Публикация Р.Ф. Алитовой

Летопись церкви села Спас-Смердина

Иллюстрации

В конце XIX – начале XX вв. летописи, или так называемые «книги об исторических достопримечательностях» («достопамятностях»), имелись в каждом приходском храме. В летописи заносились сведения о «замечательных» древностях; священниках, церковнослужителях и старостах; числе душ в приходе; количестве умерших, «бракосочетавшихся» и родившихся; отчёты о церковных доходах. Церковные летописи вели настоятели храмов по указу Синода от 12 апреля 1886 г.

Летописи являются важным историческим источником, несмотря на то, что они чрезвычайно неравноценны. Степень полноты летописей и количество упоминаемых фактов определялись усердием и личными склонностями их авторов. Одни уделяли больше внимания сухой статистике, другие вели подробную ежегодную хронику приходской жизни, третьи просто отписывались, четвертые были графоманами. В последнем случае формальная хроника становилась увлекательным повествованием, и летопись из статистического отчета превращалась в сочинение особенного жанра, в котором переплетались мемуарные мотивы и элементы детектива, назидание и панегирик, занимательные истории из древности и современной священнику жизни.

Село Спас-Смердино расположено в юго-западной части Ростовского района Ярославской области. Каменная церковь в селе сохранилась и в настоящее время является действующей1.

Летопись церкви хранится в частной коллекции. Рукопись на 17 листах размером 24,5х17,5. Листы сшиты в тетрадь. На отдельных листах имеются сгибы, надрывы, потертости на углах. Утрачены листы между л.14 и 15, а также между л. 15 и 16. Переплет и обложка отсутствуют.

Текст написан чернилами почерками двух лиц. Первые записи в рукописи датируются 1896 г., последние сделаны в 1912 г. С 1896 г. по 1906 г. летопись вел Николай Крылов, с 1908 г. по 1912 г. – Дмитрий Никольский.

Документ публикуется в соответствии с «Правилами издания исторических документов».

  1. Алитова Р. Ф. К истории церковного строительства в Ростовском уезде (XVIII- начало XIX вв.) // ИКРЗ. 2002.- Ростов, 2003. С. 89.

Летопись церкви села Спас-Смердина

Л. 1. Храм в селе Спасском, что в Смердине, Ростовского уезда, каменный, двухэтажный, начат постройкой в 1804 году по благословению Преосвященнейшего Павла, Архиепископа Ярославского и Ростовского, иждивением и старанием прихожан и посторонних жертвователей, окончен в 1809 году, а в 1810 году, по благословению Архиепископа Ярославского Антония освящена нижняя церковь во имя Рождества Христова с приделами: на правой стороне во имя Святителя и Чудотворца Николая, а по левую во имя Святителя Димитрия Ростовского Чудотворца. Верхняя летняя церковь во славу Преображения Господа Нашего Иисуса Христа освящена в 1829 году по благословению Архиепископа Ярославского и Ростовского Авраама.

Храм существует в том же виде, в каком первоначально построен. Иконостас нижней церкви также существует в первоначальном виде, но иконостас верхней церкви построен был не в том виде, в каком теперь существует.

Л. 1 об. // Сведений же о прежнем иконостасе не сохранилось, а настоящий иконостас устроен помещиком сельца Заречья Павлом Степановичем Лупандиным.

Из замечательных предметов в храме есть следующие: серебряный напрестольный крест с пятью частями мощей Святых Угодников Божиих, три деревянных напрестольных креста, жестяные брачные венцы, старинное Евангелие, крашенинные стихари и старинные ризы.

Кроме обычных, повсюду совершаемых крестных ходов, существуют в приходе следующие крестные ходы: 1, в селе Спасском в день Рождества Св. Иоанна Предтечи, 24 июня, 2, в деревне Калистове в праздник Иконы Казанской Божией Матери, 8-го июля, 3, в той же деревне Калистове в праздник святителя Димитрия Ростовского Чудотворца, 4, в деревне Суморокове в праздник св. Илии Пророка, 20 июля и 5, в деревне Уставской в память Св. Авраамия Смоленского, 24 августа.

