Е.В. Синицына

Книжные собрания небольших монастырей Ярославской епархии до начала XX века

Возможности работы по реконструкции состава древнерусских библиотек полностью определяются степенью сохранности источников, как документальных, точно фиксировавших состояние книжного собрания в определенный хронологический отрезок, так и остатков исследуемых библиотек, т.е. конкретных сохранившихся книг. В настоящей статье представлены данные источников о характере и количественном содержании того рукописно-книжного фонда, который в XVII-XVIII вв. принадлежал библиотекам небольших духовных корпораций Пошехонского, Любимского, Даниловского, Романово-Борисоглебского, Даниловского и Угличского уездов Ярославской епархии. Известия, извлеченные из делопроизводственных материалов, были сопоставлены с информацией о корпусе наличных рукописей ярославского происхождения из современных книгохранилищ. Таким образом, были выявлены те корпоративные библиотеки, которые, по крайней мере, на 80% сохранили свои фонды от XVIII в. до настоящего времени, и, следовательно, могли стать объектами реконструкции и последующих кодикологических разысканий.

Среди угличских обителей значительными рукописными коллекциями обладали в самом начале XVIII в. Покровский, Алексеевский, Николо-Улейминский монастыри и Дивногорская пустынь. К сожалению, уже через полстолетия они практически полностью утратили свои собрания.

Традиции книгописания в Покровском монастыре, по преданию, были заложены еще его основателем, преп. Паисием. С детства отличавшийся святостью, он, по словам жития, днем молился, а ночью переписывал книги. В статье А.Н. Горстки «Паисьево Евангелие – памятник палеографии и оформительского искусства последней четверти XV в.»1 предпринята попытка доказать, что Евангелие, которое поступило после Октябрьской революции из Покровского монастыря в УФ ГАЯО (Ф. 49. Оп. 1. № 2) принадлежит перу Паисия. Действительно, в обители бытовало предание о том, что одна из монастырских рукописей была написана самим основателем, но, как отмечал А.Е. Викторов, это был список Слов Григория Богослова2; а к тому же в краеведческой литературе конца XIX в. Евангелие из ризницы Покровского монастыря никак не связывалось с именем Паисия3.

В библиотеке Покровского монастыря, по данным переписной книги 1702 г., хранились 93 издания и 61 рукопись, однако из письменных книг использовались только два Синодика, два Пролога и два сборника, содержащих Житие Паисия Угличского, остальные кодексы были описаны «числом»: «Да в той же книгохранительнице древних письменных книг в десть и в полдесть и менше в досках и без досок пятдесят пят книг»4. В следующей описи 1752 г. ни одна из названных выше рукописей не значилась. До настоящего времени из покровских кодексов сохранились: уже упоминавшееся Евангелие из УФ ГАЯО, Апостол 1575 г., переписанный в самом монастыре5 и, наконец, рукопись, которая содержала перевод «Толкования на книгу Бытия», сделанный с латинского покровским монахом Тарасием в 1712 г.6

Таблица 1

Книжные собрания угличских монастырей в XVIII в.

Название монастыряДата описиПечат. книгиВ т.ч. богосл. изданийРукоп. книгиИсточник
1Покровский монастырь1702937361РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. № 62. Лл. 18 об.-20 об.
2Покровский монастырь17526343 РФ ГАЯО. Ф. 197. Оп. 1. № 1638. Лл. 36-37.
3Алексеевский монастырь1702614754РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. № 62. Лл. 217 об.-219 об.
4Алексеевский монастырь177798781РФ ГАЯО. Ф. 197. Оп. 1. № 6636. Лл. 15-17.
5Николо-Улейминский монастырь1702796033РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. № 62. Лл. 418 об.-420.
6Николо-Улейминский монастырь1780110883УФ ГАЯО. Ф. 36. Оп. 1. № 28. Лл. 30-32 об.
7Дивногорская пустынь1702685513РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. № 62. Лл. 535 об.-537.
8Дивногорская пустынь17694337 РГИА (СПб). Ф. 834. Оп. 3. № 2461. Лл. 110-110 об.
9Учемская Кассианова пустынь170264563РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. № 62. Лл. 510 об.-511
10Учемская Кассианова пустынь176944381РГИА (СПб). Ф. 834. Оп. 3. № 2461. Лл. 134-134 об.
11Воскресенский монастырь17026048 РГАДА. Ф. 237. № 62. Л. 138 об.
12Воскресенский монастырь176966511РГИА (СПБ). Ф. 834. № 2461. Л. 141-141 об.

