Д.Н. Горшков

Священники Ржевские в истории Ростовского духовенства конца XVIII-XIX вв.

В августе 1860 г. в возрасте 52 лет умирает священник Спасской «что на торгу» (она же Спасская на площади, или Спасская Ружная) церкви в Ростове Михаил Иванович Ржевский. Согласно его завещания, составленного в 1859 г.1, Спасской церкви из его личных средств выделяется 2300 руб. на построение теплого храма во имя Архангела Михаила, а также икона с изображением Архангела Михаила и Анны Пророчницы «в киоте красного дерева за стеклом… в серебренных вызолоченных ризах с тремя венцами серебренными 84-й пробы на коих подвешен животворящий серебренный крест»2.

Пожертвование это объяснялось «неформальным» отношением священника к своим обязанностям, доказательством чему служат не только полагающиеся по мере прохождения службы награды, которые М.И. Ржевский получал регулярно, но и опубликованные им статьи в «Ярославских губернских ведомостях» за 1851 г. №№35 ,9 «Спасская Ружная, что на площади церковь г. Ростова».

Весьма значительная по тем временам сумма пожертвования объясняется тем, что Михаил Иванович умер бездетным. По архивным данным в 1858 г. он был женат, жене его было 26 лет, и у них был сын в возрасте 1 года. Он умер, не прожив и двух лет, что, естественно, не прибавило жизненных сил его отцу3.

Всем своим движимым имуществом (библиотека, мебель, посуда и пр.) М.И. Ржевский завещал распорядиться своему старшему брату Василию Ивановичу Ржевскому, священнику Рождественской «что на Горицах» церкви г. Ростова, в которой он служил с 6 марта 1821 г.4 Свой священнический долг в Рождественской церкви он исправлял без нареканий со стороны прихода или духовного начальства до своей смерти, одновременно «безмездно» исполняя различные общественные должности как по светскому, так и по духовному ведомствам: с 1831 по 1835 гг. он избирается депутатом присутственных мест г. Ростова от духовенства; с 1835 по 1850 г. исполняет обязанности благочинного над 16-ю ростовскими церквями; с 1842 по 1850 г. является цензором проповедей священников г. Ростова5. С 1850 г. состоит членом Ростовского духовного правления6.

В 1856 г. он овдовел. В этот же год, осенью, к нему вернулся после окончания Ярославской духовной семинарии его старший сын Николай (1833 г. рождения)7, на руках которого Василий Иванович, видимо, и скончался около 1870 г. (точная дата не установлена).

Последние сведения о нем относятся к 1862 г., когда он был назначен благочинным над «заозерскими» церквями г. Ростова, в т.ч. в селах Поречье, Угодичи, Якимовское и пр., но пробыл он в этой должности недолго, несколько месяцев, и был уволен «за неудобством и затруднительностью надзора»8. Однако и за столь короткий период ему представилась возможность отличиться рассудительностью и мудростью: летом 1862 г. староста Богоявленской церкви села Угодичи Александр Артынов обратился с жалобой к В.И. Ржевскому на то, что причт церкви не выдает ему положенных по церковному Уставу денег на закупку свечей для последующей их продаже прихожанам (с наценкой), что является одной из доходных статей существования церкви. В ответ на запрос В.И. Ржевского священник Богоявленской церкви «рапортовал», что сомневается, не использует ли староста «свечные деньги» на свои личные нужды, и подозрение это, со слов священника, не лишено веских оснований. Василий Иванович разрешил эту ситуацию так: пусть каждый делает положенное ему дело и отвечает за его последствия – причт обязан выделить деньги на закупку свечей, значит, должен их выделить, староста обязан купить свечи – купит, а если потратит деньги на иные цели, то это будет уже другая проблема и решать ее будут другие силы (или прихожане, или полиция)9. Конфликт был снят, деньги выделены, свечи куплены.

Иконой Михаила Архангела «с предстоящими и благословляющим Спасителем» Михаил Иванович Ржевский благословил своего племянника, сына Василия Ивановича, Николая10. Как уже выше отмечалось, с осени 1856 г. он жил в Ростове на иждивении своего отца, а 7 апреля 1859 г. был рукоположен в священники Стефановской церкви11. С 1862 г. «безмездно» исполнял должность духовника при Ростовском тюремном замке12, с 1862 г. по 1876 г. (включительно) также бесплатно состоял законоучителем 6-й батареи 35-й артиллерийской бригады, квартировавшей в Ростове13.

Священником Стефановской церкви до 1836 г. был третий из братьев Ржевских – Петр Иванович. Был ли он старшим или средним среди братьев, неизвестно, известно лишь, что он умер в 1836 г. и после него остался сын – Николай Петрович, окончивший Ярославскую духовную семинарию и скупо одаренный Михаилом Ивановичем небольшой суммой денег и иконою14.