Время установления крестных

Л. 2. // ходов в селе Спасском и в деревнях Калистове и Суморокове достоверно неизвестно, неизвестна также и причина установления их, так как среди крестьян никаких сведений о них не сохранилось. Одно можно сказать, что совершаются они с давних пор. Крестный же ход в деревню Уставское установлен в 1846 году, по случаю нападения на озимь червя.

Кроме того прихожане – жители села Спасскаго празднуют 11 июня в честь свв. Апостолов Варфоломея и Варнавы, по случаю бывшего в этот день в 1880 году пожара, а 13 июля празднуют сельские и калистовские по случаю падежа скота. В этот день совершается крестный ход к реке Саре для окропления скота, который туда пригоняется.

До настоящей каменной церкви, в селе Спасском была деревянная церковь, построенная в 7212 году (1704 по Р. Хр.), как значится в описи 1794 года, «небольшая, об

Л. 2 об. // одной главе. На ней крест железный. Стены в церкви тесаные, потолок тесовый, окон пять. Решетки в них железные, оконницы стекольчатые; входная дверь деревянная с внутренним замком. Колокольня возвышена над папертью. На ней пять колоколов нетяжеловесных». Приход сей церкви состоял из села Спасского, что в Смердине и деревни Калистова в количестве 28 дворов со 112 душами мужеского пола.

В 1802 году, июля месяца 2 дня, Указом Святейшего Синода, к церкви села Спасскаго причислена, по малоприходности, церковь села Суморокова (ныне деревня) с приходом «с тем однако ж, что пока оная совершенно не обветшает, то священно-церковнослужителям, до выбытия их куда-либо от оного (прихода), довольствоваться по-прежнему». С 1804 года, за выбытием священника, в приходе церкви села Суморокова священнослужения и требы стал исправлять священник села Спасского. Дьячок и пономарь оставались при церкви села

Л. 3. // Суморокова, по старости, до увольнения за штат. Окончательное упразднение Сумороковского прихода произошло в 1811 году, когда церковь была разобрана и все священные предметы перенесены в Спасскую церковь. Иконостас, впрочем, еще ранее был «употреблен в передел в Спасскую церковь». Причисленная Сумороковская церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая Мир-Ликийскаго была «деревянная, расположением небольшая, об одной главе. На ней крест железный, снаружи выкрашенная. По всей церкви окон семь. В них решетки железные, оконницы стекольчатые. Входная дверь деревянная с внутренним замком. Колокольня возвышена над папертью; на ней четыре колокола нетяжеловесные». Построена была и освящена в 7218 году (1710 г. По Р. Х.) По совершенном обветшании церковь сия, как значится в реестре церковным вещам, значащимся в описи, учиненной в 1794 году, «продана на обжиг», Святой престол «предан огню», иконостас «употреблен в передел в Спасо-Смердинскую церковь».

Причисленный Сумороковский при

Л. 3 об. // ход состоял из села Суморокова и деревни Уставской, в количестве 35 дворов со 141 душой мужеского пола и 139 душами женского пола.

При церкви села Спасского, что в Смердине в настоящее время находится 55 десятин 504 кв. сажени пахотной и сенокосной земли, из коих 19 десятин 405 квадр сажен составляет земля, бывшая во владении упраздненной Сумороковской церкви. Этою землею, по упразднении церкви, пользовались крестьяне бывшего села Суморокова и только в 1845 году, при размежевании земель, по определению Ярославской Посреднической Комиссии, она отошла от них в собственность Спасской церкви. Рассказывают, что когда священник Спасской церкви пришел в первый раз косить траву на церковную Сумороковскую землю, то крестьяне тоже начали косить на этой же земле траву, говоря, что земля эта принадлежит им и они не уступят ее причту Спасскому,

Л. 4. // хотя ранее им и было объявлено о том, что земля принадлежит Спасской церкви. Когда же священник вынул из-за голенища, как передают, бумагу и прочитал ее крестьянам, они долее не стали оказывать сопротивления и священник беспрепятственно уже начал косить траву. В 1854 году помещик сельца Заречья Александр Павлович Лупандин задумал эту землю оттянуть в свою пользу и, вследствие его просьбы, ростовский исправник Ащерин приказал сотскому объявить священно-церковнослужителям села Спасского, чтобы они с Сумороковской церковной земли не увозили скошенной травы впредь до прибытия чиновника Земской полиции. А чтоб трава скошенная, в случае дождя, не могла сгнить, они, священноцерковнослужители, сметали бы ее в стог или копны на месте сенокоса. Старания г. Лупандина не увенчались успехом и земля бывшей Сумороковской церкви осталась за Спасскою церковью.

