995. Вып. VIII. С. 49-58.
  32. Акты Холмогорской и Устюжской епархии. СПб., 1890. Т. I. 169, 173 (РИБ. Т. ХII).
Приложение

1. 1643 г. июня 31. Благословенная грамота митрополита Ростовского и Ярославского Варлаама попу Сольвычегодской Спасо-Преображенской церкви Федору о построении нового храма с приделом во имя Леонтия Ростовского.

(л. 24) Копия с грамоты, хранящейся при градской Сольвычегодской Преображенской церкви.

Благословение великого господина преосвященного Варлама, митрополита Ростовского и Ярославского, к Соли Вычегодской на посад Преображенскому попу Федору.

В нынешнем 151 году ноября 30 били нам челом Соли Вычегодской с посаду с Полянки церковной староста Савка Лукиянов и во всех прихожан место. А 1-сказали-1, де, в прошлом во 134 году, сгорел у Соли Вычегодские на посаде на Полянке холодной храм во имя Боголепное Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. И нам 2-бы-2 пожаловать и благословить, велеть на новой храм лес ронить и новую церковь воздвигнуть во имя Боголепного Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа да в пределе иже во святых отца нашего Леонтия епископа Ростовского чудотворца на старом погорелом месте.

И как к тебе ся наша грамота придет, и ты, поп Федор, по нашему благословению и по сей нашей грамоте на тот новой храм 3-велел-3 лес ронить. А как тое новую церковь лес изготовять, и ты б, поп Федор, тое новую церковь во имя Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа да в пределе иже во святых отца нашего Леонтия епископа Ростовского чудотворца, 4-велел-4 обложить на старом церковном месте, подавая немного на восток, а на основание тое святые божии церкви говоря во святые молитв и пел молебны и воду святив и святою водою церковное место кропив.

А как церковь обложат и совершат и церковное строение сполнять, и ты б, поп Федор, по нашему благословению и по се[й]нашей грамоте взяв в Ростове у соборного Предтеченского протопопа Стефана з братьею на освящение тое святыя // (л. 24 об.) божией церкви наше благословение святые антиминсы и призвав быть Сольвычегодского соборного Благовещенского протопопа Ивана и попа да дьякона соборных, да тот новой храм освятили и божественную литургию соборне служив и молив Господа Бога и пресвятую его матерь и святаго славного пророка и Предотечу и Крестителя Господня Ивана и святых небесных сил бесплотных Михаила и Гаврила и прочих святых славных и всехвальных апостол и всех святых о благостоянии святых божиих церквей, о мире и о тишине всего мира, о государе цареве и великого князя Михайла Федоровича всея Руси самодержца многолетном здравии, и 5-о его-5, государя, благоверной царице, нашей государыне и великой княгине Евдокие Лукьяновне, многолетном здравии, и 6-о его-6 государевых благородных чадех, царевиче князе Алексее Михайловиче многолетном здравии и благоверной царевне и великой княжне Ирине Михайловне многолетнем здравии, и о благоверной царевне и великой княжне Анне Михайловне многолетном здравии, и о благоверной царевне и великой княжне Татьяне Михайловне многолетном здравии, и о великом господине и отце нашем святейшем Иосифе, патриархе Московском и всея России многолетном здравии, и о душевном спасении, и о христолюбимом // (л. 25) воинстве о и всенародном православном христианстве.

И четыредесятницу б ты, Федор, в той новой церкви служив все шесть недель по вся дни. А к пределу велев быти иного попа нанять и четыредесятницу велев ему служить по тому ж все шесть недель по вся дни. Да и впредь быть попу Федору в той новой церкви Боголепного Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и в пределе иже во святых отца нашего Леонтия епископа Ростовского чудотворца служив по тому ж преданию и по правилам святых апостол и святых отец, яко достойно неотложно ничтоже. А престолом быть в церкви, учредив посреде олтаря, а к стене отнюдь престолов не приделывать. А по 7-церковны-7 8-помосто-8 в ысподных пределов и престолов не приделывати ж и в Ростове.

Лета 7151 года июня 31 го
Подписал митрополита дьяк Иван Карпов.
С подлинною грамматою верно :
Исправляющий должность благочинного Владимирский иерей Петр Яблонский.

ГАВО. Ф. 496 (Консистория). Оп. 1. Д. 10258. Л. 24-25. Список ХIХ в.

2. 1645 г. января 18. Благословенная грамота митрополита Ростовского и Ярославского Варлаама попу Сольвычегодской соборной Благовещенской церкви Сергею об освящении шести приделов в церкви Казанской Богородицы в вотчине Строгановых.

(л. 26 об.) Копия с грамоты, хранящейся при Ергуской Сергиевской церкви, приписанной к Пачеозерской Архангельской.

Благословение великого господина преосвященного Варлама, митрополита Ростовского и Ярославского, Сольвычегодские соборные и апостольские церкви Пресвятые Богородицы и славного ее Благовещения попу Сергею з братией.