В Алексеевском монастыре рукописями также не пользовались, в описи 1702 г. они были записаны следующим образом: «пятьнадесять книг в переплете писмяных, ветхи». Кроме этих книг в библиотеке находилось 61 издание, а также три Синодика и рукописное Житие митрополита Алексея. В 1777 г. из 54 кодексов (по описи 1702 г.) остался только один – Житие митрополита Алексея. В современных фондах удалось обнаружить следующие монастырские рукописи: Евангелие учительное второй четверти XVI в.7 (имеет вкладную запись 1647 г.) и сборник сочинений игумена Андроника 1713 г.8

В Николо-Улейминском монастыре, по описи 1702 г., значилось «одиннатцать книг бытеиских (так – Е.С.) четьих всяких писмяных», четыре «Соборника», «Книга новая четья», два сборника с житиями угличских святых, лицевой Синодик и 14 богослужебных рукописей. К 1815 г. в монастыре не осталось ни одной из названных выше книг. Коллекция рукописей Дивногорской пустыни состояла в начале XVIII в. из 13 кодексов, среди них – «Книга о монашестве» Григория Богослова, Зерцало, «две книги старьчество», Житие Симеона Столпника и семь богослужебных книг.

Очевидно, вблизи Угличской округи существовала в XVI в. мышкинская Никонова пустынь, – упоминаний о ней в литературе обнаружить не удалось. Между тем сохранилась рукопись Лествицы Иоанна Лествичника начала XVI в., которая, судя по вкладной записи, поступила в библиотеку пустыни в 1543 г.9 Минуя Мышкин, вниз по течению Волги, начинались Мологские пределы. В устье реки Мологи уже в начале XVI в. существовал Афанасьевский Холопий монастырь, получивший свое название от бывшего там же Холопьего городка, славившегося своей ярмаркой. С «давних времен» в монастыре почиталась чудотворной икона Тихвинской Богоматери, принесенная сюда, по преданию, правнуком Феодора Ростиславовича Черного, князем Федором (1355-1408 гг.)10, однако записи чудес, происходивших от нее, сохранились только начиная с 1771 г.11 В конце XVII в. в монастыре жил диакон Тимофей Каменевич-Рвовский, который составил сочинение о «Древностях Российского государства», часть своего труда он посвятил описанию древнейших, большей частью, легендарных событий истории Мологского края12. Библиотека Афанасьевского монастыря не была обширной: всего 33 печатных книги (из них 29 богослужебных)13.

По мнению церковных историков, с XV в. в Мологском уезде существовала Златоустовская Ройская пустынь14, в конце XVIII в. она была упразднена. Из описей 1764 и 1769 гг.15 видно, что Златоустовская библиотека состояла из 41 издания (в том числе 34 богослужебных книги) и рукописи, «писанной уставом, Житие митрополита Филиппа».

Довольно известной и, пожалуй, единственной в Рыбинском уезде, была основанная в 1615 г. Югская пустынь, получившая впоследствии наименование Дорофеевой, по имени старца Псково-Печерского монастыря16, принесшего в «отечество свое» чудотворную икону Богородицы и положившему начало пустыни. После его смерти, в 1622 г., от иконы, которая «не дадеся» местным жителям, решившим ее перенести в приходскую церковь села Никольского, последовали чудеса. Их запись была представлена митрополиту Варлааму (1620-1652 гг.), который благословил строительство новой пустыни. В настоящее время известно 13 рукописных книг, содержащих в своем составе Сказание о Югской Дорофеевой пустыни, самый ранний список этого произведения датируется 1713 г.17