Церковь села Спасскаго, что в Смердине

Л. 4 об. // владеет капиталом в количестве 2995 рублей 50 коп., который вложен разными лицами на удержание самостоятельности церкви и на вечное поминовение. Проценты с капитала идут на нужды причта.

Кладбище находится при церкви и обнесено каменною оградою. Существование его современно построению церкви. До 1887 года оно было обнесено деревянною оградою с каменными столбами, которая пришла в ветхость и вместо её, в 1887 году, старанием церковного старосты, крестьянина Ивана Леонтьева Ренова построена настоящая каменная ограда с железными решетками. На кладбище покоится род Губастовых, купивших усадьбу Заречье у последнего представителя рода Лупандиных – Ивана Александровича Лупандина. Могилы гг. Губастовых обнесены железною решеткою. Замечательных памятников на кладбище нет. В деревне Суморокове (бывшем селе) находится закрытое со времени

Л. 5. // упразднения церкви кладбище.

Причта при церкви села Спасскаго, что в Смердине, по числу приходских дворов, за силу указов и по разбору в 1784 году положено быть священнику, дьячку и пономарю, а по Высочайше утвержденному 1876 года расписанию приходов положено быть священнику и псаломщику. Таковой состав причта имеется и теперь. На содержание свое причт получает до 400 рублей от всех существующих статей, как-то от добровольных приношений от прихожан, от земли и процентов с капитала, вложенного в пользу причта. Для священника и псаломщика построены деревянные, крытые соломой дома. Дом для священника построен в 1864 году священником Иоанном Талицким и в 1869 году куплен у него прихожанами за 500 рублей и обращен в церковную собственность, для восстановления самостоятельности прихода, а дом для псаломщика построен прихожанами в 1872 году. Училища при церкви нет, за неиме

Л. 5 об. // нием прихожанами средств содержать его.

Название свое село Спасское получило от своего приходского храма в честь Преображения Спаса Нашего Иисуса Христа, а прибавление «что в Смердине» от слова «смерд» т. е. чернь. Принадлежало оно Кириллову Белозерскому монастырю, до отобрания от монастырей земель при Императрице Екатерине II. В писцовой книге стольника Степана Жадовскаго да подъячего Марка Антонова за 1676-79 годы написано: «в Песьем стану Кириллова монастыря, что на Беле озере, в вотчине село Спасское, Смертино тож, на речке на Саре. А в селе Церковь Преображения Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа». Село Спасское известно было еще в XIV веке. При Иоанне Калите оно было удельной собственностью Ростовских князей.

Прихожане церкви села Спасского все чисто русские и занимают настоящее место жи

Л. 6. // тельства с давних времен. Все они, кроме двух душ женского пола дворян, крестьяне, православные. Раскольников нет, а также нет и иноверцев. Замечательных местностей, кроме той, где была прежде Сумороковская церковь, в пределах прихода нет. Из достопамятных лиц из прихожан известен главный деятель по построению церкви крестьянин деревни Калистова Тимофей Онисимович. Служивший до 1894 года при здешней церкви священником в продолжение 47 лет отец Иоанн Пантелеймонович Талицкий рассказывал о нем следующее: Будучи мальчиком, Тимофей Онисимов пас скот своей деревни и бывая с ним у села Спасского, любовался красивым его местоположением. Видя же родной храм свой приходящим в ветхость, у него возникала мысль: «Как было бы хорошо, если на месте старого деревянного храма устроить большой каменный храм. Если бы, думалось ему, я был бы богат, то непременно исполнил бы это». Скоро он отправлен был в Петербург на промысел, с течением

Л. 6 об. // времени вышел в люди и приобрел знакомство с некоторыми состоятельными людьми. Возвратившись на родину, он деятельно принялся за исполнение своего душевного желания, не покидавшего его с отроческих лет. Хотя своих средств у него было немного, а прихожане сами люди небогатые, однако энергия, бывшая следствием с годами возросшего его душевного желания, сделала то, что дружными усилиями его самого, прихожан и знакомых его благотворителей в Петербурге, построен настоящий, величественный по здешней местности храм.