В нынешнем во 153 году генваря в 18 день били нам челом государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Руси именитые люди Андрей Семенович да сын его Дмитрей Андреевич Строгановы, а сказали. По нашему благословению и по грамоте воздвигнули, де, они храм в Усольском уезде в Пачеозерской волости в своей деревне Врачинской на Ергусе во имя Пресвятые Богородицы Казанские, в пределах Андрей Стратилат да благоверный царевич Дмитрей, да в ысподи в теплом // (л. 27) храму четвертой предел Сергия Чудотворца, пятой предел Кирил Белозерской, шестой предел Изосима и Саватей Соловецких чудотворцев, да вверху седьмой предел Петра митрополита, осмой предел Алексея митрополита, девятый предел Ионы митрополита московских чудотворцев.

И три, де, предела по нашему благословению освящены, первой предел Пречистые Богородицы Казанские, другой предел Сергия Чудотворца, третей предел благоверного царевича Дмитрея, и наша, де, грамота на те пределы дана. А шесть, де, пределов и по се время не освящены, первой предел в нижном теплом храму Кирила Белозерского, другой Изосима и Саватей Соловецких, да в середнем храму под церковью, а не над олтарем по правую сторону Пречистые Богородицы Казанские, третей предел Андрея Стратилата, да вверху над Пречистою Богородицею Казанскою над церковью, а не над олтарем четвертой предел Петра митрополита, пятой предел Алексея митрополита, московских чудотворцев.

И нам де благословить, велеть на шесть пределов освятить по правилом святых апостол // (л. 27 об.) и святых отец, велеть бы дать нашу благословенную грамоту.

Как к тебе ся наша грамота придет, и ты б, поп Сергий с братией, по нашему благословению и по сей нашей грамоте велел взять в Ростове у соборного Пречистенского протопопа Стефана с братьею на освящение тех пределов наше благословение святые шесть антиминсов, и те шесть пределов освятили и божественную литургию соборне служили и молил Господа Бога и Пречистую его матерь и святаго славнаго пророка и Предотечу Крестителя господня Ивана и святых небесных безплотных сил и святых славных всехвалных апостол и всех святых о благостоянии святых Божиих церквей, о мире и о тишине всего мира и о государеве цареве и великого князя Михаила Федоровича всея Русии самодержца многолетном здравии и о его государевых благородных чадех, а по наших, государей, благоверном и благородном царевиче и великом князе Алексее Михайловиче многолетном здравии и благоверной царевне и великой княгине Ирине Михайловне, и о бла // (л. 28) говерной царевне и великой княжне Татьяне Михайловне многолетном здравии, и о великом господине отце нашем святейшем Иосифе патриархе Московском и всея Русии многолетном здравии, и о душевном спасении, и о христолюбивом воинстве, и о всенародном православном христианстве.

И четыредесятницы ты, поп Сергей, в тех во всех шти пределах велел попом служить все шесть недель по вся дни да и впредь бы ты в тех во шти пределех велел служить по тому же по преданию и по правилом святых апостол и святых отец, яко же достоит неотложно ничто же.

Писал в Ростове лета 7153 го генваря в 10 день.
На оной приложена печать красного сургуча с изображением благословляющей руки.
А на обороте подпись таковая: Митрополита дияк Иван Карпов.

ГАВО. Ф. 496 (Консистория). Оп. 1. Д. 10258. Л. 26 об.-28. Список Х1Х в.

3. 1659 г. июня 14. Благословенная грамота митрополита Ростовского и Ярославского Ионы Сысоевича игумену Троице-Гледенского монастыря Афанасию о строительстве и освящении новых каменных церквей во имя Живоначальной Троицы и Николая Чудотворца.

Благословение великого господина пресвященного Ионы, митрополита Ростовского и Ярославского, на Устюг Великий в Троицкий монастырь на Глядень игумену Афанасию.

В нынешнем во 167 году бил нам челом Устюга Великого гостиной сотни Сила Якимов сын Грудцын, что нам пожаловать, по обещанию их дать нашу благословенную грамоту на новую церковь кирпич. И как изготовят и воздвигнут новые каменные церкви в вашем Троецком монастыре церковь во имя Живоначалные Троицы да церковь во имя чудотворца Николы.

И как к тебе сия наша грамота придет, и ты б, игумен Афанасей, по нашему благословению и по сей нашей грамоте велел на те новые каменные церкви кирпич и бутовой камень и известь готовить и рвы копать и бут бутить. И как рвы выкопают и выбутят, и ты б те церкви во имя Живоначальные Троицы да церковь за стеною во имя чудотворца Николая велел обложить на новом месте, где будет угодно. А на основание с тех святых Божиих церквей говорил бы ты молитвы // (л. 52) и пел молебны, воду святил и святою водою церковные места кропил.

А как обложат и совершат и церковное строение исполнят, и ты б, игумен Афанасей, велел взять в Ростове у соборного Предтеченского протопопа Андрея с братиею на освящение тех святых Божиих церквей наше благословение святые два антиминса и призвал бы ты устюжскаго соборнаго протопопа Владимира или попа да дьякона соборных, и тое церковь освятил и божественную литургию соборне служил.