О библиотеке Югской пустыни сохранились сведения в описях 1754 г.18, 1777 г.19, 1786 г.20 и 1806 г.21 Согласно последней описи в монастыре имелось 216 изданий и 7 рукописных книг, среди них Сказания о богородичных иконах Югской Дорофеевой, Толгской, Ахтырской, сочинения Димитрия Ростовского (Летописец Келейный и Поучения), а также книга с описанием чудес св. Димитрия, Канон и Акафист ему22, «Книга Феодора Студита». В описях XVIII в. есть упоминания о наличии в Югской книгохранительнице еще двух рукописей – «Книги философской» и сборника сочинений Симеона Полоцкого.

Ниже Рыбинска, по Волге, на Романовской стороне находились Богоявленский Островской и Покровский монастыри, время основания которых относят к началу XVII столетия.

В Богоявленском Островском монастыре, по данным писцовой книги Романовского уезда 1623 г.23, хранилось 21 издание и десять рукописных книг, по содержанию, за исключением двух Прологов, это были богослужебные рукописи. В переписной монастырской книге 1702 г. содержится упоминание только о двух рукописях – «Ирмологии на крюках» и «Иоанна Златоуста» (в 4о). До настоящего времени сохранились два богоявленских Синодика: один составлен в первой четверти XVIII в.24; второй Синодик с 60 миниатюрами выполнен в XVII в. мастерами Московской Оружейной палаты25, ныне он хранится в Воскресенском соборе г. Тутаева Ярославской области26.

Книгохранительница Покровского монастыря не превышала размерами предыдущую библиотеку. По данным описи 1679 г.27, в ней имелось 22 издания и три рукописи богослужебного содержания. Пока разыскана только одна покровская рукопись – это сборник, составленный из Обиходников Троице-Сергиева, Кирилло-Белозерского и Спасо-Каменского монастыря, который был оставлен в обители игуменом Иосифом28.

Одним из очагов староверия в Ростовской епархии было село Даниловское (с 1777 г. – г. Данилов) и поэтому не случайно, что в этих краях инициатива создания пустынь принадлежала приверженцам раскола. Старцем Капитоном были устроены Троицкая Колясникова (1634 г.) и Морозова пустыни29. О последней никаких сведений не сохранилось, а Колясникова пустынь просуществовала до 1764 г. По сведениям описи 1759 г., библиотека пустыни состояла из 66 изданий и «Синодика в лицах», который хранится ныне в Ярославском музее-заповеднике30.

Севернее Данилова, в Пошехонских и Любимских пределах, монастырская колонизация имела давние традиции.

Воскресенский на р. Обноре монастырь, расположенный в 16-ти верстах от Любима, был основан ранее других обителей в здешней местности. По преданию, его устроитель и первый игумен, преп. Сильвестр был учеником Сергия Радонежского и современником Павла Обнорского и Сергия Нуромского. Память Сильвестра «местно чтилась с давних лет», А. Кадлубовский предполагал, что начало местного празднования святого относится ко второй половине XVI в.31 Ярославский священник Н. Корсунский, который ознакомился в 1881 г. с древностями монастыря, описывал серебряный крест, который имел вкладную запись 1593 г., в ней Сильвестр был назван «чудотворцем»32. Жития Сильвестра не сохранилось, хотя есть сведения о том, что существовал какой-то рассказ о жизни и чудесах святого, единственный список которого в 1779 г. был «утрачен чрез неосторожную передачу его в частные руки для прочтения, где оный погиб навсегда, истребленный пламенем вместе с домом читавшего помещика Чагина»33. До настоящего времени сохранилась лишь краткая записка о кончине Сильвестра 25 апреля 1379 г., присоединенная к перечню чудес от мощей преподобного, записанных одним из монастырских иноков в XVII в.34 Большинство чудес святого (2-4, 6-9, 11-12, 15) описывают события 1645-1677 гг., т.е. периода активного возрождения обители после событий Смутного времени, именно тогда состоялось освящение трех новых храмов (1647, 1656, 1675 гг.). О монастырской библиотеке можно судить только на основании «Ведомости имуществу и строениям упраздненных в 1764 г. монастырей Ярославской епархии»35. В ней указано, что в Воскресенском монастыре, за исключением Синодика, рукописных книг не было, а книжное собрание состояло из 33 богослужебных изданий, экземпляра Поучений Ефрема Сирина и двух Прологов.