Из других лиц известен бывший церковным старостою тоже крестьянин деревни Калистова Матвей Кириллович Беззубов. Он известен как очень набожный и богомольный человек, любитель пения и чтения церковного. Он старался не пропустить ни одной службы церковной. Если он работал в поле и услышал звук церковного колокола, тотчас остав

Л. 7. // лял работу, лошадь отправлял одну домой, а сам, в чем был, шел в церковь.

Прихожане церкви села Спасского в Смердине к церковному Богослужению сравнительно усердны, не редко посещают храм Божий, особенно в большие и местночтимые праздники. Долг исповеди и Причастия Святых Тайн, за малыми исключениями, исполняют все неопустительно. К слушанию поучений и бесед душеспасительных, к поминовению усопших, к отправлению молебнов, вообще к делам благочестия усердны. Случаев обращения из раскола, иудейства, магометанства и язычества не было. Также не было случаев совращения.

К христианской общительности и взаимному вспоможению прихожане расположены. В умственном и нравственном отношении сравнительно развиты. Неграмотных среди их мало и к грамотности они расположены. Суеверия и предрассудки господствуют среди их обычные, встречающиеся в каждой мало

Л. 7 об. // образованной среде. Между ними преимущественно развита вера в знахарей и знахарок, которые занимаются скачиванием или, как говорят, отливанием воды с камешков, углей и т. п. предметов, по которым они, будто бы, узнают, отчего болезнь приключилась, смертная она или нет, и дают эту воду пить больным. Так как врачебный пункт далеко (18 верст), то все эти знахари и знахарки имеют всегда не мало пациентов. Выдающиеся пороки прихожан – пьянство, впрочем, сравнительно умеренное и сквернословие – среди мужчин, а среди женщин – пересуды, неуживчивость в семействе и т. п.

Прихожане занимаются хлебопашеством, а излишние силы отправляют в столицы на заработок, где они поступают в лавки, магазины, а некоторые имеют и свою торговлю.

За исключением крестьян деревни Суморокова, остальных прихожан можно причислить к достаточным, не терпящим нужды кресть

Л. 8. // янам.

До 1894 года, в продолжение 47 лет при церкви села Спасского, что в Смердине состоял священником Иоанн Талицкий, перешедший в село Никольское Нальяново, Даниловского уезда, на место своего зятя, священника Николая Крылова, который в свою очередь перемещен Высокопреосвященнейшим Иоанафаном, Архиепископом Ярославским и Ростовским к церкви села Спасского в Смердине, где с означенного 1894 года 13 мая и состоит священником.

Священник Иоанн Пантелеймонович Талицкий на новом месте, в селе Никольском-Нальянове прослужил всего 9 месяцев и скончался в феврале месяце числа 1895 года, 76 лет от роду. Он окончил курс в Ярославской Духовной Семинарии, имел фиолетовую скуфью и крест за Севастопольскую кампанию.

Священник Николай Крылов, сын священника Ярославской же епархии, окончил курс в Ярославской Духовной Семинарии со свидетель

Л. 8 об. // ством 2-го разряда.

13 ноября 1895 года Высокопреосвященнейшим Иоанафаном, Архиепископом Ярославским и Ростовским удостоен награждения набедренником «за 10-тилетнюю отлично-усердную службу в сане священника, соединенную с попечительностью о благоукрашении местного храма и изысканием потребных на сие средств».

Псаломщик Василий Краснораменский, диаконский сын, уволен из 3-го класса Ростовского Духовного Училища. Поступил на означенное место в 1883 году 5 апреля, после своего отца, бывшего Диаконом при Спасской церкви.

Церковным старостою пятое трехлетие состоит крестьянин села Спасского в Смердине Иван Леонтьев Ренов. (Награды никакой еще не имеет).

В 7 день ноября месяца 1896 года церковный староста крестьянин Иван Ренов Всемилостивейше пожалован серебряною медалью для ношения на шее на Станиславской ленте.

Л. 9. // Старанием и усердием старосты И. Л. Ренова церковь ремонтирована и украшена. На пожертвованные и изысканные им средства произведены следующие работы:

1, В 1885 году украшена живописью верхняя летняя церковь на изысканные им средства, простирающиеся до 500 руб.