По каким-то причинам Михаил Иванович ни словом не упомянул члена Ростовского духовного правления, дьякона Успенского собора с 1836 г. Андрея Ржевского, которого он, несомненно, знал, хотя бы потому, что Спасская Ружная церковь, не имея своего прихода, была приписана к Успенскому собору16. Единственный сын Андрея Ржевского, родившийся в Ростове в 1841 г., Алексей, после окончания Ярославской духовной семинарии и Московской духовной академии (в 1864 г.) служил преподавателем в Екатеринославской духовной семинарии, пользовался безмерным уважением (со слов некролога на его смерть) коллег и учеников, и умер бездетным в Екатеринославе в 1880 г.17

Одновременно с отцом Петра, Василия и Михаила Ржевских, Иваном, служившем в конце XVIII в. в одной из церквей г. Ростова, его родственник (степень родства пока не установлена), Алексей Николаев Ржевский с 1787 г. был дьяконом в этом же году «законченной постройкою» и освященной, церкви Рождества Христова в селе Якимовском Ростовского уезда19. В 1798 г. у него рождается сын Иван, а в 1810 г. Василий. Оба они заканчивают Ярославскую духовную семинарию одновременно в августе 1828 г.20, но Иван по первому, а Василий по высшему разряду (Василий в совершенстве владел английским, французским, немецким, еврейским языками, знал философию, математику, богословие, особенно хорошо знал латынь21). Поэтому Василий Алексеевич с сентября 1828 г. назначается учителем латинского языка в Ярославское уездное училище, а Иван Алексеевич дьяконом в Покровскую церковь села Ширинье Курбской волости Ярославского уезда. Однако, в 1833 г. И.А. Ржевский возводится в сан священника и переводится в Петропавловский собор заштатного г. Петровска Ростовского уезда, где и прослужил до своей смерти в 1855(56?) г.22

Василий Алексеевич в апреле 1835 г. посвящается в сан священника Спасской «на городу» церкви г. Ярославля, исправляя в то же время должность учителя духовного училища до 1854 г., в которой прослужил 49 лет – до своей смерти в 1883 г.23 Дети его родного брата, Ивана, обучаясь в Ярославской духовной семинарии, проживали у него на квартире в середине 1850-х гг.24 Своих детей Василию Алексеевичу Бог не дал. Но дал другое: уважением и почет духовником всех священноцерковнослужителей центральной части г. Ярославля, т.е. на протяжении 27 лет он исповедовал служителей этих церквей, их жен, детей25. Если при этом учесть, что после своей смерти он завещал 8000 руб. Спасонагородской церкви, от 100 до 500 руб. на поминовление в церкви с. Якимовское, г. Петровска, Спасо-Яковлевский, Варницкий и др. ростовские монастыри26, то неудивительно, что за свои заслуги он был похоронен не на Леонтьевском кладбище, где покоится большинство священноцерковнослужителей г. Ярославля, а в самой Спасонагородской церкви. Мраморное надгробие над его могилой сохранилось до сих пор.

На Леонтьевском кладбище похоронен священник Ярославской Никитской церкви Николай Васильевич Ржевский, племянник Михаила Ивановича, сын Василия Ивановича, с переводом которого, по его прошению, в Ярославль в апреле 1877 г. закончилось служение священников Ржевских в Ростове Великом.

  1. ГАЯО. Ф. 151. Оп. 2. Д. 309IЭ.
  2. Там же. Л. 2.
  3. Там же. Л. 4.
  4. ГАЯО. Ф. 230. Оп. 4. Д. 60.
  5. ГАЯО. Ф. 230. Оп. 2. Д. 1773. Л. 8 об.
  6. Именная роспись начальствующих и служебных лиц Ярославской епархии, Ярославль, 1861. С. 11.
  7. ГАЯО. Ф. 230. Оп. 2. Д. 1773. Л. 9 об.
  8. ГАЯО. Ф. 230. Оп. 2. Д. 2208. Л. 1 об.
  9. ГАЯО. Ф. 230. Оп. 4. Д. 749. Л. 78-79 об.
  10. ГАЯО. Ф. 151. Оп. 2. Д. 30913. Л. 2.
  11. ГАЯО. Ф. 230. Оп. 2. Д. 3503. Л. 67.
  12. ГАЯО. Ф. 230. Оп. 2. Д. 5508. Л. 55 об.
  13. ГАЯО. Ф. 230. Оп. 2. Д. 3503. Л. 68.
  14. ГАЯО. Ф. 151. Оп. 2. Д. 30913. Л. 4.
  15. Список Высочайше утвержденных приходов по Ярославской епархии с составом причтов при них…, Ярославль, 1877. С. 11.
  16. Головщиков Е.Д. Очерк жизни и ученых трудов бывших питомцев Ярославской духовной семинарии, Ярославль, 1853, СС.39-40.
  17. ГАЯО. Ф. 230. Оп. 2. Д. 129. Л. 35.
  18. Там же. Л. 38 об.
  19. ГАЯО. Ф. 230. Оп. 2. Д. 122. Л. 3 об.
  20. ГАЯО. Ф. 236. Оп. I. Д. 104. Л. 4.
  21. ГАЯО. Ф. 230. Оп. 2. Д. 122. Л. 3 об.
  22. ГАЯО. Ф. 230. Оп. 2. Д. 148. Л. 53 об.
  23. ГАЯО. Ф. 236. Оп. I. Д. 159. Л. 167 об.
  24. ГАЯО. Ф. 230. Оп. 3. Д. 1215. Л. 1-5.
  25. ГАЯО. Ф. 230. Оп. 3д. Д. 2132. Л. 37-38.
  26. ГАЯО. Ф. 230. Оп. 2. Д. 3503. Л. 68.