В приписном к Воскресенскому монастырю, Христорождественском в Носкове, известном с XVII в. и также упраздненном в конце XVIII в., рукописных книг не было, а книгохранительница, по данным описи 1764 г.36, состояла из 28 богослужебных книг, одного Устава и четырех Прологов.

Вслед за Воскресенским на Обноре в Любимских пределах появляется Спасский монастырь. Он был основа Корнилием Комельским и его учеником и постриженником Геннадием, который после возвращения своего наставника в 1525 г. в Комельский монастырь37 принял на себя руководство новой обителью. После его смерти в 1565 г. в монастыре был составлен цикл произведений, посвященных Геннадию, автором которого считают игумена Алексея (1584-1586 гг.)38. Позднее к этому циклу была присоединена Повесть об обретении мощей святого, составленная в 1644 г.

В «Наказании к братии и людям», записанном со слов неграмотного Геннадия, есть указание на то, что Геннадий снабдил обитель «нашего стяжания отчасти книг»39. А в посмертных чудесах святого (восьмом и девятом) повествуется о монастырском книгописании, когда страдавшие «зубной болезнею» клирик Севастиан и диакон Прохор исцелились «по написании» Канона и Жития святого. Рассказ о краже церковных книг и их чудесном возвращении в обитель помещен в чуде десятом. О том, что в монастыре переписывались произведения геннадиевского цикла говорят реально сохранившиеся экземпляры монастырских книг. Один такой сборник, написанный профессиональным книжным письмом в конце XVII в., хранился в Любимском городском соборе40; вторая рукопись, аналогичного содержания (Житие, чудеса, Повесть об открытии мощей и Похвальное слово св. Геннадию), была переписана в монастыре в конце XVII в. крупным литургическим полууставом и «поднесена» архимандриту Костромского Ипатьевского монастыря Паисию41.

К сожалению, ранних описей монастыря не сохранилось, а по данным на 1810 г., в Геннадьевской библиотеке рукописных книг не было, а книжное собрание состояло из 233 изданий, 2/3 которого – богослужебные книги42.

Вслед за монастырями, основанными Сильвестром Обнорским и Геннадием Любимоградским, в первой половине XVI в. на Водоге был поставлен Спасо-Преображенский Сохотский монастырь, впоследствии более известный по имени своего основателя, игумена Севастьяна. Сведения об этом северном подвижнике сохранились лишь в известной книге «о российских святых», где Севастьян был записан как «священноинок, начальник Преображенского монастыря на Соготи реке», «пошехонский чудотворец», «преставившийся в лето 7050 (1542 г.)»43. Сведений о библиотеке этой обители, упраздненной в 1764 г., обнаружить не удалось.

Пожалуй, наиболее известным среди пошехонских обителей был Адрианов Успенский монастырь, находившийся на р. Вохте, в 6-ти верстах от города. Он был основан в 1540 г. постриженником Корнилиево-Комельского монастыря диаконом Адрианом и послушником Леонидом. Житие Адриана, составленное через 20 лет после его мученической смерти в 1550 г. игуменом Алексеем, отличается непосредственностью изложения и сюжетной динамичностью (особенно, в части, рассказывающей о разорении монастыря)44. Автор повествует о «зачатии» и обустройстве обители, быте первых насельников, обучении грамоте учеников45. Алексеевская редакция заканчивается кратким молитвенным обращением к Адриану. Позднее, около 1626 г., к этому памятнику было присоединено Слово на обретение мощей святого и его посмертные чудеса. По всей вероятности, Слово было составлено в Рябининой пустыни вскоре после вскрытия и перенесения из нее в Успенский монастырь останков Адриана, и это событие произошло 16 ноября 1625 г. В сущности, рассказ об обретении мощей разделяется на две части. Первая повествует о создании в 1612 г. Рябининой пустыни церковным дьяком села Гужева Иваном Прокопиевым. Вторая часть начинается с изложения событий 1619 г., связанных с призванием в пустынь игумена Лаврентия из Романовского Богоявленского монастыря. Дальнейшее повествование построено на описании заслуг игумена Лаврентия в деле открытия мощей святого.