2, В 1886 году выбелена церковь и окрашена кровля и главы, что обошлось в 150 рублей.

3, В 1887 году устроена ограда каменная вокруг церкви, с железными решетками, на что им пожертвовано из своих собственных средств 1300 рублей и приобретено от разных лиц 1700 рублей.

4, Устроены в 1891 году водосточные трубы и переложена печь в церкви, на что им приобретено от разных жертвователей 150 рублей.

5, В том же году куплены металлически хоругви за 170 рублей, тоже приобретены от разных лиц.

6, Устроен сарай для церковных дров на собственные деньги, стоящий 50 рублей.

Л. 9 об. // 7, В прошедшем 1895 году, по разрешению Епархиального Начальства, с колокольни церкви села Спасского снят колокол, весом 42 пуда, который звонил неблагозвучно и взамен его повешен другой в 163 пуда 24 фунта, литый в г. Гатчине на заводе Лаврова. Стоимость нового колокола, за скидкою стоимости старого колокола, с перевозкою и поднятием простирается до 1617 руб. 60 коп. Означенная сумма приобретена от прихожан и некоторых благотворителей, занимающихся торговыми делами в С. Петербурге. Более крупные пожертвования поступили от следующих лиц: от бывшего прихожанина, Петровского купца Алексея Матвеевича Беззубова (ныне умершего) 300 рублей, от Софьи Васильевны Губастовой 100 рублей, от крестьянина села Спасского, имеющего торговлю в С.-Петербурге, Андрея Степановича Чекмарева 100 р., от Дмитрия Николаевича Телегина 115 рублей, от Ивана Николаевича Телегина 50 руб., от Павла Ивановича Аверкиева 100 рублей,

Л. 10. // от самого церковного старосты 500 руб., от крестьянки деревни Уставской Дарьи Ефимовны Соловьевой 100 руб., от С.-Петербургского купца Михаила Дмитриевича Коровина 100 руб. и крестьянина деревни Нагой слободы Ивана Никандрова Труснова 50 рублей.

8, В том же году, на основании указа Ярославской Духовной Консистории за №6610м от 26 августа устроен и освящен дубовый жертвенник в приделе Святителя Димитрия Ростовского Чудотворца.

9, В том 1895 году, на основании указа Ярославской Духовной Консистории за №3940-м, в зимней церкви произведены следующие работы: а) написана живопись, б) иконостас промыт и окрашен масляной же краскою; резьба на оном промыта, в) все киоты вновь окрашены масляной же краскою, а г) иконы промыты и ризы на них вычищены. На всю работу церковным старостою И. Л. Реновым истрачено из своих собственных средств 170 рублей и приобретено от других 230 рублей.

10, Устроена железная решетка на колокольне на средства того же церковного старосты стоимостью 33 рубля, в том же 1895 году.

Л. 10 об. // В настоящем 1896 году, по благословению Преосвященнейшего Иоанникия, Епископа Угличского, опаяны и вызолочены гальваническим способом кресты, исправлена штукатурка, стены церкви, колокольни и ограды выбелены известью, а местами разделаны разными колерами, колонны у колокольни окрашены масляною краскою, главы и кровля церкви и ограды окрашены медянкою на масле, ограды решетка также окрашена медянкою на масле. Все работы обошлись в 665 рублей, из коих 265 рублей церковным старостою, крестьянином Иваном Леонтьевым Реновым пожертвовано из своих собственных средств, а 400 рублей приобретено им от разных жертвователей и от прихожан.

Церкви села Спасского, что в Смердине, священник Николай Крылов.

Псаломщик Василий Краснораменский.

1896 года декабря 17 дня. Читал Благочинный церкви села Любилок священник Константин Тихвинский.

Л. 11. // 1. В 1869 году 4 сентября от Ярославского Губернского присутствия по обеспечению сельского Православного Духовенства объявлено было чрез Благочинного, гор. Петровска Протоиерея Михаила Воскресенского причту и прихожанам села Спасского, что устройство домов для причта на счет церковный или приходский есть одно из первых условий к сохранению самостоятельности прихода, и, во-вторых, в дополнение к средствам причта необходимо сделать в известной норме взнос капитала. В противном случае церковь Спасская должна быть приписана к церкви села Новотроицкого.

