Т.В. Колбасова

Ростовский художник Василий Григорьевич Юров

Материалы к словарю Ростовских художников XVIII-XIX вв.

Иллюстрации

Одно из направлений научной работы сотрудников картинной галереи музея – создание словаря ростовских художников XVIII – XIX вв. Cтатья открывает серию публикаций, посвященных данной теме цель которых – воссоздание биографии художника на основе архивных источников, выявление сохранившихся произведений и их атрибуция. Статьи будут завершаться списком литературы и каталогом произведений художника.


В.Г. Юров (1787 – 1854) – живописец, иконописец и финифтянщик, работал в Ростове в первой половине XIX в. по заказу церквей и монастырей. Он принадлежал к династии ростовских иконописцев, известной с середины XVIII в.1 До недавнего времени из подписных и датированных работ художника была известна только архитектурная графика. В ходе нашей работы удалось выявить еще четыре работы В.Г. Юрова в фондах Ростовского музея.

В.Г. Юров родился в Ростове в Толгском приходе. Он был старшим ребенком в семье иконописца Григория Алексеевича Юрова и Марфы Ивановны, урожденной Голубковой, происходившей из старого ростовского купеческого рода2. Отец будущего художника – Григорий Алексеевич с 1779 г. зачислен в сторожа ростовского Успенского собора на место своего отца Алексея Семеновича Юрова3, который принадлежал к духовному званию, был сыном дьячка церкви Святых Отец4. В 1795 г. Григорий Алексеевич уволен из церковного причта в Ростовское купечество в третью гильдию5. Семья Юровых жила на Ивановской улице в Толгском приходе6.

Подписные и датированные произведения отца художника Алексея Григорьевича Юрова в настоящее время неизвестны. Удалось лишь встретить свидетельство о его работах в архивных документах и рукописях. В частности, А.Я. Артынов сообщает о написании им икон для иконостасов в приделах Верховных апостолов и трех святителей Богоявленской церкви села Угодич и о росписи Никольской церкви в том же селе7. В 1817 г. он реставрировал икону Всемилостивого Спаса в «Спасской что на площади церкви»8. Несомненно, по существующей в то время традиции, Василий азы художественного мастерства освоил в семье, у отца. Иконописцами были младшие братья его деда – Василий Семенович (1741-1818) и Петр Семенович Юровы (1743-?)9.

В октябре 1807 г. Василий Григорьевич женился на Вере Егоровне Ананьиной10. В 1812 г. у них родился первый ребенок – сын Измаил, позднее в семье родилось еще 5 детей, двое из которых Измаил и Григорий стали художниками, оставившими заметный след в художественной жизни Ростова середины XIX в.11

В.Г. Юров состоял в Ростовской ремесленной управе. В городской обывательской книге о роде его деятельности сообщается: «промысел имеет живописный золотом по стеклу»12. Между тем сохранившиеся произведения и архивные данные свидетельствуют, что вид, жанр, тематика работ Василия Юрова, как и для большинства художников работавших в провинции, определялись заказом. Он был иконописцем, финифтянщиком, портретистом, пейзажистом.

Самое ранее известное на сегодняшний день упоминание о работе Юрова как художника относится к 1809 г., когда по заказу Ростовского Рождественского монастыря он написал «для ношения в крестных ходах образ Тихвинской Богоматери и на другой стороне Святителя Николая»13. (Местонахождение неизвестно).

В 1824 г. В.Г. Юров исполнил по заказу протоиерея Ростовского Успенского собора Андрея Тимофеевича Тихвинского14 рисунок для эстампа с видом Собора и архиерейского Архиерейского дома (рис. 1). Интересное свидетельство о совместной работе художника и заказчика удалось обнаружить в дневнике протоиерея Андрея, где 15 мая 1824 г. в частности записано: «При посредстве камеры темной мной устроенной, будет сниматься вид собора с частию Архиерейского дома Васильем Григорьевичем Юровым»15. Запись в дневнике от 17 мая свидетельствует: «Юров делал первый опыт снимания вида с собора и ворот соборных с оградою – Есть надежда, что он может снять вид для эстампа, только надлежит избрать возвышенное место»16. Вскоре место было найдено: «19 мая. Ходил на колокольню Всесвятскую и нашел удобным снимать с ней вид собора при посредстве камеры темной»17. Работа, вероятно, продвигалась медленнее, чем хотелось протоирею. 9 июня 1824 он записал: «Вид собора и дома для эстампов еще не отделан – но делается»18.

И, наконец, лишь только в сентябре протоиерей занес в дневник копию Всепокорнейшего прошения на имя Ярославского владыки Авраама: «В честь собора и славу почивающих святителей в нем признаем нужным для раздачи Богомольцам по прилагаемому при сем виду собора и Зданий Ростовскаго Архиерейскаго дома, снятому посредством темной камеры (camera obcura) выгравировать медную доску и отпечатать тысячу эстампов, что будет стоить на нашей бумаге лучшаго мастерства 400 руб., а средняго 250 рублей»19.