О библиотеке Адрианова монастыря можно составить представление на основании данных Отписной книги 1670 г.46 и описи монастырского имущества 1810 г.47 Во второй половине XVII в. книгохранительница насчитывала 115 изданий (из них 70 были богослужебными книгами) и 43 рукописи. Последние, в подавляющем большинстве (30), предназначались для ведения церковных служб и только 13 кодексов были четьими по содержанию. В этой подборке – традиционная для монастырского круга чтения назидательная литература – две книги Иоанна Лествичника, Измарагд, Поучения Ефрема Сирина, Пчела, Притчи Соломоновы, «Соборник», четыре Пролога и Скитской Патерик. Обратившись к описи 1810 г., мы не нашли ни одной из упоминавшихся в описи XVII в. рукописей. В начале XIX столетия в монастырской библиотеке хранилось 126 печатных книг и единственная рукопись – Келейный Летописец Димитрия Ростовского. Из реально сохранившихся кодексов Адрианова монастыря удалось разыскать лишь Синодик, составленный в конце XVIII в. (ОР РНБ. Ф. 775. № 4472) и сборник поучений, переписанный в 1788 г. местным псаломщиком Василием (ГАЯО-492). Впрочем, в сборнике сочинений Максима Грека в списке XVII в. из Щукинского собрания ОР ГИМ (№ 89) была скопирована запись 1587 г., которая сообщала, что оригинал был написан в Москве иноком Адриановского монастыря по указанию игумена Евстафия и дан вкладом в пошехонскую обитель.

Вслед за Адриановым монастырем, во второй половине XVI в., была создана Спасо-Ломская пустынь, ее основатель, инок Игнатий, почитавшийся местным чудотворцем, умер в 1591 г.48, и, судя по сведениям монастырского Синодика, прежде подвизался в Спасо-Прилуцком монастыре49. Жития этого подвижника не сохранилось, но иконописные изображения св. чудотворца Игнатия известны. Что касается документальных свидетельств о составе книжного собрания Спасо-Ломской пустыни, то они имеются только от 1752 г., и указывают на то, что в обители хранилось всего 17 печатных книг (14 богослужебных, Устав и 2 Пролога) и «писменное Евангелие»50.

В XVII в. на границе Пошехонского и Вологодского уездов была создана Исакова пустынь. С ней связано Сказание о явлении жителям села Исакова в 1659 г. чудотворной иконы Рождества Богородицы. Первую часть Сказания можно датировать 1662 г., временем, когда челобитчики села Исакова отправились к митрополиту Ростовскому Ионе с просьбой об учреждении обители на месте явления иконы (с этим же периодом связано и большинство записанных чудес). Обычно к этой части присоединяется рассказ 1758 г. о строительстве каменного храма при игумене Питириме. Затем следуют записи 29 чудес и витиеватое Похвальное слово (по всей видимости, составленное одновременно с первой частью Сказания). Сведения о книгохранительнице Исаковой пустыни имеются от 1702 г.51 и 1769 г.52 В начале XVIII в. здесь хранилось 22 печатных книги (в том числе 18 богослужебных) и пять рукописей (Триодь, Трефолой, «Цветник», нотная крюковая рукопись и Синодик). По описи 1769 г., рукописных книг не значится, а среди печатных названы 25 богослужебных изданий и 4 Пролога.

Сведения о библиотеках небольших монастырей и пустынь Пошехонской и Любимской округи имеются только от XVIII в. и свидетельствуют о том, что число книг в них не превышало трех десятков, а рукописей не было вообще.