Для сохранения самостоятельности своего прихода прихожане Спасские в том же году, по объявлении им предписания Присутствия по обеспечению духовенства, купили по приговору дом у местного священника Иоанна Талицкого за 500 рублей, из коих часть денег ими уплачена была в том же году, а остальные деньги они уплатили в следующем 1870 году. Купленный прихожанами у своего священника дом тогда же был обращен в церковную собственность. Для сохранения самосто

Л. 11 об. // ятельности прихода помещиком сельца Заречья Александром Павловичем Лупандиным пожертвован капитал в 500 рублей. Прихожане – крестьяне также производили сбор денег для взноса капитала. Но так как всего капитала все еще было недостаточно для удержания самостоятельности прихода, то решили возвысить (фиктивно) арендную плату за Сумороковскую землю. С этою целью крестьяне деревни Суморокова составили приговор в том, что они взяли у священноцерковнослужителей села Спасского в Смердине в кортому землю, находящуюся при деревне Суморокове с платою по сто пятидесяти рублей (150) в год (тогда как платили не более 40 рублей в год). Приговор этот вместе с рапортом причта и был отослан в Присутствие по обеспечению сельского Православного духовенства. Таким путем причт и прихожане отстояли самостоятельность своего прихода, руководимые в этом деле как видно их сохранившихся бумаг, своим Благочинным Петров

Л. 12. // ским О. Протоиереем Михаилом Воскресенским.

2. В 1873 году из нижней зимней церкви ворами похищены два серебряных ковчега со Св. Престолов: один весом 3 фунта, 84 пробы, стоящий 105 рублей, а другой 1 1/2 фунта, тоже серебра 84 пробы, стоящий 52 рубля 50 коп. и похищена бархатная новая риза. Похищение совершено через подпольное окно, служившее для осушения воздуха в находящемся под полом пространстве. Святотатцы, выломав не очень крепкую в окне решетку (в настоящее время эти окна заложены и оставлены только узкие продушины для вентиляции под полом), проникли под пол алтаря в приделе Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, подняли короткие половицы пред самым Св. Престолом и совершив свой гнусный и дерзкий замысел, тем же путем ушли с похищенными св. вещами. Похищение было совершено между 9 и 12-м числами сентября месяца. Точно день похищения не установлен, так как в это время Богослужение совершалось в летней, верхней церкви, и без особой нужды в нижнюю церковь не ходили. 12-го числа сентября церковный староста пошел в нижнюю, зимнюю церковь

Л. 12 об. // за красным церковным вином, которое у него там хранилось, и заметил, что в церкви были святотатцы. Ранее, 8-го числа сентября же месяца, он тоже зачем-то ходил в нижнюю церковь, и тогда ничего подозрительного не заметил. Следовательно, похищение было совершено между 9 и 12 числами месяца сентября. Было произведено дознание и следствие, но преступники не были открыты.

3. В 1881 году бурей снесло с колокольни шпиль, в 16 аршин длиною и в том же году церковным старостой Андреем Ивановым Поповым устроен новый шпиль, но уже меньшей длины, а именно 12-ти аршин.

4. В 1896 году в 14-й день месяца мая священники и иеромонахи пожалованы Высочайше серебряными наперсными крестами, в память Священного Коронования Их Императорских Величеств Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Федоровны. В то же 1896 году, 21 августа крестьяне деревни Уставской праздновали пятидесятилетие со времени установления в этот день, в 1846 году

Л. 13. // крестного хода в их деревню и празднования в часть Преподобного Аврамия, Смоленского Чудотворца, по случаю истребления в том году озимей червем. В память сего юбилея они вызолотили ризу на иконе преподобного Авраамия, написанной на средства их в год установления ими праздника. По примеру первого года (1846), когда установлен был ими праздник, в 1896 году был также совершен крестный ход вокруг всех их полей. В обыкновенное же время крестный ход совершается вокруг только деревни, начиная с ключевого колодца у овинов, где служится водосвятный молебен; потом совершается водосвятный молебен при входе в деревню с восточной стороны, а на северной и западной стороне деревни, при хождении вокруг деревни, совершаются простые молебны. По обхождении вокруг деревни, Св. иконы приносятся на каждый двор и на каждом дворе совершается водосвятный молебен, а по окончании бывает молебен среди деревни и крестный ход отправляется обратно, в церковь.