Художник, которому была заказана эта работа – Алексей Агапиевич Осипов (1770-1850), московский гравер, работавший по заказу известных издательств, автор многочисленных гравированных портретов. Вид ростовского Успенского собора принадлежит к немногим в его творчестве видовым гравюрам. Из 1000 исполненных листов до наших дней сохранились единицы. В собрании Ростовского музея хранятся два офорта20. К сожалению, сам рисунок В.Г. Юрова, использованный А.А. Осиповым при работе до наших дней не сохранился21.

На гравюре лаконично и точно изображены Успенский собор, Архиерейский дом. Вверху два ангела держат икону Владимирской Богоматери, ниже на облаках ростовские святители Исайя, Игнатий и Леонтий. Под изображением пояснительный текст: «Видъ Съ северо-западной стороны Ростовскаго Успенскаго Собора, заложеннаго Ростовскимъ Княземъ Константиномъ Всеволодовичемъ 1213 года и церквей съ многими другими зданiями Архiерейскаго дома внутри огромной каменной ограды, построенныхъ Митрополитами Ростова Ионою Сысоевичемъ и Иоасафомъ Лазаревичемъ между 1652 и 1700 годами. Внутри собора находятся – Чудотворный Образъ Владимiрскiя Пресвятыя Богородицы и Св. мощи угодников Божихъ Св: Леонтiя подъ спудомъ. Исаiи и Игнатiя открыто. Изъ нихъ первый вел, вторый распространилъ, а третий созерцалъ въ возможномъ совершенстве Хрис: веру въ Ростове».

Значение этой работы трудно переоценить. На протяжении первой трети XIX в. – это единственная гравюра с видом Успенского собора и Архиерейского дома. Благодаря творческому союзу художника и заказчика, нашедшего чрезвычайно выигрышную точку зрения была создана работа, с документальной точностью воспроизводящая облика Успенского собора и Архиерейского дома, безукоризненная по рисунку и перспективному построению. Гравюра – своеобразный памятник новой планировки Ростова, утвержденной еще Екатериной II, и произведенной в 1820-е гг. когда по словам А.Я. Артынова «начальник Ярославской губернии Александр Михайлович Безобразов один из потомков сва: Петра царевича основателя Ростовского Петровского монастыря, …. приступил к расположению по новому Высочайше утвержденному плану изменять тысящелетнюю физиогномию Ростова. Сносил обывательские дома на новые улицы и проспекты, которые как в Петербурге на главное Адмиралтейство так и здесь на Кремль Ростова. Для этого первоначально нужна была обширная площадь для помещения Ростовской ярмарки внутри города, а не на льду Ростовского озера, для этого он устроил ее полукругом с трех сторон ростовского кремля. А с четвертой примыкает к нему Ростовское озеро. – На отведенном для такой площади месте, которое заключало в себе несколько деревянных церквей, много обывательских домов, много холмов буераков и рвов, но это не остановило предприятия начальника губернии, деревянные церкви упразднены и разобраны. (Они были следующие: церковь Воскресения Христова, что на рву, церковь святого апостола Петра и Павла в слободке Поповке, церковь сва: пророка Илии на устретенском (?) торгу; церковь Николая Чудотворца на болоте; церковь святителя близ мясного ряду.) Холмы срыты, буераки и рвы засыпаны. От этого образовалась великолепная Окружная улица»22.

О популярности этого произведения свидетельствует и тот факт, что гравюра использовалась мастерами для создания эмалевых пластин. Так, например, известная миниатюра «Вид кремля города Ростова Великого Ярославской губернии» (рис. 2) сделана именно по этой гравюре. Благодаря сохранившимся в музее документам удалось установить имя ее создателя. Это «крестьянин Спас-Песковской слободы А.А. Маринин». Известно и ее происхождение, она поступила в музей из Ростовской Земской управы в 1918 г.23

Вполне логично предположить, что столь удачный опыт работы над видовым, топографическим пейзажем не был единственным. Во всяком случае, он помог художнику в работе над архитектурной графикой. Известно, что первый заказ В. Юров получил вскоре после создания рисунка для вышеупомянутого эстампа. В расходной книге Ростовской Спасской что на площади церкви в октябре 1825 г. записано: «Плачено мещанину Василью Григорьеву Юрову за нарисование с церкви Плана и Фасада на Александрийском листе – 25 руб.»24. В 1924 г. из собрания Бориса Николаевича Эдинга в музей поступила небольшая коллекция архитектурной графики, включающая в себя и произведения В.Г. Юрова (рис. 3-5), в том числе план и фасад церкви Спаса на торгу (рис. 6) Вышеприведенный документ позволил точно установить дату его создания.