Итак, как показал настоящий обзор, большинство местных монастырских библиотек уже к началу XIX в. не имели в своем составе сколько-нибудь значительных рукописных собраний, за исключением единственного в крае хранилища – библиотеки Ярославского архиерейского дома (далее – ЯАД).

Образование и первый период существования этого книжного собрания был связан с переводом в Ярославль ростовской архиерейской кафедры. Митрополичья библиотека была перевезена зимой 1790 г. и объединена с книжным собранием Спасского монастыря, на территории которого располагалась с 1787 г. архиерейская резиденция. Первоначально ростовские и ярославские рукописи хранились отдельно друг от друга. Но после строительства в 1817 г. здания ризницы и перевода туда книжницы рукописи были расставлены на полках не по принципу бывшей владельческой принадлежности, а по тематике, изменился и порядок следования кодексов в описях ЯАД.

Таблица 2

Книжные собрания небольших монастырей и пустынь, располагавшихся на северо-востоке Ярославской епархии

Название монастыряДата описиВсего книгВ т.ч. богосл. книгКол-во рукоп. книгИсточник
1Пошехонский Рождественский на Соти175419170РФ ГАЯО. Ф. 197. Оп. 1. № 1905. Лл. 35-58
2Пошехонский Рождественский на Соти174018170РФ ГАЯО. Ф. 197. Оп. 1. № 144. Лл. 45-53.
3Пошехонская Рябинина пустынь176930280РГИА (СПб). Ф. 834. № 2461. Лл. 152-152 об.
4Пошехонская Тихвинская пустынь176923200Там же, 180 об.
5Пошехонский Николаевский Тропский176927230Там же. Л. 171.
6Югская Димитриева пустынь176931270Там же. Л. 165-166.
7Вознесенский на Обноре монастырь174015120РФ ГАЯО. Ф. 197. Оп. 1. № 441. Лл. 25-44.
8Любимский Христорождественский в Носкове176433280РГИА (СПб). Ф. 834. № 2461. Л. 78 об.
9Любимский Христорождественский на Ильдоме м-рь176421160Там же. Л. 89 об.
  1. Горстка А.Н. Паисьево Евангелие – памятник палеографии и оформительского искусства // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. Письменность. Искусство. Археология. 1986 г. Л., 1987. С. 343-349.
  2. Викторов А.Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах Северной России. СПб., 1890. С. 281.
  3. Угличский Покровский монастырь. Ярославль, 1870. С. 46-47.
  4. Шифры источников, из которых взяты сведения о билиотеках угличских монастырей, см. в таблице 1.
  5. ОР ГИМ, Щукин.-309.
  6. ОР РГБ. Ф. 228. № 82.
  7. ОР РНБ, Пог.-191.
  8. ОР РНБ, Q. I. 1382.
  9. ОР РНБ, Q. I. 205.
  10. Экземплярский А.В. Ярославские владетельные князья. Ярославль, 1887. С. 50-52.
  11. См.: ЯЕВ. 1866. Ч.н. С. 376-378.
  12. См.: ЯЕВ. 1875. Ч.н. № 9. С. 66.
  13. Фенютин А. Опись Афанасьевского монастыря на посаде Мологи, составленная в конце XVII столетия // ЯГВ. 1850. Ч.н. № 38-39.
  14. Амвросий. Ч. V. С. 716; Зверинский. № 807.
  15. РФ ГАЯО. Ф. 197. Оп. 1. № 3733. Опись Златоустовской Ройской пустыни 1764 г.; РГИА (СПб). Ф. 834. Оп. 3. № 2461. Лл. 177-177 об. Опись Златоустовской Ройской пустыни 1769 г.
  16. Иноку Дорофею необоснованно приписывается авторство «Цветника», все списки которого датируются не ранее второй половины XVIII в. (см.: Леонид /Кавелин/. Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания графа А.С. Уварова. М., 1893. Ч. 1. С. 516).