В том же 1896 году, 7 ноября церковный староста, крестьянин Иван Леонтьев Ренов, за пожертвование им из

Л. 13 об. // своих собственных средств 2053 рублей и приобретение от других лиц 5044 руб. Высочайше награжден большою серебряной медалью на шею на Станиславской ленте.

В 1897 году, в Св. Четыредесятницу, проживающие в С-Петербурге, по торговым делам, прихожане церкви села Спасского, что в Смердине, прислали своему приходскому священнику Николаю Крылову, благодарственный адрес и серебряный 84 пробы наперсный крест, право носить каковой Высочайше даровано в 14 день мая месяца 1896 года. В адресе выражены чувства, воодушевлявшие прихожан при поднесении ими своему духовному пастырю наперсного креста.

В 1898 году церковным старостою И. Л. Реновым куплен на Ростовской ярмарке, в лавке Захряпина, запрестольный семисвечник для летней церкви, за 47 рублей. В том же году переделан на фабрике Захряпина, в г. Переяславле, трехсвечник на семисвечник, для зимней церкви, за 25 рублей и куплены три выносных металлических подсвечника за 18 рублей.

В 1899 году церковным старостой И. Л. Реновым устроен большой киот, с вызо

Л. 14. // лоченной на полимент резьбой, для чтимой древней иконы Казанской Божией Матери, находящейся у левого столба нижней зимней церкви. Устройство киота обошлось в 220 рублей. Работал мастер Никольский в г. Ростове.

В 1899 году церковным старостой И. Л. Реновым вызолочены пять риз на иконах в нижней церкви: Спасителя, Божией Матери, Рождества Христова, Святителя Димитрия Ростовского Чудотворца (все в иконостасе) и Казанской Божией Матери (у левого столба). Работа по золочению риз производилась на фабрике Захряпина в г. Переяславле-Залесском, Владимирской губ. За 183 рубля.

По случаю падежа скота в 1901 году от сибирской язвы, от которой пало много лошадей в селениях около Спасского в Смердине прихода, крестьяне деревни Суморокова, для предотвращения бедствия, возымели благое намерение обратиться за помощью к Всемилостивому Господу и заступлению Царицы Небесной. Они постановили каждогодно праздновать 5-го числа июня, в каковой день по их желанию совершается Литургия, а после оной молебен с акафистами Спасителю и Божией Матери и празднуемому Святому и потом совершается крестный ход в д. Суморокова для служения у стада водосвятного молебна и кропления Св. водой стада.

Л. 14 об. // 7-го июня того же 1901 года установили праздновать по тому же случаю и таким же образом и крестьяне села Спасского в Смердине, а 9-го июня – крестьяне деревни Калистова. Крестьяне же деревни Уставской решили установить крестный ход для служения водосвятного молебна и окропления св. водой своего стада 8 июля, после утреннего Богослужения; так как они особо чтут икону Казанской Божией Матери, находящуюся у левого столба нижней, зимней церкви и желали, чтобы св. сия икона была несена в крестном ходе, пред которою они каждогодно пред началом Литургии 8 июля служат водосвятный молебен. Прихожане, крестьяне деревень Сумарокова и Уставской не нарушают данного обещания по случаю падежа лошадей в 1901 году и каждогодно празднуют в установленном порядке – Сумароковские 5 июня, а Уставские 8 июля, но крестьяне села Спасского в Смердине и деревни Калистова праздновали только в течении двух лет, т. е. в 1901 и 1902 гг., а в 1903 г. Уже забыли, какое на них надвигалось бедствие и перестали праздновать, хотя для всех очевидно было, что беда миновала их в 1901 году только по великой милости Божией и заступлению Царицы Небесной. Миновала гроза, прошел и страх и стало забываться благодеяние Божие. Так неблагодарны мы к Благодеющему нам непрестанно Всемилостивому Господу.

Л. 15. // В том же году прихожанами села Спасского в Смердине, по предложению своего священника Николая Крылова и при содействии церковного старосты А. И. Ренова, написана икона Преподобного Серафима Саровского Чудотворца и устроен резной вызолоченный киот, ценою в 175 рублей.