Подавляющее большинство архивных источников, определяют В.Г. Юрова, как «хорошего мастера по стеклу золотом». В ходе работы удалось выявить три работы художника, исполненные в этой технике (эгломизе ?)25. В 1920 г. из собрания А.А. Титова в музей поступили портрет архимандрита Иннокентия и образ святителя Димитрия Ростовского (рис. 7). Портрет архимандрита Иннокентия не сохранился. Однако, запись в книге поступлений дает некоторое представление об этом произведении: «портрет Архимандрита Иннокентия … поясной, почти en face, слегка вправо. В черном клобуке и черной рясе. Портрет исполнен одним тоном (черным) разных градаций по золотому фону. Овальное изображение окружено овальной же полосой с надписью: «Ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря архимандритъ Иннокентiй». Края стеклянной пластинки обведены черной рамкой, промежутки между рамкой и стеклянной полосой расчерчены маленькими прямоугольниками (кирпичиками). Ниже изображения в прямоугольной полосе надпись: «Родился 1772 года маiя 18 дня: Ниже у самой черной рамки надпись слева: «в: ю: № 80». Справа: «Ростов». Работы Василия Юрова Ростовского живописца»26.

Образ святителя Димитрия митрополита Ростовского сохранился (рис. 7, кат. 8). При сравнении двух произведений стало очевидно, что они не только исполнены в одной технике, но объединены сходными размерами и композиционной близостью. Это поясные изображения, заключенные в овал, по краю которого надпись. Это позволяет предположить, с достаточной долей уверенности, что исполнены они одновременно по одному заказу одним художником, и авторство Юрова не вызывает сомнения.

Вероятно иконы, исполненные в этой технике, имели широкое бытование в Ростове в XIX в. В 1910 г. у местного антиквара А.А. Молодцыгина музеем была приобретена написанная В.Г. Юровым двусторонняя икона Святителя Митрофана Воронежского и Святителя Тихона Задонского. К сожалению, она не сохранилась. Некоторое представление об этом произведении можно составить благодаря описанию в старом инвентаре (см. кат. № 3-4). Это поясные изображения святителей: св. Митрофана в схиме с панагией на груди; и св. Тихона Воронежского в черном клобуке, мантии и с панагией на груди. Изображения заключены в овал27.

Судя по вышеприведенному описанию к несохранившимся иконам св. Митрофана и св. Тихона близки так же приобретенные музеем у антиквара А.А. Молодцыгина образки с изображениями на первом на лицевой стороне св. Митрофана Воронежского (рис. 8), а на оборотной (рис. 9) – митры, омофора, жезла, двукирия и трикирия и рипид. На втором изображение св. Димитрия Ростовского (рис. 10), с надписью по кругу «Святый Димитрiй Митрополитъ» и подписью художника внизу в центре: «в:ю:».

Более двадцати лет В.Г. Юров был в Ростове прививателем оспы: «…Прививание предохранительной оспы с 1815 года и поныне произвожу с должным старанием и успехами, – пишет он в своем прошении в Городскую Думу, – …по сему онаю Градскую Думу всепокорнейше прошу, дабы повелено было сие прошение в Ростовской Градской Думе принять и согласно помянутому в 9 е число февраля сего года распоряжению Ярославского губернского оспенного комитета жалавано до 200 руб. оспопрививателям… оное жалованье по 200 руб. в год дарственными ассигнациями из добровольных пожертвований или городских доходов мне положить. Июля 5 дня 1829 года…»28.

Конец тридцатых годов был омрачен в семье Юровых смертью отца и тяжбой из-за наследства. Вдова Марфа Иванова Юрова обращается в Городовой магистрат с прошением о неправильно составленном завещании своего мужа. «По производящемуся в сем присутствии делу, – гласит документ городового магистрата, – о фальшиво составленном якобы Духовном завещании ростовским мещанином Васильем Юровым по прикосновенном к оному канцелярии канцеляристом Федором Подгорским … Прошение Марфы Юровой, поданное в губернское правление насчет того, что он написал духовное завещание несправедливо, об оном каялся духовному своему отцу, Священнику Ростовской Вознесенской церкви Николаю, в 13 е число сентября … и для того определено: В Ростовское Духовное правление сим сообщить с тем дабы, благоволило отобрать от священника Градской Вознесенской церкви Николая должное свидетельское показание, признавался ли ему канцелярист Федор Подгорский будучи на исповеди 13 сентября о неправильном написании им от имени мещанина Григорья в пользу сына его Василья Юрова завещания»29.

В это время Василий Григорьевич в одном из документов писал о себе, что «…что торговли никакой не имеет, а занимается рисованием под силу. Выробатываемыми деньгами содержит себя, – дети мои совершеннолетние сыновья находятся по почпортам в Москве, в услужении у Московского купца Василия Иванова Голубкова деньги они ко мне присылают по требованию моему, сколько мне нужно на содержание»30.