  17. ОР РГБ. Ф. 299. № 489.
  18. РГИА (СПб). Ф. 796. Оп. 35. № 424/396.
  19. РФ ГАЯО. Ф. 197. Оп. 1. № 6637.
  20. РбФ ГАЯО. Ф. 115. № 9.
  21. РбФ ГАЯО. Ф. 115. № 54.
  22. Должно быть рукописи Канона и Акафиста св. Димитрию Ростовскому появились в монастыре в 1752 г., когда настоятелем Югской пустыни был игумен Вонифатий Борецкий, автор службы «новоявленному ростовскому чудотворцу».
  23. ЯЕВ. 1872. Ч.н. № 3.
  24. РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. № 62. Лл. 597-619 об. Переписная книга Романовского Богоявленского Островского монастыря 1702 г.; ГАЯО-24, Синодик Богоявленского Островского монастыря XVIII в. (первая четверть).
  25. О нем упоминает ярославский архиепископ Ионафан, посетивший в 1890 г. Романовский Богоявленский Островской монастырь. См. об этом.: ЯЕВ. 1872. Ч.н. № 3.
  26. См.: Северный рабочий. 1988. 13 октября.
  27. См.: Лествицын В.И. Путеводитель по церквам г. Романова-Борисоглебска // ЯЕВ. 1875. Ч.н. С. 99.
  28. ОР РГБ. Ф. 310. № 149.
  29. См.: Известие о расколоучителе Капитоне // Бычков А.Ф. Заметка о Хронографе ярославского священника Феодора Петрова. М., 1890. С. 8-9.
  30. ЯИАМЗ-15492. Настоящий Синодик издавался Обществом любителей древней письменности в 1896 г. (Т. СХ).
  31. Кадлубовский А. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902. С. 103. № 70.
  32. Корсунский Н. Преподобный Сильвестр, игумен, обнорский чудотворец. Ярославль, 1881.
  33. Там же. С. 1-4.
  34. ОР НПБ, Сол. 182. Л. 163; ОР РГБ. Ф. 214. № 216-4.
  35. РГИА (СПб). Ф. 234. Оп. 3. № 2461. Опись книг Воскресенского монастыря помещена на л. 78 об.
  36. РГИА (СПб). Ф. 834. Оп. 3. № 2461. Л. 78 об.
  37. ПСРЛ. СПб., 1859. Т. 8. С. 272.
  38. Буланина Т.В. Геннадий // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Ч. 1. С. 146-147; Ее же. Алексей // Там же. С. 34-35.
  39. Житие и чудеса преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского чудотворца. М., 1895. С. 31.
  40. ОР РГБ. Ф. 178. № 910.
  41. ОР РНБ. Михайл.-Q. 362.
  42. ГАЯО. Ф. 230. Оп. 1. Т. 2. № 3901.
  43. Толстой М.В. Жизнеописания угодников божиих, живших в пределах нынешней Ярославской епархии. Ярославль, 1909. С. 65. № 22.
  44. См.: Дмитриев Л.А. Житие Адриана Пошехонского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.2. Ч.1. С. 239-241.
  45. «Егда им прочитающе Божественное писание, не велегласно, ни красно, но смиренным гласом и кротким, един чтет, а второй рассуждает, и паки един по едину чтуще, и учеником такожде повелеваху». См.: Житие и страдание св. преп. Адриана игумена, Пошехонского чудотворца. Пошехонье, 1894. С. 9.
  46. ОР РНБ. Q. IV. 390.
  47. ГАЯО. Ф. 230. Оп. 1. Т. 1. № 1647. Лл. 1-28.
  48. Толстой М.В. Жизнеописание угодников божиих … С. 68. № 23.
  49. Ярославский Патерик. Ярославль, 1912. С. 189.
  50. РФ ГАЯО. Ф. 197. Оп. 1. № 1638. Лл. 101 об.-102.
  51. РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. № 62. Лл. 554-562 об.
  52. РГИА (СПб). Ф. 834. Оп. 3. № 2461. Лл. 65-66.