Писал в Ростове 7167 года июня 14 день 9.

ГАВО. Ф. 495. Оп. 1. Д. 10258. Л. 51 об.-52. Список Х1Х в.

4. 1672 г. февраля 27. Благословенная и храмозданная грамота митрополита Ионы Сысоевича попу Воскресенской церкви в Ямской слободе Усольского уезда Ивану о строительстве нового храма взамен сгоревшего.

Копия с храмозданной грамоты.

(л. 7 об.) Благословение преосвященного Ионы митрополита Ростовского и Ярославского в Усольской уезд Ямския слободки Воскресенской церкви попу Ивану.

Били нам челом Воскресенские протопопы Ямской слободки старосты церковные Ларька Тимофеев Гурьевых да Абрамков Мартианко Наумовых да и все приходские люди, а в челобитной их написано. В прошлых, де, годех судом Божиим от Божией милости от молнии понялась церковь Воскресения Бога нашего и 10-нам бы-10 их пожаловати, благословити воздвигнуть новую церковь на старом погоревшем месте во имя Воскресения Христа Бога нашего.

И как к тебе ся наша грамота придет, и ты, поп Иван, по нашему благословению и по сей нашей грамоте // (л. 8) велел бы на тое новую церковь во имя Воскресения Христа Бога нашего лесу заготовить. Как лес заготовят, и ты бы ту церковь во имя Христа Бога нашего велел обложить на старом церковном месте по далее немного на восток. И на основание той церкви говорил бы ты молитвы и пел молебны и воду святил и святою водою то церковное место кропил.

А как церковь обложат и совершат и церковное строение исполнят, и ты по нашему благословению и по сей нашей грамоте велел взять на освящение той церкви в Ростове у соборного Предтеченского протопопа Луки с братиею наше благословение и святый антиминс. И призвал бы ты Сольвычегодскаго Введенского архимандрита Сергия да соборного дьякона, и ту церковь освятили и божественную службу соборне отслужили и молил Бога Господа и Пречистую его матерь и святаго славнаго Пророка Предотечу Крестителя Господня Иоанна и святых небесных Божественных сил Михаила и Гавриила и прочих безплотных сил и святых славных и всехвалных Апостол и всех святых о благосостоянии святых божиих церквей, о мире и тишине всего мира и о государеве цареве и великого князя Алексея Михайловича 11-(многолет)-11 всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца многолетнем здравии и о его государыне // (л.8 об.) благоверной и христолюбивой царице и великой княгине Наталие Кириловне многолетном здравие, и о благоверном царевиче и великом князе Иоанне Алексеевиче всея Великия и Малыя и Белыя России многолетном здравии, и о благоверной царевне и великой княжне Ирине Михайловне многолетном здравии, и о благоверной царевне и великой княжне Татиане Михайловне многолетном здравии, и о благоверной царевне и великой княжне Евдокие Алексеевне многолетном здравии, и о благоверной царевне и великой княжне Марфе Алексеевне многолетном здравии, и о благоверной царевне и великой княжне Софье Алексеевне многолетном здравии, и о благоверной царевне и великой княжне Екатерине Алексеевне многолетном здравии, и о благоверной царевне и великой княжне Марье Алексеевне многолетном здравии, и о благоверной царевне и великой княжне Феодосие Алексеевне многолетном здравии, и о христолюбивом воинстве и всем народном православном христианстве.

А четыредесятницу ты, поп Иван, в той новой церкви служил // (л. 9) всю шесть недель по вся дни и впредь бы еси в той церкви служил по тому же по преданию и по правилом Святых Апостол и Святых отец, яко же достоит неотложно ничто же.

А престол бы ты в церкве учредил посреди олтаря, а к стене отнюдь престола не приделывал. А под церковным помостом с полу иных приделов и престолов не приделывать.

Писан в Ростове лета 7180 го февраля в 27 день.
Подлинная грамота писана на столбце и в конце ея печать Ионы митрополита Ростовскаго и Ярославскаго.
А на другой стороне подписал оную Дияк Ярофей Пулицкий.

ГАВО. Ф. 496 (Консистория). Оп. 1. Д. 12596. Л. 7 об.-9. Список Х1Х в.

1-1 В ркп. указали. 2-2 В ркп. быть. 3-3 В ркп. велеть. 4-4 В ркп. велеть. 5-5 В ркп. коего. 6-6 В ркп. коего. 7-7 Так в ркп. 8-8 Так в ркп.
9 Каменная церковь во имя Живоначальной Троицы в Гледенском монастыре оставалась недостроенной и в 1689/90 г. Об этом говорилось в челобитной настоятеля Андроника патриарху Иоакиму и в качестве главной причины указывалось на смерть братьев Ивана и Силы Якимовичей Грудцыных-Усовых (Акты Холмогорской и Устюжской епархии. Т. I. Стб. 94-97).
10-10 В ркп. дабы. 11-11 Так в ркп.