В 1840 г. Юров получает почетный и сложный заказ на поновление древней иконы в Успенском соборе. Об этом сообщает А.Я. Артынов в «Летописи Ростова Великого»: «Первый ряд иконостаса (ростовского Успенского собора) заключает в себе много древних икон... Седьмая как редкость по искусству подле храмовой иконы Успения Богоматери небольшой образ Спасителя седящего на престоле. Он писан на стекле древним пошибом вероятно на Афоне с лика на подложенной фольге. А предметы второго плана набраны мозаиком из разноцветной минеральной россыпи. По причине порчи эта икона в 1840 г. была возобновлена мастером г. Ростова Васильем Григорьевым Юровым»31.

В 1845 г. нависла угроза над сыном Григорием, его могли забрать в рекруты. Многостраничное дело Городового магистрата «Об укрывательстве сына своего Григория от предоставления в рекрутское присутствие» бесстрастно повествует о тяжелых испытаниях и переживаниях, которые выпали на долю отца, о больших усилиях Василия Григорьевича в желании защитить сына, будущего талантливого живописца. Дело завершилось благополучно: «… дети его Измаил и Александр несколько раз были представляемы в рекрутское присутствие при прежних наборах для приема в рекруты, но за негодностью их к военной службе были забракованы … а Григорий по свидетельствованию оной думы в последних числах ноября прошлого 1843 г. оказался ростом двух аршин 3х вершков, а такого роста людей в рекрутское присутствие для приема в рекруты предоставлять законом запрещено»32.

В 1846 г. умерла мать Василия Григорьевича – Марфа Ивановна. Все свое движимое и недвижимое имение «состоящее в каменном доме с деревянным при нем строением и землею в здешнем городе в Толгском приходе по Ивановской улице в 29 квартале, в двух каменных лавках с палатками на них и землею же внутри города в Гостином корпусе под № 19 и 40, а движимое в святых иконах и домашнем скарбе» она завещает среднему сыну Алексею. Старший сын Василий в завещании не упоминается33.

С конца 1840-х гг. Василий Юров живет со своей семьей в деревянном одноэтажном доме с надворным строением и землей по Московской улице, принадлежащем его жене Вере Егоровне34. По свидетельству А.Е. Виденеевой на рубеже 1840-х – 1850-х гг В.Г. Юров «…занимался ремонтными и хозяйственными работами …в Покровской церкви. При его посредстве в церковь поставлялись дрова, исправлялись канавы и колодец на церковной земле, красились тротуарные столбы, лудились медная крестильная купель и чинились цепи на церковных главах»35.

Последнее упоминание о Василии Юрове в фонде Ростовской Ремесленной Управы датировано 9 марта 1854 г.: «Объявление: По производству мною живописного греческого мастерства мне нужно иметь на предмет этого свидетельство, о чем объявляю покорнейше прошу о выдаче онаго учинить законное распоряжение. К сему объявлению цеховой мастер ростовский мещанин Василий Григорьев Юров руку приложил»36.

Через полгода 5 сентября 1854 г. Василий Григорьевич Юров умер в возрасте 66 лет и похоронен на кладбище Николоворжищенской церкви37.

Литература:

Колбасова Т.В. Ростовский художник Григорий Васильевич Юров// СРМ. V. Ростов, 1993. С. 131-140. С. 132.
Виденеева А.Е. О ростовских художниках середины XIX века// СРМ. X. Ростов. 2000. С. 86-112. С. 103.
Виденеева А.Е. Художники круга Спасо-Яковлевского монастыря в конце XVIII – начале XX веков// IV Научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944 – 1995). Ярославль. 2000. с. 36-67. С. 61.
Колбасова Т.В. «Хороший мастер по стеклу золотом и знаменитый лекарь простыми средствами…»// Ростовская старина. № 101. Ростовский вестник. 29.01.2002.
Колбасова Т.В. «В честь собора и славу почивающих в нем святителей…»// Ростовская старина. № 115. «Ростовский вестник». 25.05.2004

Каталог произведений.

1. Портрет архимандрита ростовского Спасо-Яковлевского монастыря Иннокентия. 1-я половина XIX в.
Стекло, золото сусальное, тушь, перо, кисть. 17х13. Овал в прямоугольнике.
«Поясной, почти en face, слегка вправо. В черном клобуке и черной рясе. Портрет исполнен одним тоном (черным) разных градаций по золотому фону овальное изображение окружено овальной же полосой с надписью: «Ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря архимандритъ Иннокентiй». Края стеклянной пластинки обведены черной рамкой, промежутки между рамкой и стеклянной полосой расчерчены маленькими прямоугольниками (кирпичиками). Ниже изображения в прямоугольной полосе надпись: «Родился 1772 года маiя 18 дня: Ниже у самой черной рамки надпись слева: «в: ю: № 80». Справа: «Ростов».
ИК 920/43
Пост.: 1920 из собрания А.А. Титова.
Исключен приказ МК РСФСР № 355 от 16.07.87.