В том же 1905 году церковным старостой А. И. Реновым высеребрены и вызолочены два больших и два малых паникадила в обеих церквах, летней и зимней, за 180 рублей.

В 1906 году тем же старостой переделан пол в нижней зимней церкви. При этом ветхие стулья и балки заменены новыми.

В 1907 году резолюцией Высокопреосвященнейшего Тихона священник о. Николай Крылов был перемещен к церкви села Никольского-Ошаниных и выбыл из Спасского прихода оставив по себе добрую память среди прихожан.

Л. 15 об. // В 1908 году января 9-го дня резолюцией Высокопреосвященнейшего Тихона на освободившееся священническое место к церкви села Спасского в Смердине был перемещен священник села Ивановского Рудаковых Димитрий Никольский.

Священник Димитрий Никольский родился в селе Новотроицком в 1873 году. В 1898 году окончил курс учения в Ярославской Духовной Семинарии со свидетельством второго разряда. До 1901-го года был учителем Горецкой церковно-приходской школы. В 1901 году был рукоположен в священники к церкви села Шеметова Даниловскаго уезда. В 1904 году по слабости здоровья был перемещен к церкви села Ивановского Рудаковых Ростовского уезда

Л. 16. // Праздновать и кругом озимого поля совершать крестный ход.

1910 год

В течение лета в местном храме был произведен крупный ремонт: красился масляной краской внутри летний верхний храм, писалась в нем живопись, белился снаружи весь храм и красилась крыша. Весь ремонт стоил 2000 руб. Кроме церковных средств были средства и доброхотных дателей, так например церковный староста Андрей Ренов пожертвовал собственных средств 700 руб.

1911 год

В нижнем храме был произведен ремонт: перестилался пол и менялись балки. В этом же году сдвигался с своего места св. престол в пределе Св. Димитрия и в декабре месяце местным Благочинным священником Константином Тихвинским в сослужении священников Николая Ржевского (с. Троице Нарядовых) и Александра Пятницкого (с. Новоселки-Пеньковской) было совершено великое освящение храма. (Местного священника не было: священническая вакансия была свободна).

В том же 1911 году помещица усадьбы Заречье пожертвовала в местный храм свою родовую икону Толгской Божией Матери. Икона очень древняя.

В том же 1911 году резолюцией Высокопреосвященнейшего Тихона священник о. Димитрий Никольский в октябре месяце был перемещен согласно прошению к церкви села Спасского на Молокше Угличского уезда. О. Д. Никольский в местном храме служил с 1908 года (3 года).

Л. 16 об. // На освободившееся место священника резолюцией Высокопреосвященнейшего Тихона Архиепископа Ярославского и Ростовского от 1-го ноября был назначен учитель Новоселко-Пеньковской церковно-приходской школы Александр Васильев Михайловский, который и был рукоположен в сан священника к местной церкви в январе месяце 1912 года.

Священник Александр Михайловский сын псаломщика, родился в селе Давыдове Ростовского уезда в … году. В 19.. году окончил курс Ярославской Духовной Семинарии по первому разряду и в том же году был назначен на должность учителя церковно-приходской Новоселко-Пеньковской школы.

В 1912 году от церковного старосты Андрея Ренова поступало пожертвование в местную церковь: в нижний храм пожертвован им резной вызолоченный киот для иконы Тихвинской Божией Матери и в верхний летний храм – икона Знамения Б. М. в резном вызолоченном киоте. Пожертвованные им вещи стоимостью обе около 300 руб.

В том же 1912 году от крестьянки П. А. Чекмаревой поступило пожертвование: две металлические вызолоченные хоругви, напрестольный позолоченный металлический крест и полное священническое облачение все около 250 рублей.

В августе месяце 6-го числа окончил жизнь свою староста местной церкви Андрей Иванов Ренов. Покойный очень много потрудился для храма и делал большие пожертвования из своих собственных средств.

В июне месяце на должность церковного старосты был избран крестьянин деревни Калистова Николай Суханов.

Л. 17. //В 1912 году в храме был произведен ремонт: в нижнем зимнем храме вставлены новые летние и зимние рамы и окрашен пол и панели.

В том же 1912 году в селе Спасском Смердине состоялось открытие вновь выстроенного земского училища.