2. Образ святителя Димитрия Ростовского. 1-я половина XIX в.
Стекло, золото сусальное, тушь, перо, кисть.
17,8х14,4. Овал в прямоугольнике.
По краю овала надпись: «Святый Димитрiй Митрополитъ Ростовскiй Чудотворецъ явился 1752 года сентября 21 дня».
Г-975.
Пост.: 1920 из собрания А.А. Титова.

3. Образ Св. Митрофана Воронежского. 1-я половина XIX в.
Стекло, серебряная фольга, тушь, перо. 17х13.
«Икона, писанная тушью по серебряному фону на стекле, св. Митрофана Воронежского; поясной, 3/4 вправо, в схиме с панагией на груди. В овале, по овалу надпись и подпись: «В. Ю. № 189 Ростов».
Ик 910/10
Пост.: 1910. Приобр. у А.А. Молодцыгина.
Искл. приказ МК РСФСР № 355 от 16.07.87.

4. Образ св. Тихона Задонского. 1-я половина XIX в.
Стекло, серебряная фольга, тушь, перо. 17х13.
«Портрет Тихона, епископа Воронежского, поясной, 3/4 вправо, в черном клобуке и мантии с панагией на груди. В овале, под овалом надпись: «В.Ю. № 802. Ростов». В деревянной крашенной рамке».
Ик 910/11
Пост.: 1910. Приобр. у А.А. Молодцыгина.
Искл. Ордер № 1903. от 17/IX – 62.

5. Образок св. Митрофана Воронежского. 1-я половина XIX в.
Золото сусальное, тушь, перо. d 4,3
По кругу надпись: «Святый Митрофанъ первый е: в:»
ПР-283
Пост.: 1910. Приобр. у А.А. Молодцыгина

6. Образок св. Димитрия Ростовского. 1-я половина XIX в.
Золото сусальное, тушь, перо. d 3,5
По кругу надпись: «Святый Димитрiй Митрополитъ»; внизу в центре монограмма художника: «в:ю:»
ПР-282
Пост.: 1910. Приобр. у А.А. Молодцыгина

7. Церковь Спаса на торгу. План и фасад. 1825.
Бумага, тушь, серая акварель, перо, кисть. 80 х 58
Подпись вверху слева:
а.а.а. временные деревянные лавки
б. б. церковь теплая
в. церковь холодная
г.г.г.г. колонны перед царскими вратами сень держащей
д. паперть
е. ризница
ж.ж. ход в церковь
з.з.з.з. будущая пристройка
Внизу слева подпись художника: «№ 573 Планъ и фасадъ рисовалъ В: Юровъ»
Ар-56
Пост.: 1924 из собрания Б.Н. Эдинга

8. Пятистолпная церковь с двухярусной колокольней. План и фасад. Первая половина XIX в.
Бумага, тушь, акварель, кисть, перо. 78х58.
Внизу слева подпись художника: «№ 575 рисовалъ В: Юровъ».
Ар-233
Пост.: 1924 из собрания Б.Н. Эдинга

9. Церковь Иоанна Предтечи в Ростове. План и фасад. Не ранее 1825
Бумага, тушь, акварель, перо, кисть. 62х48
Внизу слева подпись художника: «№ 588 й рисовалъ В:Юровъ»
Ар-231
Пост.: 1924 из собрания Б.Н. Эдинга
(Бумага с водяным знаком 1825 год)

10. Успенский собор в Ростове с принадлежащими к нему строениями. План. Первая половина XIX в.
Бумага, тушь, акварель, перо, кисть. 39,8х58
Внизу слева подпись художника: «№ 592: рисовалъ В: Юровъ»
Вверху в центре: Планъ/Успенскаго собора въ ростове/ съ принадлежащимъ къ нему стоениемъ
Внизу надпись четыре столбца:
а: соборная церковь успенiя пресвятыя Богородицы
б: пределъ святителя Леонтия
в: мощи святителя Леонтия подъ спудомъ
г: мощи святителя Исайи отъкрыто
д: мощи святителя Игнатия отъкрыто
е: ходъ на своды
ж: ризница
гробницы
1я Iоны митрополиты 2го
2я Варлаама митрополита 2 го/
3я Кирилла митрополита
4я iоны митрополита
5я Варлаама митрополита
6 Феодора архiепископа
7 Iоасафа митрополита
8 Iоакима архiепископа
з: архiерейское место
и:и:и:и: столпы
i: кафедра
к:к:к: паперти
л: колодезь
м:м:м: площатка высланная чугуном
н: святые врата съ запада
о: сторошка
п: врата съ севера
р: сторошка
с: часовня
т: т: кладовка/
у: врата съ востока
ф: колокольня
х: сарай/
ц:ц:ц:ц: башни
ч: церковь Воскресения Господня надъ вратами
ш: върата съ юга
щ:щ:щ: ходы к собору
ь: ворота всадъ
ы: садъ
ь: ограда
ъ: церковь Пресвятые Богородицы Одегитрiи
э: жилые покои/
ю: часовая башня
я:я:я: архiерейской дворъ
Ар-72
Пост.: 1924 из собрания Б.Н. Эдинга

11. Успенский собор в Ростове с принадлежащими к нему строениями. План. Середина XIX в.
Бумага, тушь, акварель, перо, кисть. 40х57,3
Внизу слева подпись художника: «№ 593 рисовалъ В: Юровъ»
Вверху в центре: Планъ/Успенскаго собора въ ростове/ съ принадлежащимъ къ нему стоениемъ
Внизу надпись четыре столбца:
а:соборная церковь успенiя пресвятыя Богородицы
б: пределъ святителя Леонтия
в: мощи святителя Леонтия подъ спудомъ
г: мощи святителя Исайи отъкрыто
д: мощи святителя Игнатия отъкрыто
е: ходъ на своды
ж: ризница
гробницы
1я Iоны митрополиты 2го/
2я Варлаама митрополита 2 го
3я Кирилла митрополита
4я Iоны митрополита
5я Варлаама митрополита
6 Феодора архиiпископа
7 Iоасафа митрополита
8 Iоакима архiепископа
з: архiерейское место
и:и:и:и: столпы
i кафедра/
к:к:к: паперти
л: колодезь
м:м:м: площатка высланная чугуном
н: святые врата съ запада
о: сторожка
п: врата съ севера
р: сторошка
с: часовня
т: т: кладовка/
у: врата съ востока
ф: колокольня
х: сарай
ц:ц:ц:ц: башни
ч: церковь Воскресения Господня надъ вратами
ш: върата съ юга
щ:щ:щ: ходы къ собору
ь: ворота всадъ
ы: садъ
ь:ь:ь:ь:ь:ь:ь: ограда
ъ: церковь Пресвятые Богородицы Одегiтрии
э: жилые покои/
ю: часовая башня
я:я:я: архiерейской дворъ
Ар-73
Пост.: 1924 из собрания Б.Н. Эдинга

12. План Ростовского архиерейского дома и собора. 1827.
Бумага, тушь, акварель, карандаш, кисть, перо. Изображение очерчено. 54,8х74,9.
Вверху справа: «… ланъ Архиерейскаго дома въ Ростове/ подъ литерами/ Соборъ/ въ духовномъ ведомстве/ въ казенномъ ведомстве/ Обывательскiе домы/ Церковь Бориса и Глеба;
В центре: Планъ/ Ростовскаго Архiерейскаго/ Дома и соприкосновенн/го къ нему Собора/ А. Соборъ»
Внизу слева: «Мачтабъ въ Англiйскомъ дюйме 10 сажень»;
В центре: «Черченъ въ 1827 году для Протоiерея Андрея Тихфинскаго».
Внизу под изображением слева: «чертилъ в: юровъ 1827 го года № 599 й»
Ар-119
Пост.: 1923 от соборного священника отца А. Чуфаровского.

  1. Колбасова Т.В. Ростовский художник Григорий Васильевич Юров// СРМ V. Ростов, 1993. С. 131-140. С. 132. Виденеева А.Е. Об иконописцах из причта Ростовского Успенского собора в XVIII веке// III научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944-1995). Ярославль, 1999. С. 77-81.
  2. РФ ГАЯО. Ф. 196. Оп. 1. Д. 7302. Исповедные росписи Ростовской Толгской церкви. 1828. Л. 1. Григорий Алексеев Юров – 65; жена его Марфа Иванова – 64. Дети их: Василий 41, Алексей 40, Иван – 36.
  3. РФ ГАЯО. Ф. З41. Оп. 1. Д. 206. Дело об увольнении сторожа Ростовской соборной церкви Алексея Семенова Юрова и о зачислении на его место сына его Григория. Л. 1. «1 августа 8 дня 1779 года. Из Ростовской святейшего правительствующаго Синода члена Преосвященного Самуила архиепископа Ростовского и Ярославского духовной консистории дому его Преосвященства казанчею иеромонаху Порфирию. № 1837. Известие. По Ея Императорского Величества указу по исполнении резолюции Ево преосвященства в Консистории определено, ростовская соборная церкви сторожа Алексея Семенова сна Юрова, а на его место определить сына его Григория, почему из них Алексея из ведомостей исключить и впредь его в числе наличных сторожей не писать, а в те ведомости включить и сторожевское жалвание с прочими сторожами наряду производить помянутому сыну его Григорию… Покровский игумен Василиан».
  4. Виденеева А.Е. Об иконописцах из причта Ростовского Успенского собора в XVIII веке// III научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944-1995). Ярославль, 1999. С. 77-81. С. 79.
  5. РФ ГАЯО. Ф. 204. Оп. 5. Д. 2242. Л. 35. Григорий Алексеевич Юров в пятой ревизской сказке за 1795 г. значится «в числе ростовского третьей гильдии купечества. Сентября 18 дня по указу ярославского губернского магистрата из гражданского департамента, уволенные духовною командою, находящиеся при Ростовской соборной церкви из церковного причту в сторожах и звонарях по желаниям их… Григорий Алексеев сын Юров, у него жена Марфа Иванова старинного ростовского купечества».
  6. РФ ГАЯО. Ф. 204. Оп. 1. Д. 3094. Дело об отводе земли под постройку деревянного дома в Толгском приходе мещанину Г.А. Юрову. 1796. Л. 1 – Л. 1 (об.). «Просит Ростовский посацкий Григорий Алексеев сын Юров о чем мое прошение тому следуют пункты. Имею я в Ростове в Толгском приходе выстроенный по высочайше конфирмированному плану Вашим Императорским Величеством о строении Городу Ростову плану по вновь прожектированной Ивановской улице деревянный дом на земле, дошедшей еще во владение после предков моих, точию на тот свой дом и землю плана я еще не имею в зади онаго моего дому земли состоит самое малое количество близ которой по смежности имеется пустопорожняя городская земля которую прежде сего владения имел прежде бывый соборный звонарь и отданный в солдаты Дмитрий Федоров Тряпичкин а каким образом после его жена Ево Марья Иванова ту городскую землю продала Экономическому жителю Леонтию Коркину. И дала на оную купчую. Мне известно, а что та земля подлинно состоит городская о том засвидетельствовать могут ближе живущие соседи, а потому прошу. С присовокуплением означенной пустопорожней городской земли отвести по регулировании города место и да на дом и землю план и данную прошением. Ростовский посацкий Григорий Юров руку приложил».
  7. ГМЗ РК. Р-378. Сборник Ярославской губернии Ростовской округи села Угодич крестьянина Александра Артынова. 1869. Л. 24.
  8. ГМЗ РК. Ф. 289. Оп. 6. Д. 6. Книга расхода денежных сумм за 1809 – 1822 г. Л. 39. 1817. Отдано за починку образа Ростовскому купцу Григорью Алексеевичу Юрову – 15 руб.
  9. Виденеева А.Е. Указ соч. С. 79.
  10. РФ ГАЯО Ф. 371. Оп. 2. Д. 120. Л. 41 (об.).
  11. ГМЗ РК. Р-378. Сборник Ярославской губернии Ростовской округи села Угодич крестьянина Александра Артынова. 1869. Л. 417 (об.) У Григория Алексеевича было два сына Алексей и Василий, первый хороший греческого письма иконописец. – Второй хороший мастер по стеклу золотом и знаменитый лекарь простыми средствами. – У Василья Григорьева было три сына Александр, Григорий и Измаил. Первый завел в Москве фабрику делать тонкий свинец для обертки чаю и других вещей. Второй художник императорской Академии Художеств, третий учитель народных училищ рисования и чистописания в Ростове чиновник 14 класса.
    О Г.В. Юрове см.: Колбасова Т.В. Ростовский художник Григорий Васильевич Юров// СРМ. V. Ростов, 1993. С. 131-140; О.И.В. Юрове см.: того же автора. Купеческий портрет из собрания Ростовского музея. Каталог// СРМ. XI. Ростов, 2000. С. 190.
  12. РФ ГАЯО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2502 а. Городская обывательская книга. 1847 г. Л. 76 (об.). «Ростовский мещанин Василий Григорьевич Юров Города Ростова старожил от роду имеет 60 лет. Женат на мещанской дочери Вере Егоровой. Ей от роду 58 лет. Имеет детей сыновей 1 го Измаила 35 ти 2 Александра 30 ти, 3 Григория 25 ти. Дочь девицу Любовь 19 лет. Промысел имеет живописный золотом по стеклу. В городской службе был с 1812 по 1843 год оспопрививателем предохранительной оспы».
  13. РФ ГАЯО. Ф. 190. Оп. 1. Д. 6. Л. 19.
  14. Андрей Тимофеевич Тихвинский (1788 – 1867). Окончил Петербургскую Духовную Академию. Преподаватель Новгородской, Ярославской семинарии. С 1820 по 1865 – протоиерей Ростовского Успенского собора. Присутствующий Ростовского Духовного правления.
  15. ГМЗ РК. Р-881. Дневник протоиерея Андрея Тихвинского. Т. I. Л. 184.
  16. Там же.
  17. Там же.
  18. Там же.
  19. Там же. Л. 218 (об).
  20. Осипов Алексей Агапиевич (1770-1850). Вид с северо-западной стороны ростовского Успенского собора. 1825. Б., офорт. 46х45. Г-202. Поступил в 1920 г. из собрания А.А. Титова. Г-203. 44х46,2. Поступил в 1912 г. Дар А.Ф. Федорова.
  21. В статье Б. Денике «Старинный Вид Ростова Великаго» (Старые годы. 1915. Октябрь. С. 37-40. С. 40) в частности сообщается: «…Существует еще ряд литографий и рисунков Ростова с северо-запада (Напр., Лит. Осипова, 1825, рис. тушью в собр. Д.А. Иванова – 1824 г.)». То есть, рисунок тушью, исполненный Юровым хранился в 1915 г. в собрании Д.А. Иванова.
  22. ГМЗ РК. Р- 299. Артынов А.Я. Ростовский летолписец. С. 372.
  23. КП-25786. Ф-2374. Ц 918/4. 12840. В старой книге поступлений под № 12840 записано: «Изображение на финифти Ростовского Кремля с западной стороны: а) Четырехугольная. Разм. 22х17,5 …Работа крестьянина Спас-Песковской слободы А.А. Мринина. Пост. в 1918 г. из Ростовской Земской Управы».
  24. ГМЗ РК. Р-1051. Книга расходная Спасской церкви, что на площади. 1825. Л. 6.
    По слова А.А. Титова «в 1825 году западная сторона храма была обращена в жилое помещение для местных священно-церковно-служителей, причем к ней был пристроен небольшой каменный корпус, вследствие чего фасадная сторона паперти окончательно была уничтожена. Вместо существовавших прежних оконных пролетов с красиво обрамлявшими их арками и полуколоннами сделаны были в новой стене, под деревянными перемычками, четырехугольные окна казенного типа, а фасадное входное крыльцо, с шатровым теремком, было сломано и погибло безвозвратно вмесите с кафельными плитками, украшавшими наружную сторону паперти в виде пояска». (Титов А.А. Спасская Ружная, что на площади, церковь в г. Ростове Великом// Исторический вестник. 1894. Октябрь. С. 236-246. С. 242).
  25. «… Способ эгломизе – черный силуэт на стекле фоном из золотой, серебряной или цветной фольги (Название «эгломизе» происходит от имени изобретателя этой техники Ж.-Б. Гломи, работавшего в Париже во второй половине XVIII века.) В технике эгломизе использовались два основных приема: первый – на стеклянной пластинке с оборотной стороны писали силуэт (черной краской или черным лаком), фон покрывался золотом; второй – на стеклянную пластину наклеивалась золотая фольга (сусальное золото), силуэт процарапывался по ней иглой и в места, освобожденные иглою от золота, заливалась либо черная краска, либо черный лак, в иных случаях подкладывалась черная бумага». Государственная Третьяковская Галерея. Каталог собрания. Портретная миниатюра XVIII – начала XX века. М., 1997. С. 223.
  26. ГМЗ РК. Старая инвентарная книга. ИК 920/43.
  27. ГМЗ РК. Старая инвентарная книга. Ик 910/10. Ик 910/11.
  28. РФ ГАЯО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1467. Дело об определении мещанина В. Юрова оспопрививателем. 1829. Л. 1.
  29. РФ ГАЯО. Ф. 196. Оп. 1. Д. 12070. Дело о взятии показаний у священника Ростовской Вознесенской церкви Николая о неправильно составленном завещании мещанином Василия Юрова. 1837. Л. 1.
  30. РФ ГАЯО. Ф. 204. Оп. 5. Д. 3118. Л. 13.
    Московский адресс–календарь, Для жителей Москвы, составлен по оффициальным Документам и сведениям К. Нистремом. Том третий. Москва, 1842. С. 145. Голубков Василий Иван., 1 гил. (чаем и сах.) Мясн. Ч. 1 кв. на Кузнеч. Мосту. Дом Сатиаса 41.
  31. ГМЗ РК. Р-241. Л. 34.
  32. РФ ГАЯО. Ф. 204. Ф. 204. Оп. 5. Т. 2. Д. 2089. Л. 16.
  33. РФ ГАЯО. Ф. 204. Оп. 5. Д. 2242. Л. 1. Дело о духовном завещании мещанки Марфы Юровой.
  34. РФ ГАЯО. Ф. 241. Оп.1. Д. 437. Книга подворная города Ростова второго квартала. 1849. Л. 13(об.)-14. «Московская улица. Дом деревянный одноэтажный с надворным строением и землей мещанки Веры Егоровой Юровой 53; у нее муж Василий Григорьев – 68…»
  35. Виденеева А.Е. О ростовских художниках середины XIX века // СРМ. X. Ростов, 2000. С. 103.
  36. РФ ГАЯО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 384. Л. 31.
  37. РФ ГАЯО. Ф. 371. Оп. 2. Д.122. Метрическая книга Ростовской Толгской церкви. 1852 – 1861. Л. 34 (об.) – 35.